Тема урока А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование.
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; оценивать результаты работы в группе.
Познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой, понять идею произведения в ходе анализа произведения; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов.
Коммуникативные: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать, при необходимости делегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы.
Личностные: высказываться позитивно о пожилых людях, озвучивать стремление заботиться о них, осмыслить понятия «мудрость» и «тайна жизни», толковать их по просьбе учителя.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс», компьютер, мульти-медиа-проектор, карточки с исследовательскими заданиями для каждой группы.
Ход урока
Подготовка к восприятию рассказа А. Платонова «Цветок на земле».
Актуализация жизненного опыта учащихся.
Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки, а у некоторых даже прабабушки и прадедушки. Подумайте, почему мы любим их, за что ценим?
Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и ваших семьях?
Расскажите самый трогательный эпизод из ваших отношений с бабушкой или дедушкой.
Работа над заголовком рассказа «Цветок на земле».
Сегодня мы будем знакомиться с произведением Андрея Платонова, нашего известного писателя-соотечественника. Как вы думаете, почему свою беседу с вами я начала с разговора о ваших бабушках и дедушках, как это может быть связано с названием рассказа «Цветок на земле»? (Дети высказывают свои предположения).
Целеполагание. Формулирование учебной задачи урока.
Ребята, вы мыслите правильно. Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.
Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уроке? (Вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять).
Именно этим мы и будем сегодня заниматься – открывать тайну дедушки Тита. Но тайну эту вы будете открывать самостоятельно, в группах. У нас сегодня будет урок-исследование, и от того, насколько качественно вы исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?»
Первичное восприятие текста (чтение рассказа учителем и подготовленными учащимися).
Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию.
Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось?
О каких событиях рассказал нам автор?
Что особенно поразило вас в рассказе? Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему?
Что можете сказать об отношениях деда и внука?
Работа в группах. Выполнение исследовательских заданий.
Составление плана исследовательской работы.
Как вы думаете, что необходимо сделать прежде, чем начать саму исследовательскую работу? (Составить план, продумать организацию работы так, чтобы в работе участвовали все учащиеся класса и все вместе могли найти ответ на главный вопрос урока).
Верно, значит, нам нужно разделиться на микрогруппы. А с какими материалом будет работать каждая группа? (Нужно поделить текст на смысловые части).
Давайте разделим текст на части, найдём начало и конец каждой части. Затем каждая из групп получит карточку с заданиями, выполнение которых поможет нам всем вместе ответить на главный вопрос урока.
Инструктаж учителя по выполнению заданий.
Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах.
Вспомните правила работы в группах.
Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. На каждой карточке будет указано, на какой главный вопрос должна ответить группа. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения.
Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли.
Выполнение заданий учащимися в группах. Учитель в это время ведёт консультативную и разъяснительную работу.
Примеры карточек с исследовательскими заданиями для малых групп:
Карточка 1.
Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему дедушка Тит всё время спит?
Как к этому относится Афоня?
Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.
Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 2
Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?
Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?
Как реагировал дедушка на вопросы внука?
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.
Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 3
Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему Афоня решил остановить маятник у часов?
От чего дедушка проснулся?
Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю».
Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 4
Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище ?
Почему дедушка «осерчал» на внука?
Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните.
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?
Сделайте вывод: Какая тайна открылась Афоне. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 5
Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?
Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?
Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его отношение к дедушке?
Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните.
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке.
Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 6 (Эту карточку лучше предложить группе детей с высокими учебными возможностями).
Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе:
С. 129-130: описание внешности дедушки Тита.
С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед.
С. 131-132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом.
С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище.
С. 134: описание мыслей Афони, когда он задумался среди трав и цветов.
С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Подумайте, для чего в начале рассказа даётся подробное описание дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к старому человеку?
Подумайте, зачем автор так подробно описывает состояние Афони в тот момент, когда дедушка уже в который раз уснул?
Подумайте, для чего автор обращает внимание читателя на то, что внук невзначай уснул рядом с дедушкой?
Подумайте, почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным, ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони?
О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание мыслей Афони?
Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).
Сделайте вывод: Для чего автор вставляет в рассказ эпизоды описательного характера? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Подведение итогов работы в группах. Ответ на главный вопрос урока.
Учитель организует прослушивание результатов работы групп, оценивание выполненных работ. Далее учащиеся коллективно смогут ответить на главный вопрос урока о тайне, открытой Афоне его дедушкой. Очень важно отметить с детьми мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.
Итог урока. Рефлексия.
Итак, сегодня был очень сложный урок. Вам пришлось о многом подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами, которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами рискнули благодаря такому чудесному рассказу.
Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать ответы на них в литературных произведениях? Кому из вас ещё раз хочется перечитать рассказ? Перечитайте его вместе с родителями, попробуйте вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони.
Домашнее задание.
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить задание № 8 на с. 136 учебника, которое будет способствовать не только вдумчивому чтению, но и умению формулировать и задавать умные и глубокие вопросы.
Урок № 113
Приведём пример урока по развитию речи. Учитель не должен забывать, что уроки развития речи проводятся в курсе литературного чтения. На таких уроках развивается как устная речь (через обучение разным видам пересказов), так и письменная (написание мини-сочинений на литературную тему или эссе). Мы решили разработать в помощь учителю урок, позволяющий научить ребёнка выборочному пересказу, причём пересказу, в котором необходимо заменить диалоги героев косвенной речью. Данная задача довольна трудна для младших школьников, но выполнима при грамотной организации процесса обучения. Умения выбирать нужные эпизоды для пересказа и переводить диалоги в косвенную речь могут быть востребованы на любом другом уроке как в начальной школе, так и на последующих этапах обучения.
Тема урока: А. Платонов «Ещё мама». Развитие речи (выборочный пересказ с переводом диалогов в косвенную речь).
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: знать, что такое диалог и как он оформляется на письме; находить диалоги в тексте, заменять их косвенной речью при пересказе эпизодов, воспроизводить эпизод из текста, сохраняя основную идею и тему эпизода.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, планировать своё высказывание; оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.
Познавательные: выделять по просьбе учителя необходимые эпизоды из текста; выделять основную мысль и тему эпизода.
Коммуникативные: строить своё речевое высказывание по заранее составленному плану, воспроизводить спланированное высказывание, передавая чувства героев и своё отношение к ним.
Личностные: осознавать смысл приобретаемого умения, понимать, где ещё может пригодиться данное умение.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», электронная доска, черновые листы для каждого учащегося.
Ход урока
Актуализация знаний учащихся.
Какое произведение мы начали изучать на предыдущем уроке?
Кто автор этого произведения? Что вы о нём уже знаете? Какие из его произведений читали?
Почему рассказ, который мы сейчас изучаем, называется «Ещё мама»?
Что хотел автор показать нам в своём рассказе, какую главную мысль донести до читателя? (автор хотел показать очень тёплые и нежные взаимоотношения между матерью и сыном, их тревогу друг за друга, заботу и умение радоваться за удачно прожитый день; ещё автор хотел сказать читателям о том, что первая учительница, как родная мама, самая лучшая, что её не нужно бояться, что она всегда придёт на помощь в трудную минуту).
Хорошо, ребята, что мы это поняли, потому что сегодня нам предстоит трудная работа – научиться пересказывать выборочно эпизоды из текста, при этом переводить диалоги героев в косвенную речь.
Вспомните, что такое диалог и как его узнать на письме.
Целеполагание. Формулировка учебной задачи.
Как вы думаете, какая основная задача будет стоять перед нами сегодня на уроке? Чему мы будем учиться? (дети повторяют то, что уже сказал учитель, но нужно настроить учащихся на то, что в диалогах передаются чувства героев, и эти чувства нужно научиться передавать при пересказе).
Что будет самым трудным, по вашему мнению? (передать чувства героев без диалогов).
Подготовка к пересказу.
Выделение в тексте эпизодов для пересказа.
Найдите в тексте и выделите эпизоды, где автор с помощью диалогов передаёт чувства мамы и сына, когда Артём в первый и во день пошёл в школу.
Зачитайте первый эпизод. Какие чувства испытывает мама, а какие мальчик (учитель записывает на доске).
С помощью какой интонации при пересказе нужно передавать эти чувства? (учитель записывает на доске)
Зачитайте второй эпизод. Какие чувства теперь испытывает Артём? С какой интонацией мы будем вести пересказ?
А какие чувства испытывает мама? С какой интонацией будем передавать её чувство уверенности в своём сыне?
Зачитайте эпизод, где происходит диалог Артёма и учительницы. Какие чувства испытывает Артём? Какую интонацию употребим при пересказе? (учитель записывает на доске).
Как относится к Артёму учительница? Какие действия её характеризуют?
А как учительница разговаривает с мальчиком? Она испытывает по отношению к Артёму какие-то чувства? С помощью какой интонации мы их передадим? (учитель записывает на доске).
Беседа об особенностях диалогов и косвенной речи..
Положите перед собой черновики бумаги для записи. Они вам могут пригодиться, если вы что-то захотите записать. Черновики людям очень часто помогают кратко записывать свои мысли или то, что нужно запомнить, потом эти записи можно будет использовать при выступлениях или в других случаях. Ваши записи вам смогут оказать помощь при пересказах.
Начнём работать над первым эпизодом, где рассказывается, как Артём только собирается первый раз пойти в школу. Посмотрите, через какую форму разговора автор передаёт волнение и тревогу героев произведения? (через диалоги).
Когда мы что-то пересказываем, строим монолог, нам трудно передавать диалоги, поэтому мы будем использовать косвенную речь. Косвенная речь – это один из способов передачи чужой речи. Для оформления косвенной речи мы будем называть имена героев произведения, заменять их другими словами (мама, мальчик, учительница), в том числе местоимениями (он, она) и добавлять слово «что».
Посмотрите, как это будет выглядеть схематично
Он сказал, что….
Она ответила, что….
Учительница спросила о том, что….
Заметьте, что наш рассказ сразу начинается с диалога, значит, нам необходимо придумать небольшое вступление для своего пересказа.
Перевод диалогов в косвенную речь.
Как вы думаете, с чего можно начать пересказ («Артём уже знал, что скоро пойдёт в школу и очень волновался»).
Попробуйте заменить диалог мамы и Артёма, который даётся в первом абзаце.
У учащихся должен получиться примерно такой текст: «Артём уже знал, что скоро пойдёт в школу и очень волновался. Поэтому он часто повторял маме о том, что когда он вырастет, он в школу ходить не будет. Мама соглашалась с Артёмом и отвечала ему, что это правда. Чтобы успокоить самого себя, мальчик говорил маме о том, что ей будет скучно без него, когда он уйдёт в школу. И мама, понимая, что потом всё будет по-другому, снова соглашалась с ним, говорила, что конечно не нужно ходить в школу».
Самостоятельная работа учащихся с текстом произведения.
Так как диалогов в тексте большое количество, а работа довольно трудная для третьеклассников, то можно предложить им сначала поработать над некоторыми кусочками текста и послушать, что получается. Привести в качестве примеров наиболее удачные варианты получившихся высказываний. Перевод диалогов в косвенную речь требует большой переработки текста, поэтому пересказ должен быть только выборочным. Поэтому предлагаем школьникам самим определиться, с каким эпизодом они будут работать. Важно сказать, что необязательно все слова героев использовать в косвенной речи, а лишь самые главные, те, которые несут основную смысловую нагрузку и передают чувства героев.
Взаимопроверка.
На этом этапе просим школьникам друг другу в паре рассказать то, что у них получилось, при этом каждый может пользоваться своим черновичком. После прослушивания, необходимо оценить работу товарища и дать дельные советы по усовершенствованию текста, например, как исправить повторы.
Итоги урока. Рефлексия. Самооценка.
Учащиеся анализируют, как они смогли выполнить учебную задачу урока, что удалось и что не удалось и почему, что было особенно трудно и над чем ещё предстоит потрудиться дома.
Домашнее задание.
В качестве домашнего задания необходимо предложить учащимся доработать то, что было начато на уроке, и подготовить пересказ той части, которая наиболее удалась для пересказа.
Урок 115
Сейчас мы предлагаем вам познакомиться с уроком, разработанным в форме игры. Суть игры заключается в том, что дети воображают себя в гостях у главных героев рассказа Михаила Зощенко. Учащиеся мысленно воссоздают обстановку, в которой происходят события, якобы являются реальными участниками описываемых событий и благодаря этому решают определённые учебные задачи. По большому счёту урок – пример того, как можно анализ произведения сделать нескучным для младших школьников, каким образом превратить его в игру.
Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях и Лёли и Миньки».
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте; характеризовать главных и второстепенных героев произведения.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться на учебную деятельность; контролировать себя в процессе игры (не заигрываться); рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов.
Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.
Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.
Личностные: осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.
Оборудование к уроку: Учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», электронная доска, мульти-медиа-проектор, компьютер, распечатки текста на отдельных страницах для пометок учащихся.
Ход урока
Проверка домашнего задания.
На предыдущем уроке школьники успели прочитать рассказ, обменяться впечатлениями о нём и перечитать его ещё раз, чтобы разделить на смысловые части, так как текст довольно большой по объёму и с такими текстами легче работать, когда они поделены на части. В качестве домашнего задания могло быть следующее: «Представить обстановку, в которой жили главные герои, описать комнату, где происходили основные события».
Поэтому начать урок лучше с того, чтобы дети описали комнату, какой она им представляется в момент начала рассказа». Здесь уместно вспомнить с детьми, что события происходят не в наше время, а примерно, а в предыдущем 20 веке, примерно в 30-40 годы, перед самой войной. Нужно представить, как жили люди в то время, как выглядело их жильё. Далее обсудить, чьё описание было наиболее приближенным к тексту, ярким и легко представляемым.
Целеполагание. Формулировка учебной задачи урока.
Ребята, я не случайно попросила вас описать комнату, в которой происходили события в семье Лёли и Миньки. Сегодня мы проведём необычный урок – урок в форме игры. Во время игры мы постараемся побыть реальными участниками событий семьи Лёли и Миньки, почувствовать ситуацию как бы изнутри, побыть на месте героев произведения. Как вы думаете, в чём нам поможет такая игра? Какую учебную задачу мы можем спланировать на сегодняшний урок? (Лучше узнать героев, их характеры, понять их мысли и чувства, выявить основную мораль произведения и главную мысль).
Работа с текстом в форме игры «В гостях у Лёли и Миньки».
Оглашение правил игры.
Кто из вас знает, без чего не может быть игры? (без правил).
Верно, поэтому сейчас я расскажу правила игры, которых мы должны будем придерживаться.
Каждый из вас выбирает одного из героев произведения, кого вам хотелось бы защитить или оправдать в сложившейся ситуации. По ходу чтения сначала вы представляете себя гостем семьи Лёли и Миньки, наблюдаете за ситуацией со стороны. А затем мысленно ставите себя на место того героя, которого хотели бы защитить или оправдать и выступаете с защитной речью, обосновывая свою позицию. Те из вас, кто приводит больше убедительных аргументов, получают бонус, т.е. один убедительный аргумент – один бонус. Кто наберёт больше всех бонусов, будет считаться победителем в этой игре.
Работа над первой частью рассказа.
Итак, представьте ту самую комнату, в которой происходили события, описываемые писателем Зощенко (можно напомнить описание и зачитать его, включить неторопливую тихую музыку, чтобы школьникам легче было перенестись мысленно в новую обстановку). Каждый из вас является гостем семьи Лёли и Миньки. Вы сидите за общим столом, наблюдаете за происходящими событиями. Представьте главного героя – Миньку. Какой он? Как выглядит? Как он говорит? Как двигается? Затем представьте его сестру Лёлю. Может быть, она похожа на кого-то из ваших знакомых или родственников? Ваша задача – представлять мысленно всё, о чём мы будем читать. (Музыка стихает. Учитель может сам начать рассказ, чтобы не разрушилось впечатление от погружения в новую необычную для школьников ситуацию или попросить об этом заранее подготовленного ученика. Главное, начать чтение в нужной эмоциональной тональности).
Итак, я начинаю читать… (Вскоре эстафету чтения учитель передаёт своим ученикам).
Характеристика героев произведения.
Ну что ж, вот первая ситуация, в которую попали наши герои Лёля и Минька и мы с ними тоже. Каким вы увидели Миньку, опишите его, дайте ему характеристику (учитель может делать записи на доске).
Какой увидели Лёлю, его сестричку? Опишите её и дайте ей характеристику.
Каким предстал перед нами начальник папы Лёли и Миньки? Дайте ему характеристику? Как он выглядел по вашему мнению?
А какой представилась вам бабушка Лёли и Миньки? Попробуйте дать ей характеристику и описать то, как она выглядела.
Что можете сказать о папе в данной ситуации?
Идентификация с героями произведения, выстраивание аргументов защиты.
А теперь представьте себя на месте того героя, которого хотелось бы защитить и оправдать в данной ситуации.
Начните свою защите так: «Я представил себя на месте папиного начальника. Я совсем не такой, каким вы меня увидели…. и т.д.». (дети защищают своих героев, приводят доказательства своих мыслей, после каждого такого выступления всем классом решают, сколько бонусов можно дать за такую защиту).
Работа над второй частью рассказа.
Работа проводится подобно тому, как и с первой частью.
Выводы и обобщения по прочитанному.
Итак, в ходе игры мы постарались рассмотреть каждого героя с разных сторон. Сначала мы смотрели на них как бы со стороны, а потом попробовали побыть на их месте, чтобы почувствовать их состояние и то, как они себя ощущают в данной ситуации. Это помогло нам даже в злом папином начальнике увидеть хорошие черты. Умение видеть в человеке не только плохое, но и хорошее, очень важное для современных людей. Благодаря такому умению, человек воспринимает в мире не только белый и чёрный цвет, но учится различать и их оттенки, особенно в человеческих отношениях.
Какие главные слова были сказаны папой Лёли и Миньки, которые мы тоже должны запомнить. Может быть, для кого-то из вас они станут девизом жизни так же, как и для писателя Михаила Зощенко.
Какую мудрость вы открыли сегодня для себя при работе над рассказом Зощенко?
Поднимите руку те, кому захотелось поделиться этой мудростью с кем-нибудь из близких людей. С кем именно? Поделитесь с нами.
Итог урока, рефлексия и самооценка.
Понравилась вам такая необычная игра?
Какое важное умение вы приобрели сегодня через игру?
Что было трудным на уроке? Почему это оказалось трудно выполнить?
Оцените свои достижения, посчитав все бонусы. (после этого объявляется победитель игры).
Домашнее задание.
В качестве домашнего задания можно предложить детям вспомнить подобные ситуации из своей жизни, написать об этом мини-сочинение.
Урок № 118
Урок по произведению Николая Носова «Федина задача» мы предлагаем вам рассмотреть с той целью, чтобы понять, как работать с юмористическими произведениями. Из психологии известно, что младшие школьники не очень хорошо понимают тонкий юмор, поэтому их нужно этому учить. Как правильно организовать урок по чтению юмористического произведения, мы покажем вам на примере урока, разработанного Е.А. Лушиной и представленного ею в своём методическом пособии1. На наш взгляд, автору удалось правильно сориентировать учителя на более глубокое изучение произведений Н. Носова, уйти от их традиционного изучения. Поэтому содержание урока мы приводим без существенных изменений (мы постарались практически целиком сохранить авторский текст), а целевые установки урока сформулированы в соответствии с современными требованиями ФГОС НОО.
Тема урока: Весёлое и смешное в рассказе Н. Носова «Федина задача».
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: знать и называть фамилию, имя и отчество известного детского писателя Носова; понимать, что такое юмор и юмористическое произведение; пользоваться приёмами выборочного чтения, быстро находить в знакомом тексте доказательства своих мыслей.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, рефлексировать по поводу успехов или неуспехов на уроке.
Познавательные: находить нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении, анализировать текст под руководством учителя, выделять основную мысль произведения и нравственный урок.
Коммуникативные: участвовать в дискуссии, выражать свободно своё мнение, толерантно относиться к мнению сверстников, проявлять уважение к различным точкам зрения, прислушиваться к тому, что говорят другие.
Личностные: проявлять желание читать и перечитывать произведения Н. Носова, усвоить главный урок, извлечённый из рассказа, высказывать стремление руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2».
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Дома школьники читали рассказ Н. Носова «Федина задача».
Целеполагание.
Дома вы прочитали рассказ Николая Носова «Федина задача». Поделитесь своими впечатлениями.
Какое настроение было у вас во время и после чтения рассказа?
Определим настроение рассказа одним словом (прозвучат варианты, среди которых «смешное» и «весёлое»).
Можно ли поставить между понятиями «смешное» и «весёлое» знак равенства? Всегда ли смешное весело, а весёлое – смешно? (В ходе дискуссии выясняется, что смех может быть разным: добрым и весёлым, а также грустным, едким, злым. Поэтому весёлое всегда смешно, но смешное не всегда весело).
Нам известны уже понятия «юмор» и «сатира» в литературе? Как бы вы определили характер смешного в юмористическом и сатирическом произведении? (Если смех добрый – это юмор, сатирический смех может быть серьёзным, печальным. Этот смех нельзя назвать добродушным).
Каков же характер смеха в рассказе Носова? (Дети высказывают противоположные предположения, отнеся рассказ к юмору или сатире).
Перед нами проблема. Попробуем сформулировать нашу учебную задачу на этом уроке. (Понять характер смешного в рассказе Носова и определить: сатирическое это произведение или юмористическое).
Итак, тема нашего урока такая (читает тему), задача определена, начнём работу.
Для того, чтобы решить эту проблему, мы должны выяснить, над чем или над кем мы смеёмся, читая рассказ.
Прочитаем рассказ вместе, анализируя текст по ходу действия.
Чтение и анализ.
Что делал Федя до того, как стал делать уроки? (Был на катке).
О чём это говорит? (Федя любит гулять, веселиться, он не очень любит учиться).
Как вы думаете, хотелось ли Феде делать уроки? (Нет. Он говорит, включая телевизор: «Веселей будет делать уроки». Значит, делать уроки не весело, скучно).
Как Федя слушает концерт? (Слушает с интересом, вникает в содержание песни, делает комментарии).
Сколько раз он перечитывает задачу? Почему ему не удаётся сосредоточиться? (Федя делает пять или шесть попыток дочитать условие задачи, но всё время отвлекается).
А вам что больше нравится: концерт слушать или задачу решать? (Слушать интереснее).
Почему же вы не делаете, как Федя? (Сначала дело, а потом развлечение).
Что же мешает Феде? Как он думает? (Телевизор. Федя злится на телевизор).
Почему же он его не выключит? (Федя глупый, бестолковый. Он и не догадывается, что надо просто выключить телевизор и всё).
Значит, мы смеёмся над глупостью Феди? Так ли это? Что думает об этом автор? Понаблюдаем за Федей внимательнее. (Федя не глупый. Когда он слушает концерт, он делает верные замечания. Просто он погнался за двумя зайцами, в этом его ошибка).
В чём ещё ошибка Феди? (Он пошёл делать уроки к товарищу с «болтливой» фамилией Сорокин. Ясно, что и там он уроки не выучит).
Так что же на самом деле мешало Феде? (Мешал он сам. Феде просто не хотелось учиться, вот у него ничего и не получилось).
А Федя это понимает? (Нет).
Над чем же мы смеёмся? (Федя обхитрил сам себя, он просто ленивый, а выдумывает, что ему что-то мешает учиться. Федя не видит себя со стороны, не понимает, что выглядит смешно).
Можем ли мы сказать, что смеёмся не только над Федей, но и над ситуацией? Чем она смешна, комична? (Смешно то, что с самого начала ясно, что Федя просто не хочет учиться. Смешнее, что с первых строчек читатели понимают, что Феде не удаётся догнать двух зайцев, а герой этого так и не понял).
Построение выводов.
Попробуем сформулировать основную мысль рассказа. (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Не ищи причину своих неудач в других – ищи в себе. Как не старайся, лень не спрячешь. Не обманывай себя, не ленись – и всё получится).
Как вы относитесь к Феде? Осуждаете ли вы его? (Нет. Каждый из нас иногда ленится, не хочет учиться).
Как относится к герою автор? Хочет ли он осудить своего героя? (Нет, автор смеётся над героем, но по-доброму, не зло).
Можем ли мы теперь определить характер смешного в рассказе? (Смех добрый).
Можем ли мы сказать, что нам было и смешно и весело? (Да, можем).
Определим: юмористический это рассказ или сатирический?
Сформулируем ещё раз, над чем мы смеялись вместе с автором. (Мы смеялись над Федей, потому что он не видит причины своей неудачи в решении задачи. Он не видит себя со стороны и не понимает, что попал в смешное положение. Мы смеёмся над комизмом ситуации. Герой сердится на телевизор и считает, что это он мешает решить задачу, а на самом деле Федя должен злиться на себя. Он сам виноват в своих бедах. Смешное в том, что герой не понимает очевидного, того, что мы, читатели, поняли с самого начала. Комизм нарастает, становится всё смешней.)
Подведение итогов урока.
Решили ли мы свою учебную задачу? (Да, решили).
Что ещё мы узнали и поняли, читая рассказ? Попробуем ещё раз сформулировать уроки, вынесенные из рассказа, выводы, которые каждый из нас сделал для себя. (В Феде мы узнали себя. Автор хотел, чтобы мы научились видеть себя со стороны и смеяться над собой. Он хотел, чтобы мы видели причины своих неудач в себе, а не в телевизоре, приёмнике и тому подобное. Автор хотел, чтобы мы учились на чужих ошибках, не попадали в смешные ситуации, как Федя).
Мы решали одну узкую проблему, а получилось, что мы пытались понять замысел автора. Рассказ смешной, а мысли в нём серьёзные. Захотелось ли вам прочитать рассказ ещё раз?
Домашнее задание.
Дома вы подготовите выразительное чтение рассказа. Задача: Прочитать так, чтобы слушатели смеялись, но одновременно поняли те серьёзные мысли, которые вложил автор в свой рассказ.
Для сильных учащихся можно дать следующее задание: Найти в рассказе причины, которые помогли автору сделать рассказ смешным, рассмешить, развеселить читателя.
Для остальных учащихся можно предложить дополнительно другое задание: Прочитать другие рассказы Н.Носова, выбрать один из них для представления классу. Принести книги Н.Носова.
Рефлексия.
Понравился ли вам урок? Что понравилось на уроке?
Как вы можете оценить работу класса во время анализа и обсуждения?
Чья работа помогала классу продвигаться вперёд?
(Учитель оценивает работу класса и отдельных ребят, объявляет отметки)
Мне урок тоже показался успешным, завершённым. Благодарю за работу всех вас.
На следующем уроке мы продолжим разговор о творчестве Николая Носова и познакомимся с другими произведениями автора.
1 Лушина Е.А. Литературное образование младших школьников. Технологии обучения. Методические рекомендации. – Кострома, 2003. – 174 с.