Анна Ахматова "Реквием" Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой "Реквием"
Цели:
Через анализ лиро-эпического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения.
Развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы Ахматовой, соотнесения их со своими внутренними представлениями.
На примере поэмы А.Ахматовой воспитывать любовь к Родине ,эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Оборудование:
«Реквием» Моцарта (аудиозапись)
Репродукция картины В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».
Цитата из «Откровения Иоанна Богослова».
« И небо скрылось, свившись в свиток, и всякая гора,
И остров двинулись с мест своих».
Ход урока.
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью был…
А.Ахматова.
I. Оргмомент.
Сегодня на уроке мы познакомимся с поэмой А. Ахматовой «Реквием».
Цель урока:
проследить, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия
поэта, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.
II. Мотивационное начало урока.
1. История создания поэмы.
Прежде чем перейти к истории создания поэмы, объясним лексическое
значение слова «реквием».
«Реквием» переводится как похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе – просьба о покое. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.
(Слушаем фрагмент «Реквиема Моцарта»)
Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Эта поэма не была издана и опубликована в те годы. В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.
(Ежовщина-время жестоких репрессий.
Ежов-нарком внутренних дел с 1936 по 1938 гг)
(сын Лев был арестован 3-жды: в 1935,38, 49гг., 17 месяцев- поэтесса в очередях ленинградской тюрьмы «Кресты»)
ИСТОРИЯ ПРЕДИСЛОВИЯ (1961 г)
Прозаический отрывок «Вместо предисловия» - очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это … описать».
- Какие строчки из части « Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время?
ЗАПИСАТЬ: реквием – это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа.
Обратимся непосредственно к тексту поэмы.
Следующая часть поэмы «Посвящение».
- Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.
- Сравните эти строки со словами из Апокалипсиса « Иоанна Богослова».
Почему А. Ахматова использует апокалипсическую картину?
(«Великая»история творится по политическим, а не по человеческим законам красоты , добра и правды. Вспоминается Л.Толстой : «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Совершается чудовищное преступление.
Рождается предчувствие гибели этого жестокого мира.)
- В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». С какой целью А.Ахматова включила цитату из Пушкина? (Ахматова намеренно вызывает ассоциацию с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники А. Ахматовой?
Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о «смертельной тоске».)
-Почему о себе она говорит в 3-ем лице? (Говоря о личном, Ахматова становится как бы голосом всех страдающих матерей.)
- Итак, кому же посвящается поэма?
ЗАПИСАТЬ( Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.)
«Вступление»
( Родина - живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных Марусь»)
Вывод: «Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.
Переходим к 1 главе.
- Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?
- Почему А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах?
(бунт 1698 г. Более 2000 казнены, 5-рым Петр лично отрубил головы)
СЛАЙД «Утро стрелецкой казни»
(Вывод: Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.
Читаем II и III главы.
- Много повторов. Неотвязная мысль, сводящая с ума. « Тень», а не человек. Женщина, которая не может больше страдать и в поисках спасения видит себя глазами «месяца» - как бы из другого мира.
Читаем IV главу.
(Осознан приговор судьбы. Впереди только безумие и смерть, происходит раздвоение личности.)
Читаем V главу.
Сделайте вывод(нет жизни)
Перечитаем VII-IX главы.
«Когда я читаю VII- IX главы» «Реквием»….
(… Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять ее в любом виде. У нее нет больше сил сопротивляться безумию.)
- Прочтите название X главы. «Распятие»
( Трагедия народа велика, оно вызывает в памяти страшное преступление- распятие Христа. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери.
В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка.
Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей в пространстве России и во времени.)
СЛАЙДЫ с изображением богоматери и «Реквием» Моцарта.
Обратимся к эпилогу.
Во II части эпилога идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о спокойности, непреклонности и победительной силе женщины - поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, А. Ахматова трактует ее очень ярко, мощно:
(читаем со слов) А если когда- нибудь в этой стране….
Эпиграф написан в 1961году. На протяжении 30 лет своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма. Так же она посвящена безвинно погибшим и рассказана как бы в полголоса. Так говорят на похоронах и поминках.
IV. Итоги урока.
Обобщение:
Поэма создавалась в нечеловеческих условиях, в «страшные годы ежовшины».
Именно им «невольным подругам… двух осатанелых…» посвящается поэма «Реквием».
Во «Вступлении» уже прорисовывается конкретное время действия: Ленинград, страна - не Советский Союз, а все-таки «безвинная Русь».
Лирическая героиня поэмы ищет утешения у смерти, великая скорбь, однако, делает ее как бы новой богоматерью.
Истоки зла, которые взяли в стране верх, уходят в историю, масштабы трагедии расширяются обращением к образам Христа и Богоматери, к библейскому сюжету.
Ахматова показала ад XX века. Устами поэта гласит 100 - миллионный народ.
В эпилоге звучит тема памятника, который может быть поставлен конкретному человеку с реальной биографией, личное горе которого в то же время символизирует громадное народное горе.
В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.
Домашнее задание:
Средства художественной выразительности в поэме «Реквием».
7