СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕМА: «Предложение как единица синтаксиса».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обмениваясь информацией, люди создают тексты. Текст состоит из предложений. Выражая свои мысли, люди говорят предложениями.

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: «Предложение как единица синтаксиса».»

21.09.2017г.

ТЕМА: «Предложение как единица синтаксиса».

ЦЕЛИ УРОКА:

• раскрыть понятие «предложения» как единицы синтаксиса, с коммуникативной функцией, признаками и ролью в тексте.

• повторить грамматические характеристики предложения.

• провести орфографическую работу со словарными словами (

лексической нагрузкой - непонятные слова смотри в словаре).

ТИП УРОКА: комбинированный урок.

НА ДОСКЕ:

     1) Жить Родине служить можно и костьми лечь только бы Родину уберечь не числом борются а умением а Васька слушает да ест.

     2) Контекст - часть текста, которая помогает уяснить или уточнить смысл слова или фразы благодаря связям с другими словами или фразами текста.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Работа с записями на доске (аналитическое упражнение)

• Прочитайте слова, записанные на доске. Проанализируйте смысл высказываний. Расчлените запись на предложения, ставя необходимые знаки препинания, отражающие интонационную завершённость и смысловую целостность каждого предложения.

Чтение готового варианта, объяснение знаков препинания.

1) Жить - Родине служить.

2) Можно и костьми лечь, только бы Родину уберечь.

3) Не числом борются, а умением.

4) А Васька слушает да ест.

4. Работа с учебником

Учитель: Обмениваясь информацией, люди создают тексты. Текст состоит из предложений. Выражая свои мысли, люди говорят предложениями.

Сегодня мы поговорим о свойствах предложения, его содержании, смысле и функциях. Предложение несёт смысловую нагрузку; это сообщение определённой информации об окружающей нас действительности, вопрос или побуждение к действию.

Прочитайте на стр. 26 в § 8 материал, помеченный звёздочкой. Сравните слова в левом и правом столбиках (читают). Чем отличается слово зима от выделенного предложения Зима!..?

(Слово зима выполняет номинативную функцию - называет предмет, неодушевленное имя существительное мужского рода единственного числа.

Предложение Зима!.. выполняет коммуникативную функцию, отражает фрагмент окружающей действительности, утверждает информацию, что наступило холодное время года зима. Предложение несет восклицательную радостную информацию.)

Это предложение включено в контекст четверостишия, отражающего дальнейшую информацию на эту же тему (о зиме). Оно предварительно даёт настрой читателя на сообщение о зимней природе... и т. д.

Аналогично анализируем словосочетание размытый путь и предложение Размытый путь.

Словосочетание размытый путь номинативно, путь - главное слово. Путь (к а к о й?) размытый. Мы видим два слова, но не знаем, где этот путь, кто его видит и при каких условиях. У каждого читателя воображение дорисовывает, дополняет информацию об этом пути. Каждый читатель представляет своё.

Размытый путь. Кривые тополя.

Я слушал шум - была пора отлёта...

В контексте четверостишия мы воспринимаем это как фрагмент окружающей действительности. Далее сообщается дальнейшая информация: что происходило в том месте, где был размытый путь (и кривые тополя).

Предложение повествовательное. Оно настраивает читателя на картину размытого пути.

Аналогично анализируем словосочетание несказанное, синее, нежное и предложение Несказанное, синее, нежное...

• Перепишите с доски значение слова контекст.

• Прочитайте правило о предложении и его признаках, функции, роли в контексте (правило на стр. 27). Применяя это правило, выполните упр. 51 по заданию в тетрадях. (К доске вызываются 4 ученика, каждый работает над одним словом по заданию.)

• Проверяем предложения, которые придумали дети. Рассуждение о фразе Родина во мне затоскует? может быть исполнено в таком смысле: человек, который так сказал, любит свою родину, он ощущает её внутри себя, воплощением своих внутренних убеждений, своего характера, своего я. Затоскует во мне - это авторский вариант текста, авторское видение этой темы.

5. Повторение орфографии

• Запишите слова под диктовку и проверьте себя:

грошовый                                              коллектив

вожжи                                                    коллега

грамматика                                           наслаждение

дрессировщик                                       наваждение

иллюстрация                                         обнажить

• Составьте с тремя словами на выбор предложения (повествовательное, вопросительное, восклицательное).

• Упр. 50 (II часть)- комментированное письмо.

6. Подведение итогов урока

7. Сообщение домашнего задания

§ 8 упр. 52.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!