Работа по теме самообразования
«Повышение профессиональной подготовленности учителя физической культуры»
Составитель:
учитель физической культуры
Химинец Галина Владимировна
Пояснительная записка
Актуальность темы: совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки учителей. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
Самообразование учителя, есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому я обязана знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, т.е. быть компетентной во всех вопросах образования.
Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Поэтому и тема, над которой я работаю: «Повышение профессиональной подготовленности учителя физической культуры».
Сроки работы над темой самообразования 2014-2016 г.г.
Цель: 1. Повышение профессиональной подготовленности и как следствие, повышение эффективности обучения физической культуре.
Задачи:
- планировать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий данного заведения;
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
- формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой;
- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, дидактических и методических требований;
- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;
- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;
- учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач.
Основные направления
Действия и мероприятия:
I. Профессиональное:
Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физическая культура».
Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физической культуре, концепциями обучения, их оценками.
Изучать новую литературу по физической культуре и методике преподавания.
Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей физической культуры.
Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней.
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.
Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по предмету.
Систематически просматривать спортивные телепередачи.
Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.
II. Психолого-педагогическое
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
Изучать современные психологические методики.
III. Методическое:
1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания:
Физическая культура и спорт (ФИС)
Физическая культура в школе
Спорт в школе
Теория и практика физической культуры.
2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков физической культуры.
3. Изучать научно-методическую и учебную литературу.
4. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района.
5. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.
7. Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания физического состояния учащихся:
8. Разрабатывать пакет стандартного поурочного планирования по темам «Легкая атлетика», «Спортивные игры».
9. Создавать комплект дидактики по предмету (индивидуальные планы тренировок, оптимально-минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности учащихся, контрольные тесты-упражнения).
10. Создавать пакет материалов по педагогическим технологиям.
11. Проектировать личную методическую веб-страницу.
12. Создавать пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
13. Создавать пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.
ИКТ:
Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
Создание сборника предметных кроссвордов.
Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления).
Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
Пакет административной документации методического предметного объединения.
База данных методик обучения.
Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение).
Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.
Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.).
Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов.
Размещение методических разработок на педагогических сайтах «Про школу.РУ», «Педсовет.ORG», Завуч.инфо» и др.
Участие в интернет фестивалях, конкурсах и т.д.
Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.
Охрана здоровья:
Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры, на занятиях секции.
Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, физическими упражнениями.
Интересы и хобби
Продолжать заниматься спортом и физическими упражнениями.
Посещать бассейн, каток.
Формы представления результатов педагогической деятельности учителя
Серия учебных занятий.
Методическая продукция.
Портфолио.
Собеседование.
Творческий отчет .
Представление результатов педагогической деятельности.
Мастер-класс.
Творческая мастерская.
Основные вопросы
Форма самообразования: методическая и практическая.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.
Методическая продукция педагога (учебно-программная документация):
Рабочие программы по учебным предметам, элективным, факультативным курсам.
Учебно-тематические планы.
Программно-методическое обеспечение курса.
Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм и т.д.
Инструментарий:
Педагогический – пакет дидактических материалов, памятки, пособия для учащихся, учебно-наглядные средства, рабочие тетради и т.д.
Диагностический – пакет тестов, темы докладов, рефератов, творческих заданий для учащихся.
Предполагаемый результат:
Повышение качества преподаваемого предмета (отсутствие неуспевающих).
Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
Организация работы спортивных кружков и секций.
Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.
Пакет материалов по различным педагогическим технологиям.
Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.
Список использованной литературы
Аттестация педагогических кадров. Справочник. 3-е изд. – М.: ИФ «Образование в документах», 2001.
Аттестация учителей: Концепция, методика, результаты эксперимента / Под ред. Т.Г. Браже. – СПб., 1994.
Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области. – Вып. 1;2; 17 / Отв. ред. Л.Я. Олиференко. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2001.
Диагностика успешности учителя: Сб. метод, материалов для руководителей школ / Сост. Т.В. Морозова – М., 1997.
Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической Деятельности. – М., 1998.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО, 2002.
Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
Фоменко И.А. Аттестация педагогических работников общеобразовательных учреждений. - М., Аркти, 2005
Химинец Галина Владимировна