Тема: ресурсы мирового океана. Климатические и космические ресурсы.
Учебно-воспитательные задачи:
1.Рассмотреть классификацию ресурсов Мирового Океана и рекреационных ресурсов.
2.Оценить перспективы использования альтернативных ресурсов Мирового океана, климатических и космических.
Оборудование: карты «Океаны», «Природные ресурсы мира», учебники, атлас.
Тип урока: урок-конференция.
Структура урока:
План:
1.Классификация ресурсов Мирового океана, их использование, проблемы (Океан «болен»).
2. Климатические и космические ресурсы нетрадиционные (альтернативные) источники энергии, ее виды.
3. Рекреационные ресурсы - четыре главных типа.
Ход урока.
1.Изучение нового материала (выступления учащихся).
1.Классификация ресурсов Мирового океана: кладовая богатств. Виды ресурсов и их использование, проблемы.
По итогам выступлений учащихся составить: план-конспект, опорный конспект, план-схему.
Ресурсы Мирового океана
(план-конспект)
Главный ресурс – морская вода | Запасы – 1370 млн км3, 96,5% на каждого жителя планеты – 270 млн м3 океанской воды; «живая вода» - 75 химических элементов таблицы Менделеева; 1 км3 содержит – 37 млн т растворенных веществ: соли млн т, серы – 6 млн т, много соды, брома, Al, Ca, Na, Cu, тория золота, серебра. |
Минеральные ресурсы дна океана | На континентальном шельфе: нефть и газ – 1/3 от общей мировой добычи, к 2010г. – половина нефти и газа поступили из недр Мирового океана. Мексиканский залив – 57 действующих скважин, Северное море – 37, Персидский залив – 21, Гвинейский залив – 15. Глубоководное ложе океана – железомарганцевые конкреции. Сокровища затонувших кораблей (ДТ [12], с. 44) |
Энергетические ресурсы | Приливные электростанции – суммарная мощность на нашей планете приливов оценивается от 1 до 6 млрд кВт*ч – это превышает энергию всех рек земного шара. Возможности имеются в 25 – 30 местах земного шара для сооружения данных электростанций. Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают: Россия, Франция (здесь построена в 1967 году первая в мире приливная электростанция), Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США. Волновые электростанции, использующие энергию морских течений. |
Биологические ресурсы Мирового океана | Биомасса насчитывает 140 тыс. видов – это животные (рыбы, млекопитающие, моллюски, ракообразные) и растения, обитающие в его водах. Основную часть биомассы составляют фитопланктон и зообентос. Нектон – рыбы, млекопитающие, кальмары, креветки их насчитывается свыше 1 млрд т. |
Хозяйственное использование вод Мирового океана | Самые продуктивные акватории Мирового океана – это северные широты: Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США ( моря: Норвежское, Северное, Баренцево, Охотское, Японское, северные части Атлантического и Тихого океанов). Мировая добыча рыбы и морепродуктов достигла 110 млрд т в год. |
| Рыболовство – отрасль мирового хозяйства, обеспечивающая существование 15 млн человек. 30 млн т рыбы и морепродуктов приходится на искусственное разведение: на аквакультуру – искусственное выращивание водных организмов в морской и пресной воде.(аквакультура зародилась в Китае 4 тысячелетия назад); Марикультуру – искусственное разведение микроорганизмов морской воде. превышает 2,5 тыс |
Проблемы: глобальные экологические изменения вод Мирового океана | Океан «болен», в него ежегодно попадает 1 млрд т нефти (от катастроф танкеров и буровых платформ, слива нефти с загрязненных судов). Отходы промышленности: тяжелые металлы, радиоактивные отходы в контейнерах и др. Более 10 тыс. туристических судов Средиземного моря выбрасывают нечистоты в море до очистки. |
Пути решения Экологических проблем Мирового океана (ДТ [13], с. 44) | Система экологических, технических социальных мер одновременно. Международные соглашения по мировому океану, ибо мертвый океан не нужен человечеству. |
2.Климатические и космические ресурсы, нетрадиционные (альтернативные) источники энергии, ее виды.
После выступления учащихся отображаются основные сведения в: план - схеме.
Термоядерная энергия
Космическая энергетика
Ветроэнергетика
ВЭУ – Дания, ФРГ, Великобритания, Нидерланды, США (Калифорния), Индия, Китай.
Нетрадиционная (альтернативная) энергетика
Энергетика использующая разность температур
Энергетика, использующая разность температур глубинных и поверхностных вод моря, тепловые насосы и т.д.
Установки геотермальной энергии (ГеоТЭС) - в странах Америки на Филиппинах, В Исландии.
Гелиоэнергетика
Солнечные батареи, Гелиоконденсаторы, солнечные электростанции (СЭС) работают в 30 странах.
Альтернативная гидроэнергетика
Приливные – ПЭС.
Волновые электростанции, используют энергию морских течений.
3. Рекреационные ресурсы - снова отдыха и туризма.
К рекреационным ресурсам относятся как природные, так и антропогенные объекты и явления, которые можно использовать для отдыха и туризма. Они подразделяются на четыре главных типа:
Рекреационно-лечебный (например, лечение минеральными водами).
Рекреационно-оздоровительный (например, купально-пляжные местности).
Рекреационно-спортивный (например, горнолыжные базы).
Рекреационно-познавательный (например, исторические памятники). К природно-рекреационным ресурсам относятся морские побережья, берега рек, озер, горы,
лесные массивы, выходы минеральных вод, лечебные грязи. Главные формы природно-рекреационной территории:
Зелёные зоны городов.
Заповедники и заказники.
Национальные парки.
К рекреационным ресурсам относятся культурно-исторические достопримечательности: Московский Кремль, римский Колизей, афинский Акрополь, гробница Тадж-Махал в Агре (Индия)
и др.
Международный туризм особенно развит в Италии, Испании, Турции, Швейцарии, Индии,
Египте и других странах мира.
П. Итоги урока. Оценка и самооценка работы учащихся.
Задание на дом: с. 35-37. Подготовка к тестированию.