СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: 

 Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы.  На этой основе определять жанровую разновидность сказки.

Задачи:

обучающие:

  1.  выявление основной идеи сказки;
  2. формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения сказки;
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Тема: Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.»

Конспект урока литературы в 6 классе.

Тема: Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».



Цель урока: 

 Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы.  На этой основе определять жанровую разновидность сказки.

Задачи:

обучающие:

  • выявление основной идеи сказки;

  • формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения сказки;

  • знание теоретических понятий: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка;

  • вырабатывать умение перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы, выделять важную информацию.

  • применение опорных понятий: сказка, сказочный элемент; волшебный сюжет, волшебные герои;

  • формирование навыка работы с иллюстрациями;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа.

развивающие:

  • развивать речь учащихся; ввести термины: герой, героический, бдительный

  • активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;

  • раскрывать творческий потенциал учащихся.

воспитательные:

  • создать условия для духовно – нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины;

  • воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях;

  • воспитание чувства патриотизма, высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.

  • развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

  • воспитывать культуру связной речи: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер с мультимедийным устройством; учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2011г


ХОД УРОКА

1.Орг.момент. «Минута доброты».

1.Психологический настрой.

- Я хочу вам пожелать

  • Активности;

  • Усидчивости;

  • Удачи;

  • Самостоятельности;

  • Хороших успехов.

-Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего дня. А что значит ХОРОШЕГО дня? Это значит, я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.

ІІ. Артикуляционная разминка.

   Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.

1.Четыре черепашки учились пить из чашки

Чашку чая заварили на четыре поделили.

2. У Ивашки – рубашка, у рубашки – кармашки,
Кармашки – у рубашки, рубашка – у Ивашки

IІІ. Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса «Найди себе пару»

1. Кто создаёт фольклорные произведе­ния?

2. Каким одним словом можно назвать произведения устного на­родного творчества?

3. Человек, ведущий пове­ствование в сказке.

4. Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия.

5. Как называется такой художественный приём в сказке, когда одно и то же событие описывается несколько раз?

6. Часть сказки, не связанная с повество­ванием.

7. Как назы­вается художественное определение, например, «добрый молодец», «красна девица»?

8. Как называется приём изо­бражения неживой природы и животных как людей?

9. Завершение сказки.

(народ, фольклор, сказитель, зачин, повторы, присказка, постоянные эпитеты, олицетворение, концовка)


ІV.Знакомство с темой

На доске эпиграф «Сказка - ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»


-Как вы думаете, почему мы взяли в качестве эпиграфа к уроку эти слова?

(Каждая сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда проигрывает).

- С какой сказкой вы познакомились дома?

(Дома читали сказку «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо»).

- Понравилась вам она?

- Определите, к какому виду сказок она относится? Докажите.

-Как вы объясните название сказки?

- Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде?

- Почему эту сказку называют богатырской и героической?

& Работа с толковым словарём.

- Что обозначает слово герой? героический?

  1. Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.

  2. Герой – человек, совершивший героический поступок.

Героический - мужественный, отважный

- Сколько значений имеет слово герой?

-Кого в сказке мы назовем героем? Почему?

V.Формирование новых знаний, умений и навыков

1.Анализ текста сказки

- Ребята, прочитайте зачин сказки.

-Что вы узнали?

- Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

- Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? Найдите этот эпизод в сказке.

- Как характеризует их принятое решение?

(Они решительные, смелые, дружные, любя­щие Родину и др.)

-Как зовут братьев? Почему только Иван имеет имя?

(Только один имеет имя. Он главный герой).

Терминологическая работа:

Завязка – начальный момент в развитии событий, изобра­жённых в художественном произведении.

Эпизод «Страшная весть» - завязка( запись в тетради)

- Какая картина представилась братьям?

- Чем чудо-юдо было опасно для земли русской?

-Что укрепляет их решение биться?

- Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?

(За дело взялись. Значит, не напрасно покинули они землю родную))

- Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?

(Сообщение заранее подготовленного учащегося)

Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, которая разделяет мир живых и мир мёртвых. Мост охраняется Трёхглавым Змеем. Здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).

- Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?

- Кто оказывается самым организованным?

(Самым бдительным оказывается Иван.“Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться”)

& Бдительный - крайне внимательный, неослабный

- Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины?

-Прочитайте о первом подвиге героя. «1 бой - это начало развития сюжета».

- Как себя ведет Иван и чудо-юдо?

-Каким предстаёт чудо –юдо во время 1 боя? (шес­тиголовый, страшный, сильный, хвастливый).

- Как ведет себя в дозоре старший брат?

-Прочитайте выразительно описание 2 боя. Сопоставьте поведение Ивана и чуда-юда.

-Каким предстаёт чудо –юдо во время 2 боя? (де­вятиголовый, ещё сильнее, ещё страшнее, хваст­ливый).

- Как ведет средний брат?

«2 бой – завязка».

- Прочитайте выразительно описание 3 боя. Чем он отлича­ется от первых двух? Сопос­тавьте поведение Ивана и чуда-юда.

(две­надцатиголовый, самый сильный, самый страш­ный, хвастливый)

- Какой бой оказался самым трудным? Почему?

(Самым трудным оказался 3 бой. Чудо-юдо ока­зался самым сильным и страшным. Силы Ивана истощились после двух боёв. Иван мог погиб­нуть. А братья так и не помогали. Опасность нарастает, возрастает сила духа и физическая сила, находчивость, смелость, стойкость глав­ного героя, который побеждает).

Терминологическая работа:

& Кульминация – высшее напря­жение действия в художест­венном произведении.

«3 бой – кульминация»

- Почему же Иван берет всю ответственность на себя?

(Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом)

-В чём отличие Ивана-кре­стьянского сына от его врагов? Назовите эти отличительные черты.

(В отличие от чуда-юда Иван – крестьянский сын ведёт справедливый бой, защищая родную землю, врага упрекает за по­хвальбу, речь его пестрит пословицами и пого­ворками, что сближает его с народом, защищая который он пришёл биться.

Во всех боях противопоставляются скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство, Главный герой не хвастлив, не болт­лив, речь спокойна, полна человеческого досто­инства)

-Каким предстаёт Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Дополните характеристику Ивана. (Иван не только смелый и мужественный, но и наход­чивый, смекалистый, он перехитрил чудо-юдо­вых жён).

Данный эпизод яв­ляется последним в развитии сюжета сказки, и вводит поня­тие развязки.

Терминологическая работа:

& Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведе­ния.

«Столкновение с чудо-юдовым племенем»- развязка.

-Чем закончилась сказка?

(Герои возвращаются домой к мирному сель­скому труду).

-Какова основная мысль или идея сказки «Иван-крестьян­ский сын и чудо-юдо»? Чему учит сказка?

(Герои победили, но подвиг Ивана - это освобо­ждение родной земли, всего народа. Это добро не только для себя. Победило добро для всех).

- Подберите пословицы, которые соответствуют основной мысли сказки, и запишите их.

За край родной иди бесстрашно в бой.

За Русь иди вперёд, не трусь.

Смело иди в бой – Родина за тобой.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Жизни не пощадим, а врага разгромим.

Кому Родина дорога, тот бьёт без промаха врага.

Придёшь незваным, уйдёшь драным.

VI. Обобщение

Работа по группам:

- Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах

(Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее. Во время его появления воды на реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли”)

- Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?

(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во второй – проявил находчивость, храбрость;

В третий раз Иван решителен, неудержим.)

- Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него?

(Сначала Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями;

во время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;

после побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, - гласит народная мудрость.)

- Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в середине и в конце сказки?

(В начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревне говорит братьям “Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”

В середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. Обращение “Иван” - уважительное, а Иван – крестьянский сын похоже на обращение по имени и отчеству.

VI. Подведение итогов урока.

- Какую сказку читали на уроке? Кто автор?

- Какой раздел учебника открывает эта сказка?

- За какое же доброе дело боролся Иван – крестьянский сын?

VII. Домашнее задание 

Составить рассказ об Иване – крестьянском сыне.

Можно использовать план:

  • Место Ивана в крестьянской семье.

  • Его отношение с родителями и братьями.

  • Поведение Ивана в поединках с чудо-юдом.

  • Главные черты его характера

  • Отражение в образе Ивана народных представлений о добре и зле.

VIII. Рефлексия.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется




активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!