ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ «ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С.А.ЕСЕНИНА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕЗЕНТАЦИИ «Всю душу выплесну в слова»/связь с эпиграфом/ |
| |
ТЕМА | Всю душу выплесну в слова С. Есенин |
| Но и тогда, когда по всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть. Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь» |
| |
Цель урока: Задачи урока: | Ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности , но внутренне сложный мир поэзии С.А. Есенина; показать, что тема родины и природы- одна из ведущих тем лирики Есенина; проследить эволюцию этой темы путем анализа лучших стихотворений, попытаться понять художественный мир поэта; дать навык самостоятельного анализа стихотворений; выявить особенности поэтического мастерства. |
| То, что он дал- это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песня о великом и вечном- России. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, Живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою!» |
| |
| «В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая казала пути многим поэтам и беллетристам»,- писал Есенин в 1924г. Образность есенинской лирики –это язык, на котором выражает себя особое «чувствование». |
|
УЧИТЕЛЬ | Родина…Отечество…Отчизна- для нас это наша родная Россия . Есенин вошел в поэзию как певец земли, тонко чувствующий и воспевающий красоту и поэтичность родной земли, природы. Его поэзия наполняется чувством сыновней любви к родному краю, чувством сопричастности ко всему происходящему. Поэзия и природа Есенина, как два взаимоотражающих зеркала. Природа многолика, многокрасочна, она- любимый образ поэта, воплощение мировоззрения поэта, отношения к жизни, самочувствие, настроение. Есть что-то близкое, родное с тем, что волнует нас в прозе Тургенева, Пришвина, Толстого. Природа у Есенина - это личная, автобиографическая тема, в ней он видит себя. Он говорил: «В стихах моих читатель должен главным образом обратить внимание на ту образность, которая казала пути многим поэтам». Образность есенинской лирики - это язык, на котором выражает себя чувствование. Так что без знания языка мы не сможем понять, что сказал поэт с его неповторимым видением мира. |
Учитель: | на уроке сегодня мы понаблюдаем с вами за тем , как менялось отношение поэта к природе, родине в разные этапы творчества. Основное внимание обратите на образность и использование цветовой палитры |
УЧИТЕЛЬ | Предлагаю вам послушать стихотворение выразительное чтение стихотворения и анализ «Гой ты, Русь, моя родная» «Край ты мой заброшенный» «Запели тесаные дроги» |
| ? Какие Эмоции и чувства преобладают в поэзии раннего периода творчества? ?Можно ли какой-нибудь одной строкой выразить из стихотворения смысловую суть? ? В чем же отличительная особенность ранней лирики? |
УЧИТЕЛЬ | Есенину была хорошо известна жизнь деревни: он не мог не видеть, какой безрадостной и тяжелой может быть она для русского крестьянина. Пейзаж представлен во всей неприкрашенности: убогие избы, некошеный пустырь с сенокосом. Эти неприглядные картины только усиливают чувство любви к Родине. В ранних стихах Родина пейзажно-фольклорная. Подают голоса, движутся, цветут, водят хороводы деревья, тучи, туманы. В ранней лирике Русь народная, Русь крестьянская. |
| Это им сказано: «Нет поэта без Родины» для нее берег он самые заветные эпитеты. Слово Русь было для него любимой рифмой. *** Русь моя, деревянная Русь! Я один твой певец и глашатай, Звериных стихов моих грусть Я кормил резедой и мятой. |
| Выразительное чтение и анализ стихотворения |
| Можно ли какой-нибудь одной строкой выразить из стихотворения смысловую суть? Какие мотивы звучат? Что изменилось в поэзии Есенина? Почему стихи позднего Есенина – это сплошная «лебединая песня»? |
УЧИТЕЛЬ | ПРЕДЛАГАЮ ПОСЛУШАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ Обратить внимание на отрицательную конструкцию предложения «Уж не жалеют больше ни о ком» -Какой прием использует поэт в строках? Аллитерации(ж) -Что же владеет поэтом? -Какое настроение он передает? Что звучит в последних строках? Как достигается выразительность стихотворения ? Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. ? Какие средства использованы поэтом?( синт. параллелизм, цветовая гамма, антитеза: горит- не может согреть, аллитерация жаль жалеть, стою среди относит в саду , антитеза- в первой части веселый язык- грустные слова) |
ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ Творчество Есенина 20-х годов. | По ритмике стихи Есенина близки русским народным песням. Они очень напевны, мелодичны. И не случайно на музыку положены многие стихотворения поэта. Лирический герой его поэзии необычайно близок лирическому герою народных песен. Есенин весь вырастает из фольклора, из крестьянской культуры. Его творчество - поэзия народной жизни. - Какое сердце не дрогнет при звуках любимых песен, в которых поэт выразил народную душу, сказав о наболевшем искренне и просто? Перечислите эти стихотворения «письмо матери», «Над окошком месяц», «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело», «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу» |
| ПРОСЛУШАТЬ ПЕСНЮ «НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ» |
УЧИТЕЛЬ | В ЧЕМ ЖЕ СЕКРЕТ ПОЭТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА? |
| Особенности поэтического мастерства Восхищение красотой природы Милосердие к животным Боль и обида, что Русь нищая отсталая страна Через образы родного края он постигал сложности бытия Самобытность и свежесть образов, наполнена шорохом листьев, шумом дождей Природа в стихах дышит, живет, действует (поет зима,…) Пейзажи наполнены голубизной Поэзия озарена любовью к родине |
УЧИТЕЛЬ | Уникальность есенинского дара- в безграничной любви ко всему живому, в нежности и милосердии, в чувстве вечного круговорота жизни, в которой ничто не уходит бесследно и навсегда… Есенин- великий русский национальный поэт ХХ века. Его неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории |
| РАБОТА В ГРУППАХ 1 ГР: Найти мотивы и образы, характерные для лирики Есенина в целом («О красном вечере задумалась дорога») 2 ГР: Найти в стихотворении эпитеты ( из стихотворения «Я снова здесь, в семье родной». Доказать, что мир природы у Есенина одушевлен. Как называется такой прием? АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ в группах |
УЧИТЕЛЬ | Разумный голос природы Есенин слушал до конца своей жизни. |
| ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Т. ЗУБКОВОЙ «ЕСЕНИНСКОЕ НЕБО» |
| Современники о С. Есенине. В.Ходасевич: Пусть Пастернак создает или создаст новую школу поэзии, пусть Ходасевич «привинтил классическую розу к собственному дичку», им и прочим почет и уважение,- но на простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин. Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она- свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не просто чувство это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу. Кошечкин |
| |
Тема урока: «Всю душу выплесну в слова».
Возраст учащихся: 11-ый класс.
Форма проведения урока: рассказ, практическая работа, выступления учащихся, беседа.
Оборудование урока: сборники стихотворений С.Есенина, презентация «Всю душу выплесну в слова», аудиозаписи во время выступления.
План урока.
Домашнее задание. Любовная лирика поэта «Письмо матери»