СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Удивительное чудо - Гжель»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект

урока изобразительного искусства в 5 классе

 

Тема: «Удивительное чудо - Гжель»

 

Цели:

  • познакомить детей с приёмами кистевой росписи, характерными для гжельского промысла;
  • научить применению на практике основных приёмов росписи, расширить представление учащихся о функциональности и разнообразии предметов Гжели;
  • формировать чувство гордости за страну, в которой существуют такие знаменитые промыслы; чувство гармонии и красоты цвета, чувство радости от результатов творческого труда.

 

Задачи:

  • рассказать  о происхождении промысла, показать традиционные и современные предметы обихода в стиле Гжели;
  • научить основным приёмам кистевой росписи в стиле Гжели: мазок с тенью, сетчатый орнамент, точки, капли;
  • познакомить с историей становления промысла, дать понятие майолики, дать характеристику кистевой росписи.

 

Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Программный продукт: презентация, созданная в программе Microsoft PowerPoint, разработанная учителем Дроздовой Л.Н.  и творческой группой учащихся.

Оборудование доски: полотенце в стиле Гжели, слова и термины по теме, плакаты с изображением гжельской майолики.

Оборудование на столах: учебники, тетради, заготовки силуэтов посуды из картона, краски, кисти, салфетки бумажные в стиле Гжели.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма проведения: урок с применением информационных технологий.

 

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и постановка целей урока.
  3. Изучение новой темы.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

 

 

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент.

 Проверить готовность к уроку, отметить отсутствующих.

 

2. Подготовка к основному этапу.

 

  • Постановка цели (Слайд 1)

- Сегодня мы продолжаем знакомство с искусством гжельских мастеров и попытаемся освоить один из сложнейших видов кистевой росписи. На предыдущем уроке вы познакомились с особенностями промысла, узнали, какие предметы быта могут быть выполнены в этом стиле, выполнили силуэты посуды. Я предлагаю вам окунуться в мир прекрасной нежной синевы, попробовать создать свой маленький шедевр, побывать в роли профессионального мастера росписи.

 

 

 

 

  • Работа по презентации (Слайд 2)

 

 

 

- Почему о гжельском промысле говорят «Синь России»?

- Потому что эта посуда расписана синими красками и является предметом народного промысла России.

- Как называется эта синяя краска?

- Кобальт.

(На доске открывается слово Кобальт)

- Какие предметы называют гжельской керамикой?

- Квасники, кумганы, маслёнки, вазы, чайные пары, блюда, сахарницы, соусники и т.д.

 

 

  • Работа по презентации (Слайд 3)

 

 

- Символом гжельского промысла являются кумган и квасник. Кумган – это сосуд для питья с носиком, ручкой и крышкой, а квасник имеет круглое отверстие в центре тулова. Часто эти сосуды украшены лепными фигурками людей и животных, а  ножки сосудов напоминают лапы льва. (По щелчку мыши появляется изображение квасника).

- Какой сосуд перед вами?

- Квасник. (По щелчку мыши появляется слово квасник). Проверьте себя.

- А как правильно произнести это слово с ударением?

- Квасник. (По щелчку мыши появляется ударение в слове квасник, потом появляется изображение сосуда справа).

- А как называется правый сосуд?

- Кумган. (На доске открываются слова Квасник и Кумган).

 

  • Работа по презентации (Слайд 4)

Вспомните некоторые этапы выполнения керамической посуды.

 

 

  •  Работа по презентации (Слайд 5)

 

(На доске открывается надпись «Роспись под глазурь»).

____________________________________________________________________________

Работа по презентации (Слайд 6)

 

(На доске открывается фраза «Сетчатый орнамент»).

- Покажите, где сетчатый орнамент расположен на маслёнке.

____________________________________________________________________________

  • Работа по презентации (Слайд 7)

 

- Покажите, где бордюр расположен на маслёнке.

(На доске открывается слово Бордюр).

 

_____________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Работа по презентации (Слайд 8)

 

- Какую функцию выполняет скульптура?

- Это украшение и ручка.

                                                              

_____________________________________________________________________________

  • Работа по презентации (Слайд 9)

 

- Рассмотрите внимательно этот характерный мазок. Сочетание этих мазков образует главный мотив росписи – розу.

(На доске открывается слово Агашка).

 

_____________________________________________________________________________

  • Работа по презентации (Слайд 10)

_____________________________________________________________________________

 

      Работа по презентации (Слайд 11)

 

  • Работа по презентации (Слайд 12)

 

_____________________________________________________________________________

Работа по презентации (Слайд 13)

_____________________________________________________________________________

  • Работа по презентации (Слайд 14)

 

- Такая роспись называется надглазурной.

(На доске открывается фраза Надглазурная роспись).

_____________________________________________________________________________

  • Работа по презентации (Слайд 15)

 - Посмотрите и на игрушки, которые я принесла.

 (Показ керамических игрушек).

_____________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Работа по презентации (Слайд 16)

_____________________________________________________________________________

  • Работа по презентации (Слайд 17)

(Показ слайда сопровождается демонстрацией бумажной салфетки и полотенца, расписанных в стиле Гжели. Дети могут их подержать в руках и передать друг другу).

_____________________________________________________________________________

Работа по презентации (Слайд 18)

_____________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Работа по презентации (Слайд 19)

(На доске открывается слово Изразцы).

 

 

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Откройте учебник и рассмотрите элементы гжельской росписи. (На доске открывается плакат с элементами росписи).

- Какие элементы мы уже встретили в презентации?

- Сетчатый орнамент, мазок «агашку», розу.

- А теперь поучимся выполнять главный элемент росписи – мазок с тенью. Как он называется?

- Агашка.

- Приготовьте лист бумаги и краски. Я тоже на доске буду рисовать. Посмотрите, как я набираю краску синего цвета на одну сторону кисточки, другая сторона остаётся чистой. Ставлю кисточку так, чтобы половина была с краской, половина – без краски. Прикладываю кисточку к бумаге, и, немного провожу с поворотом. Получилась капелька, у которой есть нежный переход от синего к голубому. (Показ на доске).

- А как из таких капель составить розу? Посмотрите на этапы рисования в учебнике и в альбоме на доске. Для этого капли располагаем ритмично вокруг центра цветка. (Показ учителем на доске).

 

                                            

 

- А как выполнить сеточку? Кончиком кисти наносим параллельные линии в одну сторону, потом в другую. Пересечения линий можно оформить точками. (Показ учителем на доске).

- Особую красоту вносит травяной мотив, который состоит из травинок, усиков, завитков.

 

  

- Постарайтесь украсить свои силуэты разными приёмами росписи, но, главное – не забудьте мазок с тенью.

 

 

4.Первичная проверка понимания.

- Во время работы попробуйте на практике понять, и ответить на главный вопрос урока «Какую роспись называют кистевой и почему»?   

      Дети начинают работать самостоятельно, получая консультации учителя и необходимую помощь в работе. Особое внимание учитель уделяет композиции росписи, помогает слабым учащимся расположить элементы росписи равновесно, гармонично.

 

5. Подведение итогов урока.

 

  • Работа по презентации (Слайд 20)

 

 

- Кто сумеет точный дать ответ, какую роспись называют кистевой?

- Ту, которая выполняется кистью руки.

- Прошу всех по очереди, по рядам, продемонстрировать первые результаты урока. Покажите мне и друг другу, чего вы добились кропотливым трудом.

 

6. Домашнее задание.

 

  • Работа по презентации (Слайд 21)

 

- Запишите домашнее задание в дневники.

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Удивительное чудо - Гжель»»

План-конспект

урока изобразительного искусства в 5 классе


Цели:

  • познакомить детей с приёмами кистевой росписи, характерными для гжельского промысла;

  • научить применению на практике основных приёмов росписи, расширить представление учащихся о функциональности и разнообразии предметов Гжели;

  • формировать чувство гордости за страну, в которой существуют такие знаменитые промыслы; чувство гармонии и красоты цвета, чувство радости от результатов творческого труда.


Задачи:

  • рассказать о происхождении промысла, показать традиционные и современные предметы обихода в стиле Гжели;

научить Тема: «Удивительное чудо - Гжель»

  • основным приёмам кистевой росписи в стиле Гжели: мазок с тенью, сетчатый орнамент, точки, капли;

  • познакомить с историей становления промысла, дать понятие майолики, дать характеристику кистевой росписи.


Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Программный продукт: презентация, созданная в программе Microsoft PowerPoint, разработанная учителем Дроздовой Л.Н. и творческой группой учащихся.

Оборудование доски: полотенце в стиле Гжели, слова и термины по теме, плакаты с изображением гжельской майолики.

Оборудование на столах: учебники, тетради, заготовки силуэтов посуды из картона, краски, кисти, салфетки бумажные в стиле Гжели.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма проведения: урок с применением информационных технологий.

План урока.
  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы и постановка целей урока.

  3. Изучение новой темы.

  4. Подведение итогов урока.

  5. Домашнее задание.




Ход урока:


1. Организационный момент.

Проверить готовность к уроку, отметить отсутствующих.


2. Подготовка к основному этапу.


  • Постановка цели (Слайд 1)

- Сегодня мы продолжаем знакомство с искусством гжельских мастеров и попытаемся освоить один из сложнейших видов кистевой росписи. На предыдущем уроке вы познакомились с особенностями промысла, узнали, какие предметы быта могут быть выполнены в этом стиле, выполнили силуэты посуды. Я предлагаю вам окунуться в мир прекрасной нежной синевы, попробовать создать свой маленький шедевр, побывать в роли профессионального мастера росписи.




  • Работа по презентации (Слайд 2)




- Почему о гжельском промысле говорят «Синь России»?

- Потому что эта посуда расписана синими красками и является предметом народного промысла России.

- Как называется эта синяя краска?

- Кобальт.

(На доске открывается слово Кобальт)

- Какие предметы называют гжельской керамикой?

- Квасники, кумганы, маслёнки, вазы, чайные пары, блюда, сахарницы, соусники и т.д.



  • Работа по презентации (Слайд 3)



- Символом гжельского промысла являются кумган и квасник. Кумган – это сосуд для питья с носиком, ручкой и крышкой, а квасник имеет круглое отверстие в центре тулова. Часто эти сосуды украшены лепными фигурками людей и животных, а ножки сосудов напоминают лапы льва. (По щелчку мыши появляется изображение квасника).

- Какой сосуд перед вами?

- Квасник. (По щелчку мыши появляется слово квасник). Проверьте себя.

- А как правильно произнести это слово с ударением?

- Квасник. (По щелчку мыши появляется ударение в слове квасник, потом появляется изображение сосуда справа).

- А как называется правый сосуд?

- Кумган. (На доске открываются слова Квасник и Кумган).


  • Работа по презентации (Слайд 4)

Вспомните некоторые этапы выполнения керамической посуды.



  • Работа по презентации (Слайд 5)

(На доске открывается надпись «Роспись под глазурь»).

____________________________________________________________________________

Работа по презентации (Слайд 6)

(На доске открывается фраза «Сетчатый орнамент»).

- Покажите, где сетчатый орнамент расположен на маслёнке.

____________________________________________________________________________

  • Работа по презентации (Слайд 7)

- Покажите, где бордюр расположен на маслёнке.

(На доске открывается слово Бордюр).


_____________________________________________________________________________








Работа по презентации (Слайд 8)

- Какую функцию выполняет скульптура?

- Это украшение и ручка.

_____________________________________________________________________________

  • Работа по презентации (Слайд 9)

- Рассмотрите внимательно этот характерный мазок. Сочетание этих мазков образует главный мотив росписи – розу.

(На доске открывается слово Агашка).


_____________________________________________________________________________

  • Работа по презентации (Слайд 10)

_____________________________________________________________________________


Работа по презентации (Слайд 11)


  • Работа по презентации (Слайд 12)


_____________________________________________________________________________

Работа по презентации (Слайд 13)

_____________________________________________________________________________

  • Работа по презентации (Слайд 14)

- Такая роспись называется надглазурной.

(На доске открывается фраза Надглазурная роспись).

_____________________________________________________________________________

  • Работа по презентации (Слайд 15)

- Посмотрите и на игрушки, которые я принесла.

(Показ керамических игрушек).

_____________________________________________________________________________







Работа по презентации (Слайд 16)

_____________________________________________________________________________

  • Работа по презентации (Слайд 17)

(Показ слайда сопровождается демонстрацией бумажной салфетки и полотенца, расписанных в стиле Гжели. Дети могут их подержать в руках и передать друг другу).

_____________________________________________________________________________

Работа по презентации (Слайд 18)

_____________________________________________________________________________












  • Работа по презентации (Слайд 19)

(На доске открывается слово Изразцы).



4. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Откройте учебник и рассмотрите элементы гжельской росписи. (На доске открывается плакат с элементами росписи).

- Какие элементы мы уже встретили в презентации?

- Сетчатый орнамент, мазок «агашку», розу.

- А теперь поучимся выполнять главный элемент росписи – мазок с тенью. Как он называется?

- Агашка.

- Приготовьте лист бумаги и краски. Я тоже на доске буду рисовать. Посмотрите, как я набираю краску синего цвета на одну сторону кисточки, другая сторона остаётся чистой. Ставлю кисточку так, чтобы половина была с краской, половина – без краски. Прикладываю кисточку к бумаге, и, немного провожу с поворотом. Получилась капелька, у которой есть нежный переход от синего к голубому. (Показ на доске).

- А как из таких капель составить розу? Посмотрите на этапы рисования в учебнике и в альбоме на доске. Для этого капли располагаем ритмично вокруг центра цветка. (Показ учителем на доске).



- А как выполнить сеточку? Кончиком кисти наносим параллельные линии в одну сторону, потом в другую. Пересечения линий можно оформить точками. (Показ учителем на доске).

- Особую красоту вносит травяной мотив, который состоит из травинок, усиков, завитков.


- Постарайтесь украсить свои силуэты разными приёмами росписи, но, главное – не забудьте мазок с тенью.



4.Первичная проверка понимания.

- Во время работы попробуйте на практике понять, и ответить на главный вопрос урока «Какую роспись называют кистевой и почему»?

Дети начинают работать самостоятельно, получая консультации учителя и необходимую помощь в работе. Особое внимание учитель уделяет композиции росписи, помогает слабым учащимся расположить элементы росписи равновесно, гармонично.


5. Подведение итогов урока.


  • Работа по презентации (Слайд 20)



- Кто сумеет точный дать ответ, какую роспись называют кистевой?

- Ту, которая выполняется кистью руки.

- Прошу всех по очереди, по рядам, продемонстрировать первые результаты урока. Покажите мне и друг другу, чего вы добились кропотливым трудом.


6. Домашнее задание.


  • Работа по презентации (Слайд 21)


- Запишите домашнее задание в дневники.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!