СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема:Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Познакомить со статьями Н. И. Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”.
  2. Развивать критическое мышление, умение прогнозировать содержание произведения по его названию, иллюстрации; умение находить в тексте ключевые слова.
  3. Учить детей определять познавательную, воспитательную и литературную ценность произведения..

Просмотр содержимого документа
«Тема:Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»»

Тема: Статьи Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Цели урока: Формирование у детей правильного типа читательской деятельности

Задачи:

  1. Познакомить со статьями Н. И. Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”.

  2. Развивать критическое мышление, умение прогнозировать содержание произведения по его названию, иллюстрации; умение находить в тексте ключевые слова.

  3. Учить детей определять познавательную, воспитательную и литературную ценность произведения..

Ход урока

Организационный момент.

- Урок литературного чтения я начну с небольшого стихотворения.

Вот книга на столе, а вот тетрадь,
Не хочется сегодня нам играть.
И недосуг в окне ворон считать,

И самолетик запускать бумажный.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!

- Какое настроение появилось у вас после прослушивания этого стихотворения?

- Приступим к работе.

1.Традиционное вводное упражнение: Расскажи о книге, которую ты сейчас читаешь (2 человека).

2. Решение логической задачи (тетрадь, стр. 31, зад. № 1).

Актуализация знаний

- В каком веке мы путешествуем? (в 18)

- Как зовут мальчика, с которым мы познакомились в путешествии? (Сергей Аксаков)

- Как называется повесть, которую написал Сергей Тимофеевич Аксаков? («Детские годы Багрова внука»)

- О чем эта повесть? (О жизни автора)

- Как называется повесть, рассказывающая о жизни автора? (автобиографическая)

-Чем библиографическая книга отличается от мемуарной?

- О какой книге с особым удовольствием рассказывал Сережа Аксаков?

Сообщение темы и задач урока.

- Ответив на этот вопрос, вы сформулируете тему сегодняшнего урока



- Прочитайте тему нашего урока. НА ДОСКЕ!

Задайте вопросы к теме урока. Выполнить это задание вам помогут вопросительные слова:

Кто?

Для кого?

Какие?

О чём?

- Итак, с помощью вопросов вы сформулировали учебные задачи нашего урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами Н. И. Новикова, которые раньше назывались статьями.

Стадия - этап вызова.

- Известно ли вам что-нибудь о писателе Н. И. Новикове?

- А хотели бы вы узнать биографию этого писателя? (Знакомство с биографией писателя)

Николай Иванович Новиков родился в 1744 году близ г. Москвы. Новиков – писатель, журналист, книгоиздатель. Новиков большое внимание уделял распространению знаний и воспитанию молодёжи. Он даже создал целую программу воспитания. Новиков – книгоиздатель. За 15 лет (1777-1789гг.) больше трети всех книг России были изданы под его руководством. Но книг для детей в те годы почти не было. Детям нечего было читать. И вот Николай Иванович Новиков создаёт первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. Этот журнал издавался 4 года с 1785 по 1789 год.

Сведения об авторе дополняют дети (подготовленные ученики). Составление таблицы – прием«ИНСЕРТ»Смотри приложение 1.

- По названию определите, о чём писали в этих журналах. (Ответы учеников)

В этом журнале печатались рассказы двух видов: для “воспитания сердца”, т.е. нравоучительные, и для “обогащения ума”, где были сведения по истории, географии и другим наукам.

Стадия - этап осмысления.

- Сегодня на уроке мы будем читать рассказы из этих журналов. Это трудные тексты. В них встречаются устаревшие слова, которые вышли из активного словаря, т.е.архаизмы, в некоторых словах ударение непривычное для нас.

Первый текст – “Молодой путешественник”.

- Прочитайте название.

- Предположите, о чём будет текст?

Словарная работа.

гофмейстер (читают сноску)

- Остальные непонятные слова вы поймёте из контекста.

Я буду читать текст, а вы будете слушателями. По ходу моего чтения составьте и запишите вопросы автору на уточнение (в индивидуальный лист).

Слушание текста.

Групповая работа.

- Обсудите вопросы в группах, выберите самый важный, озвучьте его. Вместе попытаемся найти на него ответ.

Фронтальная работа (вопрос-ответ).

- Чему учит этот рассказ?

- Для сердца он или для разума?

- Найдите мораль и зачитайте её ещё раз.

- Как построен рассказ? (1 часть - история, 2часть - мораль).

Физминутка. Упражнения для глаз.

Второй текст – “Начало только трудно”.

- Прочитайте название второго текста.

- Предположите, о чём будет текст?

Словарная работа.

Намерение -

сие (намерение) -

исступление -

- Этот текст вы будете читать самостоятельно. По ходу чтения заполните сюжетную таблицуключевыми словамиСмотри прием в приложение 1Обсудите данные таблицы в паре.

Самостоятельное чтение и составление таблицы.

Кто?

Что делал?

маленький Фёдор

не любил рано вставать

отстать от дурной привычки

Когда?

Что сделал?

однажды летом

проснулся в 5 часов утра

вскочил, оделся

принудил себя

выучил легче

Кто?

Что?

Кто?

Что?

учитель

доволен

Фёдор

столько удовольствия

Мораль

 

Групповая работа.

- Обсудите в группах свои таблицы. Исправьте и дополните, если это необходимо.

Проверка – слайд презентации.

- Составьте пересказ текста по сюжетной таблице. (1 ученик рассказывает у доски).

- Чему учит этот рассказ?

- Найдите и прочитайте мораль.

- Сравните первый и второй рассказы (для кого написаны, какие это рассказы, как построены), для сердца они или для разума.

Третий текст – “Крестьянское состояние”.

- Прочитайте название и предположите, о чём будет текст?

Словарная работа.

крестьяне

жатва

жнецы

1 часть (От начала до слов “И! Батюшка, -отвечал Феденька, - он простой мужик”.)

- С помощью вопросительных слов задайте вопрос к первой части.

Кто…?

Почему…?

- А как вы понимаете “простой мужик”?

- Кем бы мог быть отец Феденьки?

- Предположите, какими могут быть дальнейшие действия отца?

2 часть (“Отец не заставил…” – “…что Феденьке ничего не досталось”.)

- Почему отец “тотчас позвал к себе” старого Памфила? Ответ подтвердите словами из текста (выборочное чтение).

- Рассмотрите иллюстрацию. Феденька сидит с пустой тарелкой, а весь хлеб отец положил себе.

- Подумайте, какой разговор состоялся между Феденькой и его отцом. Обсудите в группах, обыграйте ситуацию (мини-театр).

Групповая работа.

Проверка.

3 часть (“Батюшка, у меня хлеба нет…” – “…я дам теперь и тебе хлеба”.)

Чтение по ролям (автор, отец, Феденька).

- Почему же отец не дал Феденьке хлеба?

- Понял ли этот урок Феденька? Подтвердите ответ словами из текста.

- Зачем отец взял Феденьку с собой на поле?

4 часть (“После обеда…” – “…хотя работа их была очень трудна”.)

- Какие слова указывают на то, что работа на поле была очень тяжёлая?

- Как выглядели крестьяне, которые выполняли тяжёлую работу?

Как бы вы закончили рассказ?

5 часть (“Увидевши старого Памфила…” - до конца.)

- Какова мораль этого рассказа? (Нужно уважать людей труда, особенно тех, кто выращивает хлеб)

Стадия - этап рефлексии.

Итак, мы прочитали 3 рассказа Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”. Сейчас каждый из вас попробует ответить на вопрос: “Чему научили вас эти рассказы?” Свой ответ начните так (запись ответа в индивидуальном листе):

- Прочитав рассказы Николая Новикова, я понял(а),что…

Выслушиваются ответы детей.

- Как вы думаете, журнал под таким названием сейчас издаётся? Почему?

Итог урока. Составление синквейна (описание приема в приложении 1).

  1. Рассказы Н. Новикова.

  2. Интересные, поучительные.

  3. Развивают, воспитывают, учат.

  4. Для детского разума очень полезны.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!