І. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | - Долгожданный дан звонок- Начинается урок. - Сегодня мы начинаем изучение нового раздела, который называется «День полный событий». На протяжении нескольких уроков мы будем говорить о музыке связанной с жизнью в самых разных направлениях. Именно музыка поможет нам ярче ощущать красоту природы, познавать свой внутренний мир. | Приветствуют учителя и друг друга. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
ІІ. Этап актуализации и пробного учебного действия. | - Есть музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. А есть музыка, которая передаёт настроение, связанное с образами природы, внешней картиной мира. Именно о таких музыкальных произведениях мы будем говорить, изучая раздел «День, полный событий». - Обратите внимание на доску, на которой зашифрована тема урока. Отгадайте кроссворд: 1. Для того, чтобы зазвучала музыка, нужны КОМПОЗИТОР, ИСПОЛНИТЕЛЬ и … 2. Большое вокальное произведение, состоящее из нескольких частей. Исполняется хором, оркестром и певцами-солистами. 3. Вокальный жанр музыки - сольная песня с инструментальным сопровождением. 4. Человек, сочиняющий музыку. Молодцы! Осталось собрать из выделенных букв тему нашего урока ? - Верно. А это значит, сегодня мы будем говорить об образах утренней природы в музыке. | - Слушатель. - Кантата - Романс - Композитор - Утро. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения общих признаков. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
ІІІ. Этап выявления места и причины. | - Сегодня мы будем слушать две пьесы: «Утреннюю молитву» П. Чайковского и «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. - Эти музыкальные примеры позволят нам услышать внутреннее согласие в ощущениях композиторами мира природы, мира людей. - Ребята, посмотрите на иллюстрации презентации и опишите, как вы себе представляете утренний пейзаж? - Хорошо, спасибо! - Первая пьеса, с которой мы познакомимся, написана Петром Ильичом Чайковским - великим русским композитором,дирижером, педагогом. Его первая пьеса фортепианного цикла «Детский альбом», она называется «Утренняя молитва». - Ребята, вы знаете, что такое молитва? Кто мне ответит на этот вопрос? Да, это разговор с Богом. - А как вы думаете, молитва должна быть какой? - О чём человек разговаривает с Богом? - Делает ли молитва человека лучше? - Чего можно просить Бога во время молитвы? - Молитва, соединенная с верой, обязательно будет услышана. - А почему музыкальная пьеса называется «Утренняя молитва»? - Правильно, в 19 веке все русские люди - и дети, и взрослые - читали молитву утром и на ночь. - А теперь сядьте поудобнее и приготовьтесь очень внимательно слушать «Утреннюю молитву» П.И. Чайковского. | - Это разговор с Богом. - Доверительной, чистосердечной, чистой. - Здоровья близким, хороших отношений с друзьями, взаимопонимания, мудрости и т.д. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное формирование познавательной цели, проблемы. |
ІV. Этап построения проекта и выхода из затруднения. | СЛУШАНИЕ: «Утренняя молитва» П. Чайковского. - Какое впечатление сложилось у вас от этой пьесы? Какие эмоции она вызвала? - Как (по характеру) звучала эта мелодия? - Кого или что вы могли представить под эту музыку? - Какими словами мы можем характеризовать музыкальное звучание этой пьесы? | - На душе спокойно и радостно. - Светлая, чистая, безоблачная. | Регулятивные: планирование. Познавательные: доказательство, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - А сейчас мы познакомимся с произведением норвежского композитора- Эдварда Грига. Это пьеса «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» - Скажите, знаете ли вы что такое сюита? - Сам Эдвард Григ писал об этом произведении: «Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же ФОРТЕ солнце прорывается сквозь облака…» - А что значит ФОРТЕ? - Ребята, сейчас мы прослушаем пьесу «Утро», будьте внимательны. - Какие эмоции вызвала у вас эта музыка? - Всегда одинаково звучала мелодия? Что в ней менялось? - Итак, музыка становилась другой, новой за счёт изменения..? Чего? - А голос мелодии был всегда одинаково высоким? - Значит, мелодия звучала в разных..? - Какие же музыкальные средства помогли нам увидеть изменения, развитие в музыке Э.Грига? - Какая (по характеру) эта мелодия? - Опишите словами, какая картина вам представилась? - Хорошо! Вы молодцы! А теперь : Физкультминутка. - Покажите, как вы с утра встанете, потянетесь и побежите по траве. Ну, а чтобы окончательно проснуться, наклонились и умылись росой! | - Последовательность, или цикл пьес разного характера. - Это значит громко. - Дети слушают пьесу. - Состояние покоя. - Нет. Окончание. Стало более развитым, стремилось вверх. - Мелодии. - Нет, то высоким, то более низким. - Регистрах. - Мелодия, регистр, динамика, тембр, темп, ритм. - Созерцательная (красота, покой, гармония), радостная, бодрая, таинственная. - Картина постепенного пробуждения природы - солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные: выявление, идентификация проблемы. |
VІІІ. Рефлексия. | - Пришло время подвести итог нашего урока. Сегодня мы с вами начали знакомство с разделом «День, полный событий». Мы говорили об образах утренней природы в музыке. - Вспомните имя русского композитора, рассказавшего нам о спокойном душевном состоянии ребёнка в момент его разговора с Богом? - Как называется эта пьеса? - Какое настроение вызвала у вас эта музыка? «Утреннюю молитву» Петра Чайковского мы сравнивали с фрагментом симфонической сюиты норвежского композитора. - Назовите его имя? - Как называется фрагмент симфонической сюиты «Пер Гюнт», который мы слушали и анализировали? - Какой мы увидели утреннюю природу в сочинении Э. Грига? - Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали ! - Спасибо за урок! Д.З.: нарисовать иллюстрации к произведениям Э.Грига и П. Чайковского. | Дети отвечают на вопросы учителя. - Пётр Чайковский. - «Утренняя молитва». - Эдвард Григ. - «Утро». | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |