СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Нравственные ценности, выраженные в стихотворных текстах. Олицетворение в стихотворениях А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…», Е.А. Евтушенко «Заря у клена на руках…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Нравственные ценности, выраженные в стихотворных текстах. Олицетворение в стихотворениях А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…», Е.А. Евтушенко «Заря у клена на руках…»

 

Конспект урока литературного чтения в 2 «а» классе

УМК: «Школа России»

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Нравственные ценности, выраженные в стихотворных текстах. Олицетворение в стихотворениях А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…», Е.А. Евтушенко «Заря у клена на руках…»»


Конспект урока литературного чтения в 2 «а» классе

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Нравственные ценности, выраженные в стихотворных текстах. Олицетворение в стихотворениях А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…», Е.А. Евтушенко «Заря у клена на руках…»

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: создание благоприятных условий для формирования нравственных ценностей выраженных в стихотворных текстах через содержание стихотворений А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…», Е.А. Евтушенко «Заря у клена на руках…»

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство со стихотворениями А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…», Е.А. Евтушенко «Заря у клена на руках…».

Развивающие: способствовать развитию навыка чтения, правильной литературной речи, четкой дикции, образного и логического мышления, внимания учащихся, умения работать с текстом: читать, анализировать, выявлять главную мысль, определять тему, отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу; развитию фантазии.

Воспитательные: средствами учебного занятия показать красоту и глубину родного языка, воспитывать бережное отношение к родному слову, к своей Родине; развивать

интерес к стихотворному тексту, творчеству А.А. Фета, Е.А. Евтушенко.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование интереса к стихотворному тексту,бережного отношения к родному слову, к своей Родине; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие навыков сотрудничества, самостоятельности, личной ответственности за свои поступки

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и слышать,понимать обращённую речь , вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы , задаватьвопросы; адекватно реагировать на замечания учителя.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение анализировать, сравнивать, обобщать.



Предметные: учить осознанно воспринимать содержание текста стихотворений; оценивать содержание, характер, настроение; анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности: обнаружение приема олицетворения, сравнения, использованных авторами эпитетов; уметь использовать литературоведческие термины в анализе стихотворений.


Основные образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, слайд-презентация, «Литературное чтение» В. Ю. Свиридова 1 часть стр. 105– 106


Ход урока:


      1. Организационный этап

  1. Приветствие

- Здравствуйте, меня зовут Виталина Сергеевна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

  1. Проверка готовности к уроку

- Посмотрите, все ли у вас готово к уроку, учебник, дневник, ручка.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок,

Начинается урок

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!


      1. Актуализация умений, знаний

  1. Проверка домашнего задания

Возьмите карточку .

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение «жужжащим» способом.

Весенняя гостья

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьётся

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою…» К. Льдов

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

- Начните читать шёпотом и постепенно

усиливайте голос.

-Какое домашнее задание вам задавали на прошлом уроке?

-Написать рассказ «я рад весне»

-Сейчас я вызову к доске несколько человек и они нам зачитаю свои небольшие рассказы.

  1. Анализ учебной деятельности учащихся на данном этапе(безотметочная)


III Открытие темы урока. Целеполагание

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ...

О каком времени года мы будем говорить на уроке?Слайд 1


- Вместе с весною к нам пришли в гости книги. Все они одеты в праздничные наряды, все цветные и красивые. Каждая титульная страничка несет не только информацию о названии, но и подсказывает, какие герои в ней живут.

Давайте рассмотрим книжную выставку. Назовите книги, которые вы видите на выставке?Слайд 2

Может кто – то догадался, что мы будем делать сегодня на уроке? Слайд 3

Кто может сформулировать тему урока?

Ответы детей

Дети разгадывают тему.

  1. Разговор об А. Н. Плещееве

Слайд 4

Что вы знаете об этом поэте? Рассмотрите портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке?

Алексей Николаевич Плещеев (1825 – 1893) – замечательный русский поэт, писатель, переводчик. Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле. Алеша провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, - в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность. В 1872 г по приглашению Некрасова он переехал из Москвы в Петербург, заняв должность секретаря журнала "Отечественные записки". Алексей Плещеев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря.

Своим современникам, писавшим для детей, он говорил так: «Помните, что маленькие читатели – будущие строители жизни русской. Научите их любить добро, родину, помнить свой долг перед народом».

IV Открытие новых умений и знаний

- Сейчас мы с вами познакомимся со стихотворением Плещеева

Чтение стихотворения «Весна»

Слайды 5- 13

1) Прослушивание стихотворение

— Что описывает поэт?

— Какие картины весны наблюдает поэт?



2) -Прочитайте стихотворение сами про себя

-Прочитайте стихотворение про себя и отметьте незнакомые слова.

Повеяло - дуть

Лазурь - светло-синий цвет, синева

Миновала – прошла

-Как вы считаете, почему автор использовал именно эти слова, а не их синонимы, всё ведь было бы понятнее?(Автор использовал именно эти слова, потому что так красивее; потому что в стихотворениях язык не такой, каким говорим мы в повседневной жизни)

-Да, действительно, для того, чтобы передать настроение стихотворения, авторы используют особенный поэтический язык

-Скажите, а какое настроение в данном стихотворении?(- Светлое, радостное, весеннее, лёгкое (кто-то скажет что грустное, печальное)Воспользуйтесь словарём настроенияСлайд 14

- Как вы представляете себе картину, нарисованную в стихотворении?

- Какие средства выразительности вы увидели в стихотворение? (олицетворение,Эпитеты: небесная лазурь)

-Обратите внимание, с помощью, какой части речи поэт сумел показать читателю движение?(Поэт наполнил стихотворение глаголами: тает, бегут, повеяло, засвищут, оденется, стучит, унесла)

-Верно

-Как вы думаете, какой месяц изображает поэт? Что вам в этом помогло?(Скорее всего, это конец марта - начало апреля, потому что снег ещё тает, соловьи ещё не поют, не появились листья на деревьях)

-Как вы понимаете строчку: «И лес оденется листвою!»?(Это значит, что на деревьях в лесу появятся литья)

-Верно. А фразу: «природы обновленье»? Что происходит в природе в это время года?(Природа как-бы просыпается ото сна, происходят изменения в природе: становится теплее, птицы прилетают, травка зеленеет и т.д.)

-Прочитав это стихотворение, мы можем сказать, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Любит ли поэт весну?(Да, автор любит весну и настроение у него было приподнятое, возвышенное, он тоже рад тому, что природа возвращается к жизни)

3) -Чтение стихотворения вслух по частям

-А теперь давайте попробуем прочитать стихотворение так, чтобы у нас получилось выразить такие чувства, которые хотел передать Плещеев.

-Как мы будем читать: быстро или медленно? Грустно или весело?(Медленно, весело)

-Давайте расставим паузы и выделим главные слова

V Физкультминутка


Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрывают оба глаза).

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжают стоять с закрытыми глазами).

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост).

Нарисуем букву о, получается легко. (Глазами рисуют букву о).

Вверх поднимем, глянем вниз, (Глаза поднимают вверх, опускают вниз).

Вправо, влево повернем,(Глаза смотрят вправо- влево).

Заниматься вновь начнем.(Глазами смотрят вверх, вниз).

VI Открытие новых умений и знаний (продолжение)

- Продолжим изучать творчество поэта. Произведение, которое авторы учебника предлагают нам для работы на уроке называется «Сельская песенка».

-Приметы весны. Весенние ме­сяцы. (Слайд 15)

С кем ещё мы встречаемся вес­ной?

(Определяют ещё одну примету весны - прилёт птиц.)

Послушайте загадку и вы узнаете о какой птице пойдет речь:

-Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длин­ный,

Лепит домик под ок­ном

Из травы и глины.

(Ласточка)


-Ласточка – одна из са­мых люби­мых в на­роде птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, по­говорок:

Ласточка под кровлю – к сча­стью. Одна лас­точка весны не делает.(Слайд 16)


К сведению: деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо слеплено из грязи, которую ласточка собирает по краям луж и скрепляет слюной, конским волосом и соломинками.

Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений. Два вида этих ласточек находятся под защитой человека. Есть ещё и береговые ласточки.


1) Прочтение стихотворения учителем

—Как вы думаете, о чём оно?

—Слышали вы это стихотворение раньше?

—Нравится ли весна поэту?


2) - Прочитайте стихотворение сами про себя

—Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну?

—С какой просьбой обращается поэт к ласточке?


3) – Прочитайте стихотворение по частям

—Какие приметы весны можно увидеть, а какие - услышать?

—Найдите и прочитайте о них.

Словарная работа Слайд 17

-Теперь мы проведем словарную работу по двум стихам:весна,сельская песенка)

Чтение слов по слогам, а затем целыми словами

По – ве – я - ло – повеяло

за – сви – щут – засвищут

о - де – нет – ся – оденется

ла – зурь – лазурь

ми – но – ва – ла – миновала

се – ни – сени

про – ще – бечь – прощебечь

Что обозначают данные слова? Слайд 18

Найдите слова синонимы?

4)Работа в парах

Возьмите карточки и соотнесите название стихотворения с автором.

«Весенние воды» А. Плещеев

«Весна» Ф. Тютчев

«Зима недаром злится…»

«Сельская песенка»

Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга.(Слайд 19 )

5)Работа на интерактивной доске (Слайды 20-22)

Вставьте пропущенные олицетворения
«Уж тает снег,…… ручьи».
« Засвищут скоро соловьи

И лес …….листвою»».
«Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце……»


VII Подведение итогов урока

Подошёл к концу наш урок.

Стихи какого русского поэта мы сегодня читали? О чём эти стихи?

— Какое настроение вызвали у вас прочитанные стихи?

- Все ли мы сказали на уроке или есть еще над чем подумать и поразмышлять?


VIII Информация о домашнем задании

1. Придумать свою историю о весне.

2. Найти в библиотеке книги А. Н. Плещеева. Прочитать одну из них. Рассказать о прочитанном.

3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Плещеева «Сельская песенка», можно объединиться в группы.

( Обязательное задание)

1. Выразительно читать стихотворение.

2. Выучить одно стихотворение наизусть (на выбор).

IX Рефлексия

Выбери утверждение Слайд 23

На уроке я работал: активно, пассивно

Своей работой я: доволен, недоволен

За урок я: устал, не устал

Материал урока мне: понятен, интересен; непонятен, бесполезен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!