СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока литературы: «Басня И.А.Крылова «Волк на псарне». Аллегория и мораль».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с  краткими  сведениями  из                          жизни  И.А.Крылова, с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Задачи:

образовательные:

  • развивать умение находить нужные сведения;
  • выявить основную идею басни;
  • подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;

Просмотр содержимого документа
«Тема урока литературы: «Басня И.А.Крылова «Волк на псарне». Аллегория и мораль».»

Тема урока литературы:

«Басня И.А.Крылова «Волк на псарне».

Аллегория и мораль».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Цели: познакомить с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Задачи:

образовательные:

  • развивать умение находить нужные сведения;

  • выявить основную идею басни;

  • подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;

  • формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни;

  • познакомить с термином «аллегория»;

  • формирование навыка работы с иллюстрациями;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям;

  • совершенствовать навык осознанного чтения;

развивающие:

  • развивать речь учащихся; ввести термины: мораль, олицетворение, аллегория

  • активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;

  • раскрывать творческий потенциал учащихся.

  • развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

воспитательные:

  • воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

  • формирование и воспитание духовно развитой личности;

  • воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как невежество.

Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, карточки со словами и словосочетаниями, грамзапись басни, запись пословиц на доске, учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2011г

Эпиграф к уроку:

История твердит – вот человек каков,

а должен быть каким - вещает басня.

Вольтер



ХОД УРОКА

1.Орг.момент

1.Психологический настрой.


-Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

2.Сообщение темы, целей урока.

-Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Волк на псарне». Но сначала давайте обратимся к эпиграфу урока.

-Что такое эпиграф? (Эпиграф – «окно в душу автора», «окно в душу произведения», «окно в суть урока»).

- Прочитаем его.

-Как понимаете слова «твердит» и «вещает»?

& Словарная работа. Работа с толковыми словарями.

Твердить – постоянно говорить одно и то же

Вещать – предсказывать, говорить

-Как эпиграф подходит к уроку? Об этом поговорим в конце урока.

3.Повторение пройденного материала, проверка дом. задания.

  1. Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса. Разбор тестовых заданий.

«Биография И.А.Крылова».

  1. Отметьте дату рождения И.А.Крылова

А) 1812 г.

Б)1844 г.

В) 1769 г.

2. Определите место рождения И.А.Крылова

А) Москва

Б) Санкт-Петербург

В) Тверь

3.Воспитанием мальчика занималась:

А) бабушка

Б) мать

В) няня

4.Восьмилетний Крылов работал:

А) грузчиком

Б) мыл посуду

В) переписчиком бумаг

5. Крылов в большей степени становится известен как:

А) баснописец

Б) журналист

В) издатель

6. Иваном Андреевичем Крыловым было создано:

А) Более двухсот басен

Б) Более трёхсот басен

В) Более ста

2)Повторение сведений о басне и её особенностях (материал учебника стр.55-56)

-Ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?

Приём «Незаконченные предложения».

-Продолжите предложения:

Басня – это краткий рассказ …

Мораль – начальные или заключительные строки …

Басня состоит из …

В баснях мы часто встречаем …

Олицетворение – это…

Аллегория – это …

-Что нового вы узнали о басне?

Итог: В баснях интересный короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Многие басни смешны, с помощью смеха легко донести мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера.

4. Знакомство с басней И.А.Крылова «Волк на псарне».

1).Слово учителя:

В основу сюжета басни «Волк на псарне» положены события войны 1812 года. Когда Наполеон вошёл в Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец.

2). Выразительное чтение басни учителем.

- О чём эта басня?

-Кто главный герой басни?

3). Чтение басни учащимися.

- Прочтите басню и выделите незнакомые слова.

4). Обобщающая беседа.

-Куда хотел залезть волк?

& Словарная работа

Овчарня – хлев для овец.

- А куда попал? Почему?

-Как отнеслись к появлению волка на псарне?

Дополните предложение:

Весь псарный двор поднялся: псы … и …; псари …; бегут:…, ….

-Как автор называет волка? (серый, забияка, мой Волк, мой хитрец).

& Словарная работа

Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры

-О чём это говорит? (об отношении автора к главному герою).

-Как ведёт себя Волк? Опишите его, используя иллюстрацию на стр.59

-- Почему Волк начинает хитрить?

- Найдите в басне и прочтите причину его хитрости?

& Словарная работа

Сват – родственник (родитель одного из супругов)

Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника

- Как вы понимаете выражение: «Ты сер, а я, приятель, сед…»? (говорит о возрасте Ловчего, о его опыте борьбы с захватчиками).

5). Чтение в лицах диалога между Волком и Ловчим.

6). Характеристика Волка и Ловчего.

Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.

Коварный – Волк

Опытный – Ловчий

Мудрый - Ловчий

Вероломный - Волк

Хитрый – Волк

Предусмотрительный - Ловчий

Трусливый - Волк

7). Работа со словами морали.

-Какова тема басни?

-Где отражена тема?

-Идея басни?

-Где находится ее смысл? (С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой).

-Что такое мораль?

-Как понимаете слова морали? (Волк – это хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он всё равно остаётся хищником, которого надо уничтожать).

5. Домашнее задание:

1.Выразительное чтение басни «Волк на псарне» с. 59 – 60, сделать иллюстрацию к басне.

6. Подведение итогов урока.

- Что мы начали изучать на уроке?

- Какова мораль басни?

- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

7.Рефлексия:

1. Урок полезен, всё понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3. Ещё придётся потрудиться.

4. Да, трудно всё-таки учиться.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!