СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический план по Искусству 9 класс. Г.И.Данилова.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Столкнулась с проблемой, что не смогла найти полное планирование по Искусству. в этом году предмет МХК поменяли и теперь пришли новые учебники Искусства. Вот сидела печатала, что то копировала с других программ

Просмотр содержимого документа
«Тематический план по Искусству 9 класс. Г.И.Данилова.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОЛЧАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»


Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждаю

русского языка и литературы «__»_________ 2016г. «__» _________ 2016г

Протокол № ___ Заместитель директора во УВР Приказ №___

«__»__________ 2016г.

Руководитель МО _________ Тимохина Л.А Директор ОУ

______ Еремина И.В. подпись _________ Белоусова Е.Н.

подпись подпись






Рабочая программа по предмету

«Искусство» для 9 классов

На 2016 – 2017 учебный год







Учитель: Толкачева Татьяна Александровна.







Молчаново 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для общей школы и рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах, а также программ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев («Искусство» 5-9 классы; составитель Г.И.Данилова, Министерство образования РФ, 2014)

Общая характеристика курса

Интегрированный курс «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности кадетов в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.Учебный предмет «Искусство» пробуждает интерес кадетов к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностныйхарактер, обусловленный возрастными особенностями кадетов, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.

Знакомство обучающихся с шедеврами мирового искусства - это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления. Интегративный характер курса «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.

Программа интегрированного курса «Искусство» предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания. Учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Эта особенность построения курса продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов, вызывает естественную потребность освоения ее духовного потенциала.


Место курса в учебном плане

Приобщение школьников к миру искусства в основной школе представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры (5—7 классы) к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства (8—9 классы). Рабочая программа основного общего образования по Искусству составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Для обязательного изучения учебного предмета «Искусство» на этапе среднего общего образования в 8-9 классах Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит:

Главные приоритеты изучения предмета в 8- 9 классах сосредоточены на решении задач наблюдения (восприятия) обучающимися произведений искусства, раскрытия закономерностей исторического развития, понимания особенностей образного языка различных видов искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.


Структура рабочей программы

8 класс. «Виды искусства». Основное внимание акцентировано на определении роли и места искусства в жизни человека и общества, формировании и развитии понятия «художественный образ» и выявлении его специфики в раз личных видах искусства. Постижение современной классификации видов искусства, выявление эстетической характеристики и специфических особенностей художественного языка пространственных и временных видов искусства определяют главное содержание курса.

9 класс. «Содружество искусств».Обучащюиеся продолжают знакомство с видами искусства, но главные акценты здесь сделаны на выявлении специфики синтетических видов: театра, оперы, хореографии, кино, экранных и зрелищных искусств. Диалог и содружество отдельных видов искусства, стремление к преодолению границ, естественных для каждого способа художественного отражения действительности, составляют важную особенность данного курса.


Цели и задачи обучения по предмету


Цель изучения курса: осознание роли и места Человека в искусстве на протяжении

её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в

лучших произведениях мирового искусства.

Задачи:

- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с

произведениями искусства на протяжении всей жизни;

- способствовать воспитанию художественного вкуса;

- развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов

массовой культуры;

- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной

практической деятельности в конкретных видах искусства;

- создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения

обучающихся с произведениями искусства;

- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к

заинтересованному диалогу с произведениями искусства;

- знакомить с классификацией искусств, постижении общих закономерностей создания художественного образа.

Курс «Искусство» закономерно и логично рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Интегративные подходы в его изучении позволяют взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использовать их инструментарий, понятийный аппарат, общие закономерности. Они учат школьника сопоставлять, сравнивать разрозненные факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, предоставляют возможность для развития альтернативного и вариативного мышления. В программе намечены пути объединения гуманитарных предметов через сквозные идеи (социальные, философские, религиозные) или опирающиеся на идеологическую концепцию культуры и сознания человека. Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно посредством использования межпредметных и внутрипредметных связей, создания интегрированных курсов и развития проектно-исследовательской, творческой деятельности обучающегося.

Принцип вариативности. Изучение искусства — процесс исключительно избирательный, предусматривающий возможность применения различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. В связи с этим в программе заложено неотъемлемое право учителя вноситьизменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесспостижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный, позволяющий на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной школе — залог успешного развития творческих способностей школьников. Вместе с тем это процесс социально-детерминированный, определяемый духовно-нравственными основами общества.



Требования к уровню подготовки выпускников

Выпускники научатся:

• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

формированию у обучающихся представлений о художественной картине мира;

овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с обучающимися, с учителем;

формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

овладениюобучающимисяумениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью обучающихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест


Календарно-тематическое планирование по курсу «Искусство. МХК»

на 2013 – 2014 учебный год

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания (к теме)

Планируемый результат (ЗУН) к теме

Форма контроля

Работа с детьми ОВЗ

Дата по плану

Дата по факту

1-2

Пространственно –

временные виды

искусства

2

Вводный

Урок. Синтетические виды искусства,

причины тяготения искусств

друг к другу,

взаимодополнение.

История синтеза искусств в

разные эпохи.


 Познакомятся с причинами возникновения простонственно-временных видов искусств, с их свойствами. Узнают проблемы границ и взаимодействия искусств

Фронтальная

Беседа.

Фронтальная

Беседа. Повторение задания, разъяснение.



3-4

Азбука театра

2

Театр один из древнейших

видов искусства, история

театра, синтетический характер

театрального искусства. Законы театрального искусства, сила театра. Средства художественной выразительности в театре.

Узнают об эстетическом характере театрального искусства, истории театра, живописи и музыке в театре, научатся понимать и чувствовать

Фронтальная

беседа

Фронтальная

Беседа. Повторение задания, разъяснение.



5-6

Актёр и режиссер в

театре

2

Мастерство актёра, амплуа,

профессия актёра от древности

до современности. Режиссёр –

профессия 20 века,

выдающиеся режиссёры. Искусство режиссуры.

Познакомятся со знаменитыми режиссерами, их работами, способами работы,

Презентация на тему : «Актерское мастество»

Презентация на тему : «Актерское мастество»



7-8

Искусство оперы

2

Синтетический характер оперы,

основные оперные жанры,

шедевры оперного искусства.

Познакомятся с видами опер, средствами выразительности искусства оперы,

Эссе по

одной из

опер (на

выбор)

Эссе по

одной из

опер (на

выбор)



9-10

В мире танца

2

Танец один из древнейших

видов искусства, понятие о

хореографии, виды танца, история возникновения,

Знакомство с историей возникновения танца, с понятием «хореография», его искусством

Описание –

рассуждение

Описание –

рассуждение



11-12

Страна волшебная - балет

2

История балетного искусства, реформаторы, виды танца, балетмейстеры. пантомима,

Знакомство с миром балета, различиями и сходством с танцем, ролью балета в искусстве,

Презентация

презентация



13-15

Искусство кинематографа

3

Первые шаги кинематографа, первооткрыватели, первые фильмы, средства выразительности, преобразования


Знакомство с миром кинематографа, первооткрывателями, художественными средствами кино

Сочинение на тему «Кино – как искусство»

Сочинение на тему «Кино – как искусство»



16-17

Фильмы разные нужны…

2

Виды кинематографа, многообразие жанров, актеры, знаменитые картины

Знакомство с видами кинематографа, режиссерами и актерами знаменитых картин,

Фронтальная

Беседа. Таблица в учебнике

Фронтальная

Беседа. Таблица в учебнике. Дополнительное время для выполнения работы



18-19

Экранные искусства: телевидение, видео

2

Свойства телевидения и его выразительные способности, телевещание,средства выразительности,мир видеоискусства, особенности видеофильма

Знакомство с особенностями видеофильма, средствами выразительности, свойствами телевидения

Рекламный ролик

Рекламный ролик. Индивидуальная шкала оценок. Подробное объяснение задания



20-21

Мультимедийное искусство

2

Виды компьютерного искусства, анимация, графика, дизайн, цифровые технологии

Знакомство с цифровыми технологиями, видами компьютерного икусства

Описание –

рассуждение

Описание –

Рассуждение. Индивидуальная шкала оценок. Подробное объяснение задания



22-23

Зрелищные искусств: цирк и эстрада

2

В мире циркового искусства, знаменитые циркачи, виды циркового искусства, виды эстрады.

Знакомство с видами эстрады, знаменитыми циркачами, цирковым искусством

Размышление по словам Высоцкого в учебнике

Размышление по словам Высоцкого в учебнике Индивидуальная шкала оценок. Подробное объяснение задания



24

Контрольная работа

1

Подведение итогов раздела

Закрепление знаний по разделу


Индивидуальная шкала оценок. Подробное объяснение задания



Под сенью дружных муз

25-26

Изобразительные искусства в семье муз

2

Содружество изобразительных искусств, живопись, графика, художники, их картины, Изобразительные искусства и фотография, Изобразительное искусство в танце

Знакомство со знаменитыми танцорами 18 века, художниками и их картинами, видами изобразительного искусства

Фронтальная

беседа

Фронтальная

беседа



27-28

Художник в театре и кино

2

Искусство сценографии, художники и их работы, художники кино, знаменитые картины, способы работы,

Знакомство с работой художников театра и кино,искусством сценографии

Эскизы костюмов к спектаклю с описанием характером изображения

Эскизы костюмов к спектаклю с описанием характером изображения



29-30

Архитектура среди других искусств

2

Архитектура и изобразительные искусства, скульпторы и их работы, функции, виды скульптур,

Знакомство с архитектурой,с Конструктивной и декоративной функцией скульптуры.

Научным обоснованием связи архитектуры и музыки в эпоху Античности и эпоху Возрождения.


Фронтальная

беседа

Фронтальная

беседа



31-32

Содружество искусств и литература

2

Слова и краски издавна в родстве…

Стань музыкою, слово… 

Литература, театр и кинематограф. Конкретность живописи и абстрактность слова.

Феномен японской живописи

. Поэты-музыканты. 

Универсальность литературы



Узнают Способы создания художественного образа в живописи и литературе. Поэты-художники в истории мирового искусства.

Особенности трактовки литературных образов в произведениях книжной графики. 

Поэты-музыканты.


Фронтальная

беседа

Фронтальная

беседа



33

Контрольная работа

1

Подведение итогов раздела

Закрепление знаний по разделу


Индивидуальная шкала оценок. Подробное объяснение задания



34

Итоговый урок

1







Содержание предмета

СОДРУЖЕСТВО ИСКУССТВ (34 ч)

I. Синтетические искусства: их виды и особенности (12 ч).

Пространственно-временные искусства. Характеристика синтетических видов искусства. Возможность использования и свободного варьирования средств выразительности различных искусств в художественном творчестве. Пространственно-временные (синтетические) виды искусства. Различие между понятиями «синтетические искусства» и «синтез искусств». Органическое единство художественных средств и образных элементов в различных искусствах. Синтетическая природа пространственно-временных искусств и их характерные особенности. Активизация роли публики: хеппенинг и перформанс в качестве примеров популярного синтетического действа. Истоки синтетической сущности пространственно-временных искусств. Синкретический характер искусства (на примере ритуальных действий первобытного человека). Коллективный, массовый характер синтетических видов искусства. Внутреннее единство пространственно-временных видов искусства (на примере синтеза театра и кино). Особенности построения пространственно-временных отношений в синтетических искусствах. Художественная выразительность временных эле- ментов и пространственных объемов в различных видах искусства. Проблема границ и взаимодействия искусств. История развития художественного творчества как встречный и взаимный процесс: от синкретизма к образованию от- дельных видов искусства и от отдельных искусств — к их синтезу. Причины взаимодействия, содружества искусств (родство, общность художественных образов, целостность неделимой природы искусств). Две тенденции в развитии искусства: стремление к синтезу и одновременно сохранению своеобразия и самостоятельности каждого вида. Причины тяготения искусств друг к другу, их взаимное дополнение. Многообразие форм взаимодействия искусств. Создание целостной художественной картины мира средствами всех искусств. Особенности современного процесса размежевания и сближения синтетических искусств. Человек в мире пространственно-временных искусств.

Азбука театра.Законы театрального искусства. Театр как один из древнейших видов искусства и художественный документ эпохи. Сиюминутность действия и рождения сценического образа — главная отличительная черта театрального искусства. Условный характер театрального искусства на примере шекспировского театра «Глобус». Проблема правды и правдоподобия в театральном искусстве. Зритель как активный участник происходящего на сцене. Средства художественной выразительности театрального искусства (слово, мизансцены, сценическое движение, мимика, жесты и позы актеров). Специфика сценического пространства и времени (история вопроса и современность). Роль выразительных средств в создании театрального спектакля. Театр среди других искусств. Синтетический характер театрального искусства. Использование музыки, танца, живописи, скульптуры, архитектуры (декорации), декоративно-прикладного искусства (реквизит, костюмы). Диалог театра, литературы и кино. Ю. М. Лотман о специфике театрального искусства и кинематографа.

Актер и режиссер в театре.Секреты актерского мастерства. Актер — «единственный царь и владыка сцены». Актер и его роль в создании сценического образа. Слагаемые актерского мастерства: умение убеждать зрителя в жизненности сыгранной роли, включать его в происходящее на сцене, вызывать чувство сопереживания. Амплуа актера (комик, трагик, злодей, простак, влюбленный, резонер, инженю, травести). Профессия актера: от древности до современности. К. С. Станиславский об основных принципах актерской игры. Понятие сверхзадачи и сквозного действия. Внутреннее и внешнее перевоплощение актера — вершина актерского мастерства. Искусство перевоплощения в игре выдающихся театральных актеров. Искусство режиссуры. Режиссер — профессия XX в. Основные задачи режиссера и его роль в создании театрального спектакля. В. И. Немирович- Данченко об искусстве режиссера. Режиссер как интерпретатор драматургического материала. Актерская трактовка и режиссерская концепция. Сценическая история театральных постановок (на примере творчества В. Э. Мейерхольда). Выдающиеся режиссеры прошлого и современности.

Искусство оперы.Из истории оперного искусства*. Рождение оперы как особого вида искусства. Италия — родина оперного искусства. «Дафна» и «Эвридика» Я. Пери — пролог к дальнейшему развитию оперного искусства. От dramapermusica к опере-сериа и опере-буффа. Основные оперные жанры. Опера-буффа и ее национальные разновидности. Лирическая опера. Складывание национальных оперных школ. Выдающиеся реформаторы оперной сцены. Достижения отечественного и зарубежного оперного искусства. Характерные особенности современного оперного искусства (обогащение выразительных средств, изменение роли оркестра, балета и хора, новые подходы к классическому наследию, манере исполнения, смелые эксперименты в подборе репертуара, декораций и реквизита). Опера — союз музыки и театра. Синтетический характер оперы и ее место в ряду других искусств. Опера как комплексный вокально- инструментальный и музыкально-драматический жанр театрального искусства. Театральная условность в оперном и драматическом театре: общность и различия. Выразительные средства оперного искусства. Драматические функции сольных вокальных форм (арии, романса, песни, речитатива). Роль хоровых и массовых сцен в опере. Роль оркестра в воплощении авторского замысла.

В мире танца.Из истории возникновения и развития танца*. Танец — древнейший вид искусства, его роль в жизни человека. Религиозные верования как одна из причин возникновения танца. Взаимосвязь танцевального искусства с духовной жизнью народа и историей. Танец в искусстве древних цивилизаций. Экспрессия танца в изобразительном искусстве. Эволюция танца в различные культурно-исторические эпохи. Искусство хореографии и его выразительные средства. Место танца среди других искусств. Почему художественный язык танца понятен всем без перевода?

Хореография. Танец и пляска, их основные различия. Условный характер искусства хореографии. «Живая пластика» человеческого тела как основной материал для создания танце- вального образа. Жест и ритм — важнейшие элементы танца. Многообразие искусства хореографии. Основные виды танца. Классический танец и его разновидности. Эстрадный танец и танец модерн. Бальные и характерные танцы. Эмоциональное воздействие хореографического искусства на зрителей.

Страна волшебная — балет. Из истории балетного искусства*. Возникновение балета в эпоху Возрождения, следование традициям итальянской комедии дель арте. Первые балеты и исполнители. Причины расхождения танцевального и балетного искусства. Смена стилей и направлений в истории балета. Ж. Новер — выдающийся реформатор балетного искусства. Развитие национальных традиций в искусстве балета. Из истории русского балета. От дивертисмента — к современному балетному спектаклю. Пути развития современного балетного искусства. Выдающиеся деятели балетного искусства. Выразительные возможности балета. Балет как вид музыкально-театрального искусства, воплощенного в хореографических образах. Что и как можно выразить на языке балета? Единство танца и пантомимы, музыки и поэзии, скульптуры и пластики движений, живописных построений кордебалета и элементов декоративности. Классический танец — основа балетного искусства. Сочетание традиций Античности, элементов придворного этикета, народных танцевальных движений, пластических мотивов живой природы. Адажио и аллегро — основные формы классического танца. Роль пантомимы в создании художественного образа классического танца.

Искусство кинематографаПервые шаги кинематографа*.Кинематограф — искусство, рожденное научно-технической революцией. День рождения десятой музы — Кино (открытие братьев Люмьер). Мировой и отечественный кинематограф: имена и открытия. История кинематографа: от Великого немого до современного кино. Средства выразительности кино. Специфика киноязыка. Кино — искусство кадра и монтажа, плана и ракурса. Искусство, объединяющее изображение, звук (слова, музыку) и действие. Временное и пространственное измерение экрана (на примере известных киношедевров). Ритм, цвет и свет в киноискусстве. Обогащение кино средствами традиционных и новейших искусств (телевидение, видео, компьютерная графика). Кино в диалоге искусств.Синтетическая природа кинематографа и особенности его взаимодействия с другими искусствами. Фотографическая природа кино. От «живых фотографий» немого кино к впечатлениям современного зрителя. Живопись и кинематограф. Музыка как постоянный спутник кинематографа. Театр и кино: общее и различия. Новые технологии и горизонты современного киноискусства. Будущее кинематографа.

Фильмы разные нужны...Виды кинематографа. Жанровое разнообразие кино. Художественное (игровое) и доку- ментальное (неигровое) кино: общее и принципиальные различия. Сюжет — основа игрового кино. Документальное кино как средство массовой информации и вид кинематографа, основанный на съемках реальных событий. Создание кино- хроники, ее основные образы и сюжеты. Выдающиеся мастера документального кино. Жанры документального кино: фильм-портрет, путешествие, зарисовка, репортаж. Научно-популярное кино — рассказ о важнейших достижениях в областях, представляющих интерес для широкого зрителя. Анимационное (мультипликационное) кино, его рисованные, живописные или кукольные образы. «Герои» мультипликации. Использование принципа покадровой съемки. Новейшие технологии анимации. Шедевры мировой мультипликации.Многообразие жанров игрового кино. Становление жанров игрового кино. Сложность жанровой классификации кино и ее основные принципы. Эпические, лирические и драматические жанры. Традиционные жанры (эпопея, роман, повесть, драма и мелодрама, трагедия, комедия и трагикомедия, исторический и приключенческий фильм). Популярные жанры современного кино (фэнтэзи, детектив, фильм ужасов, фильм-катастрофа, триллер, боевик или фильм действия (экшн), вестерн, мюзикл, «мыльная опера»). Шедевры отечественного и зарубежного игрового кино.

Экранные искусства: телевидение, видео. Экранные искусства — важнейшие средства массовой информации. Синтетическая природа экранных искусств. Свойства теле- видения и его выразительные возможности. Телевидение, история его возникновения и этапы развития. Эфирное, кабельное и спутниковое телевещание. Цифровое телевидение, телевидение высокой четкости (ТВЧ) и интернет-телевидение. Основные свойства телевидения: импровизационность, эффект присутствия, закон непосредственных человеческих контактов, документальность. Выразительные средства малого экрана. Роль режиссера на ТВ. Современное телевидение и его образовательный потенциал (интеллектуальное и художественно-творческое развитие, культурный досуг). Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объема. Основные циклы телевизионных 61 передач: информационные и общественно-политические, художественные и публицистические, научно-популярные и учебно-познавательные, спортивные, детские и развлекательные. Феномен многосерийных телевизионных фильмов. Наши любимые телесериалы. Мир видеоискусства. Основные направления видеоискусства: рекламная, музыкальная и событийная видеография. Жанры видео: клипы, фильмы, рекламные ролики. Специфика создания, связь с киноискусством. Постановочные, анимационные и информационные рекламные ролики. Последние достижения видеоарта. Любимая видеотека. Будущее экранных искусств.

Мультимедийное искусство.Виды компьютерного искусства. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Виды мультимедийного искусства: компьютерная графика, графический дизайн, компьютерная анимация, компьютерная музыка, интерактивный компьютерный перформанс. Компьютерная графика, ее использование в полиграфической промышленности, рекламном бизнесе, кино, заставках телепрограмм и видеоклипах. Компьютерная графика и архитектурное проектирование. Графический дизайн в издательском и рекламном бизнесе, дизайне и строительстве, в кинематографе и на телевидении. Компьютерная анимация — искусство создания движущихся изображений. Синтетическая природа компьютерной анимации. Специфика создания трехмерных анимационных фильмов. Процесс создания компьютерной музыки. Компьютер как музыкальный инструмент, интерпретатор, импровизатор и сочинитель музыки на основе программных алгоритмов. Интерактивныйперформанс как произвольное и творческое использование технических возможностей компьютера. Активное участие пользователя в процессе создания виртуальной реальности. Компьютерные игры, их особая популярность и зрелищность. Компьютерные технологии в руках художника. Цифровые компьютерные технологии — бесценный ресурс для медиахудожников и людей, занимающихся искусством. Возможность самовыражения, творческого поиска, мгновенной фиксации меняющихся мыслей, образов и мимолетных ассоциаций. Наиболее популярные компьютерные программы на службе у художников. Интерфейс как аналог мастерской художника (фотографа, живо- писца-графика, дизайнера). Преимущества компьютера в цифровой живописи, литературном творчестве, создании фильмов. Основные направления в развитии современного компьютерного искусства. Может ли компьютер заменить человека в художественном творчестве. Зрелищные искусства: цирк и эстрада. Зрелищные искусства и их характерные отличия. Синтетический характер зрелищных искусств и их роль в жизни человека. Зрелищные искусства и культура зрелищ. В мире циркового искусства. Цирк как одно из древнейших искусств. Развитие цирковых жанров от Античности до наших дней. Цирк в со- дружестве с другими искусствами. Выразительные средства создания циркового образа. Новейшие достижения современного циркового искусства. Цирковое искусство — синтез клоунады, акробатики, атлетики, эквилибристики, гимнастики, жонглирования, дрессуры, музыкальной эксцентрики и иллюзионизма. «Звезды» манежа. Искусство эстрады. Эстрада как вид искусства, его происхождение. Разнообразие выразительных средств эстрады. Номер — основа эстрадного искусства. Использование малых форм драматургии, вокального и драматического искусства, музыки, хореографии, цирка. Объединяющая роль конферанса или несложного сюжета в создании эстрадных шоу-программ и концертов. Артист эстрады как создатель ярких и незабываемых сценических образов (на примере творчества выдающихся мастеров). Современные тенденции развития эстрадного искусства.



Характеристика видов деятельности обучающихся (ЗУН).

  • Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства;

  • знать особенности драматического и музыкального театра, специфику деятельности их создателей;

  • принимать участие в постановке школьных театральных спектаклей или их фрагментов в качестве актера, режиссера, художника, композитора, звукорежиссера, аранжировщика, ведущего, музыкального или литературного редактора (по выбору учащегося);

  • разрабатывать проекты различных классных и школьных мероприятий (тематических, конкурсных, итоговых, юбилейных и т. д.) с применением возможностей кино-, театральногои хореографического искусства;

  • сотрудничать со сверстниками в процессе коллективной деятельности по созданию кино-фильма (видеоклипа, видеоряда и т. д.), в постановке театрального спектакля (фрагмента, мюзикла), современного танца;

  • самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и т. д.;

  • принимать участие в разработке различных художественно-творческих проектов с применением ИКТ (реклама, открытка, визитная карточка, эскизы и модели одежды, транспорта, мебели и др.)

  • Эмоционально воспринимать выдающиеся произведения пространственно-временных искусств и давать им эстетическую оценку;

  • знать основные средства художественной выразительности киноискусства, специфику киноязыка;

  • понимать особенности деятельности создателей фильма (сценариста, художника, актераи др.);

  • рассуждать о значении театра в жизни современного общества;

  • знать драматургические основы театрального искусства;

  • помощью сети Интернет разнообразие народных, классических, современныхи бальных танцев;

  • постигать особенности изображения подвижных объектов с помощью ТВ;

  • осознавать потенциал цифрового ТВ для современного качества изображения;

  • анализировать современные телепередачи познавательного, досугового и другого характерас позиций эстетических идеалов и художественной ценности;

  • размышлять о позитивном и негативном воздействии ТВ на эмоциональное состояние человека и духовно-нравственное состояние общества;

  • самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в пространственно-временных искусствах;

  • воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий;

  • понимать специфику восприятия различных визуальных произведений;

  • осознавать специфику творческих профессий и осваивать элементарные приемы в каком-либо виде пространственно-временных искусств (по выбору)

II. «Под сенью дружных муз» (22 ч).

Изобразительные искусства в семье муз. Содружество изобразительных искусств. Живопись и графика. Созерцательность живописи и драматизм скульптуры. Роль цвета в скульптуре и живописи. Культ пластики в живописи Ренессанса. «Скульптурная» живопись О. Домье. Воздействие фотографии на изобразительные искусства. Изобразительные искусства и фотография*. Живопись, графика, скульптура и художественная фотография, их сходство и различия. Воздействие живописи на искусство фотографии. Изобразительные искусства и танец. Пластика как объединяющее начало между этими искусствами. Экспрессия танца в изобразительном искусстве Античности. Пластический язык изобразительного искусства рубежа XIX—XX вв. (на примере абстрактного искусства). Сценический танец Айседоры Дункан: единство музыки и хореографии, сходство с греческой скульптурой. «Ожившие скульптуры» В. Ф. Нижинского.

Художник в театре и киноИскусство сценографии. Основные компоненты театрально-декорационного искусства: декорации, костюмы, грим, бутафория, реквизит. Изобразительная режиссура спектакля. Из истории театрально-декорационного искусства, основные этапы его развития. Выдающиеся мастера театрально-декорационного искусства. Процесс создания художественного оформления спектакля: от эскизов и макетов к окончательному решению. Театральный художник, его особая роль в создании выразительного художественного образа спектакля. Художник-сценограф как интерпретатор авторского замысла и главной идеи спек-такля. Роль художника-осветителя в создании сценического образа. Художники по костюмам, декораторы, бутафоры, гримеры и постижеры. Художник кино. Творческое содружество художника-постановщика с автором литературного сценария, режиссером и оператором. Основные этапы становления профессии художника-постановщика как создателя пространственной среды фильма, его роль в создании визуального и художественного образа кинофильма (на примере творчества выдающихся мастеров). Кинодекорации, их отличие от театральных. Павильонные декорации и натура. Выдающиеся художники кино.

Архитектура среди других искусств. Архитектура и изобразительные искусства. Союз архитектуры и скульптуры в искусстве Древней Греции, Средневековья, Возрождения и барокко. Современная монументально-декоративная пластика. Тесная связь архитектуры с монументально-декоративной скульптурой. Конструктивная и декоративная функции скульптуры. Декоративная скульптура под открытым небом. Монументальная живопись в архитектуре. «Живопись, поглотившая архитектуру» в творчестве мексиканских художников-монументалистов (Д. Ривера, А. Сикейрос). Архитектура — «застывшая музыка». Научное обоснование связи архитектуры и музыки в эпоху Античности и эпоху Возрождения. Музыка форм и линий (на примере шедевров мирового зодчества).

Содружество искусств и литература«Слова и краски издавна в родстве…» Литература — универсальная форма эстетического познания и освоения мира. «Живописность» литературы и «повествовательность» живописи. Конкретность живописи и абстрактность слова. Феномен японской живописи. Способы создания художественного образа в живописи и литературе. Поэты-художники в истории мирового искусства. Графика — «самая литературная живопись». Особенности трактовки литературных образов в произведениях книжной графики. «Стань музыкою, слово…» Общность поэзии и музыки (ритмическая организация, паузы, рифмы, звуковые ресурсы стиха). Способность передавать в звуке и слове эмоциональное состояние человека. Прием аллитерации. Стихотворение в прозе. Поэты-музыканты. Литература, театр и кинематограф. Литературная пьеса — основа драматического спектакля. Специфика развития действия в литературном произведении и театральном спектакле. «Кино — видимая литература». Универсальность литературы.

Музыка в семье музМузыка и изобразительные искусства. Искусство «видеть» музыку и «слышать» живопись. Музыка, звучащая с полотен художников. Колорит и ритм — музыкальное начало живописи. Изобразительные и музыкальные эксперименты в творчестве известных художников. Передача лирического чувства колористическими и ритмическими средствами. «Музыкальность» живописи (на примере интерпретации музыки изобразительными средствами). «Живописная» музыка. Музыка — душа танца. Музыка — «невидимый танец», танец — «немая музыка». Значение музыки и танца в искусстве древних цивилизаций. Своеобразие национальных традиций в танцевальной музыке народов мира. Роль ритмического рисунка танца в формировании танцевальных музыкальных жанров. Специфика инструментального звучания и особенности ее воздействия на музыкальный облик танца. Музыка и хореография в балетном и оперном спектакле.

Композитор в театре и киноЗадачи композитора в театральном спектакле. Роль композитора в создании сценического образа. Музыка как средство создания эмоциональной атмосферы театрального спектакля. Музыкальная тема как лейтмотив или фон драматического спектакля, важнейшее средство раскрытия внутреннего мира героев. Единство драматического действия и музыки. Задачи, которые ставит перед композитором режиссер спектакля. Музыка в спектаклях для детей. Зачем нужна музыка в фильме. Музыка кинофильма — ключ к раскрытию его художественного содержания и авторского замысла. Иллюстративный характер киномузыки на ранних этапах становления и развития кинематографа. Внутрикадровая и закадровая музыка. Прием контраста. Лейтмотив. Содружество режиссера и композитора. Любимые мелодии отечественного кино и их создатели.

Когда опера превращается в спектакльТворцы оперного спектакля. Синтез всех видов искусств в оперном спектакле. Роль композитора, создающего музыку к опере по законам театральной драматургии. Специфика и природа опер- ной музыки, ее отличие от концертной музыки. Требования к написанию либретто. Опера и ее литературный первоисточник. Обращение к шедеврам мировой литературной классики. Органическое слияние музыки, пения и танца в оперном спектакле. Роль художника в оформлении оперного спектакля: от знакомства с либретто — к эскизам, изготовлению макетов и декораций. Специфика декораций в оперном спектакле. Сценография современной оперы. Основные функции дирижера и организация его работы с оркестром и певцами. Роль режиссера и актера в опере. Музыкальный драматург (режиссер) и его роль в организации сценического действия (анализ оперной партитуры, знание стилевых и индивидуальных свойств творчества композитора, создание концепции оперного спектакля, изучение специфики искусства оперного актера, постановочная организация спектакля, умение работать с коллективом). Оперный и драматический актер, черты сходства и отличия. Певческий голос актера — инструмент, воспроизводящий музыку. Роль пластики и дикции в актерском исполнении. Выдающиеся оперные певцы.

Создание балетного спектакляКак рождается чудо спектакля. Балетный спектакль — содружество хореографии, музыки, драматургии, изобразительного искусства. Ба- лет и литература. Либретто — словесный эскиз будущего спектакля, его роль в определении главной идеи, сюжета и характеров героев. Шедевры мировой литературной классики в балете. Жанры балета. Музыка — «душа танца», важнейшее средство создания балетного образа. Балет и изобразительное искусство. Музыка красок в балетном спектакле. Роль хореографа в создании балетного спектакля. Роль актера (танцовщика) в воплощении сценического замысла. «Петрушка» — шедевр балетного искусства*. Специфика балета: отсутствие литературного, живописного и музыкального первоисточника. Идея авторского замысла и ее оригинальное воплощение в русских народных традициях (С. П. Дягилев). Характерные особенности музыки и хореографии спектакля и их новаторский характер (И. Ф. Стравинский и М. М. Фокин). Создание живописного образа спектакля (А. Н. Бенуа). Актерское мастерство главных исполнителей (Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, А. А. Ор- лов). «Петрушка» — признанная классика мирового балетного искусства.

На премьере в драматическом театреИскусство быть зрителем. Театральный зритель — не пассивный созерцатель, а полноправный участник сценического действия, его соавтор, критик и активный художник. Особенности взаимоотношений театра и публики. Режиссер на репетиции*. Драматургический конфликт — основа сценического действия. Определение сути конфликта — начало работы режиссера над постановкой спектакля. Режиссерский замысел и основные этапы его воплощения. Создание актерского коллектива, совместные поиски оригинальных трактовок в решении сценических образов. Роль репетиций в создании слаженного коллектива и наиболее полного воплощения авторского замысла. Мастерство создания мизансцен.

Как снимается кинофильм. Кинофильм — результат творческих усилий большого коллектива профессионалов. К экрану путь нелегок и нескор... Основные этапы работы над фильмом: подготовительный, съемочный, монтажный, монтажно-тонировочный. Продюсер и его роль в создании кинофильма. Роль сценариста в создании кинофильма. Рабочий сценарий, отражение в нем характеров и взаимоотношений героев, общей атмосферы и настроения фильма. Рабочий сценарий в творческом преломлении режиссера, художника, оператора и актера. Выбор натуры для съемок, подбор актеров и проведение кинопроб. На съемочной площадке. Кинорежиссер — создатель и организатор единого художественного процесса. Мастерство кинооператора в создании фильма. Выбор съемочной техники и ракурсов, технологии создания специальных эффектов. Особенности съемки трюковых сцен и роль каскадеров в процессе съемок фильма. Использование спецэффектов. Монтаж и озвучивание фильма. Роль монтажера в определении порядка следования кадров и их продолжительности, отборе дублей и поиске оптимальных ритмических решений фильма. Специфика современного компьютерного монтажа и его выразительные возможности. Определение метража будущей картины. Особенности тонировки (озвучивания) картины. Роль звукооператора в создании фонограмм (диалогов, музыкального фона, шумовых эффектов) будущего фильма. Продвижение фильма на рынке (промоушн), организация и проведение рекламной кампании.

Характеристика видов деятельности обучающихся (ЗУН).

  • Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства;

  • понимать истоки, взаимосвязь и специфику музыки и литературы как временных искусств;

  • эмоционально воплощать отдельные литературные и музыкальные образы в различных видах художественного творчества;

  • находить в сети Интернет или выбирать из собственной коллекции музыку, раскрывающуюили дополняющую литературные образы;

  • участвовать в разработке и оформлении коллективного проекта с применением ИКТ;

  • принимать участие в разнообразной художественно-творческой деятельности в отдельных видах искусств;

  • воплощать творческие замыслы на основе применения современных технических приемовпространственно-временных искусств;

  • знать особенности драматического и музыкального театра, специфику деятельности их создателей;

  • осознавать возможности современных технологий для самостоятельного художественноготворчества;

  • самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и пр.;

  • принимать участие в разработке различных художественно-творческих проектов с применением ИКТ (реклама, открытка, визитная карточка, эскизы и модели одежды, транспорта, мебели и т. д.);

  • понимать позитивную (информационную) и негативную (внушающую) роль визуальных синтетических искусств

  • Знать особенности деятельности создателей фильма (сценариста, художника, актера и др.);

  • собирать коллекцию выдающихся произведений экранного театрального и хореографического искусства прошлого и современности;

  • рассказывать о выдающихся отечественных и зарубежных деятелях прошлого и современности в области кино, театра и

  • понимать специфику восприятия различных визуальных произведений;

  • понимать и анализировать сценографию, костюмы, грим и т. д. после просмотра спектакля;

  • понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма;

  • выполнять раскадровку для анимационного сюжета;

  • создавать декорации, костюмы, грим для школьного спектакля или фильма;

  • создавать развернутый сюжет придуманной истории в раскадровке;

  • создавать фотоколлаж на заданную тему


Перечень учебно-методического обеспечения

1. Данилова Г.И, Искусство: Виды искусства. 8 класс.: учебник /Г.И.Данилова. –М.Дрофа, 2014

2. Данилова Г.И, Искусство: Виды искусства. 9 класс.: учебник /Г.И.Данилова. –М.Дрофа, 2014

Энциклопедии:

1.Литература и искусство. Универсальная энциклопедия школьника, Минск, 1996

2.История мировой культуры. Справочник школьника, Москва, 1996

3.1000 великих художников. – ООО «Бизнессофт» Россия, 2005.

4.Музеи мира , Москва, 2012

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

2. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

3. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

4. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/ru

5. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

6. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

7. Коллекция Российского общеобразовательного портала – http://artclassic.edu.ru

8 Портал «Культура России» - http://www.russianculture.ru

9. «ARTYX.ru: всеобщая история искусств» - http://www.artyx.ru/

10. «История изобразительного искусства: медиаэнциклопедия ИЗО» - http://visaginart.nm/ru/

11. Методическая поддержка издательства «Дрофа» – www.drofa.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!