Раздел 4: «Электростатика и электродинамика». (96 часов)
Подраздел 4.2: «Электродинамика. Законы постоянного тока» (12 часов)
План конспект темы 4.2.4
с использованием технологической карты
Тема: «Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля - Ленца»
(2-102 часа)
Цель: | освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; овладение умениями применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно - научной информации. |
Задачи: Образовательные: Воспитательные: Развивающие: | добиться усвоения обучающимися базовых знаний по теме: работа тока, мощность тока, закон Джоуля - Ленца воспитывать положительное отношение к знаниям развивать интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации. |
Основные (базовые) понятия: | работа тока, мощность тока, закон Джоуля - Ленца |
Межпредметные связи: | история, математика, информатика |
УУД (компетенции): Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные: | умение выстраивать деловые отношения; умение ставить учебные задачи, находить способы их достижения, осуществлять контроль и взаимоконтроль; определение способов взаимодействия обеспечивающих учебное сотрудничество; умение самостоятельно добывать нужную информацию, сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы. |
Планируемые результаты: Предметные: Личностные: Метапредметные: | знать/понимать смысл понятий: работа тока, мощность тока, закон Джоуля - Ленца уметь: делать выводы в процессе наблюдения за демонстрациями готовность и способность ответственно относится к выполнению заданий на основе мотивации к изучению физики. умение воспринимать, находить нужную, полную информацию, самостоятельно добывать знания и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в Интернете. |
Ресурсы Основные: Дополнительные: | литература: учебник Л .Э. Генденштейн, Ю.И. Дик «Физика» (11 класс) §4 интернет – ресурсы: http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/669ba075-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_19.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba076-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/ 3_20.swf http://www.youtube.com/watch?v=YSjF4TkKzSI |
Тип урока: | изучение нового материала |
Форма проведения урока: | сочетание различных форм занятий |
Методическая цель | добиться реализации поставленных целей и выполнение задач используя активный, наглядный, иллюстративно-объяснительный, проблемный, частично-поисковый и интерактивный методы обучения . |
Задачи | знать определения базовых понятий: работа тока, мощность тока, закон Джоуля - Ленца |
Тип урока: | изучение нового материала на основе имеющихся знаний |
Форма проведения урока: | тьюторский урок с использованием различных приемов организации учебной деятельности обучающихся |
Ход урока
Элементы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Время |
I.Организационный момент. (задачи, мотивация, планируемый результат, психологический настрой, организация познавательной деятельности) | 1.Приветствие. Психологический настрой. Настрой деятельности на успех. (Преподаватель рассказывает притчу) 2. Тема и цель урока. Преподаватель использует педагогический прием на индивидуальное осмысление: “Верите ли вы, что”) 3. Задачи урока (с позиции ученика выстраивается с их помощью) | Достают письменные принадлежности, готовятся к уроку. Знакомятся с названием темы и целью урока. Выполняют задание, в своих тетрадях, каждый обучающийся ставит: "да" , "нет" Учатся ставить задачи на урок. | 3 мин. |
II. Актуализация опорных знаний. | Педагогический прием «Корзина» идей, понятий, имен. | учатся отвечать на вопросы, учатся воспроизводить пройденные базовые понятия, вспоминают и записывает кратко в тетради все, что знают по пройденной теме (строго индивидуальная работа, продолжи-тельность 1-2 минуты), обмениваются информацией в парах. (время на обсуж - -дение не более 3 минут), называют какое-то одно сведение, факт или формулу, не повторяя ранее сказанного (составляют список идей) | 5 мин |
III. Изучение нового материала. | Работа с информацией образовательного веб – ресурса по вопросам: 1.Работа постоянного тока. 2.Мощность постоянного тока. 3.Закон Джоуля- Ленца. | Учатся работать с электронным образовательным ресурсом, содержащим текст, анимации, интерактивные задания и другие сервисы. | 20 мин. |
IV. Закрепление знаний учащихся. | Объясняет порядок составления "Ω" (омега) -карты. | Учатся составлять "Ω" (омега) -карту по теме. | 10 мин |
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Преподаватель возвращаемся к приему “Верите ли вы, что”и просим обучающихся оценить достоверность высказываний, используя полученную на уроке информацию. Опрос-итог (Что на уроке было главное, что нового узнали и т.д.) | Самоанализ. Учатся рефлексии. | 5 мин. |
VI. Домашнее задание. | Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения. Л .Э. Генденштейн, Ю.И. Дик «Физика» (11 класс) §4 | Готовят дома небольшие сообщения на тему с обязательным ответом на вопросы преподавателя; -дополняют материал из учебника; - составляют кроссенс. | 2 мин. |
Ход урока (развернутый)
I. Организационный момент
1.1 Приветствие. Психологический настрой. Настрой деятельности на успех.
Здравствуйте ребята. Надеюсь, что сегодня вы узнаете и новое и полезное.
Я рассчитываю на вашу помощь и заинтересованность.
Но прежде, чем мы приступим, я расскажу вам одну притчу: "Один человек очень хотел увидеть чудо. Так хотел, что отправился в далекое и опасное путешествие.
Где он только не был! В безводной пустыне и штормящем море, в плену у разбойников и на вершине проснувшегося вулкана. Однажды едва льву в пасть не попал, но ни одного, даже самого маленького чуда так и не увидел. Так ни с чем и вернулся домой.
Переступил родимый порог и, оглянувшись, сказал: - Это просто чудо, что я вернулся живым!.. Сказал и ахнул. Потому что вдруг понял, что чудеса всегда вокруг нас.
Только мы их порой почему-то не замечаем..."
Эпиграф нашего урока:
"Когда реальность открывает тайны, уходят в тень и меркнут чудеса..."
(А. Эйнштейн)
1.2. Знакомство учащихся с темой и целями урока.
Самое прекрасное и глубокое из доступных нам чувств – это ощущение тайны, ибо в нем источник истиной науки”
Сегодня тема нашего урока: «Тайны Физики: Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля - Ленца». Преподаватель использует педагогический прием на индивидуальное осмысление: “Верите ли вы, что”
(в своих тетрадях каждый обучающийся ставит: "да" , "нет" )
Два ученых, работающих в разных странах и не знакомые друг с другом, почти одновременно сделали одно и то же открытие?
Физический закон носит имена владельца пивоваренного завода и ректора Санкт-Петербургского университета?
В конце 19 века Россию называли родиной света?
Электрическая лампа чаще перегорает в момент замыкания тока и очень редко в момент размыкания?
Наибольший расход электроэнергии в наших квартирах приходится на освещение?
Цели:
а) для преподавателя:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии.
б) для обучающихся:
повторяем тему прошлого урока: "Электрический ток. Законы Ома"
изучаем базовые физические понятия и явления: работа тока, мощность тока, тепловое действие тока, закон Джоуля - Ленца, применение теплового действия тока.
1.3 Постановка задач урока (с позиции ученика, выстраивается с их помощью)
II. Актуализация опорных знаний.
Прежде, чем мы вплотную приступим к изучению новой темы, давайте же вспомним что, нам известно по теме прошлого урока.
Преподаватель использует педагогический прием: «Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной или групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске нарисован значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что обучающиеся вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос: - Что вы знаете про электрический ток и законы Ома.
2. Сначала каждый обучающийся вспоминает и записывает кратко в своей тетради все, что знает по теме. (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах. Обучающиеся делятся друг с другом известным знанием. (Время на обсуждение не более 3 минут.) Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее пара по кругу называет какое-то одно сведение, факт, формулу при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются преподавателем в «корзинке»
идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны им в логические цепи.
Как видите вам известно достаточно много ценной и полезной информации, которую мы сейчас повторили. Часть этой информации будет нам необходима при изучении новой темы. Чем мы далее и займемся.
III. Изучение нового материала.
Ваша профессия напрямую связана с информацией и интернетом. А интернет может стать хорошим и удобным инструментом для вашего образования. Как вы знаете, на просторах «всемирной паутины» существуют великое множество образовательных ресурсов (сайтов) которые специально разрабатываются для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему.
И сегодня мы познакомимся с возможностями таких образовательных ресурсов и пройдем интерактивный интернет-тренинг по нашей теме.
Работа с информацией образовательного веб – ресурса по вопросам, получение теоретических знаний и интерактивный интернет-тренинг по вопросам:
1.Работа постоянного тока
2.Мощность постоянного тока.
Переходим по ссылке:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba075-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_19.swf
Обучающиеся учатся работать с электронным образовательным ресурсом, содержащим текст, анимации, интерактивные задания и другие сервисы. Обучающиеся могут фиксировать ответы в своих тетрадях, анализировать, вносить исправления и т.д.
Обучающиеся также получают распечатанные тексты, дублирующие задания сайта.
Работают с текстом, делают пометки по Методу Инсерт (insert) - прием «Пометки на полях»:
: “V” – уже знал;
“+” – новое;
“?” – думал иначе;
“!” – это интересно, удивило меня.
Метод Инсерт (insert)
I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;
N – noting: системная разметка "+" – новое;
S – system: для эффективного "–" – думал иначе;
E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.
R – reading
T – thinking
Инсерт, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление обучающихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки. Пометки должны быть следующие: v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок, где значки станут заголовками граф таблицы.
Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. В таблицу кратко заносятся сведения из текста, или цифры пронумерованных абзацев. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". (Время на подготовку 5-7 минут).
Далее преподаватель ведет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.
После преподаватель предлагает обучающимся отложить в сторону письменные принадлежности и раздает каждому обучающемуся небольшой кусок пластилина. Предлагает "вспомнить детство", размыть пальцы, скатав из пластилина примерно одинаковые шарики. (Используется элемент здоровье сберегающей педагогики и элемент арт - педагогики).
Затем преподаватель сам (или с помощью обучающихся), используя шарики из пластилина и деревянные палочки, собирает некую условную модель кристаллической решётки металлов (проводника). Демонстрирует её обучающимся, спрашивает: - Что это такое по вашему? Выслушивает предположения. Задает другой вопрос:
-Как, по вашему, можно объяснить нагревание проводника электрическим током? (какова физическая природа этого явления).
Обучающиеся пытаются ответить на поставленный вопрос. Преподаватель слушает их и обобщает всё ими сказанное . Затем наглядно объясняет природу нагрева проводника с позиции современных представлений о строении вещества и т.д. Предлагает перейти к заключительному вопросу темы.
3.Тепловое действие тока. Закон Джоуля-Ленца.
Переходим по ссылке:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba076-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_20.swf
После просмотра обучающиеся должны сделать вывод, что степень нагрева проводника зависит от его сопротивление которое в свою очередь зависит от материала проводника и т.д.
Для закрепления формулы закона Джоуля - Ленца обучающимися под руководством преподавателя устраивается небольшая театрализованная сценка по составлению формулы выше названного закона. (Используется элемент арт - педагогики)
Следом преподаватель проводит наглядную демонстрацию теплового действия электрического тока. Просит обучающихся вспомнить, где еще применяется тепловое
действие тока. Потом преподаватель демонстрирует видеоролик: "Лампочка. История открытия" http://www.youtube.com/watch?v=YSjF4TkKzSI (3 мин) и задает вопросы:
Почему лампа накаливания относится к электронагревательным приборам?
Каким требованиям должно обладать вещество нити спирали? Почему?
Зачем нить накала лампы выполняют в виде спирали?
С какой целью из колбы лампы откачивают воздух или помещают инертный газ?
В какой момент чаще перегорает лампа: в момент включения света или в момент выключения света? Почему?
IV. Закрепление знаний учащихся
Для закрепления изученного материала преподаватель предлагает каждому обучающемуся составить по теме урока: "Ω" (омега) - карту.
(используется Омега-мэппинг —метод создания и фиксации (запоминания) креативных идей, помогающий находить целостные решения сложных задач. Омега-мэппинг использует специальную технику визуализации процесса решения задач, а так же упрощает процесс запоминания информации, делая его наглядным и структурированным. автор метода: Виталий Колесник) Обучающиеся учатся составлять "Ω" (омега) -карту
демонстрируют результат, вносят коррективы и т.д.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Преподаватель возвращается к началу урока и приему: “Верите ли вы, что”и просит обучающихся оценить достоверность высказываний, используя теперь всю полученную на уроке информацию. Оказывается, что все ответы - "Да".
Проводит опрос-итог (Что на уроке было главное, что нового узнали и т.д.) и выставляет отметки.
VI. Домашнее задание.
Домашнее задание
Преподаватель сообщает домашнее задание и разъяснят способы его выполнения.(2 мин.)
По учебнику Л .Э. Генденштейн, Ю.И. Дик «Физика» (11 класс) §4 или другим источникам, на выбор, готовят дома небольшие сообщения на тему с обязательным ответом на вопросы преподавателя , дополняют материал из учебника или составляют кроссенс.