СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Урок-путешествие в страну «Языкознание»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательные:  Обобщить, систематизировать и совершенствовать знания учащихся о различных разделах науки о языке: лексике, словообразовании, фонетике, орфографии, морфологии, синтаксисе; знать, что изучает каждый раздел науки; уметь производить фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический разборы.

Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, самооценку;

совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.

Воспитательные: воспитывать интерес к языку, любознательность

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Урок-путешествие в страну «Языкознание»»

Тема урока: Урок-путешествие в страну «Языкознание»

Цели урока:

Образовательные:  Обобщить, систематизировать и совершенствовать знания учащихся о различных разделах науки о языке: лексике, словообразовании, фонетике, орфографии, морфологии, синтаксисе; знать, что изучает каждый раздел науки; уметь производить фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический разборы.

Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, самооценку;

совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.

Воспитательные: воспитывать интерес к языку, любознательность

Ход урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся к деятельности.

Добрый день, дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас здоровыми и радостными на нашем очередном уроке русского языка. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению.

А общение на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным.

Потому что у нас сегодня будет не просто урок, а урок –путешествие.

Вы уже знаете, что путешествовать можно по-разному. Наше путешествие будет заочным, но я думаю, что оно будет не менее интересным, чем настоящее путешествие, ведь в пути нас ожидают интересные приключения, препятствия, преодолев которые вы сможете отправляться дальше.

В какую страну мы отправимся, вы сможете угадать, если правильно ответите на вопрос:

- Как называется наука, изучающая языки? (языкознание, лингвистика)

- Вот в путешествие по стране «Лингвистика» мы и отправимся сегодня (1 слайд)

А целью урока будет …(2 слайд)чтение слайда

Чтобы начать путешествие, нам необходимо повторить некоторые теоретические сведения. Проведём игру на выяснение скорости мысли каждого путешественника. Тот, кто первым поднимет руку и даст правильный ответ, получает фишку.

1)Какое русское слово состоит из трёх слогов и указывает на 33 буквы (аз-бу-ка).

2) Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

3) Какая шляпа не надевается на голову? ( шляпа гвоздя)

4) Какой раздел русского языка изучает словарный состав? (лексика)

5)Сколько в слове бывает слогов? (сколько гласных букв)

6) Где впервые возникла письменность? (В Египте)

7) Какой частью речи называются слова, обозначающие признак предмета? (прилагательные)

8) Как называются звуки, состоящие только из голоса? (гласные)

9) Какую часть слова можно найти в земле? (корень)

10) Что изучает фонетика? (звуки)

Учитель: Ну что ж, я вижу к путешествию вы готовы, отправляемся!

Но как путешествовать без карты, ведь можно заблудиться!

(3 слайд ) Карта путешествия

И попадаем в край «Орфографии»

Напишем словарный диктант “Что это”?

- Человек, едущий в автобусе, трамвае. (Пассажир).

- Прямая дорожка, обсаженная деревьями (Аллея).

- Подводные животные-растения, строящие из своего тела острова (Кораллы).

- Игра-задача, в которой нужно заполнять буквами клеточки (Кроссворд).

- Собрание засушенных растений, марок (Коллекция).

(4 слайд) задание по орфографии

  • В каком слове пропущена буква Е?

  • А) За чужим погон… шься – свое потеряешь.

  • Б) Здоровье за деньги не куп…шь.

В) Земля трудом корм…тся.

Г) От доброго слова язык не усохн..т.

3. В каком слове на месте пропуска пишется ь?

А) Хорошо то, что нравит…ся.

Б) Мать своим сыном гордит…ся.

В) Редко случает…ся увидеть цветущий кактус.

Г) Слова не должны расходит…ся с делами.

А теперь – остров Словообразования. (5 слайд)

Остров Словообразования

1 задание - Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке все встречали. Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

2 задание - В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс – в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдете, В целом – по мне на уроки пойдете. (Расписание)

Вперёд – и мы оказываемся в заливе под названием «Фонетико-орфоэпический» (6 слайд)

Преодолев залив, мы оказываемся на полуострове «Морфологии» (7 слайд)

Чтобы одолеть гору фразеологизмов: назовите фразеологизмы, в которых употреблено слово «язык» ( 8 слайд)

Язык до Киева доведёт;

Проглотить язык;

Держать язык за зубами;

Находить общий язык;

Не поворачивается язык;

Прикусил язык;

Язык без костей;

Почесать язык

Тянуть за язык.



Преодолев гору «фразеологизмов», мы оказываемся в «Долине лексики». (9 слайд)

-Что изучает лексика?

А сколько слов в русском языке?

Справка: Словарь Ожегова - 57 тысяч слов.

Словарь Ушакова – 4-ёхтомный 85 тысяч слов.

17-томный словарь Академии наук – 120480 слов.

Толковый словарь Даля – 200000 слов и работал учёный над ним 47 лет!

А каков словарь отдельных людей ? (10 слайд)

А наше путешествие подходит к концу, т.к. мы попадаем в последний пункт на нашей карте: «Бухта синтаксиса и пунктуации» (11слайд)

Прочитайте высказывания о русском языке, принадлежащие разным великим людям.

Знакомство с высказыванием Н.В. Гоголя.

Заключительное слово учителя: (12 слайд)













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!