СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Утро в произведениях «Утренняя молитва» П.Чайковского и «Утро» Э.Грига» ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана технологическая карта по УМК «Начальная школа  XXІ века». Тип урока: открытие нового знания.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Утро в произведениях «Утренняя молитва» П.Чайковского и «Утро» Э.Грига» ».»

УМК «Начальная школа XXІ века»

Тип урока: открытие нового знания.

Тема: «Утро в произведениях «Утренняя молитва» П.Чайковского и «Утро» Э.Грига» ».

Цель урока: познакомить обучающихся с образами утренней природы в музыке на примере творчества П. Чайковского и Э. Грига.

Задачи урока:

1.Развивать умение анализировать средства музыкальной выразительности, которые предстают как способ проникновения в целостный художественный смысл произведения,проводить анализ, сопоставление и сравнение музыкальных тем и образов в произведениях разных композиторов;

2.Формировать эмоциональную сферу детей (умения эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления в пении или пластике);

3.Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе и музыке.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», ноутбук, , наглядные пособия, раздаточный материал.







Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

І. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


- Долгожданный дан звонок- 
Начинается урок.

- Сегодня мы начинаем изучение нового раздела, который называется «День полный событий». На протяжении нескольких уроков мы будем говорить о музыке связанной с жизнью в самых разных направлениях. Именно музыка поможет нам ярче ощущать красоту природы, познавать свой внутренний мир.

Приветствуют учителя и друг друга.







Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

ІІ. Этап актуализации и пробного учебного действия.

- Есть музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. А есть музыка, которая передаёт настроение, связанное с образами природы, внешней картиной мира.

Именно о таких музыкальных произведениях мы будем говорить, изучая раздел «День, полный событий».

- Обратите внимание на доску, на которой зашифрована тема урока. Отгадайте кроссворд:

1. Для того, чтобы зазвучала музыка, нужны КОМПОЗИТОР, ИСПОЛНИТЕЛЬ и …

2. Большое вокальное произведение, состоящее из нескольких частей. Исполняется хором, оркестром и певцами-солистами.

3. Вокальный жанр музыки - сольная песня с инструментальным сопровождением.

4. Человек, сочиняющий музыку.

Молодцы! Осталось собрать из выделенных букв тему нашего урока ?

- Верно. А это значит, сегодня мы будем говорить об образах утренней природы в музыке.















- Слушатель.


- Кантата




- Романс



- Композитор



- Утро.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения общих признаков.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

ІІІ. Этап выявления места и причины.

- Сегодня мы будем слушать две пьесы: «Утреннюю молитву» П. Чайковского и «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

- Эти музыкальные примеры позволят нам услышать внутреннее согласие в ощущениях композиторами мира природы, мира людей.

- Ребята, посмотрите на иллюстрации презентации и опишите, как вы себе представляете утренний пейзаж?

- Хорошо, спасибо!

- Первая пьеса, с которой мы познакомимся, написана Петром Ильичом Чайковским - великим русским композитором,дирижером, педагогом. Его первая пьеса фортепианного цикла «Детский альбом», она называется «Утренняя молитва».

 - Ребята, вы знаете, что такое молитва? Кто мне ответит на этот вопрос? 

Да, это разговор с Богом.

- А как вы думаете, молитва должна быть какой?

- О чём человек разговаривает с Богом? 

- Делает ли молитва человека лучше? 

- Чего можно просить Бога во время молитвы?

- Молитва, соединенная с верой, обязательно будет услышана.

- А почему музыкальная пьеса называется «Утренняя молитва»? 

- Правильно, в 19 веке все русские люди - и дети, и взрослые - читали молитву утром и на ночь.

- А теперь сядьте поудобнее и приготовьтесь очень внимательно слушать «Утреннюю молитву» П.И. Чайковского.

















- Это разговор с Богом.



- Доверительной, чистосердечной, чистой.



- Здоровья близким, хороших отношений с друзьями, взаимопонимания, мудрости и т.д.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное формирование познавательной цели, проблемы.


ІV. Этап построения проекта и выхода из затруднения.

СЛУШАНИЕ: «Утренняя молитва» П. Чайковского.

- Какое впечатление сложилось у вас от этой пьесы? Какие эмоции она вызвала?

- Как (по характеру) звучала эта мелодия? 


- Кого или что вы могли представить под эту музыку? 

- Какими словами мы можем характеризовать музыкальное звучание этой пьесы?




- На душе спокойно и радостно.

- Светлая, чистая, безоблачная.

Регулятивные: планирование. Познавательные: доказательство, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- А сейчас мы познакомимся с произведением норвежского композитора- Эдварда Грига. Это пьеса «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт»

- Скажите, знаете ли вы что такое сюита?

- Сам Эдвард Григ писал об этом произведении:

«Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же ФОРТЕ солнце прорывается сквозь облака…»

- А что значит ФОРТЕ?

- Ребята, сейчас мы прослушаем пьесу «Утро», будьте внимательны.


- Какие эмоции вызвала у вас эта музыка?

- Всегда одинаково звучала мелодия? Что в ней менялось?

- Итак, музыка становилась другой, новой за счёт изменения..? Чего?

- А голос мелодии был всегда одинаково высоким?

- Значит, мелодия звучала в разных..?

- Какие же музыкальные средства помогли нам увидеть изменения, развитие в музыке Э.Грига? 

- Какая (по характеру) эта мелодия? 




- Опишите словами, какая картина вам представилась?


- Хорошо! Вы молодцы!

А теперь : Физкультминутка.


- Покажите, как вы с утра встанете, потянетесь и побежите по траве. Ну, а чтобы окончательно проснуться, наклонились и умылись росой!






- Последовательность, или цикл пьес разного характера.




- Это значит громко.


- Дети слушают пьесу.


- Состояние покоя.

- Нет. Окончание. Стало более развитым, стремилось вверх.

- Мелодии.

- Нет, то высоким, то более низким.

- Регистрах.

- Мелодия, регистр, динамика, тембр, темп, ритм.

- Созерцательная (красота, покой, гармония), радостная, бодрая, таинственная.

- Картина постепенного пробуждения природы - солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.



Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные: выявление, идентификация проблемы.


VІІ. Этап включения в систему знаний и повторения.

 - А сейчас мы просмотрим мультфильм-фантазию на тему Эдварда Грига, «Гномы и Горный Король»



Просмотр мультфильма.

Регулятивные: контроль, оценка.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


VІІІ. Рефлексия.

- Пришло время подвести итог нашего урока. Сегодня мы с вами начали знакомство с разделом «День, полный событий». Мы говорили об образах утренней природы в музыке.

- Вспомните имя русского композитора, рассказавшего нам о спокойном душевном состоянии ребёнка в момент его разговора с Богом?

- Как называется эта пьеса? 

- Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

«Утреннюю молитву» Петра Чайковского мы сравнивали с фрагментом симфонической сюиты норвежского композитора.

- Назовите его имя? 

- Как называется фрагмент симфонической сюиты «Пер Гюнт», который мы слушали и анализировали? 

- Какой мы увидели утреннюю природу в сочинении Э. Грига?

- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали !

- Спасибо за урок!

Д.З.: нарисовать иллюстрации к произведениям Э.Грига и П. Чайковского.


Дети отвечают на вопросы учителя.





- Пётр Чайковский.



- «Утренняя молитва».







- Эдвард Григ.



- «Утро».





Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!