СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема Родины в лирике С.Есенина "Всю душу выплесну в слова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока можно проследить эволюцию темы Родины в творчестве поэта, позволит понять художественный мир поэта, путем анализа лучших строк его стихотворений

Просмотр содержимого документа
«Тема Родины в лирике С.Есенина "Всю душу выплесну в слова"»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

«ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С.А.ЕСЕНИНА»

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕЗЕНТАЦИИ

«Всю душу выплесну в слова»/связь с эпиграфом/



ТЕМА

Всю душу выплесну в слова

С. Есенин



Но и тогда, когда по всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть.

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь»





Цель урока:


Задачи урока:



Ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности , но внутренне сложный мир поэзии С.А. Есенина;


показать, что тема родины и природы- одна из ведущих тем лирики Есенина; проследить эволюцию этой темы путем анализа лучших стихотворений, попытаться понять художественный мир поэта; дать навык самостоятельного анализа стихотворений; выявить особенности поэтического мастерства.





То, что он дал- это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песня о великом и вечном- России.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, Живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»



  • Чтение стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая»




«В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая казала пути многим поэтам и беллетристам»,- писал Есенин в 1924г.

Образность есенинской лирики –это язык, на котором выражает себя особое «чувствование».

УЧИТЕЛЬ

Родина…Отечество…Отчизна- для нас это наша родная Россия . Есенин вошел в поэзию как певец земли, тонко чувствующий и воспевающий красоту и поэтичность родной земли, природы. Его поэзия наполняется чувством сыновней любви к родному краю, чувством сопричастности ко всему происходящему. Поэзия и природа Есенина, как два взаимоотражающих зеркала. Природа многолика, многокрасочна, она- любимый образ поэта, воплощение мировоззрения поэта, отношения к жизни, самочувствие, настроение. Есть что-то близкое, родное с тем, что волнует нас в прозе Тургенева, Пришвина, Толстого.


Природа у Есенина - это личная, автобиографическая тема, в ней он видит себя. Он говорил: «В стихах моих читатель должен главным образом обратить внимание на ту образность, которая казала пути многим поэтам». Образность есенинской лирики - это язык, на котором выражает себя чувствование. Так что без знания языка мы не сможем понять, что сказал поэт с его неповторимым видением мира.



Учитель:

на уроке сегодня мы понаблюдаем с вами за тем , как менялось отношение поэта к природе, родине в разные этапы творчества. Основное внимание обратите на образность и использование цветовой палитры


УЧИТЕЛЬ




Предлагаю вам послушать стихотворение

выразительное чтение стихотворения и анализ

  • «Гой ты, Русь, моя родная»

  • «Край ты мой заброшенный»

  • «Запели тесаные дроги»




? Какие Эмоции и чувства преобладают в поэзии раннего периода творчества?

?Можно ли какой-нибудь одной строкой выразить из стихотворения смысловую суть?

? В чем же отличительная особенность ранней лирики?


УЧИТЕЛЬ


Есенину была хорошо известна жизнь деревни: он не мог не видеть, какой безрадостной и тяжелой может быть она для русского крестьянина. Пейзаж представлен во всей неприкрашенности: убогие избы, некошеный пустырь с сенокосом. Эти неприглядные картины только усиливают чувство любви к Родине.

В ранних стихах Родина пейзажно-фольклорная. Подают голоса, движутся, цветут, водят хороводы деревья, тучи, туманы. В ранней лирике Русь народная, Русь крестьянская.




Это им сказано:

«Нет поэта без Родины» для нее берег он самые заветные эпитеты.

Слово Русь было для него любимой рифмой.

***

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай,

Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой.




Выразительное чтение и анализ стихотворения

    • «ЗАКРУЖИЛАСЬ ЛИСТВА ЗОЛОТАЯ»


    • «СОБАКЕ КАЧАЛОВА»




  • Какие эмоции и чувства преобладают в поэзии позднего периода творчества?

  • Можно ли какой-нибудь одной строкой выразить из стихотворения смысловую суть?

  • Какие мотивы звучат?

  • Что изменилось в поэзии Есенина?

  • Почему стихи позднего Есенина – это сплошная «лебединая песня»?


УЧИТЕЛЬ







ПРЕДЛАГАЮ ПОСЛУШАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ

  • «ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ» работает весь класс

Обратить внимание на отрицательную конструкцию предложения «Уж не жалеют больше ни о ком»

-Какой прием использует поэт в строках? Аллитерации(ж)

-Что же владеет поэтом?

-Какое настроение он передает? Что звучит в последних строках? Как достигается выразительность стихотворения ?

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.


? Какие средства использованы поэтом?( синт. параллелизм, цветовая гамма, антитеза: горит- не может согреть, аллитерация жаль жалеть, стою среди относит в саду , антитеза- в первой части веселый язык- грустные слова)




ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Творчество Есенина 20-х годов.


По ритмике стихи Есенина близки русским народным песням. Они очень напевны, мелодичны. И не случайно на музыку положены многие стихотворения поэта. Лирический герой его поэзии необычайно близок лирическому герою народных песен. Есенин весь вырастает из фольклора, из крестьянской культуры. Его творчество - поэзия народной жизни.


- Какое сердце не дрогнет при звуках любимых песен, в которых поэт выразил народную душу, сказав о наболевшем искренне и просто?

Перечислите эти стихотворения «письмо матери», «Над окошком месяц», «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело», «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу»


ПРОСЛУШАТЬ ПЕСНЮ «НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ»


УЧИТЕЛЬ

В ЧЕМ ЖЕ СЕКРЕТ ПОЭТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА?


Особенности поэтического мастерства

  • Восхищение красотой природы

  • Милосердие к животным

  • Боль и обида, что Русь нищая отсталая страна

  • Через образы родного края он постигал сложности бытия

  • Самобытность и свежесть образов, наполнена шорохом листьев, шумом дождей

  • Природа в стихах дышит, живет, действует (поет зима,…)

  • Пейзажи наполнены голубизной

  • Поэзия озарена любовью к родине




УЧИТЕЛЬ

Уникальность есенинского дара- в безграничной любви ко всему живому, в нежности и милосердии, в чувстве вечного круговорота жизни, в которой ничто не уходит бесследно и навсегда…

Есенин- великий русский национальный поэт ХХ века. Его неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории


РАБОТА В ГРУППАХ

    • 1 ГР: Найти мотивы и образы, характерные для лирики Есенина в целом («О красном вечере задумалась дорога»)

    • 2 ГР: Найти в стихотворении эпитеты ( из стихотворения «Я снова здесь, в семье родной». Доказать, что мир природы у Есенина одушевлен. Как называется такой прием?

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ в группах


УЧИТЕЛЬ

Разумный голос природы Есенин слушал до конца своей жизни.



ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Т. ЗУБКОВОЙ «ЕСЕНИНСКОЕ НЕБО»


Современники о С. Есенине.



В.Ходасевич: Пусть Пастернак создает или создаст новую школу поэзии, пусть Ходасевич «привинтил классическую розу к собственному дичку», им и прочим почет и уважение,- но на простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин.


Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание.

Она- свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не просто чувство это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу.

Кошечкин




Самоанализ урока:

Тема урока: «Всю душу выплесну в слова».

Цель урока:

  • ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности , но внутренне сложный мир поэзии С.А. Есенина;


Задачи урока:

  • Показать, что тема родины и природы- одна из ведущих тем лирики Есенина;

  • Проследить эволюцию этой темы путем анализа лучших стихотворений, попытаться понять художественный мир поэта;

  • Дать навык самостоятельного анализа стихотворений; выявить особенности поэтического мастерства.

  • Содействовать развитию умения формулировать высказывание своего мнения по теме урока

  • Создать настроение, способствующее развитию творческого воображения учащихся

Тип урока: урок- исследование

Возраст учащихся: 11-ый класс.

Форма проведения урока: рассказ, практическая работа, выступления учащихся, беседа.

Оборудование урока: сборники стихотворений С.Есенина, презентация «Всю душу выплесну в слова», аудиозаписи во время выступления.

Форма организации урока:

  1. Выступления учащихся.

  2.  Групповая работа.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Выразительное чтение стихотворений

  4. Обобщение учителя по ранней лирике.

  5. Выразительное чтение стихотворений из поздней лирики.

  6. Обобщение учителя.

  7. Коллективный анализ стихотворения «Отговорила роща золотая».

  8. Прослушивание песни «Не жалею, не зову, не плачу».

  9. Работа в парах.

  10. Итог урока. Чтение стихотворения учителем «Есенинское небо над Россией»

Домашнее задание. Любовная лирика поэта «Письмо матери»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!