СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм.»

Тема урока: Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм.

Цель урока: Дать учащимся понятие о  ранней лирике А.А.Блока, его отношении к символизму.

                                    Ход урока:

1.Учащиеся слушают сообщение о личности А. Блока  по воспоминаниям современников. Ученик использует в рассказе материалы из воспоминаний К. Чуковского ( Собр. Соч. т.2)

2.Анализ раннего творчества А Блока.

- Ребята, давайте вспомним, какие черты характерны для символизма как литературного течения «серебряного века».

Первый сборник стихов Блока вышел в 1904 г., он назывался «Стихи о прекрасной даме». Этот сборник поэт посвятил Л.Д. Менделеевой, дочери знаменитого ученого Д.И. Менделеева.

-Читаются стихи из сборника, подготовленные уч-ся дома.

Учитель обращает внимание на необычную мелодичность стихотворений, напевность, интересную цветовую гамму. Удивительный романтический мир предстает перед нами в этих стихах. В большинстве их – противопоставление скорбного «ЗДЕСЬ» и прекрасного «ТАМ». Лирический герой стремится в край обетованный, отвергая реалии повседневной жизни. Любовь и красота для него жизнь истинная.

-Какие черты поэзии символизма вы заметили в этих стихах?

Второй сборник стихов Блока – «Нечаянная радость» (стихи 1904-1906г.г.).Читаются стихи «Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре», «Осенняя воля» и др. Звуковая магия стихов Блока завораживала читателей и слушателей.

-Изменилась ли тематика стихов Блока в этом сборнике? (Да! Лирический герой стал обитателем шумных городских улиц и площадей. В стихах этого сборника появляются некрасовские интонации, некрасовские темы. Любовь к Родине – это любовь-спасение. Судьба человека неразрывна с судьбой страны.

В 1906 – 1907г.г. поэт обращается к драматургии. Когда  Блок почувствовал желание сказать в драматургии новое слово, жанр театрального действа стал для него самой естественной формой. В 1906 г. он пишет три лирических драмы: «Незнакомка», «Король на площади», «Балаганчик». ( учитель читает отрывки из них и комментирует их).

Поражение первой русской революции сказалось как на судьбе поэтической школы символизма, так и на личной судьбе Блока. Чувство протеста, гражданского негодования ослабило связи поэта с бывшими единомышленниками. « Никаких символизмов больше, я не мальчик, сам отвечаю за всё». Он активно включается в литературную борьбу, пишет статьи по литературоведению, критические статьи. После поездки в Италию в 1909г. Блок создает цикл « Итальянские стихи», в 1914 г. появляется сборник «Кармен». В стихах этих сборников  поэт – лирик, воспевающий красоту и любовь. С символизмом покончено навсегда. И в этом вы убедитесь сами, выбрав по 1 стихотворению из любого из этих сборников и попытаясь их проанализировать.

3. Задание на дом:

Анализ любого выбранного стихотворения из сб. «Кармен» или «Итальянские стихи».

Комментирование оценок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!