урок построен в технологии развивающего обучения
Тема:"Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»"
Задача урока: проанализировать образ Катерины;
Цели урока:
Обучающие: формирование умения анализировать содержания диалогов и монологов, сцен; определять тему, идею, формулировать связанные и с ними проблемы и на основе анализа делать выводы, заключения; работать со словом; характеризовать, сопоставлять.
Развивающие:
- совершенствование умения и навыка анализа драматургического произведения;
- развитие внимания и памяти.
Воспитательные:
- воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа Катерины;
- воспитание интереса к предмету.
Ценность: праведное поведение
Формы работы: эвристическая беседа, работа с текстом произведения, работа в группах.
Ход урока:
Орг. момент
Слово учителя:
Эпиграф урока: «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».
-Как вы понимаете эти слова?
Проверка домашнего задания
Выделить ключевые слова темы и дать им смысловое толкование
“трагическая острота”,- исход со смертельным концом.
“конфликт”- столкновение, доведенное до самого верхнего пика напряжения в отношениях.
Новая тема
- Сегодня на уроке мы должны ответить на проблемный вопрос: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?
Работа с текстом произведения.
1. Беседа
-Обратимся к композиции пьесы. Какова завязка пьесы? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем из этого действия?
Завязка — на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (д. I, явл. 5).
Вывод: В основе конфликта пьесы лежит столкновение самодуров и их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы.
-Как вы считаете, это первое столкновение героев?
Нет. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты. Мы понимаем, что Кабаниха уже не первый раз нападаетна Катерину.
-Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах? Неспособность лицемерить, лгать, прямота, чувство собственного достоинства.
Вывод: Конфликт намечается уже в первом действии: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.
Вопрос: Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве , в родном доме)
2. Работа в группах
1 группа
- Какая атмосфера окружала Катерину в детстве?(Д.1, явл.7)
Вывод.В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни. Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.
- Какие поступки Катерины говорят о страстности её натуры? (Д.2, явл.2: от обиды села в лодку и уплыла из дома.)
2 группа:
Составление кластера «Черты характера Катерины»
3 группа:
Какая атмосфера окружала Катерину в семье мужа?
Вывод:«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».
Атмосфера дома — страх. Катерина переживала жестокое отношение к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.
3.Составление сравнительной характеристики
Сравнительная характеристика двух этапов жизни Катерины
В детстве
|
В семье Кабановых
|
«Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».
Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.
|
«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».
Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»
|
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой).
|
Черты «темного царства»: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение упреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие.
|
Для Катерины главное — жить в согласии со своими нравственными убеждениями.
|
Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему.
|
Вопросы:
- Как повлияла на Катерину такая жизнь в семье мужа?
- В чем она изменилась?
- Какие прежние черты характера проявляются с новой силой?
4.Заполнение таблицы
Выясним черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?
Черты характера Катерины
|
Принципы жизни в доме Кабанихи
|
Свободолюбие(образ птицы);
|
подчинение
|
Независимость
|
отказ от своей воли
|
Чувство собственного достоинства
|
унижение попреками и подозрениями
|
Мечтательность и поэтичность
|
отсутствие духовных начал
|
Религиозность
|
религиозное лицемерие
|
Решительность
|
не дать жить по своей воле (неволя)
|
Доброта , бескорыстие
|
грубость и брань
|
Честность , непосредственность
|
обман
|
Вывод: Для Катерины - Главное –жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает непримиримый конфликт.
4. Постановка проблемных вопросов:
1). Почему произошел конфликт? Можно ли бы его избежать?
2). Почему Катерина выбрала смерть? Был ли у нее выбор?
Вывод: поставленные вопросы являются проблемными. Мы должны найти на них ответы на основе содержания пьесы. Чтобы найти ответ на 1-й вопрос необходимо исследовать природу взаимоотношений Катерины и “темного царства”.
Основа конфликта: разница в воспитании, разные жизненные принципы, взгляды на семейные отношения, отношения к людям. Все это угнетало Катерину. Душевные муки росли с каждым днем.
Последней каплей, положившей конец терпению Катерины, стал отъезд мужа.
- Как ведут себя герои в этой сцене? (Чтение Д.II, явл.3,4.)
—Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?
Вывод: Итак, мы ответили на 1-ый вопрос: жизнь Катерины в среде “темного царства” становится невыносимой и конфликт неизбежен. Почему неизбежен? Какую проблему поднимает автор?
-Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?
Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь.
- Решается проблема выбора: что предпринимает Катерина, чтобы изменить свою жизнь? По какому пути она пойдет?
Вопрос: как вы думаете: какие пути у нее были?
- Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством”
- Бежать с любимым человеком- Борисом
- Покончить жизнь самоубийством, что она и сделала.
Вопрос: Почему она выбрала 3-ий путь?
Работа в группах:
Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод
Выборочное чтение
Катерина:Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты
знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!
Ведь он камнем ляжет на душу, камнем.
Б ори с: Не гоните меня!
Катерина: Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель
мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить, до гробовой доски...
К а т е р и н а: Как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом,
ночью иду к тебе.
Борис: Ваша воля была на то.
Катерина: Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не
пошла бы я к тебе. {Поднимает глаза и смотрит на Бориса.)
Небольшое молчание.
Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь? {Кидается
к нему на шею.)
Катерина: Знаешь что? Теперь мне умереть вдруг захотелось!
Борис: Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?
К а т е р и н а: Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить.
Вывод:
Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл6), ее символическое значение.
Третья группа: анализ д.5 – явл.2
Беседа.
— Могла ли Катерина обрести путь к спасению души и не кончать жизнь самоубийством?
3. А В наше время Катерина смогла найти выход из тупика?
Проблемный вопрос.
-Можем ли мы считать гибель Катерины протестом против «темного царства»?
Смерть Катерины — это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.
III. Домашнее задание.
Эссе: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?
Просмотр содержимого документа
«Тема:"Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»"»
Тема:"Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»"
Задача урока: проанализировать образ Катерины;
Цели урока:
Обучающие: формирование умения анализировать содержания диалогов и монологов, сцен; определять тему, идею, формулировать связанные и с ними проблемы и на основе анализа делать выводы, заключения; работать со словом; характеризовать, сопоставлять.
Развивающие:
- совершенствование умения и навыка анализа драматургического произведения;
- развитие внимания и памяти.
Воспитательные:
- воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа Катерины;
- воспитание интереса к предмету.
Ценность: праведное поведение
Формы работы: эвристическая беседа, работа с текстом произведения, работа в группах.
Ход урока:
Орг. момент
Слово учителя:
Эпиграф урока: «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».
-Как вы понимаете эти слова?
Проверка домашнего задания
Выделить ключевые слова темы и дать им смысловое толкование
“трагическая острота”,- исход со смертельным концом.
“конфликт”- столкновение, доведенное до самого верхнего пика напряжения в отношениях.
Новая тема
- Сегодня на уроке мы должны ответить на проблемный вопрос: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?
Работа с текстом произведения.
1. Беседа
-Обратимся к композиции пьесы. Какова завязка пьесы? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем из этого действия?
Завязка — на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (д. I, явл. 5).
Вывод: В основе конфликта пьесы лежит столкновение самодуров и их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы.
-Как вы считаете, это первое столкновение героев?
Нет. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты. Мы понимаем, что Кабаниха уже не первый раз нападаетна Катерину.
-Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах? Неспособность лицемерить, лгать, прямота, чувство собственного достоинства.
Вывод: Конфликт намечается уже в первом действии: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.
Вопрос: Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве , в родном доме)
2. Работа в группах
1 группа
- Какая атмосфера окружала Катерину в детстве?(Д.1, явл.7)
Вывод.В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни. Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.
- Какие поступки Катерины говорят о страстности её натуры? (Д.2, явл.2: от обиды села в лодку и уплыла из дома.)
2 группа:
Составление кластера «Черты характера Катерины»
3 группа:
Какая атмосфера окружала Катерину в семье мужа?
Вывод:«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».
Атмосфера дома — страх. Катерина переживала жестокое отношение к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.
3.Составление сравнительной характеристики
Сравнительная характеристика двух этапов жизни Катерины
В детстве | В семье Кабановых |
«Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду. | «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» |
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой). | Черты «темного царства»: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение упреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие. |
Для Катерины главное — жить в согласии со своими нравственными убеждениями. | Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему. |
Вопросы:
- Как повлияла на Катерину такая жизнь в семье мужа?
- В чем она изменилась?
- Какие прежние черты характера проявляются с новой силой?
4.Заполнение таблицы
Выясним черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?
Черты характера Катерины | Принципы жизни в доме Кабанихи |
Свободолюбие(образ птицы); | подчинение |
Независимость | отказ от своей воли |
Чувство собственного достоинства | унижение попреками и подозрениями |
Мечтательность и поэтичность | отсутствие духовных начал |
Религиозность | религиозное лицемерие |
Решительность | не дать жить по своей воле (неволя) |
Доброта , бескорыстие | грубость и брань |
Честность , непосредственность | обман |
Вывод: Для Катерины - Главное –жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает непримиримый конфликт.
4. Постановка проблемных вопросов:
1). Почему произошел конфликт? Можно ли бы его избежать?
2). Почему Катерина выбрала смерть? Был ли у нее выбор?
Вывод: поставленные вопросы являются проблемными. Мы должны найти на них ответы на основе содержания пьесы. Чтобы найти ответ на 1-й вопрос необходимо исследовать природу взаимоотношений Катерины и “темного царства”.
Основа конфликта: разница в воспитании, разные жизненные принципы, взгляды на семейные отношения, отношения к людям. Все это угнетало Катерину. Душевные муки росли с каждым днем.
Последней каплей, положившей конец терпению Катерины, стал отъезд мужа.
- Как ведут себя герои в этой сцене? (Чтение Д.II, явл.3,4.)
—Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?
Вывод: Итак, мы ответили на 1-ый вопрос: жизнь Катерины в среде “темного царства” становится невыносимой и конфликт неизбежен. Почему неизбежен? Какую проблему поднимает автор?
-Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?
Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь.
- Решается проблема выбора: что предпринимает Катерина, чтобы изменить свою жизнь? По какому пути она пойдет?
Вопрос: как вы думаете: какие пути у нее были?
Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством”
Бежать с любимым человеком- Борисом
Покончить жизнь самоубийством, что она и сделала.
Вопрос: Почему она выбрала 3-ий путь?
Работа в группах:
Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод
Выборочное чтение
Катерина:Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты
знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!
Ведь он камнем ляжет на душу, камнем.
Б ори с: Не гоните меня!
Катерина: Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель
мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить, до гробовой доски...
К а т е р и н а: Как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом,
ночью иду к тебе.
Борис: Ваша воля была на то.
Катерина: Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не
пошла бы я к тебе. {Поднимает глаза и смотрит на Бориса.)
Небольшое молчание.
Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь? {Кидается
к нему на шею.)
Катерина: Знаешь что? Теперь мне умереть вдруг захотелось!
Борис: Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?
К а т е р и н а: Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить.
Вывод:
Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл6), ее символическое значение.
Третья группа: анализ д.5 – явл.2
Беседа.
— Могла ли Катерина обрести путь к спасению души и не кончать жизнь самоубийством?
3. А В наше время Катерина смогла найти выход из тупика?
Проблемный вопрос.
-Можем ли мы считать гибель Катерины протестом против «темного царства»?
Смерть Катерины — это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.
III. Домашнее задание.
Эссе: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?