СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема « Силикатная промышленность», 9 класс.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок спланирован для взрослых учеников сбольшими пробелами в знаниях.

Просмотр содержимого документа
«Тема « Силикатная промышленность», 9 класс.»

Урок .

Тема « Силикатная промышленность», 9 класс.

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о технологии керамического, стекольного, цементного производства.

  2. Углубить знания учащихся, полученные из курса географии о силикатной промышленности в целом, об осадочных горных породах, о комплексном использовании сырья, о продукции предприятий силикатной промышленности г. Самары и Самарской области.

  3. развивать самостоятельность учащихся в работе с учебником, энциклопедическими словарями, краеведческой и научно- популярной литературой.

  4. Развивать познавательную активность учеников, применяя нестандартные игровые формы учебной деятельности, способствовать выработке навыков наблюдения, умения делать выводы.


Педагогические технологи:

  1. технология полного усвоения;

  2. здоровьесберегающие технологии.


Форма урока: урок-игра «Счастливый случай».


Урок начинается вступительным словом учителя: « Я держу в руках сборник загадок. Их здесь очень много. И поэтому я хочу предложить вам следующие:

1. К реке спустился налегке,

а став тяжел, домой пошел.

( Кувшин)

  1. Из меня посуду тонкую

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называюсь я…(фарфор)

  1. На топтале был, на кружале был.

На пожаре был, на базаре был.

Молод был – людей кормил.

(глиняный горшок)


  1. В избе мерзнет, а на дворе не мерзнет.


(оконное стекло)

  1. Сырая пыль в воду нырь,

потом на мастерок и готов домок .

(Цемент)

Многие старинные загадки имеют в качестве отгадок те или иные химические явления, процессы или вещества. Вами названные предметы и материалы несут в себе химический смысл и имеют общие особенности: в их состав обязательно входят соединения кремния - элемента, считающегося царем мертвой природы, так как без кремния почти нет горных пород.

Далее учащиеся знакомятся с интересными фактами:

Знаете ли вы, что…

  • Применение соединений кремния начинается с эпохи каменного века;

  • Стекловарение с использованием кремнезема известно было за три века до н.э .

  • В России первый стекольный завод начал производить стекло в 1635 году;

  • Благодаря соединениям кремния человеку удалось познать микромир ( микроскопы) и макромир (телескопы), а также изготовить фото- и киноаппараты;

  • В настоящее время готовят ткани из стеклянных нитей, которые в двадцать раз тоньше человеческого волоса, причем стеклянные ткани хорошо окрашиваются .


Эти данные они зачитывают вслух, выходя к доске, где висит ромашка. На каждом ее лепестке и записан текс, приведенный выше. Это позволяет ученикам менять физическую нагрузку, предотвращая раннее утомление.

Продукция и сырье силикатной промышленности.

После такого вступления учитель сообщает тему и задачи урока. Затем учащиеся-экскурсоводы проводят экскурсию по «залам музеев стекла, керамики, цемента». Это тоже позволяет равномерно распределять умственную и физическую нагрузку в течение урока.

Следующий этап урока – объяснение учителя. Совместно с учащимися он формулирует определение силикатной промышленности и демонстрирует заготовленную заранее схему « Продукция силикатной промышленности»

Схема 1

Продукция силикатной промышленности


Керамика Стекло Цемент

Строительная, листовое. быстротвердеющий

бытовая, стеклоизделия, расширяющийся

тонкая. Строительно- морозостойкий

Техническая. Технические жаропрочный

Так как силикатная промышленность основана на переработке природных соединений кремния, то и основным сырьем для нее служат природные силикаты. Учащиеся записывают эту схему в тетрадь. Делаем паузу – проводим разминку для глаз. Полезно перемещать фокус глаза до тетради 40-50 см. до доски – несколько метров. ( взгляд последовательно перемещается на тетрадь, на доску).

Входе фронтальной беседы учащиеся вспоминают из курса географии известные им природные соединения кремния6 глину, песок, полевой шпат,- указывают, что в силикатной промышленности используют также известняк, доломит, мергель( осадочная горная порода, содержащая известняк и глину).искусственно полученные вещества – соду, буру, сульфат натрия, отходы других отраслей промышленности. Таким образом, имеет место комплексное использование сырья. На доске появляется обобщающая схема №2. Сырье силикатной промышленности

Природные соединения Искусственно Отходы др.

Глина Al2O3 2SiO2 nH2O полученные отраслей

песокSiO2 вещества

известняк CaCO3 содаNa2CO3 доменный шлак,

доломит и мергель MgCO3 CaCO3 нефелиновый

бура шлам,

бураNa2B4O7 сланцевая

сульфат натрия

Na2SO4

зола



Основы технологии силикатной промышленности.


С целью актуализации знаний учащихся учитель предлагает задание: дайте толкование лексического значения терминов – «технология», «химическая технология», «технологическая схема», «сырье» и перечислите основные технологические принципы.

Следующий этап урока – работа в группах. Учитель представляет классу инженеров-технологов и их помощников. Они рассказывают членам каждой группы о технологии керамического, стекольного, цементного производства, их истории, демонстрируют образцы продукции предприятий силикатной промышленности Самарской области, задают вопросы для первичного закрепления материала. На изучение каждого производства отводится по 15 мин. По сигналу учителя группы учащихся(кроме инженеров и их помощников) переходят от стола к столу.

Итог работы каждого ученика – заполненная в процессе работы таблица.








таблица «Силикатная промышленность»

Отрасль силикатной промышленности

сырье

Основные химические процессы

Особенности технологии

Основные продукты

Производство стекла





Производство керамики





Производство цемента





Познакомившись с очередным производством. Каждая группа учащихся составляет несколько вопросов по изученному материалу для следующей группы.

По окончании работы в группах учащиеся оценивают работу инженеров- технологов и их помощников с помощью цветных жетонов, которые они наклеивают на лист с фамилиями учащихся. игравших эти роли. Если объяснение понравилось – наклеивают зеленые жетоны. Было неплохим – желтые, а если есть замечания – красные.

Домашнее задание.

Домашнее задание является одновременно опережающим. С него мы начнем следующий урок.


Индивидуальное задание


Прочитайте внимательно текст. Вставьте пропущенные слова, словосочетания, формулы, закончите уравнения реакций.

Производство стекла.

Человеку еще в глубокой древности было известно производство стекла. Обычное оконное стекло состоит из силикатов натрия и кальция, славленых с оксидом кремния. Сырьем для получения стекла служат …, а также … . Эти вещества тщательно перемешивают и подвергают сильному нагреванию (1500 градусов) в специальных печах.

В стекловаренных печах происходят следующие процессы:

(подтвердите уравнениями реакций).

Если соду заменить поташом (формула…) , то получается тугоплавкое стекло для химической посуды. Примерный состав этого стекла можно выразить формулой … .

При замене оксидов натрия и кальция на оксиды калия и свинца получают … .

Оксиды некоторых металлов, добавляемые при варке стекла, придают ему различную окраску. Например. при добавке оксидов кобальта получают стекло … .Оксид хрома придает стеклу… цвет. Добавлением небольших количеств мелкодисперсного золота получают … стекло.

Замечательное свойство стекла – его способность постепенно размягчаться при повышении температуры и переходить в жидкое состояние. На этом свойстве основано формирование изделий из стекла.

Производство стекла относится к … промышленности, перерабатывающей природные соединения … .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!