Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм.»
Тема урока: Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм.
Цель урока: Дать учащимся понятие о ранней лирике А.А.Блока, его отношении к символизму.
Ход урока:
1.Учащиеся слушают сообщение о личности А. Блока по воспоминаниям современников. Ученик использует в рассказе материалы из воспоминаний К. Чуковского ( Собр. Соч. т.2)
2.Анализ раннего творчества А Блока.
- Ребята, давайте вспомним, какие черты характерны для символизма как литературного течения «серебряного века».
Первый сборник стихов Блока вышел в 1904 г., он назывался «Стихи о прекрасной даме». Этот сборник поэт посвятил Л.Д. Менделеевой, дочери знаменитого ученого Д.И. Менделеева.
-Читаются стихи из сборника, подготовленные уч-ся дома.
Учитель обращает внимание на необычную мелодичность стихотворений, напевность, интересную цветовую гамму. Удивительный романтический мир предстает перед нами в этих стихах. В большинстве их – противопоставление скорбного «ЗДЕСЬ» и прекрасного «ТАМ». Лирический герой стремится в край обетованный, отвергая реалии повседневной жизни. Любовь и красота для него жизнь истинная.
-Какие черты поэзии символизма вы заметили в этих стихах?
Второй сборник стихов Блока – «Нечаянная радость» (стихи 1904-1906г.г.).Читаются стихи «Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре», «Осенняя воля» и др. Звуковая магия стихов Блока завораживала читателей и слушателей.
-Изменилась ли тематика стихов Блока в этом сборнике? (Да! Лирический герой стал обитателем шумных городских улиц и площадей. В стихах этого сборника появляются некрасовские интонации, некрасовские темы. Любовь к Родине – это любовь-спасение. Судьба человека неразрывна с судьбой страны.
В 1906 – 1907г.г. поэт обращается к драматургии. Когда Блок почувствовал желание сказать в драматургии новое слово, жанр театрального действа стал для него самой естественной формой. В 1906 г. он пишет три лирических драмы: «Незнакомка», «Король на площади», «Балаганчик». ( учитель читает отрывки из них и комментирует их).
Поражение первой русской революции сказалось как на судьбе поэтической школы символизма, так и на личной судьбе Блока. Чувство протеста, гражданского негодования ослабило связи поэта с бывшими единомышленниками. « Никаких символизмов больше, я не мальчик, сам отвечаю за всё». Он активно включается в литературную борьбу, пишет статьи по литературоведению, критические статьи. После поездки в Италию в 1909г. Блок создает цикл « Итальянские стихи», в 1914 г. появляется сборник «Кармен». В стихах этих сборников поэт – лирик, воспевающий красоту и любовь. С символизмом покончено навсегда. И в этом вы убедитесь сами, выбрав по 1 стихотворению из любого из этих сборников и попытаясь их проанализировать.
3. Задание на дом:
Анализ любого выбранного стихотворения из сб. «Кармен» или «Итальянские стихи».
Комментирование оценок