СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема:"Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок построен в технологии развивающего обучения

Тема:"Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»"

Задача урока: проанализировать образ Катерины;

Цели урока:

Обучающие: формирование умения анализировать содержания диалогов и монологов, сцен; определять тему, идею, формулировать связанные и с ними проблемы и на основе анализа делать выводы, заключения; работать со словом; характеризовать, сопоставлять.

Развивающие:

- совершенствование умения и навыка анализа драматургического произведения;

- развитие внимания и памяти.

Воспитательные:

- воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа Катерины;

- воспитание интереса к предмету.

Ценность: праведное поведение

Формы работы: эвристическая беседа,  работа с текстом произведения, работа в группах.

                                                Ход урока:

Орг. момент

Слово учителя:

Эпиграф урока: «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти». -Как вы понимаете эти слова?  

Проверка домашнего задания

          Выделить ключевые слова темы и дать им смысловое толкование

“трагическая острота”,- исход со смертельным концом.

“конфликт”- столкновение, доведенное до самого верхнего пика напряжения в отношениях.

Новая тема

-  Сегодня на уроке мы должны ответить на проблемный вопрос: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»? 

Работа с текстом произведения.

1. Беседа

-Обратимся к композиции пьесы. Какова завязка пьесы? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем из этого действия?

Завязка — на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (д. I, явл. 5). 

Вывод: В основе конфликта пьесы лежит столкновение самодуров и  их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы.

-Как вы считаете, это первое столкновение героев?

Нет. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты. Мы понимаем, что Кабаниха уже не первый раз нападаетна Катерину.

-Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах? Неспособность лицемерить, лгать, прямота, чувство собственного достоинства.

 Вывод: Конфликт намечается уже в первом действии: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.

Вопрос: Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве , в родном доме)

    2. Работа в группах

 

1 группа

   -  Какая атмосфера окружала Катерину в детстве?(Д.1, явл.7)

          Вывод.В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни. Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.

     - Какие поступки Катерины говорят о страстности её натуры? (Д.2, явл.2: от обиды села в лодку и уплыла из дома.)

2 группа:

 Составление кластера «Черты характера Катерины»

3 группа:

Какая атмосфера окружала Катерину в семье мужа?

         Вывод:«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома — страх. Катерина переживала жестокое отношение к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи. 

 

3.Составление сравнительной характеристики

 

Сравнительная характеристика двух этапов жизни Катерины

В детстве

В семье Кабановых

«Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой).

Черты «темного царства»: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение упреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие.

Для Катерины главное — жить в согласии со своими нравственными убеждениями.

Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему.

Вопросы: - Как повлияла на Катерину такая жизнь в семье мужа?

- В чем она изменилась?

- Какие прежние черты характера проявляются с новой силой?

4.Заполнение таблицы

Выясним черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?  

Черты характера Катерины

Принципы жизни в доме Кабанихи

Свободолюбие(образ птицы);

подчинение

Независимость

отказ от своей воли

Чувство собственного достоинства

унижение попреками и подозрениями

Мечтательность и поэтичность

отсутствие духовных начал

Религиозность

религиозное лицемерие 

Решительность

не дать жить по своей воле (неволя)

Доброта , бескорыстие

грубость и брань

Честность , непосредственность

обман

       Вывод: Для Катерины - Главное –жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает непримиримый конфликт. 

4. Постановка проблемных вопросов:

1). Почему произошел конфликт? Можно ли бы его избежать? 2). Почему Катерина выбрала смерть? Был ли у нее выбор?

Вывод: поставленные вопросы являются проблемными. Мы должны найти на них ответы на основе содержания пьесы. Чтобы найти ответ на 1-й вопрос необходимо исследовать природу взаимоотношений Катерины и “темного царства”.

Основа конфликта: разница в воспитании, разные жизненные принципы, взгляды на семейные отношения, отношения к людям. Все это угнетало Катерину. Душевные муки росли с каждым днем.

 

Последней каплей, положившей конец терпению Катерины, стал отъезд мужа.

- Как ведут себя герои в этой сцене? (Чтение  Д.II, явл.3,4.)

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

Вывод: Итак, мы ответили на 1-ый вопрос: жизнь Катерины в среде “темного царства” становится невыносимой и конфликт неизбежен. Почему неизбежен? Какую проблему поднимает автор?

-Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?

Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь.

  - Решается проблема выбора: что предпринимает Катерина, чтобы изменить свою жизнь? По какому пути она пойдет?

Вопрос: как вы думаете: какие пути у нее были?

  1. Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством”
  2. Бежать с любимым человеком- Борисом
  3. Покончить жизнь самоубийством, что она и сделала.

Вопрос: Почему она выбрала 3-ий путь?

Работа в группах:

Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод

   Выборочное чтение

Катерина:Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты

знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!

Ведь он камнем ляжет на душу, камнем.

Б ори с: Не гоните меня!

Катерина: Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель

мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить, до гробовой доски...

   К а т е р и н а: Как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом,

ночью иду к тебе.

   Борис: Ваша воля была на то.

Катерина: Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не

пошла бы я к тебе. {Поднимает глаза и смотрит на Бориса.)

Небольшое молчание.

   Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь? {Кидается

к нему на шею.)

Катерина: Знаешь что? Теперь мне умереть вдруг захотелось!

Борис: Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?

К а т е р и н а: Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить.

Вывод:

Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл6), ее символическое значение.

 

Третья группа: анализ д.5 – явл.2

   

Беседа.

— Могла ли Катерина обрести путь к спасению  души и не кончать жизнь самоубийством?

3. А  В наше время Катерина смогла найти выход из тупика?

 

Проблемный вопрос.

-Можем ли мы считать гибель Катерины протестом против «темного царства»?

        Смерть Катерины — это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.

III. Домашнее задание.

 

Эссе: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема:"Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»"»

Тема:"Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»"

Задача урока: проанализировать образ Катерины;

Цели урока:

Обучающие: формирование умения анализировать содержания диалогов и монологов, сцен; определять тему, идею, формулировать связанные и с ними проблемы и на основе анализа делать выводы, заключения; работать со словом; характеризовать, сопоставлять.

Развивающие:

- совершенствование умения и навыка анализа драматургического произведения;

- развитие внимания и памяти.

Воспитательные:

- воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа Катерины;

- воспитание интереса к предмету.

Ценность: праведное поведение

Формы работы: эвристическая беседа, работа с текстом произведения, работа в группах.

Ход урока:

Орг. момент

Слово учителя:

Эпиграф урока: «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».
-Как вы понимаете эти слова?

Проверка домашнего задания

Выделить ключевые слова темы и дать им смысловое толкование

“трагическая острота”,- исход со смертельным концом.

“конфликт”- столкновение, доведенное до самого верхнего пика напряжения в отношениях.

Новая тема

- Сегодня на уроке мы должны ответить на проблемный вопрос: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»? 

Работа с текстом произведения.

1. Беседа

-Обратимся к композиции пьесы. Какова завязка пьесы? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем из этого действия?

Завязка — на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (д. I, явл. 5). 

Вывод: В основе конфликта пьесы лежит столкновение самодуров и их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы.

-Как вы считаете, это первое столкновение героев?

Нет. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты. Мы понимаем, что Кабаниха уже не первый раз нападаетна Катерину.

-Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах? Неспособность лицемерить, лгать, прямота, чувство собственного достоинства.

Вывод: Конфликт намечается уже в первом действии: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.

Вопрос: Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве , в родном доме)

2. Работа в группах


1 группа

- Какая атмосфера окружала Катерину в детстве?(Д.1, явл.7)

Вывод.В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни. Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.

- Какие поступки Катерины говорят о страстности её натуры? (Д.2, явл.2: от обиды села в лодку и уплыла из дома.)

2 группа:

Составление кластера «Черты характера Катерины»

3 группа:

Какая атмосфера окружала Катерину в семье мужа?

Вывод:«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома — страх. Катерина переживала жестокое отношение к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи. 


3.Составление сравнительной характеристики


Сравнительная характеристика двух этапов жизни Катерины

В детстве

В семье Кабановых

«Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой).

Черты «темного царства»: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение упреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие.

Для Катерины главное — жить в согласии со своими нравственными убеждениями.

Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему.

Вопросы:
- Как повлияла на Катерину такая жизнь в семье мужа?

- В чем она изменилась?

- Какие прежние черты характера проявляются с новой силой?

4.Заполнение таблицы

Выясним черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?

Черты характера Катерины

Принципы жизни в доме Кабанихи

Свободолюбие(образ птицы);

подчинение

Независимость

отказ от своей воли

Чувство собственного достоинства

унижение попреками и подозрениями

Мечтательность и поэтичность

отсутствие духовных начал

Религиозность

религиозное лицемерие 

Решительность

не дать жить по своей воле (неволя)

Доброта , бескорыстие

грубость и брань

Честность , непосредственность

обман


Вывод: Для Катерины - Главное –жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает непримиримый конфликт. 

4. Постановка проблемных вопросов:

1). Почему произошел конфликт? Можно ли бы его избежать?
2). Почему Катерина выбрала смерть? Был ли у нее выбор?

Вывод: поставленные вопросы являются проблемными. Мы должны найти на них ответы на основе содержания пьесы. Чтобы найти ответ на 1-й вопрос необходимо исследовать природу взаимоотношений Катерины и “темного царства”.

Основа конфликта: разница в воспитании, разные жизненные принципы, взгляды на семейные отношения, отношения к людям. Все это угнетало Катерину. Душевные муки росли с каждым днем.


Последней каплей, положившей конец терпению Катерины, стал отъезд мужа.

- Как ведут себя герои в этой сцене? (Чтение Д.II, явл.3,4.)

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

Вывод: Итак, мы ответили на 1-ый вопрос: жизнь Катерины в среде “темного царства” становится невыносимой и конфликт неизбежен. Почему неизбежен? Какую проблему поднимает автор?

-Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?

Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь.

- Решается проблема выбора: что предпринимает Катерина, чтобы изменить свою жизнь? По какому пути она пойдет?

Вопрос: как вы думаете: какие пути у нее были?

  1. Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством”

  2. Бежать с любимым человеком- Борисом

  3. Покончить жизнь самоубийством, что она и сделала.

Вопрос: Почему она выбрала 3-ий путь?

Работа в группах:

Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод

Выборочное чтение

Катерина:Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты

знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!

Ведь он камнем ляжет на душу, камнем.

Б ори с: Не гоните меня!

Катерина: Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель

мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить, до гробовой доски...

К а т е р и н а: Как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом,

ночью иду к тебе.

Борис: Ваша воля была на то.

Катерина: Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не

пошла бы я к тебе. {Поднимает глаза и смотрит на Бориса.)

Небольшое молчание.

Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь? {Кидается

к нему на шею.)

Катерина: Знаешь что? Теперь мне умереть вдруг захотелось!

Борис: Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?

К а т е р и н а: Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить.

Вывод:

Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл6), ее символическое значение.


Третья группа: анализ д.5 – явл.2

   

Беседа.

— Могла ли Катерина обрести путь к спасению души и не кончать жизнь самоубийством?

3. А В наше время Катерина смогла найти выход из тупика?


Проблемный вопрос.

-Можем ли мы считать гибель Катерины протестом против «темного царства»?

Смерть Катерины — это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.

III. Домашнее задание.


Эссе: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!