КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дата: 05.05.17
Тема: «Стихи И.Токмаковой «В чудной стране», «Невпопад», Г.Сапгира «Лесной разговор», «Лягушонок и мышонок», Э.Мошковской «Жил на свете один человек», «Снова со всех дорожек…», Э.Успенского «Мой живой уголок», «Необычайный слон».
Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
УУД:
– познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре и в группах;
– личностные: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
– регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану.
Литература: Интернет – ресурс
План
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Проверка домашнего задания (10 мин.)
3. Развитие темы (25 мин.)
4. Домашнее задание (2 мин.)
5. Итоги. Рефлексия. (3 мин.)
Этапы | Содержание |
1.Орг.момент | Приветствие учителя с учащимися. |
2.Проверка домашнего задания | – Что было задано на дом? (выучить любое стихотворение). Молодцы! |
3.Развитие темы 4.Домашнее задание 5.Итоги. Рефлексия. | – Знакомы ли вам авторы И. Токмакова и Г. Сапгир? – Что читали у них? Что помните наизусть? – Знаете ли, что объединяет этих поэтов? – Послушайте подсказку и попробуйте найти общее: А я придумал слово, Вот прыгает и скачет – Смешное слово – плим. Плим, плим, плим, Я повторяю снова – И ничего не значит Плим, плим, плим… Плим, плим, плим. (Оба поэта очень любят играть со словами и с читателями.) Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение стихов И. Токмаковой. – Какое из них вам напомнило путаницу? – Какое – небылицу, в которую верят только чудаки? – Какая игра вам больше нравится? – Прочитайте стихотворение по своему выбору, играя со слушателями. Электронная физкультминутка 2) Самостоятельное чтение стихов Г. Сапгира. – Какого нового Г. Сапгира вы для себя открыли? – Как строятся оба стихотворения Сапгира? – Где вы улыбнулись, читая «Лесной разговор»? – Какие слова синички вам кажутся особенно красивыми? – На что похоже это стихотворение? (На детскую считалку.) – А где улыбается Сапгир, рассказывая о Лягушонке и Мышонке? – Какой Мышонок? Какой Лягушонок? – Согласны ли вы с тем, что это стихотворение познавательное? Какое же? 3) Ролевое чтение стихов Г. Сапгира. 1) Самостоятельное чтение стихотворения Э. Мошковской «Жил на свете один человечек». Беседа после чтения: – С чего человечек начал строительство дома? – Зачем ему нужно было крылечко? – О чём это говорит? – Почему сожаленье сменяется радостью? – Как происходит смена настроения? – А что случилось бы, если бы досок хватило? – Хотите ли вы заглянуть к человечку на часок? – В каком мире живёт человечек? – На что похоже стихотворение Э. Мошковской? – Каким чувством оно пронизано? 2) Выразительное чтение стихотворения. 3) Самостоятельное чтение стихотворения «Снова со всех дорожек...». – Чем удивительно это маленькое стихотворение? – В чём его секрет? – Какие мысли оно рождает? Какие картины? – Перечислите, что вы увидели, представили, прочитав эти строчки. Сделайте вывод о ёмкости поэтического слова. 4) Выразительное чтение стихотворения. 5) Самостоятельное чтение стихотворения Э. Успенского «Мой живой уголок». – Каким вы представили себе героя этого стихотворения? – Почему вы думаете, что это ребёнок? – С каким чувством он рассказывает о своём живом уголке? Выразительное чтение стихотворения «Мой живой уголок». 6) Самостоятельное чтение стихотворения «Необычайный слон». Беседа после чтения. – Похоже ли это стихотворение на фантазию ребёнка? – Почему вы так думаете? – Кто жалеет слона? – Нуждается ли слон в чьей-то жалости? – Что для него главное в жизни? – А для автора? – А для читателя? – Чем необычны последние 4 строчки? – Прочитайте стихотворение выразительно. С. 166-171, читать выразительно – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – С какими авторами и произведениями мы познакомились? – Какое стихотворение больше понравилось? – Какое умение формировали? – Кому поставили бы оценки за урок? Выставление оценок. |
Подпись учителя:
Отметка:
ТОКМАКОВА ИРИНА ПЕТРОВНА
Ирина Петровна Токмакова (родилась 3 марта 1929 года) — детский поэт и прозаик, переводчик детских стихов. Её перу принадлежат несколько образовательных повестей-сказок для детей дошкольного возраста и классические переводы английских и шведских фольклорных стихов.
Родилась в Москве, отец — инженер-электротехник, Пётр Карпович, мать — Лидия Александровна, детский врач, заведовала «Домом подкидышей».
Художественные переводы детских стихов начались с того, что в Россию приехал по делам шведский энергетик господин Боргквист, который, познакомившись с молодой переводчицей, узнал, что она любит шведскую поэзию, а позже прислал ей для маленького сына сборник шведских народных детских песенок. Первые переводы стихов делались для личного употребления, но муж, Лев Токмаков, отнёс их в издательство, и они были приняты.
Через год вышла первая книжка собственных стихов — «Деревья», — сделанная вместе со Львом Токмаковым.
Стихи: «Усни-трава», «Сосны», «Ива», «Рябина», «В чудной стране», и др.
ГЕНРИХ ВЕНИАМИНОВИЧ САПГИР
Генрих Вениаминович Сапгир (1928—1999) — российский поэт, прозаик.
Родился в Бийске Алтайского края в семье московского инженера, бывшего на Алтае в командировке и вскоре возвратившегося с семьей в Москву.
В советские годы Сапгир много публиковался как детский писатель. Ему принадлежат сценарии классических мультфильмов «Лошарик», «Паровозик из Ромашкова», слова песни «Зеленая карета» (перевод с идиш, стихи Дриз, Овсей Овсеевич) и др.
Первая публикация «взрослых» стихов Сапгира за границей — в 1968, в СССР — в 1989. Выступал также как переводчик (прежде всего, поэта Овсея Дриза, немецкой конкретной поэзии и американского поэта Джима Кэйтса).
Г. Сапгир - лауреат Пушкинской премии Российской Федерации, премий журналов «Знамя» (1993) и «Стрелец» (1995, 1996), премии «За особые заслуги» Тургеневского фестиваля малой прозы (1998). В годы перестройки стал членом Союза Писателей Москвы (с 1988), хотя к идее Союза Писателей относился отрицательно.
ЭММА ЭФРАИМОВНА МОШКОВСКАЯ (1926-1981) — российская детская писательница и поэтесса. Родилась в Москве. В 1954 году окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных по классу вокала (меццо-сопраноВ 1961 г. опубликовала свои первые стихи в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». Ее произведения получили положительные отзывы от С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. В 1962 г. выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар». За ним последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. Помимо стихов она писала прозу, сказки, занималась переводами. Ее стихи, тонко передающие мироощущение ребенка, оттенки детских переживаний, неоднократно переиздавались, были переведены на разные языки мира. Благодаря музыкальности и ритмичности многие из них стали песнями («Двойка», «Окно», «Тараторы»). Песни на стихи Мошковской до сих пор можно услышать в исполнении «звезд» отечественной поп- и рок-музыки (например, Федора Чистякова и Сергея Мазаева).
ЭДУАРД УСПЕНСКИЙ
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.
Его детские стихи начали печатать, как юмористические, в "Литературной газете", они звучали в радиопередаче "С добрым утром!".
Эдуард Успенский получил широкую известность как автор детских книжек: "Крокодил Гена и его друзья" (1966), "Вниз по волшебной реке" (1972) и др. Огромную популярность приобретают его пьесы, написанные совместно с Р. Качановым, - "Чебурашка и его друзья" (1970); "Наследство Бахрама" (1973); "Отпуск крокодила Гены"(1974) и др. Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и др. героев любят дети нескольких поколений.
В 1976 вышел сборник стихов "Все в порядке". В 1980 - 90 публикует следующую серию детских книг: "Каникулы в Простоквашино", "Дядя Федор, пес и кот", "Колобок идет по следу", "Разноцветная семейка", "Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)", "Лекции профессора Чайникова (занимательный учебник по радиотехнике)" выходит в 1994.
Кроме того, Эдуард Успенский писал для популярной детской передачи "Радионяня", для телепередачи "АБВГДейка", вел передачу "В нашу гавань заходили корабли".