Крымоведение 6 класс
Тема урока: Образование Крымского ханства.
Цель урока: рассказать о периоде образования Крымского ханства, политической жизни и социально-экономическое развитие Крымского ханства; определить особенности внешней политики крымских правителей; развивать аналитические способности учащихся; способствовать формированию толерантного отношения к представителям разных народов и культур.
Оборудование: карта Крыма, рабочие тетради под ред. Супрычева А.В. , учебник Крымоведение 6 класс под ред. Супрычева А.В., иллюстративный материал
Тип урока: комбинированный.
Основные термины и понятия: курултай, Гирей, бей, диван, хан, муфтий.
Основные даты и события: 1532 - Бахчисарай становится столицей Крымского ханства.
Ход урока
I. Организация учебной деятельности
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала
Актуализация опорных знаний
1. Когда и как образовалось Крымское ханство?
2. Какую политику проводили крымские ханы относительно руских земель?
3. Покажите на карте в атласе территорию Крымского ханства и пути набегов крымских татар.
опережающее задание
Политическая жизнь.
Рассказ учителя
Крымское ханство возникло в 1441 году. Этому событию предшествовала смута в Золотой Орде. По сути, на престол в Крыму тогда взошел сепаратист – Хаджи Гирей, дальний родственник Джанике-ханым, жены золотоордынского хана Едигея. Ханша не пожелала взять в свои руки бразды правления когда-то мощного государства и отправилась в Кырк-Ор, посодействовав в продвижении Хаджи Гирея. Вскоре этот город стал первой столицей Крымского ханства, которое занимало территории от Днепра до Дуная, Приазовье, почти весь современный Краснодарский край.
Дальнейшая история нового политического образования – это неустанная борьба с представителями других золотоордынских родов, которые старались покорить владения Гиреев. В результате долгого противостояния Крымское ханство сумело одержать окончательную победу, когда в 1502 г. не стало последнего ордынского правителя Шейх-Ахмеда
В XVII ст. из многочисленных земель бывшей Золотой Орды уцелело только Крымское ханство. Оно занимало менее половины территории Крымского полуострова. Ряд населенных пунктов и территорий входили в состав империи Османа. Они представляли отдельную административную единицу с центром в Кафе. Во всех крепостях на южном побережье располагались турецкие гарнизоны. В Стамбуле постоянными заложниками были несколько сестер и братьев хана. Турецкий султан в своих интересах поддерживал политическую раздробленность на полуострове. Как халиф он возглавлял все мусульманское духовенство Крыма и обеспечивал ему полную независимость от ханской власти. Сама система назначения ханов значительно ослабляла их роль. До получения ханского титула они, как правило, жили и воспитывались при дворе султана, и потому не могли создать себе в Крыму крепкой почвы и надежных связей. По форме государственного правления Крымское ханство было сословно-представительской ограниченной монархией.
Хан, который стоял во главе государства, имел широкие полномочия, был председателем исполнительной и судебной власти. За давними обычаями хана из династии Гиреев избирала татарская знать на съезде - курултае. Однако решающее слово в назначении нового хана принадлежало турецкому султану. Всего за период существования ханства им правили 47 ханы, из которых лишь десять умерли своей смертью. За государственным строем Крымское ханство было децентрализующим государством, разделенным на семь бейликов, возглавляемых могучими беями - председателями наиболее знатных родов. Они имели свои войска и органы власти. Беи могли отказаться участвовать в походах, провозглашенных ханами, или осуществлять самостоятельные походы. Власть хана ограничивалась диваном - своеобразным государственным советом из наивысших лиц ханства, что разрешала важнейшие внутренние и внешние проблемы, и муфтием - председателем крымских мусульман, вторым по значению лицом после хана, который следил за соответствием ханских решений нормам ислама.
Социально-экономическое развитие.
Самостоятельная работа с учебником
По материалу учебника ученики определяют особенности социально-экономического развития Крымского ханства. Дополнительный материал Занятия населения отличались в зависимости от естественных условий полуострова. Среди татар Южного берега Крыма были распространены садоводство и виноградарство. Здесь выращивали около 50 сортов винограда. Занимались также рыболовством, животноводством, огородничеством, выращиванием табака. Население степного Крыма, которое от второй половины XVI ст. перешло к оседлому образу жизни, занималось земледелием, обеспечивая зерном весь Крымский полуостров. Важной отраслью хозяйства здесь также оставалось разведение коней и овец. Вместе с тем быстро начали расти города. Наибольшим был Бахчисарай, что с 1532 г. стал столицей ханства. Города были центрами ремесла и торговли. Здесь продавали пшеницу, вино, продукты животноводства, рыбу, ремесленные изделия. Предметом торговли был и "живой товар" - рабы. Наибольший невольнический рынок существовал в Кафі. Подданные крымского хана принадлежали к разным народам и исповедовали разные религии. Все население полуострова разделялось на четыре мілети - национально-религиозные общины: мусульманскую, греческую (православную), иудейскую и армянскую. Члены общин жилы обычно в отдельных поселках и кварталах городов. Всеми правами в государстве пользовались лишь мусульмане, которые были самым многочисленным обществом. Лишь они несли военную повинность и имели за это налогу и другие льготы. Большинство населения полуострова складывали простые свободные люди. Крепостничества не существовало. Земля находилась во владении крестьянских общин, знати и хана. Хан, распределяя земли среди местной знати, не задевал владения общин. Леса и пастбища считались общей собственностью, поскольку, как считают мусульмане, то, которое существует на земле, созданное Аллахом и не может принадлежать кому-то лично. Крестьяне были обязаны отрабатывать неделю на год на бея, мурзы и хана и платить десятину – своеобразный налог.
Работа с документом
Из описания крымских татар-воинов Г. Л. де Бопланом Они вооружены саблей, луком с колчаном из 18-20 стрелами; за поясом у них нож, огниво, чтобы добывать огонь, шило и пять или шесть сажен ременных шнуров... Только самые богатые носят кольчугу, другие же, не имея ничего, идут на войну, считай, голыми. Все они очень смелые и ловкие на лошадях... и настолько шустрые, что на полном чвалі перепрыгивают с одной лошади, который засапається, на другого, которого ведут под уздцы, чтобы быстрее убегать во время погони. Конь, не чувствуя на себе хозяина, сразу же перебегает справа от него, держась все время рядом с ним, чтобы быть в удобном месте, когда всадник захочет пересесть на него с той ловкостью, которая им присуща при перестрибуваннях. Вот как эти лошади приучены служить своим хозяевам... |
Вопросы к документу
1) Какие особенности военного искусства татарских воинов приводит автор источника?
2) Сравните военное искусство крымских татар и запорожских казаков.
3. Внешняя политика.
Рассказ учителя
Вассальная зависимость Крымского ханства от Османской империи обусловливала характер его внешней политики, которая отвечала интересам турецкого султана.
Самым опасным своим противником Крымское ханство считало Московское государство, поэтому неоднократно вступало в политические союзы с Польшей против Московии. Крымские ханы регулярно совершали более или менее успешные походы на земли своего северо-восточного соседа. В свою очередь, московские цари отправляли послов в Бахчисарай, откупались подарками и деньгами, одновременно не прекращая попыток отвоевать выход к северным морям.
Северным соседом ханства была речь Посполитая, в состав которой входили украинские земли. Граница с Крымским ханством проходил через Степь, где от XVI века. кочевали подвластные хану ногайские орды. Южноукраинские земли долгое время оставались незаселенным Диким Полем, поскольку такое опасное соседство не позволяло здесь жить спокойно. От набегов ногайских орд и татаров страдали также другие регионы украинских земель. Скот, имущество и сами люди становились их добычей. Лишь в первой половине XVII века. с украинских земель татары увели в рабство около 300 тыс. лиц. Их продавали на невольничьих рынках Кафы и Гезлеве, вывозили в Османской империи и других стран.
Поскольку власть Речи Посполитой не могла обеспечить защиту населения Украины, эту задачу взяли на себя казаки. Однако они не ограничивались защитой, но и сами совершали походы в татарских и турецких владений, также захватывая многочисленных пленников.
Интересно знать
Татары выработали весьма своеобразную тактику набегов. Когда татарская орда вторгалась на русские земли, то сначала она два-три дня отдыхала неподалеку от границы. Затем войско делилось на три отряда двигались в разных направлениях. Каждый из них, в свою очередь, также делился на более мелкие отряды, что шли определенным маршрутом. Подходя к населенному пункту, татары окружали его со всех сторон, подавляли сопротивление, грабили, угоняли людей, скот, имущество и, нагруженные, отступали, избегая встреч с казаками.
IV. Закрепление новых знаний
Беседа
1. Город в XVI—XVII вв. был столицей Крымского ханства?
2. Как в ханстве называли вождей семи крупнейших родов?
3. Чем занимались татары, что заселяли южный берег полуострова?
4. На четыре общины делилось все население полуострова?
5. Кого Крымское ханство считало своим самым опасным противником?
6. Сколько населения татары вывезли из украинских земель в первой половине XVII века?
Проверка опережающего задания
Обсуждение результатов выполнения учащимися опережающего задания, полученного в начале урока.
V. Итоги урока
Дидактическая игра «Три предложения»
Правила игры приведены в разработке урока № 3.
Заключительное слово учителя
Крымское ханство — татарское феодальное государство в Крыму, что в своеобразной форме сочетала элементы родоплеменного народовластия и восточной монархии.
Крымское ханство за весь период своего существования никогда не жило самостоятельной жизнью. В XVI—XVII вв. оно было вассальным государством Османской империи, интересы и планы которой находили отражение в его политике.
Крымское ханство имело довольно многочисленную полукочевую составляющую своего населения, что была движущей силой набегов татар на соседние страны.
VI. Домашнее задание
1. знать записи в тетради
2. Творческое задание. За дополнительными источниками подготовить презентацию по теме «Памятники культуры Крымского ханства».