СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.»

Тема: Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Цели: повторение основных терминов и понятий раздела; совершенствование навыков связной речи учащихся.

Круг рассматриваемых вопросов: сущность словообразования; основные способы словообразования в русском языке; различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова; сущность формообразования, основные способы формообразования в русском языке.

Оборудование: интерактивная доска Smart.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы повторим основные термины и понятия раздела «Словообразование». Вспомним способы образования слов в русском языке.

  1. Проверка домашнего задания.

Формирование навыков связной монологической речи.

Устный ответ на тему «Состав слова»:

  1. Что такое морфема?

  2. В чём сходства и различия морфемы и слова?

  3. Что такое корневая морфема? Какова её роль?

  4. Что такое аффиксальные морфемы? Какие функции они выполняют в слове?

  5. Что такое основа слова?

  6. В чём отличие производной основы от непроизводной?

  7. Какая основа называется производящей?

  8. Что значит сделать морфемный анализ слова?

  1. Интерактивное комментированное тестирование.

  1. Задание исследовательского характера.

Четыре студента-филолога до начала занятия решили сверить домашнее задание. Оказалось, что они по-разному разобрали словоследовательно:

след-ова-тель-н-о;

след-ова-тель-но;

след-ова-тельн-о;

след-ова-тельно.

Каждый готов был доказывать правильность своего разбора. Какие

аргументы привел каждый из них? Кто из них разобрал слово подберезовик так: под-берез-овик.

Ответ: след-ова-тельн-о, т.к. образовано от прилагательного следовательный, у которого суффикс – тельн-.

  1. Знакомство с теоретическим материалом.

– Посмотрите на тему урока. Определите, что общего и чем различаются слова СЛОВООБРАЗОВАНИЕ и ФОРМООБРАЗОВАНИЕ?

- Русский язык постоянно пополняется новыми словами, которые образуются от уже существующих слов. Раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов, называется словообразованием. Слова, образованные от одного корня, называются однокоренными, или родственными.

От словообразования следует отличать формообразование. Формообразование – процесс образования грамматических форм слова.

В результате словообразования в языке появляются новые слова, которые отличаются лексическим значением.

Результат формообразования – слова с одинаковым лексическим, но различным грамматическим значением.

Термины и понятия:

Словообразование – раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов.

Формообразование – процесс образования форм слова.

Форма слова – это само слово, поэтому все формы одного слова обладают одинаковым лексическим значением, но различаются грамматическим значением.

Однокоренные слова – слова, имеющие общий корень, но различаются оттенками лексического значения.

  1. Этап первичного закрепления.

Упражнение 68. Различение форм слова и однокоренных слов. Самостоятельная работа учащихся, 1 – у доски.

(работаем со словами под цифрой 1)

Родственные слова

Формы слова

уходить

уходить

уход

уходит

ухоженный

уходил

выход

уходящий

заходить


подход


выходи


  1. Новая тема.

– А теперь вспомним, какие способы образования слов есть в русском языке?

(Ответы учащихся).

Посмотрите на доску. Я изобразила схему, которая есть у вас в учебниках. Есть ли что-нибудь общего у того, что вы сказали и данной схемы?

Основные способы словообразования в русском языке

морфологический неморфологический

(с помощью морфем)

  1. аффиксация 1) лексико-семантический

  2. сложение 2) морфолого-синтаксический

  3. лексико-синтаксический

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр. 51. Давайте прочитаем статью учебника и посмотрим: так ли разнится то, что вы сказали, с записями в учебнике.

- Путём перетаскивания распределите способы словообразования.

  1. Морфологический способ:

Аффиксация

1) образование новых слов с помощью приставки (приставочный, или префиксальный, способ): история - предыстория (то, что было "до" истории), делать - сделать;

2) образование новых слов с помощью суффикса (суффиксальный способ): красивый - красиво (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое), мочить - мочёный (признак, возникший в результате действия: хлеб мочили - он стал мочёный);

3) образование новых слов с помощью приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный, или аффиксальный способ): вкус - безвкусица(то, что лишено вкуса);

4) усечение суффиксов (безаффиксный способ) - образование производного слова путём усечения производящей основы: свистеть - свист, бороться - борьба (результат получился из процесса), белый - белизна (существительное имеет признак цвета).

Сложение

1) сложение целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова = сорвиголоваелееле = еле-еле;

2) сложение основ слов с помощью соединительных гласных -о- и -е-белый снег - белоснежныйферма для птиц - птицеферма;

3) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры:стенная газета - стенгазетаМосковский государственный университет - МГУ;

2. Неморфологический способ - образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:

1) при помощи омонимии (лексико-семантический способ, при котором меняется значение производящего слова): среда (день недели) - среда(окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный) - ампер (единица измерения силы тока).

2) при помощи перехода одной части речи в другую (морфолого-синтаксический способ). Ср. предложения со словом новенькая: У Машиновенькая кофточка. - Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.
В класс пришла
 новенькая. - Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное - красивая новенькая, предлог - у новенькой.

  1. Лексико-синтаксический способ: сращение, или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ лежащий = близлежащийсума сшедший сумасшедший.

  1. Словообразовательный разбор.

  2. Работа со словарями.

- Иногда трудно определить производящую основу слова. Тогда всегда можно обратиться за помощью к «Школьному словообразовательному словарю русского языка». Составитель словаря Тихонов Александр Николаевич.

- Выполняем устно упражнение 69. Работаем в группах. (По 2 слова).

Укажите, какая основа является производящей.

Песочница песок, бескостный костный, конник конь, рыбак рыба, разрумяниться разрумянить, по-гусиному гусиный, вощёный вощить, аристократично аристократичный.

  1. Закрепление

  1. Из предложения, записанного на доске, выписать слова и показать их способ образования. По 1 уч-ся «цепочкой» у доски, остальные в тетрадях.

В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым.

Обеденный ← обед

Перерыв ← перерывать

Сотрудники ← труд

Поели ← ели

Отправились ← отправили

Мороженое (сущ.) ← мороженое (прил.)

  1. Найдите и исправьте ошибки, допущенные при словообразовании некоторых слов.

1) С исчерпывающей полностью Салтыков-Щедрин раскрывает характер Иудушки Головлёва.
2) В литературе ХIХ века народным заступникам был заготовлен трудный путь.
3) Развитие движения разночинцев показано в романе "Отцы и дети" с большой шириной и глубиной.
4) Ехай скорей с горы!
5) Сегодня солнце так и жгёт.
6) Вы не хочете отдохнуть после обеда?

  1. Упражнение 74. Укажите способ образования слов.

Пригородный

Садоводство

Упрощение

Победитель

Окончательный

Наконечник

Водянистый

Водопровод

МХАТ

Студсовет

Приземлить

Курилы

Педсовет

РФ

ВВЦ

Выставка-продажа

Главбух

Завхоз

Завуч

Зарплата

Самбо

Ракета-носитель

  1. Подведение итогов урока.

На этом уроке мы обратились к одному из важнейших разделов курса русского языка – словообразованию и познакомились со способами словообразования.

- Укажите, в чём сущность словообразования, в чём – формообразования?

- Назовите основные способы словообразования в русском языке?

- Для чего нужно знать законы словообразования?

Изучение и хорошее знание законов словообразования необходимо для прочного усвоения правил правописания, поскольку многие из них прямо опираются на словообразование.

  1. Домашнее задание § 15 -§17, упр. 77




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!