СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

план внеурочного занятия по теме "Крылатые слова" занятие №1

Просмотр содержимого документа
«Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова»»

Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова»


Цели и задачи:

  1. Познавательная: познакомить с понятием фразеологизм, крылатые слова. 
    2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость. 
    Ожидаемые результаты: 
    Предметные УУД: Знать: понятие фразеологизма, крылатые слова. 
    Уметь: находить фразеологизмы в тексте, различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, опознавать крылатые слова. 
    Метапредметные УУД:

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся. 
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану. 
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах .

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. 
Основные понятия: Крылатые слова. Фразеологизмы
Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари, смайлики, конверты с заданием, жетоны.

Аудиозапись: «Крылатые слова»

1. Организационный момент.

 - Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем внимание.


Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Но, начнём же урок, не будем зря время терять.


- Мы надеемся, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем доме-классе и порадуются за наши успехи.



2. Мотивация. 

Начнем свою работу «с разминки ума».

Развивающие задания «Чудесные превращения слов»

1 слайд -I-й конкурс «Отгадай слово»


1. Корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыба» (Завязка)



2. Корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъезжал», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «стол». (Подснежник)


2 слайд - II -й конкурс : Анаграммы

Переставь местами буквы и образуй новые слова.

лучок , лышима, гадрупо, инкаснеж, касум(чулок, малыши, подруга, снежинка, сумка)


3 слайд - III-й конкурс: «Грамматическая арифметика»


Череп – п + муха =? (Черемуха)

Куртка – тка +ица=? (Курица)

Черный – ый + о + слива – а = ? (Чернослив)

Чистый – ый + о + тело –о = ? (Чистотел)

Сосна – на + ка = ? (Соска)


3. Введение в новую тему.

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

Предлагаю послушать стихотворение.

«Как работает слово» 
Бывает частенько, что слово одно, 
Но очень по-разному служит оно. 
Примеры тут можно найти без труда, 
Возьмем хоть короткое слово «вода». 
Вот был я мальчишкой, да детство ушло, 
С тех пор уже много воды утекло.

Случилось, что в школе я правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал.

Зато болтуну мы заметить не прочь:

- Не хватит ли воду-то в ступе толочь.

Не прочь и другому сказать невзначай:

Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед: 
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»! 
А гуси и утки – сухие всегда, 
Заметили люди: «Как с гуся вода».

Лентяй отдыхает, а время идет:  
«Под камень лежачий вода не течет». 

Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего,

На чистую воду выводят его.
Работать впустую?.. Что скажут потом? 
Не дело, мол, «воду носить решетом»! 
Стихи я пишу, не жалея труда, 
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!…» 
(В.Суслов)

-У. Что использует поэт в своем стихотворении для большей выразительности?

-Д. Крылатые выражения. Какие выражения вы запомнили?
3. Информационный блок. 

-Ребята, а много ли вы знаете крылатых выражений? (Нет)

-Я думаю, вы догадались, какая тема урока у нас? (Учащиеся называют тему занятия.) Слайд 5

-Ребята, с какой целью мы будем изучать эту тему? (Познакомиться с крылатыми выражениями и украсить свою речь.)

Действительно, русский язык богат выразительными средствами. Одно из средств – крылатые слова или фразеологизмы.

ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ— устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение. Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. С крылатыми выражениями мы встречались в сказках, баснях Крылова, рассказах, стихотворениях. Предлагаю вам познакомиться с фразеологизмами в баснях Крылова.

Слайды 6,7 (басни)

Не все крылатые слова понятны детям. Но эту проблему можно решить с помощью….? Как вы думаете чего? (фразеологического словаря) Каждой команде раздаются словари.

Словари нам сегодня пригодятся для работы.

Сейчас мы начнем с вами интересную и познавательную работу. Согласны? Каждая команда постарается проявить смекалку, находчивость и дружелюбное отношение к партнерам и соперникам.

За каждый конкурс команды будут получать жетоны разного цвета. Если ответ верный, то зеленый жетон, если есть ошибки –синий, а если ответ не верный , то красный.




1 конкурс «Домашнее задание» (2 балла)

Каждой команде нужно было приготовить одно крылатое выражение и проиллюстрировать. (Выступление команд)

- Ребята, мне тоже было интересно поучаствовать в этом конкурсе. Предлагаю познакомиться с крылатым выражением «ободрать как липку». А может, быть кто-то знает это выражение?


2 конкур «Найди соответствия» Слайд 8


- обманывать (водить за нос…)
- замолчать  (прикусить язык…)
- засыпать (клевать носом…)

- преувеличивать  (делать из мухи слона…)
- сплетничать (чесать языки…)

- бездельничать ( бить баклуши, сидеть сложа руки)

Проверка задания


3 конкурс «Замени выражение одним словом» (словари). По 2 выражения каждой команде. Слайд 9


Во весь дух – (быстро),
морочить голову – (обманывать),
рукой подать – (близко), 
зарубить на носу – запомнить; 
куры не клюют – много; 
душа в пятки ушла – испуг. 

Проверка задания.

Физминутка «Ёлка»

4 конкурс «Вспомни сказку». По 3 выражения каждой команде. Слайд 10


- встань передо мной, как лист пред травой;(Сивка-бурка)

- битый не битого везет;(Лиса и волк)

- по щучьему велению, по моему хотению.(По щучьему велению, по моему хотению)

Проверка задания.


5 конкурс «Самый внимательный слушатель»

Аудиозапись «Крылатые слова». Ученики записывают услышанные фразеологизмы. Какая команда больше запишет крылатых выражений






6 конкурс «Узнай животного» (вопрос – ответ). По 2 выражения каждой команде. Слайд 11

- голоден, как …(волк)

- хитер, как … (лис)

!- надут, как … (индюк)

!- труслив, как…( заяц)

- неповоротлив, как …( медведь)

!- нем, как …(рыба)

- Как вы понимаете отмеченные выражения?


7 конкурс «Закончи выражение» (устно)

Сколько лет…(сколько зим)

Добро…(пожаловать)

Не тут-то …(было)

Идти нога…(в ногу)

Не по дням…(а по часам)

Мастер на все…(руки).

8 конкурс « Крылатые слова в стихах» Слайд 12

Простая истина

Живите ближнего любя!

Ведь это просто и понятно:

Не трудно выйти из себя, (лишиться самообладания, душевного равновесия, сильно раздражаться

А как войти потом обратно?


Вход и выход

В жизни есть тропинки, есть пути…

Выбирай их очень осторожно!

Тяжело в доверие войти – ( чтобы верили и доверяли)

Выйти из него мгновенно можно!

- Какие фразеологизмы вы услышали?


4. Подведение итогов.

Подсчет баллов в командах.

Все участники молодцы! Я рада, что вы « не ударили лицом в грязь», «не лезли за словом в карман», во время игры «голова была на плечах», «ловили все на лету» и «язык был хорошо подвешен».

- Ребята, дайте оценку нашему занятию.

- Что понравилось? Что вызвало затруднение?

- Ребята, достигли ли мы цель нашего урока?

5. Рефлексия

У каждого есть смайлики – веселые и грустные. Если вам было интересно и познавательно, то положите в кармашек веселый, а если ничего нового не узнали и было скучно, то грустный смайлик. Кому хочется еще побывать в мире фразеологизмов, то возьмите конверт с заданием.


6. Задание по желанию

Как об этом говорят?” (замени фразеологизмом, крылатым выражением)

1. Об очень большой тесноте.

2. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении.

3. Об очень счастливом человеке.

4. О полной тишине.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!