СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Стихи И.Токмаковой «В чудной стране», «Невпопад», Г.Сапгира «Лесной разговор», «Лягушонок и мышонок», Э.Мошковской «Жил на свете один человек», «Снова со всех дорожек…», Э.Успенского «Мой живой уголок», «Необычайный слон».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Стихи И.Токмаковой «В чудной стране», «Невпопад», Г.Сапгира «Лесной разговор», «Лягушонок и мышонок», Э.Мошковской «Жил на свете один человек», «Снова со всех дорожек…», Э.Успенского «Мой живой уголок», «Необычайный слон».

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Стихи И.Токмаковой «В чудной стране», «Невпопад», Г.Сапгира «Лесной разговор», «Лягушонок и мышонок», Э.Мошковской «Жил на свете один человек», «Снова со всех дорожек…», Э.Успенского «Мой живой уголок», «Необычайный слон».»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ



Дата: 05.05.17

Тема: «Стихи И.Токмаковой «В чудной стране», «Невпопад», Г.Сапгира «Лесной разговор», «Лягушонок и мышонок», Э.Мошковской «Жил на свете один человек», «Снова со всех дорожек…», Э.Успенского «Мой живой уголок», «Необычайный слон».

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

УУД:

– познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре и в группах;

– личностные: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

– регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану.

Литература: Интернет – ресурс

План

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Проверка домашнего задания (10 мин.)

3. Развитие темы (25 мин.)

4. Домашнее задание (2 мин.)

5. Итоги. Рефлексия. (3 мин.)

Этапы

Содержание

1.Орг.момент

Приветствие учителя с учащимися.

2.Проверка домашнего задания

– Что было задано на дом? (выучить любое стихотворение).

Молодцы!

3.Развитие темы







































































4.Домашнее задание


5.Итоги.

Рефлексия.


– Знакомы ли вам авторы И. Токмакова и Г. Сапгир?

– Что читали у них? Что помните наизусть?

– Знаете ли, что объединяет этих поэтов?

– Послушайте подсказку и попробуйте найти общее:

А я придумал слово, Вот прыгает и скачет –

Смешное слово – плим. Плим, плим, плим,

Я повторяю снова – И ничего не значит

Плим, плим, плим… Плим, плим, плим.

(Оба поэта очень любят играть со словами и с читателями.)

Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение стихов И. Токмаковой.

– Какое из них вам напомнило путаницу?

– Какое – небылицу, в которую верят только чудаки?

– Какая игра вам больше нравится?

– Прочитайте стихотворение по своему выбору, играя со слушателями.

Электронная физкультминутка

2) Самостоятельное чтение стихов Г. Сапгира.

– Какого нового Г. Сапгира вы для себя открыли?

– Как строятся оба стихотворения Сапгира?

– Где вы улыбнулись, читая «Лесной разговор»?

– Какие слова синички вам кажутся особенно красивыми?

– На что похоже это стихотворение? (На детскую считалку.)

– А где улыбается Сапгир, рассказывая о Лягушонке и Мышонке?

– Какой Мышонок? Какой Лягушонок?

– Согласны ли вы с тем, что это стихотворение познавательное? Какое же?

3) Ролевое чтение стихов Г. Сапгира.

1) Самостоятельное чтение стихотворения Э. Мошковской «Жил на свете один человечек».

Беседа после чтения:

– С чего человечек начал строительство дома?

– Зачем ему нужно было крылечко?

– О чём это говорит?

– Почему сожаленье сменяется радостью?

– Как происходит смена настроения?

– А что случилось бы, если бы досок хватило?

– Хотите ли вы заглянуть к человечку на часок?

– В каком мире живёт человечек?

– На что похоже стихотворение Э. Мошковской?

– Каким чувством оно пронизано?

2) Выразительное чтение стихотворения.

3) Самостоятельное чтение стихотворения «Снова со всех дорожек...».

– Чем удивительно это маленькое стихотворение?

– В чём его секрет?

– Какие мысли оно рождает? Какие картины?

– Перечислите, что вы увидели, представили, прочитав эти строчки.

Сделайте вывод о ёмкости поэтического слова.

4) Выразительное чтение стихотворения.

5) Самостоятельное чтение стихотворения Э. Успенского «Мой живой уголок».

– Каким вы представили себе героя этого стихотворения?

– Почему вы думаете, что это ребёнок?

– С каким чувством он рассказывает о своём живом уголке?

Выразительное чтение стихотворения «Мой живой уголок».

6) Самостоятельное чтение стихотворения «Необычайный слон».

Беседа после чтения.

– Похоже ли это стихотворение на фантазию ребёнка?

– Почему вы так думаете?

– Кто жалеет слона?

– Нуждается ли слон в чьей-то жалости?

– Что для него главное в жизни?

– А для автора?

– А для читателя?

– Чем необычны последние 4 строчки?

– Прочитайте стихотворение выразительно.

С. 166-171, читать выразительно


– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– С какими авторами и произведениями мы познакомились?

– Какое стихотворение больше понравилось?

– Какое умение формировали?

– Кому поставили бы оценки за урок?

Выставление оценок.

Подпись учителя:

Отметка:






















ТОКМАКОВА ИРИНА ПЕТРОВНА

Ирина Петровна Токмакова (родилась 3 марта 1929 года) — детский поэт и прозаик, переводчик детских стихов. Её перу принадлежат несколько образовательных повестей-сказок для детей дошкольного возраста и классические переводы английских и шведских фольклорных стихов.

Родилась в Москве, отец — инженер-электротехник, Пётр Карпович, мать — Лидия Александровна, детский врач, заведовала «Домом подкидышей».

Художественные переводы детских стихов начались с того, что в Россию приехал по делам шведский энергетик господин Боргквист, который, познакомившись с молодой переводчицей, узнал, что она любит шведскую поэзию, а позже прислал ей для маленького сына сборник шведских народных детских песенок. Первые переводы стихов делались для личного употребления, но муж, Лев Токмаков, отнёс их в издательство, и они были приняты.

Через год вышла первая книжка собственных стихов — «Деревья», — сделанная вместе со Львом Токмаковым.

Стихи: «Усни-трава», «Сосны», «Ива», «Рябина», «В чудной стране», и др.












ГЕНРИХ ВЕНИАМИНОВИЧ САПГИР

Генрих Вениаминович Сапгир (1928—1999) — российский поэт, прозаик.

Родился в Бийске Алтайского края в семье московского инженера, бывшего на Алтае в командировке и вскоре возвратившегося с семьей в Москву.

В советские годы Сапгир много публиковался как детский писатель. Ему принадлежат сценарии классических мультфильмов «Лошарик», «Паровозик из Ромашкова», слова песни «Зеленая карета» (перевод с идиш, стихи Дриз, Овсей Овсеевич) и др.

Первая публикация «взрослых» стихов Сапгира за границей — в 1968, в СССР — в 1989. Выступал также как переводчик (прежде всего, поэта Овсея Дриза, немецкой конкретной поэзии и американского поэта Джима Кэйтса).

Г. Сапгир - лауреат Пушкинской премии Российской Федерации, премий журналов «Знамя» (1993) и «Стрелец» (1995, 1996), премии «За особые заслуги» Тургеневского фестиваля малой прозы (1998). В годы перестройки стал членом Союза Писателей Москвы (с 1988), хотя к идее Союза Писателей относился отрицательно.












ЭММА ЭФРАИМОВНА МОШКОВСКАЯ (1926-1981) — российская детская писательница и поэтесса. Родилась в Москве. В 1954 году окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных по классу вокала (меццо-сопраноВ 1961 г. опубликовала свои первые стихи в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». Ее произведения получили положительные отзывы от С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. В 1962 г. выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар». За ним последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. Помимо стихов она писала прозу, сказки, занималась переводами. Ее стихи, тонко передающие мироощущение ребенка, оттенки детских переживаний, неоднократно переиздавались, были переведены на разные языки мира. Благодаря музыкальности и ритмичности многие из них стали песнями («Двойка», «Окно», «Тараторы»). Песни на стихи Мошковской до сих пор можно услышать в исполнении «звезд» отечественной поп- и рок-музыки (например, Федора Чистякова и Сергея Мазаева).















ЭДУАРД УСПЕНСКИЙ

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.

Его детские стихи начали печатать, как юмористические, в "Литературной газете", они звучали в радиопередаче "С добрым утром!".

Эдуард Успенский получил широкую известность как автор детских книжек: "Крокодил Гена и его друзья" (1966), "Вниз по волшебной реке" (1972) и др. Огромную популярность приобретают его пьесы, написанные совместно с Р. Качановым, - "Чебурашка и его друзья" (1970); "Наследство Бахрама" (1973); "Отпуск крокодила Гены"(1974) и др. Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и др. героев любят дети нескольких поколений.

В 1976 вышел сборник стихов "Все в порядке". В 1980 - 90 публикует следующую серию детских книг: "Каникулы в Простоквашино", "Дядя Федор, пес и кот", "Колобок идет по следу", "Разноцветная семейка", "Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)", "Лекции профессора Чайникова (занимательный учебник по радиотехнике)" выходит в 1994.

Кроме того, Эдуард Успенский писал для популярной детской передачи "Радионяня", для телепередачи "АБВГДейка", вел передачу "В нашу гавань заходили корабли".


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!