СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: ресурсы мирового океана. Климатические и космические ресурсы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме : "Ресурсы Мирового океана".

Просмотр содержимого документа
«Тема: ресурсы мирового океана. Климатические и космические ресурсы»

Тема: ресурсы мирового океана. Климатические и космические ресурсы.

Учебно-воспитательные задачи:

1.Рассмотреть классификацию ресурсов Мирового Океана и рекреационных ресурсов.

2.Оценить перспективы использования альтернативных ресурсов Мирового океана, климатических и космических.


Оборудование: карты «Океаны», «Природные ресурсы мира», учебники, атлас.

Тип урока: урок-конференция.

Структура урока:

План:

1.Классификация ресурсов Мирового океана, их использование, проблемы (Океан «болен»).

2. Климатические и космические ресурсы нетрадиционные (альтернативные) источники энергии, ее виды.

3. Рекреационные ресурсы - четыре главных типа.

Ход урока.

1.Изучение нового материала (выступления учащихся).

1.Классификация ресурсов Мирового океана: кладовая богатств. Виды ресурсов и их использование, проблемы.

По итогам выступлений учащихся составить: план-конспект, опорный конспект, план-схему.

Ресурсы Мирового океана

(план-конспект)

Главный ресурс –

морская вода

Запасы – 1370 млн км3, 96,5%

на каждого жителя планеты – 270 млн м3 океанской воды;

«живая вода» - 75 химических элементов таблицы Менделеева;

1 км3 содержит – 37 млн т растворенных веществ: соли млн т, серы – 6 млн т, много

соды, брома, Al, Ca, Na, Cu, тория золота, серебра.

Минеральные ресурсы

дна океана

  1. На континентальном шельфе: нефть и газ – 1/3 от общей мировой добычи,

к 2010г. – половина нефти и газа поступили из недр Мирового океана. Мексиканский залив – 57 действующих скважин, Северное море – 37,

Персидский залив – 21, Гвинейский залив – 15.

  1. Глубоководное ложе океана – железомарганцевые конкреции.

  2. Сокровища затонувших кораблей (ДТ [12], с. 44)

Энергетические ресурсы

  1. Приливные электростанции – суммарная мощность на нашей планете

приливов оценивается от 1 до 6 млрд кВт*ч – это превышает энергию

всех рек земного шара.

Возможности имеются в 25 – 30 местах земного шара для сооружения

данных электростанций.

Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают: Россия, Франция (здесь построена в 1967 году первая в мире приливная электростанция), Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

  1. Волновые электростанции, использующие энергию морских течений.


Биологические ресурсы Мирового океана

Биомасса насчитывает 140 тыс. видов – это животные (рыбы, млекопитающие,

моллюски, ракообразные) и растения, обитающие в его водах.

Основную часть биомассы составляют фитопланктон и зообентос.

Нектон – рыбы, млекопитающие, кальмары, креветки их насчитывается свыше

1 млрд т.

Хозяйственное использование вод Мирового океана

Самые продуктивные акватории Мирового океана – это северные широты:

Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США ( моря: Норвежское, Северное,

Баренцево, Охотское, Японское, северные части Атлантического и Тихого океанов).

Мировая добыча рыбы и морепродуктов достигла 110 млрд т в год.


Рыболовство – отрасль мирового хозяйства, обеспечивающая существование

15 млн человек.

30 млн т рыбы и морепродуктов приходится на искусственное разведение: на аквакультуру – искусственное выращивание водных организмов в морской и

пресной воде.(аквакультура зародилась в Китае 4 тысячелетия назад);

Марикультуру – искусственное разведение микроорганизмов морской воде.

  • Мировой океан обслуживает около 4/5 сей международной торговли.

  • Число крупных и средних морских портов на всех морях и океанах

превышает 2,5 тыс

  • Транспортное значение Мирового океана очень велико.

Проблемы: глобальные экологические

изменения вод

Мирового океана

Океан «болен», в него ежегодно попадает 1 млрд т нефти (от катастроф танкеров и буровых платформ, слива нефти с загрязненных судов).

Отходы промышленности: тяжелые металлы, радиоактивные отходы в

контейнерах и др.

Более 10 тыс. туристических судов Средиземного моря выбрасывают

нечистоты в море до очистки.

Пути решения

Экологических проблем

Мирового океана

(ДТ [13], с. 44)

  1. Система экологических, технических социальных мер одновременно.

  2. Международные соглашения по мировому океану, ибо мертвый океан

не нужен человечеству.


2.Климатические и космические ресурсы, нетрадиционные (альтернативные) источники энергии, ее виды.

После выступления учащихся отображаются основные сведения в: план - схеме.


Термоядерная энергия

Космическая энергетика

Ветроэнергетика

ВЭУ – Дания, ФРГ, Великобритания, Нидерланды, США (Калифорния), Индия, Китай.




Нетрадиционная (альтернативная) энергетика

Энергетика использующая разность температур

Энергетика, использующая разность температур глубинных и поверхностных вод моря, тепловые насосы и т.д.

Установки геотермальной энергии (ГеоТЭС) - в странах Америки на Филиппинах, В Исландии.

Гелиоэнергетика

Солнечные батареи, Гелиоконденсаторы, солнечные электростанции (СЭС) работают в 30 странах.

Альтернативная гидроэнергетика

  1. Приливные – ПЭС.

  2. Волновые электростанции, используют энергию морских течений.



























3. Рекреационные ресурсы - снова отдыха и туризма.

К рекреационным ресурсам относятся как природные, так и антропогенные объекты и явления, которые можно использовать для отдыха и туризма. Они подразделяются на четыре главных типа:

  1. Рекреационно-лечебный (например, лечение минеральными водами).

  2. Рекреационно-оздоровительный (например, купально-пляжные местности).

  3. Рекреационно-спортивный (например, горнолыжные базы).

  1. Рекреационно-познавательный (например, исторические памятники). К природно-рекреационным ресурсам относятся морские побережья, берега рек, озер, горы,

лесные массивы, выходы минеральных вод, лечебные грязи. Главные формы природно-рекреационной территории:

  1. Зелёные зоны городов.

  2. Заповедники и заказники.

  3. Национальные парки.

К рекреационным ресурсам относятся культурно-исторические достопримечательности: Московский Кремль, римский Колизей, афинский Акрополь, гробница Тадж-Махал в Агре (Индия)

и др.

Международный туризм особенно развит в Италии, Испании, Турции, Швейцарии, Индии,

Египте и других странах мира.

П. Итоги урока. Оценка и самооценка работы учащихся.

Задание на дом: с. 35-37. Подготовка к тестированию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя