СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока « В поисках радости» по повести Э. Портер «Поллианна».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как помогает в жизни радостное восприятие действительности?Научиться находить хорошее вокруг себя; развивать речь, творческое воображение, эмоциональную память и др.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока « В поисках радости» по повести Э. Портер «Поллианна».»

Тема урока « В поисках радости» по повести Э. Портер «Поллианна».

Цель урока: как помогает в жизни радостное восприятие действительности?

научиться находить хорошее вокруг себя;

развивать речь, творческое воображение, эмоциональную память и др.

Ход урока:

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

С. Островой (Обучающиеся дарят песню Якова Дубравина «Огонек Добра»).

- Итак, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:

“Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим” (С. Ожегов);

“Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека” (М. Пришвин);

“Во внутреннем мире человека доброта – это солнце”. (В. Гюго).

1.Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по книге американской писательницы Элинор Портер "Поллианна".

Как я вышла на эту книгу? В детстве лучшее развлечение для меня было — пойти в библиотеку и провести там целый день, рассматривая книги, читая их прямо там, а потом набрать домой стопку. Но однажды мне чего-то не хватало для души. Хотелось почитать что-то, получить от этого удовольствие и чуть-чуть пользы. И я набрала в «Яндексе» : «Читать для души». Вышло примерно десять книг. Внимательно прочитав аннотации к книгам, я остановилась на « Поллианне». Очень трогательная книга. И мне захотелось, чтобы вы тоже познакомились с этой книгой. А поможет нам в этом древо мудрости, на котором нам надо будет вырастить листочки новых знаний. А каких - вы узнаете сегодня на уроке.

-Эпиграфом являются такие слова:

Везёт тому, кто не теряет надежды,

кто способен извлекать силу из неудач.

Вот это мы сегодня и попытаемся сделать: извлекать силу из неудач.

2. Несколько слов об авторе этой книги.

Маркелов Дима. Элинор ( а точнее Элеанор) Хадсон Портер жила давно, далеко и недолго, всего 51 год. Она родилась 19 декабря 1868 года в Америке, в Нью-Гемпшире, в семье потомков первых английских переселенцев в Новый свет. Уже в детстве проявила недюжинные способности к пению, закончила бостонскую консерваторию, выступала в светских концертах, пела в церковном хоре, но, двадцати четырех лет выйдя замуж за бизнесмена и перебравшись на жительство в Нью-Йорк, предпочла музыке литературу и добилась в ней существенных успехов. Уже первые опубликованные произведения – рассказы 90-х годов и роман «Пересечь поток» (2907) – имели большой успех у читателей. Однако главной книгой писательницы, книгой, не только принесшей ей бешеную популярность при жизни, но и литературное бессмертие, стала повесть для детей «Поллианна», написанная в 1912 году и вышедшая в свет в 1913 году.

Павлов Кирилл. Элинор Портер писала этот роман в саду, разбитом прямо на крыше нью-йоркского дома. По словам автора, о лучшем кабинете она мечтать не могла. Место, где много воздуха, простора и зелени помогло главной героине стать веселой и жизнерадостной.

Имя героини стало чрезвычайно популярным, его стали давать не только новорожденным младенцам, но и коммерческим фирмам, сортам молока и т.д.

Современные художники создали компьютерную игру, придумали куклу с именем героини. В Московском Молодежном театре с успехом идет спектакль «Поллианна». Существуют музыкальные версии повести.

Павлова Настя.

Памятник Поллианне – девочка в развевающемся платье с широко распахнутыми, как крылья, руками - был открыт во дворе публичной библиотеки г. Литлетона (США) в сентябре 2002 года. Поклонники творчества Элинор Портер собираются здесь ежегодно в день Поллианны, и проводят литературные праздники.

Писательница получила множество писем с просьбами продолжить историю её необычной героини, и в 1915 году появилась вторая книга – «Поллианна вырастает» тоже встреченная издателями и читателями с большим энтузиазмом.


Кузнецов Дмитрий.Портер продолжала писать до самой своей смерти, и её новые произведения вызывали немалый интерес публики. Умерла Элинор Портер 21 мая 1920 года. Некролог, напечатанный в «Нью-Йорк таймс» на следующий день после её смерти, носил краткий, но выразительный заголовок: «Умерла автор «Поллианны».

Неслыханная популярность повестей о Поллианне привела к тому, что уже после смерти Портер ещё три писательницы (Вирджиния Моффат, Харриет Смит и Элизабет Бортон) поочередно создавали всё новые книги, объединенные образом главной героини, и описывающие её очередные приключения. Так появилась целая серия – «Радостные книги Поллианны».


3.Вопросы на выявление восприятия.

1.Понравилась вам эта повесть? Чем? (Главная героиня – Поллиана - девочка, которая смогла сделать свою жизнь и жизнь окружающих её людей радостной).



2. Сколько Поллианне лет?

3. Почему она оказалась у тети?

4.Можно ли назвать Поллиану необычной девочкой или она самая обыкновенная весёлая девочка, потому что могла играть в радость).

5.В чём заключалась суть её игры в радость? (Суть игры заключалась в том, чтобы находить вокруг себя хорошее).

6.Кто научил её этой игре? (отец). В связи с чем?

7.Для чего отец научил Поллианну игре в радость? (Чтобы сделать её жизнь радостнее).

8.Какое слово произносит тетя Поли, а какое Поллианна? Как это их характеризует?



4.Инсценировка отрывка повести (Поллиана первый раз в своей комнате с Ненси).

-Ребята, давайте посмотрим как Поллианна живёт, играя в радость.



-Ах, моя бедненькая овечка. Так я и думала, что тётя доведёт тебя до слёз.

-Нет, Ненси, это всё я сама .Я всё-таки ужасно недобрая и нехорошая . Я просто никак не могу поверить ,что папа больше нужен Господу и ангелам, чем мне.

-Совсем он им не нужен.

-Ой, Ненси! Нельзя так говорить!

-Да ладно тебе. Давай-ка сюда ключ от чемодана, и мы быстренько разберём вещи.

-Да там и вещей почти нет.

-Тем быстрее мы с этим управимся.

-Значит я могу радоваться, что у меня так мало вещей.

-Ну в общем ,ты права.

-Теперь я вижу.Это просто отличная комната! Вам тоже кажется, Ненси? Нет ,конечно я даже рада, что тут нет зеркала. Теперь я не буду то и дело расстраиваться из-за своих веснушек....Ой, Ненси !Я и не заметила сразу ,какие же отсюда видны замечательные деревья...Я и не думала ,что из моей комнаты такой красивый вид! Я так рада ,что тётя поселила меня здесь. Теперь мне не нужны никакие картины!

И тут Ненси вдруг разрыдалась.

-Ненси! Что с вами ? Наверное это была ваша комната/?

-Моя комната? Если ты не ангел ,и если ты не спустилась к нам прямо с небес,и если.....Ой, Боже! Это она мне звонит!



-Какой эпизод был изображен?

-Осудила ли Поллианна свою тётю за то, что та поместила свою племянницу в бедную комнатку на чердаке, хотя сама была хозяйкой богатого дома/?

-Чему Поллиана смогла порадоваться в такой не очень радостной ситуации?

-Человек, который мыслит, как Поллиана : положительно, радостно, стремится во всём найти хорошее - называется оптимистом.

-А мышление оптимиста называется позитивным. (запись: оптимист -жизнерадостный человек; позитивное мышление-мышление оптимиста).

-На нашем древе мудрости вырастают два листика с надписями "оптимист" и "позитивное мышление".



5.Составление портрета Поллианны.

Давайте попробуем создать её портрет, т.е.надо будет у цветика - многоцветика взять только те лепестки, которые лучше всего характеризуют Поллианну по какому-либо признаку, объяснить свой выбор и составить на доске свой цветок.

Обратимся к цветовому портрету Поллианны.

(-красный цвет -Поллианна любила носить красное платье;

-оранжевый цвет - у Поллианны оранжевые веснушки;

-жёлтый цвет-цвет соломенной шляпы Поллианны;

-коричневый цвет - у Поллианны карие глаза;

-золотистый цвет - у Поллианны золотистые волосы )

- Видите, какие радостные, тёплые тона характеризуют Поллианну -это цвета солнышка,огня. Тёплые тона-близкие к цвету огня.

И на древе нашем вырастают новые листочки с названием «тёплые тона».

Молодцы, вы создали прекрасный портрет Поллианны ,а теперь ещё раз посмотрите на экран.

-Что можете сказать по портрету Поллианны? Какая она по характеру?

- Весёлая ,задорная ,симпатичная девочка с лучистыми карими глазами ,радостной улыбкой во всё лицо,и даже веснушки ,которые она так не любит,украшают её лицо.в золотистых волосах яркие ленточки. Поллианна ,как солнышко,светит всем людям.

-Хотели бы вы дружить с такой девочкой?

-Какая беда сблизила всех героев повести?









6.Пример позитивного мышления Поллианны в действии.

-А теперь давайте послушаем ,чем заканчивается эта повесть и подумаем ,как ответить на вопрос :"Благодаря чему или кому выздоровела Поллианна после аварии?"(отрывок из повести читает .......)

"Дорогие тетя Полли и дядя Том! 

Я могу, я могу, я могу ходить! 

Я сегодня прошла от кровати до окна. Это целых шесть шагов! Как это хорошо – снова быть на ногах! ..
Ой, неужели я снова могу ходить? Какая ерунда по сравнению с этим, что я провела тут целых десять месяцев. Если бы я только могла, я бы всю дорогу до дома прошла пешком. Я правда очень хочу так сделать. Ведь теперь я поняла, что ничего нет лучше, чем ходить пешком. Я так рада! Я так всему рада! Я теперь даже рада, что все это время не могла ходить, потому что, если бы я все время могла ходить, я никогда не поняла бы, как рада, что у меня снова здоровые ноги. Завтра я собираюсь пройти уже восемь шагов. 

Передайте всем большой привет от меня! Поллианна".

- Почему во время болезни Полианны в дом мисс Полли «потянулись один за другим посетители: знакомые и незнакомые, мужчины, женщины и дети»?

(операцию сделали доктора,но выздоровела Поллианна благодаря своей игре в радость .Она смогла порадоваться счастью мистера Пендлетона и Джимми Бина,тёти Полли и доктора Чилтона и многих других людей,хотя сама тогда ещё не ходила, смогла помочь многим людям,и они отплатили ей своей любовью и помогли выздороветь).

-Кому ещё помогла Поллианна, кроме мистера Пендлетона Джимми Бина,тёти Полли и доктора Чилтона? (мисс Сноу ,супругам,которые хотели разводиться,вдове ,пастору,Ненси и многим другим).

- Игра в радость нужна людям?

-Зачем?(чтобы быть здоровыми и счастливыми).

-Правильно, вот что значит извлекать силу из неудач, находить хорошее во всём, даже в плохом.







7.Игровые ситуации.

-А вы сами хотите поиграть в радость? Разделимся на 2 группы.

-Тогда я сейчас вам раздам карточки ,в которых представлены различные жизненные ситуации. они ,на первый взгляд, могут показаться вам не совсем радостными.

Ваша задача : суметь найти в каждой из них что-то хорошее.

Свой ответ начинайте словами:"как я рад(а)..."

1.На перемене нечаянно толкнули.(как я рад(а),что это произошло не специально ).

2.Вас раздражает реклама по телевизору.(как я рад(а),что она маленькая ,а фильм большой).

3.Вашей сестре купили новую одежду,а вам нет .(как я рад(а),что ей купили,а не мне,в следующий раз мне купят ещё лучше).

4.В автобусе вам наступили на ногу.(как я рад(а) ,что наступили на одну ногу,а не на обе).

5.Закончились каникулы.(как я рад(а),что снова встречусь со своими одноклассниками и буду узнавать что-то новое ).

6.Вам хочется погулять ,а мама заставляет делать уборку.(как я рад(а), что делаю уборку-в доме будет чисто).

7.Ваш друг не подсказал вам на уроке.(как я рад(а),что теперь нельзя надеяться на подсказку,буду учить уроки сам(а).

8.В соседнем классе играет музыка,которая вам не нравится. (как я рад(а),что эта музыка играет не в моём классе).

8.Бюро литературных находок.

-Сегодня на уроке у нас открыто "Бюро литературных находок". Бюро-название организации, т.е.там, где что-то организовывается, делается. В"Бюро находок" обычно возвращают забытые ,потерянные вещи.

-Но в нашем "Бюро литературных находок" оказались утерянные фразы, строчки из книги Э.Портер "Поллианна".Вероятно ,они выпали, когда мы читали эту книгу, и теперь другие дети не смогут с ней познакомиться. Хорошо это?

-Вернём строчки обратно в книгу?

-Вам надо определить, кому принадлежат эти слова и в какой ситуации они сказаны:

1."Я люблю хлеб с молоком ,и мне будет очень приятно поесть вместе с вами" (Ненси).

2."Спасибо вам! Это жутко интересная книга. Я не думала, что мухи могут столько всего переносить на своих ногах"(т.Полли).

3."Как я рада! Я так мечтала ,чтобы кто-нибудь родной, когда - нибудь меня уложил спать рядом!"(т.Полли).

4."Во всяком случае ты должна быть рада, что тебя не назвали Гипзипой". (Ненси).

5. " как же я вам завидую! Мне всегда очень жалко тратить время на сон. И вам тоже жалко?"(мисс Сноу).

6."но я правда была рада найти вас тогда .То есть , я, конечно, рада не тому ,что вы сломали ногу".(Джону Пендлетону).

7."Ну, конечно же, тётя Полли возьмёт тебя. Ведь она самая лучшая на свете после моей мамы"(Джимми Бину).

8."Да это просто чудо! Мне кажется ,даже солнце играет в игру. Вам тоже так показалось?"(Джону Пендлетону).

-Молодцы! Вы правильно вспомнили эпизоды ,ярко показывающие примеры позитивного мышления Поллианны. И помогло нам в этом "Бюро литературных находок" (запись: бюро -название организации).

-Смотрите, на древе мудрости вырос ещё один листочек с названием "бюро".

9.Итог. Обратимся еще раз к эпиграфу ?(везёт тому, кто не теряет надежды,кто способен извлекать силу из неудач). Что значит "извлекать силу из неудач"?

(находить хорошее в неудаче и радоваться этому хорошему, тогда придёт удача).

-Теперь древо мудрости пустит глубокие корни и навечно останется в нашей школе.

2.Выставление оценок. Наш урок подходит к концу. Вы замечательно сегодня работали:смогли создать прекрасный портрет Поллианны и правильно поняли суть игры в радость.

10.Домашнее задание. Составить кроссворд или синквейн по повести «Поллианна» (по выбору) или и то и другое.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!