СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения. 6 класс- План-конспект открытого урока технологии нетрадиционной формы. Урок – игра « Крестики-нолики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «КАКОВО ВОЛОКНО,

ТАКОВО И ПОЛОТНО» -

русская народная пословица

 

Цель: в процессе игры развить сообразительность, интерес к творческому поиску оригинальных решений, быстроту реакции мышления.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения. 6 класс- План-конспект открытого урока технологии нетрадиционной формы. Урок – игра « Крестики-нолики»»

План-конспект открытого урока технологии нетрадиционной формы. Урок – игра « Крестики-нолики»

На тему «Материаловедение» по программе 6 класса отводится 4 часа. Представленный урок – последний, по данной теме. Исходя из этого, что учащимся необходимо запомнить много новых сведений, определений, научиться применять полученные знания в жизни, обобщающий урок я стараюсь проводить в форте игры. Такой урок помогает детям раскрепоститься, в непринуждённой обстановке раскрыть и показать все свои знания. Эта форма урока помогает детям надолго запомнить даже сложные моменты в теме. Кроме нового материала, я включаю вопросы для проверки из тем, пройденных в 5 классе, чтобы показать учащимся, что темы взаимосвязаны и свой багаж знаний они пополняют из класса в класс.

Тема урока:  Натуральные волокна животного происхождения. 6 класс

«КАКОВО ВОЛОКНО, ТАКОВО И ПОЛОТНО» -

русская народная пословица


Цель: в процессе игры развить сообразительность, интерес к творческому поиску оригинальных решений, быстроту реакции мышления.

Задачи урока

Развивающие:

формирование устойчивого интереса учащихся к предмету, удовлетворение их познавательной потребности по данной теме. Развитие логического мышления, речи, интеллекта, творческих способностей, формирование навыков самоконтроля, раскрытие межпредметных связей с учебной дисциплиной: биология.

Обучающие:

реализовать на уроке следующие принципы обучения – принцип научности, наглядности, глубины и осознанности знаний, доступности в обучении, проблемности обучения, связи обучения с жизнью. Закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении этой темы.

Воспитательные:

способствовать формированию личностных качеств (аккуратность, практичность, трудолюбие). Прививать эстетический вкус. Развивать интерес к игре, азарт борьбы, быстроту реакции мышления, ориентацию и раскованность учащегося.

Прививать чувство сплоченности.

Подготовка к игре. Играть в игру могут дети любого возраста (5-8 классы) Содержание конкурсов необходимо разрабатывать в зависимости от содержания темы или раздела, по которым требуется проверить или закрепить материал. В процессе игры желательно придумать оригинальные названия конкурсам, чтобы ничто не подсказывало содержание названий. Этим дается свободное право выбора клетки игрового поля и снимается выработанный у детей стереотип мышления. Для создания настроя на игру необходимо продумать красочное оформление игрового поля.

Оформление игрового поля. Рисуется игровое поле форматом 3х3.Клетки поля нумеруются.



Класс делится на две команды.

Ведущий - учитель, который динамично ведет и умело создает эмоциональный настрой игры.

Ход урока: I. Организация урока Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята! Сегодня мы с вами встретились на уроке не просто так, а для того, чтобы поиграть, но поиграть с пользой! Уроки у нас полезные и интересные, но сложные. Для того чтобы запомнить всю информацию и в будущем применять в жизни, мы сейчас и поиграем. С какими волокнами мы познакомились в прошлом году? (волокна растительного происхождения) А в какую игру мы с вами играли? (Лото) Вам понравилось? Какие игры вы ещё знаете? (ответы учащихся). Сегодня я предлагаю вам поиграть в «Крестики и нолики». Знаете такую игру? Нравится играть? Вы знаете, что в каждой игре есть свои правила, давайте, и мы определим для себя правила:

Правила игры

*Название команд «нолики» и «крестики» разыгрывается представителями команд в ходе игры обычных «крестиков-ноликов».

*Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак «нолик» или «крестик» на игровом поле, перечеркивая клетку с названием выигравшего конкурса.

*Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, тем самым определяет игру в следующем конкурсе.

*Победителем игры считается та команда, которой удается во время игры выстроить в один ряд (по вертикали, горизонтали, диагонали) три своих знака. Но можно играть до победного конца, т. е если командам не удается во время игры выстроить три подряд своих знака, то в этом случае разыгрываются все 9 конкурсов, постепенно заполняя все поле. Побеждает та команда, у которой больше всех знаков на игровом поле.

*Команда имеет право обсудить ответ, но отвечает один ученик. Кто именно - решать капитану. Победителя ждёт приз.

*Итак, начнём (жеребьёвка). Кто первый? Выбирайте вопрос.

Вопросы - 1 тур (разминка)

1.Какое растение называют “дитем солнца”? (Хлопчатник)

2.Какие ткани продавал русский купец Афанасий Никитин из Твери, совершая свое “Хождение за три моря”, когда “открыл для России Индию? (Льняные ткани)

3. Если нити шелкопряда
Применяют для наряда -
Мастер получает толк:
Превращая нити в ...(шёлк).

4.Жил однажды соловей. Летал-летал он и вот однажды увидел куст, на котором цвели красивые цветы. Обрадовался соловей и сказал: «Из таких красивых цветов, наверное, получатся очень вкусные плоды. Останусь – ка , я на этом кусте и, когда плоды созреют, съем их» Бросил он свое гнездо и семью, уселся на кусте и в жадности своей не подпускал к кусту ни одной птицы. Прилетела раз кукушка, соловей и ее не пустил. «Почему ты не пускаешь других птиц к этому кусту? Разве эти кусты твои?» — спросила кукушка. «Тебе, какое дело?» — ответил соловей. «Не пускаю, потому что сам хочу съесть все плоды» Отцвели цветы и превратились в жесткие коробочки. Созрели коробочки, лопнули, и волокно разлетелось по ветру. «Что-то летает кругом, — подумал соловей, — верно, плод созрел» Заглянул в коробочку, а она пустая. Слетелись все птицы и стали корить жадного соловья: «Видишь! Не гонял бы нас, мы бы сказали тебе, что это за куст и что плоды его несъедобны. Мы показали бы тебе, где растут съедобные плоды. А ты все жадничал, вот ты и наказан» Рассердился соловей и говорит кусту: «Ты дурной куст. Никому ты не нужен» «Ошибаешься, — возразил куст. — Я кормлю овец, а из моего волокна люди делают одежду, подушки, тюфяки»

Что это за куст? (хлопок)

5. Гусеницы есть на свете -
Коконы плетут, не сети...
Шёлка ниточки дарят,
А зовут их ... (шелкопряд).

Что собой представляет натуральный шёлк? (это тончайшие нити из коконов тутового шелкопряда)

6. Ходят модницы за речкой -
кудри белые колечком.
А зимой из их кудряшек
бабушка носочки вяжет.

Из шерсти какого животного получают волокна для изготовления шерстяной ткани? (основную массу шерстяных волокон получают из овечьей шерсти) Подсказка: Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет? (овечка)

7.Из шерсти какого животного получают мохер? (ангора коза)

8.Сколько сторон у ткани? (две)

9.Легенда гласит, что китайская императрица Xен-Линг-Чи (ещё 2600 лет до н.э.) первая открыла это замечательное волокно. Она случайно уронила кокон в горячую воду и увидела, что из размягченного кокона отделились нити. Императрице пришла в голову мысль о том, что нить, которой гусеница обматывает себя, можно размотать и соткать из нее полотно. Она так и сделала. Ткань получилась на славу тонкая, легкая практичная, красивая. Так родилась древнейшая культура производства этой ткани, основанная на жизнедеятельности животного, питающегося листьями белой шелковицы (назовите животное).

Вопросы - 2 тур:

1.«Слова потерялись» Допишите слова полностью и у вас появятся свойства, которыми обладают ткани из шерстяных и шёлковых волокон:

2. Шёлковая ткань отличается от шерстяной:

а) по внешнему виду, на ощупь;

б) по переплетению, по обрыву нитей;

в) по виду нитей, на ощупь.

3. Горит медленно, съеживаясь в шарик с неприятным запахом (чистая шерсть).

4.Что за этим кроется: коконы собирают - обрабатывают горячим паром для умерщвления куколок - сушат горячим воздухом для удаления влаги - обрабатывают горячим паром для размягчения шёлкового клея – сматывание шёлковых нитей вместе с нескольких коконов (первичная обработка шёлка)

5.Заполните схему первичной обработки шерсти (сортировка-трепание - промывание - сушка)

6.Продолжить предложение: способность ткани сохранять тепло, выделяемое телом человека, называют… (теплозащитным свойством)

7.Что здесь лишнее: хлопок, лён, пряжа, кулинария, уток, основа, ткачество (кулинария)

8.Ребусы: отгадайте названия шёлковых тканей

9.Ребусы: отгадайте названия шерстяных тканей.

Вопросы - 3 тур:

1.Расшифруйте анаграммы: оволнко, лхпоко, рпжяа, рпдянееи, ктнаь,

2.Расшифруйте анаграммы: ёлн, туко, соонав, тоедкла, ктчасевто.

3.Разгадайте метаграммы:

С буквы В – можно ткань получить,

С буквы Т – тесто замесить.

С буквой С – по ткани вдоль кромки идёт,

С буквой Б – кто-то на празднике в ней щеголяет

(волокно-толокно; основа-обнова)

4. Разгадайте метаграммы:

С буквой У – основу переплетает,

С буквой С – вода по нему стекает.

С буквой Ж – результат прядения,

С буквой Х – автор этого творения (уток - сток; пряжа-пряха)

5. Словесная «абракадабра»

6. Заполнить пустые клеточки в классификации:

7.Назовите зашифрованные свойства тканей (гигроскопичность, драпируемость, воздухопроницаемость, теплозащитные свойства)

8.Разгадайте кроссворд (работа по карточке)

9. Перед вами слово «Материаловедение» Напишите все слова, которые у вас ассоциируются с этим словом. Это задание можно сделать заключительным, когда трудно выявить победителя. Победит та команда, которая напишет больше слов по теме.

Подведение итогов игры: объявление команды - победителя, награждение участников.

Рефлексия: Ребята, вы сегодня хорошо поиграли и вместе с тем хорошо потрудились, молодцы!


Наш урок я хочу закончить словами:

Есть на свете истина простая –

Жить в работе, догонять мечту.

Мастер строит дом,

Мастер шьёт одежду,

Труд перерастает в красоту!

Я благодарю вас за урок и желаю творческих успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!