Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 36 и попробуйте самостоятельно вставить в схему «Вещества семян», которая лежит у вас на столах нужные слова. (Слайд № 3). вещества клетки   _______?__________ ________?__________      Проверяем по экрану. ( Слайд № 4 ). вещества клетки   органические вещества неорганические вещества ?   ? ? ? ? Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение. Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Но вещества, из которых состоят клетки разнообразны . Посмотрите, в нашей схеме ещё остались знаки вопросов. Давайте разберёмся с ними, найдите какие НЕОРГАНИЧЕСКИЕ вещества встречаются в живой клетке и как это можно доказать. Занесите названия неорганических веществ в тетрадь в правую колонку. (Работают 1-2 мин.). Какие вещества вы записали? Как это можно доказать? …Да, вода может испаряться из организма, а органические вещества сгорают. Мы узнали, что для обнаружения веществ можно использовать научный метод – опыт. Молодцы. Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что организм примерно на 80% состоит из воды. Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико . Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества: - водоросли – йод, поэтому людям испытывающим недостаток этого элемента рекомендуют есть морскую капусту. - лютики – накапливают литий и по их месту произрастания можно судить о химическом составе почвы. - хвощи – накапливают кремний. Посмотрим их значение в клетке: (Слайд № 5) Роль воды в клетке: Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке. Входит в состав цитоплазмы (определяет форму и объём клетки) . Составляет основу клеточного сока. Роль минеральных солей в клетке: Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой. Входят в состав межклеточного вещества. Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. Вторая группа веществ - органические вещества - эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. Найдите в параграфе и впишите в тетрадь в левую колонку названия органических веществ….. Что у вас получилось? ….Правильно, проверяем всё по экрану ( Слайд №6) вещества клетки  
органические вещества неорганические вещества б   елки углеводы вода минеральные соли жиры
Да, к этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Как вы думаете каких веществ в клетках больше органических или неорганических? Кто за орг. ве-ва? Кто за неорг. ве-ва? Давайте вместе подумаем : как можно это определить? С помощью опыта. Предложите сами проведение опыта ….. А если я вам напомню такой факт: неорганические вещества НЕ ГОРЯТ. Правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических. Вспомните , как горят дрова в костре. Дрова большие, тяжелые, а после их сгорания остаётся маленькая легкая горстка золы- минеральных веществ. МЫ НАУЧИЛИСЬ ПРОЕКТИРОВАТЬ ОПЫТ. Ребята, а как же нам с вами можно доказать, что в семенах есть названные нами белки, жиры, углеводы? ... Итак, наша цель сейчас…(научиться ПРОВОДИТЬ опыт для определения орг. веществ в клетках ). В учебнике на стр. инструкция по проведению опыта.. Внимательно изучите её…. Прослушать инструктаж. Инструкция № Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке. Оформите в тетради( в клетку) проведённый опыт: Опыт « Определение белка в клетке». Цель: научиться…..(продолжите). Оборудование: стаканчик с водой, мука в марле, ножницы. Ход работы: Опустите завёрнутую в марлю муку в стакан с водой на полминуты. Выньте, разрежьте нитку на марле, разверните и потрогайте полученное тесто пальчиком. Напишите в этом пункте что наблюдаете? ( « Если мокрую муку потрогать, то на ощупь она будет …?.... , …?.....») Найдите в учебнике : какое вещество обладает такими качествами? Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили. («Вывод: это вещество - ….?.... (…….) .») Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. ( « Значение: …….. .») Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке. Определение крахмала Капните в стакан с мутной водой каплю йода. Вода стала синей. О чем это говорит?. Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке. Оформите в тетради( в клетку) проведённый опыт: Опыт «Определение жира в клетке». Цель: научиться…..(продолжите). Оборудование: несколько семечек подсолнечника , салфетка. Ход работы: Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Раздавите семена. Напишите в этом пункте что наблюдаете? («Если раздавить семена ,то появляется …?... пятно на бумаге».) Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили. («Вывод: это вещество - ….?.... .») |