Тема: Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Цели: повторение основных терминов и понятий раздела; совершенствование навыков связной речи учащихся.
Круг рассматриваемых вопросов: сущность словообразования; основные способы словообразования в русском языке; различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова; сущность формообразования, основные способы формообразования в русском языке.
Оборудование: интерактивная доска Smart.
Ход урока.
Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы повторим основные термины и понятия раздела «Словообразование». Вспомним способы образования слов в русском языке.
Проверка домашнего задания.
Формирование навыков связной монологической речи.
Устный ответ на тему «Состав слова»:
Что такое морфема?
В чём сходства и различия морфемы и слова?
Что такое корневая морфема? Какова её роль?
Что такое аффиксальные морфемы? Какие функции они выполняют в слове?
Что такое основа слова?
В чём отличие производной основы от непроизводной?
Какая основа называется производящей?
Что значит сделать морфемный анализ слова?
Интерактивное комментированное тестирование.
Задание исследовательского характера.
Четыре студента-филолога до начала занятия решили сверить домашнее задание. Оказалось, что они по-разному разобрали словоследовательно:
след-ова-тель-н-о;
след-ова-тель-но;
след-ова-тельн-о;
след-ова-тельно.
Каждый готов был доказывать правильность своего разбора. Какие
аргументы привел каждый из них? Кто из них разобрал слово подберезовик так: под-берез-овик.
Ответ: след-ова-тельн-о, т.к. образовано от прилагательного следовательный, у которого суффикс – тельн-.
Знакомство с теоретическим материалом.
– Посмотрите на тему урока. Определите, что общего и чем различаются слова СЛОВООБРАЗОВАНИЕ и ФОРМООБРАЗОВАНИЕ?
- Русский язык постоянно пополняется новыми словами, которые образуются от уже существующих слов. Раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов, называется словообразованием. Слова, образованные от одного корня, называются однокоренными, или родственными.
От словообразования следует отличать формообразование. Формообразование – процесс образования грамматических форм слова.
В результате словообразования в языке появляются новые слова, которые отличаются лексическим значением.
Результат формообразования – слова с одинаковым лексическим, но различным грамматическим значением.
Термины и понятия:
Словообразование – раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов.
Формообразование – процесс образования форм слова.
Форма слова – это само слово, поэтому все формы одного слова обладают одинаковым лексическим значением, но различаются грамматическим значением.
Однокоренные слова – слова, имеющие общий корень, но различаются оттенками лексического значения.
Этап первичного закрепления.
Упражнение 68. Различение форм слова и однокоренных слов. Самостоятельная работа учащихся, 1 – у доски.
(работаем со словами под цифрой 1) |
Родственные слова | Формы слова |
уходить | уходить |
уход | уходит |
ухоженный | уходил |
выход | уходящий |
заходить | |
подход | |
выходи | |
Новая тема.
– А теперь вспомним, какие способы образования слов есть в русском языке?
(Ответы учащихся).
Посмотрите на доску. Я изобразила схему, которая есть у вас в учебниках. Есть ли что-нибудь общего у того, что вы сказали и данной схемы?
Основные способы словообразования в русском языке
морфологический неморфологический
(с помощью морфем)
аффиксация 1) лексико-семантический
сложение 2) морфолого-синтаксический
лексико-синтаксический
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 51. Давайте прочитаем статью учебника и посмотрим: так ли разнится то, что вы сказали, с записями в учебнике.
- Путём перетаскивания распределите способы словообразования.
Морфологический способ:
Аффиксация
1) образование новых слов с помощью приставки (приставочный, или префиксальный, способ): история - предыстория (то, что было "до" истории), делать - сделать;
2) образование новых слов с помощью суффикса (суффиксальный способ): красивый - красиво (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое), мочить - мочёный (признак, возникший в результате действия: хлеб мочили - он стал мочёный);
3) образование новых слов с помощью приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный, или аффиксальный способ): вкус - безвкусица(то, что лишено вкуса);
4) усечение суффиксов (безаффиксный способ) - образование производного слова путём усечения производящей основы: свистеть - свист, бороться - борьба (результат получился из процесса), белый - белизна (существительное имеет признак цвета).
Сложение
1) сложение целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова = сорвиголова; еле+ еле = еле-еле;
2) сложение основ слов с помощью соединительных гласных -о- и -е-: белый снег - белоснежный; ферма для птиц - птицеферма;
3) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры:стенная газета - стенгазета, Московский государственный университет - МГУ;
2. Неморфологический способ - образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:
1) при помощи омонимии (лексико-семантический способ, при котором меняется значение производящего слова): среда (день недели) - среда(окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный) - ампер (единица измерения силы тока).
2) при помощи перехода одной части речи в другую (морфолого-синтаксический способ). Ср. предложения со словом новенькая: У Машиновенькая кофточка. - Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.
В класс пришла новенькая. - Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное - красивая новенькая, предлог - у новенькой.
Лексико-синтаксический способ: сращение, или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ + лежащий = близлежащий; с+ ума + сшедший = сумасшедший.
Словообразовательный разбор.
Работа со словарями.
- Иногда трудно определить производящую основу слова. Тогда всегда можно обратиться за помощью к «Школьному словообразовательному словарю русского языка». Составитель словаря Тихонов Александр Николаевич.
- Выполняем устно упражнение 69. Работаем в группах. (По 2 слова).
Укажите, какая основа является производящей.
Песочница песок, бескостный костный, конник конь, рыбак рыба, разрумяниться разрумянить, по-гусиному гусиный, вощёный вощить, аристократично аристократичный.
Закрепление
Из предложения, записанного на доске, выписать слова и показать их способ образования. По 1 уч-ся «цепочкой» у доски, остальные в тетрадях.
В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым.
Обеденный ← обед
Перерыв ← перерывать
Сотрудники ← труд
Поели ← ели
Отправились ← отправили
Мороженое (сущ.) ← мороженое (прил.)
Найдите и исправьте ошибки, допущенные при словообразовании некоторых слов.
1) С исчерпывающей полностью Салтыков-Щедрин раскрывает характер Иудушки Головлёва.
2) В литературе ХIХ века народным заступникам был заготовлен трудный путь.
3) Развитие движения разночинцев показано в романе "Отцы и дети" с большой шириной и глубиной.
4) Ехай скорей с горы!
5) Сегодня солнце так и жгёт.
6) Вы не хочете отдохнуть после обеда?
Упражнение 74. Укажите способ образования слов.
Пригородный
Садоводство
Упрощение
Победитель
Окончательный
Наконечник
Водянистый
Водопровод
МХАТ
Студсовет
Приземлить
Курилы
Педсовет
РФ
ВВЦ
Выставка-продажа
Главбух
Завхоз
Завуч
Зарплата
Самбо
Ракета-носитель
Подведение итогов урока.
На этом уроке мы обратились к одному из важнейших разделов курса русского языка – словообразованию и познакомились со способами словообразования.
- Укажите, в чём сущность словообразования, в чём – формообразования?
- Назовите основные способы словообразования в русском языке?
- Для чего нужно знать законы словообразования?
Изучение и хорошее знание законов словообразования необходимо для прочного усвоения правил правописания, поскольку многие из них прямо опираются на словообразование.
Домашнее задание § 15 -§17, упр. 77