СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Проникновенный образ природы в произведении К.Паустовского «Какие бывают дожди», «Наедине с осенью».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Проникновенный образ природы в произведении Константина Георгиевича Паустовского «Какие бывают дожди», «Наедине с осенью».

Цель урока: создать благоприятные условия для формирования бережного отношения к природе через содержание произведений К.Г.Паустовского «Какие бывают дожди», «Наедине с осенью».

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Проникновенный образ природы в произведении К.Паустовского «Какие бывают дожди», «Наедине с осенью».»

Тема урока: Проникновенный образ природы в произведении Константина Георгиевича Паустовского «Какие бывают дожди», «Наедине с осенью».

Цель урока: создать благоприятные условия для формирования бережного отношения к природе через содержание произведений К.Г.Паустовского «Какие бывают дожди», «Наедине с осенью».

Задачи урока:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство с содержанием рассказов «Какие бывают дожди» и «Наедине с осенью».

Развивающие: способствовать совершенствованию навыка чтения, развитию связной речи, умению анализировать.

Воспитательные: формирование нравственного сознания и любви к родине; воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание нравственного сознания и любви к родине; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Предметные: умение выразительно читать и пересказывать произведение.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организация начала урока.

1) Приветствие

- Здравствуйте, меня зовут Анастасия Андреевна. Сегодня урок проведу у вас я.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

2) Проверка готовности к уроку

- Посмотрите, все ли у вас готово к уроку, учебник, хрестоматия, ручка.

3) Мотивация к учебной деятельности

  1. Актуализация умений и знаний.

1). Проверка домашнего задания.

2) Индивидуальный опрос (карточки, перфокарты, тест)

3)Анализ и оценка работы учащихся

  1. Открытие новой темы. Целеполагание.

- Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с произведениями Константина Георгиевича Паустовского «Какие бывают дожди» и «Наедине с осенью».

  1. Открытие новых умений, знаний.

1) Подготовительная работа

а) Краткие биографические сведения об авторе.

- Что вы знаете о Константине Георгиевиче Паустовском?

- В каком году он родился?

- Где он родился?

- Где он учился?

- Кем он работал?

- Какие он произведения написал?

- Перед тем как познакомиться с произведением Константина Георгиевича, мы должны провести небольшую речевую разминку.

I. Упражнения для дыхания:

вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

II. Упражнения для дикции:

Слоги:

он ан ун ын

на ня нё ню

2) Первичное чтение произведения

- Откройте свои хрестоматии на стр.213.

- Прочитайте название рассказа.

- Как вы думаете, о чем идет речь в этом рассказе?

- Сейчас прочитаем и узнаем точно, о чем же рассказ. Начинаем читать цепочкой, по абзацу.

- О чем же говорится в рассказе?

- Какие приметы дождя описываются в рассказе?

- Какие виды дождя в тексте описываются?

- О каком дожде говорят: «Царевна плачет»?

- Что говорится о грибном дожде?

- А какие вы еще знаете виды дождей? (Дождь: ливень, кратковременный, с градом и др.)

  1. Физкультминутка

  2. Открытие новых умений, знаний ( продолжение)

1). Вторичное чтение произведения

- Кто может пересказать?

2) Первичное чтение произведения

- Теперь открываем стр.230.

- Прочитайте название

- Как вы думаете, о чем идет речь в этом рассказе?

- Сейчас прочитаем и узнаем точно, о чем же рассказ. Начинаем читать цепочкой, по одному абзацу.

- Кто может задать вопрос классу к этому рассказу?

- Какая была осень?

- Что вдруг услышал автор?

- Что он увидел?

- Почему шофер долго не заводил мотор?

3) Вторичное чтение произведения

- Кто может пересказать?

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

- С творчеством, какого писателя мы познакомились?

- Как называется произведение?

- Почему автор назвал рассказ, «Какие бывают дожди»?

- Почему автор назвал рассказ «Наедине с осенью»?

- К чему нас призывает?



Биография

Паустовский К.Г. - русский писатель, родился в 1892 г . в Москве в семье железнодорожного статистика. После многочисленных переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством. Еще в последнем классе гимназии, напечатал свой первый рассказ.

В 1911 г. поступил на естественно-исторический факультет Киевского университета. Проучившись до 1913 г., переехал в Москву и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета, однако не окончил его, ибо в это время жажда писательства целиком завладела им. С 1913 до 1929 г. сменил множество профессий; был водителем трамвая, санитаром, учителем, журналистом.

Первый роман «Романтики» написал в 1916—1923 гг., но опубликовал только в 1935 г . «Блистающие облака» (1929), «Черное море» (1936).

Страсть Паустовского к путешествиям привела к созданию книг «Кара-Бугаз» (1932) и «Колхида» (1934).

Во время Великой Отечественной войны как военный корреспондент побывал во многих местах. После войны впервые был на Западе: Чехословакия, Италия, Турция, Греция, Швеция и т.д. Встреча с Парижем была для него особенно дорогой и близкой. В послевоенные годы Паустовский посвятил многие свои произведения писательскому труду. Умер в 1968 г. в Москве.



Какие бывают дожди (Из повести «Золотая роза»)

…Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – всё это приметы дождя. А незадолго перед дождём, хотя ещё и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передаёт возникновение дождя, когда ещё редкие капли оставляют тёмные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождём. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково – дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает»…

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Слово «спорый» означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы – липкие маслята, жёлтые лисички, боровики́, румяные рыжики, опёнки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берёт хитрая и осторожная рыба – плотва.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слёзы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесо́вой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной.

Всё это – только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде…


Наедине с осенью

Осень в этом году стояла – вся напролет – сухая и теплая. Березовые рощи долго не желтели. Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (ее зовут в народе «мга») затягивала плесы на Оке и отдаленные леса.

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд.

Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли свое пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли.

Я поднял голову. Большие косяки журавлей тянули один за другим прямо к югу. Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки.

Я бросил весла и долго смотрел на журавлей. По береговой проселочной дороге ехал грузовик. Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.

– Счастливо, друзья! – крикнул он и помахал рукой вслед птицам.

Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор, должно быть чтобы не заглушать затихающий небесный звон. Он открыл боковое стекло, высунулся и все смотрел и смотрел, никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходившей в туман. И все слушал плеск и переливы птичьего крика над опустелой по осени землей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!