СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический план познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен подробный тематический план организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Просмотр содержимого документа
«Тематический план познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе»

Тематический план познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе


месяцы


I неделя 


II неделя


III неделя


IV неделя


Сентябрь


ОЭД Тема: «Помощница - вода», 

«Умная галка»

Цель: использовать знания детей о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. 

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. 


ОЭД: выявить процесс испарения воды,

зависимость скорости испарения воды

от условий (температура воздуха, открытая 

и закрытая поверхность воды)


Игра-эксперимент «Водяная мельница»

Цель: познакомить с силой воды


ОЭД «Пламя загрязняет воздух»

Цель: дать понятие, что при горении дым находится в воздухе.

Развивающая игра: «Хорошо - плохо»

Цель: закреплять знания о значении чистой окружающей среды.


Октябрь


Занятие-исследование «Воздух – невидимка»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и ролью в жизни человека.


Игра-эксперимент «Подводная лодка»

Цель: доказать, что воздух легче воды.


ОЭД «Сухой из воды»

Цель: определить, что воздух занимает место.


Игра-эксперимент «Упрямый воздух»

Цель: показать детям, что сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.


Ноябрь


Занятие-эксперимент «Мы – фокусники»

Цель: выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, найти эти предметы, определить материалы, не притягивающиеся к магниту. 


Игра-эксперимент «Два магнита»

Цель: выявить особенности двух магнитов: притяжение и отталкивание.


ОЭД «Как увидеть магнитные силы?»

Цель: показать, что вокруг магнитов существует магнитное поле.


Игра-эксперимент «Необычная скрепка»

Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.


Декабрь


Рассказ воспитателя «Для чего человеку нос?»

Цель: познакомить детей с важным органом дыхания – носом.


Наблюдение-опыт «Как дышит растение»

Цель: доказать, что растение дышит всеми частями.


«Знакомство с микроскопом»

Цель: познакомить с микроскопом, предложить рассмотреть лист комнатного растения. Обратить внимание на отверстия, через которые дышит растение.


Развивающая игра «Хорошо – плохо»

Цель: закрепить знания детей о том, что для растения хорошо, а что плохо.


Январь


ОЭД «На орбите»

Цель: установить, что удерживает спутники на орбите.


«Темный космос»

Цель: узнать, почему в космосе темно.


«Вращающаяся земля»

Цель: дать представление, как Земля вращается вокруг своей оси.


«Приплюснутый шар»

Цель: дать представление, почему земной шар приплюснут с полюсов.


Февраль


ОЭД «Почему в пустыне мало воды?»

Цель: объяснить некоторые особенности природно-климатических зон Земли.


Занятие-развлечение «Путешествие за капелькой воды»

Программные задачи: обобщать представления детей о состоянии воды в разные времена года. Закрепить умение устанавливать зависимость состояния воды от температуры воздуха. Уточнить значение воды для жизни растений и животных. 


ОЭД «Круговорот воды»

Цель: закрепить знания о круговороте воды в природе.


ОЭД «Фильтрование воды»

Цель: познакомить с процессом фильтрования воды.


Март


Игра-эксперимент «Солнечный зайчик»

Цель: дать представление о том, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть.


Игра-эксперимент «Разведчики»

Цель: понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.


ОЭД «Разноцветные огоньки»

Цель: дать представление, из каких цветов состоит солнечный луч.


ОЭД «Радуга на стене»

Цель: познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей света.


Апрель


ОЭД «Кто быстрее?»

Цель: выявить особенности передачи звука на расстоянии (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).


Игра-эксперимент «Передай секрет»

Цель: выявить особенности передачи звука на расстоянии.


Игра-эксперимент «Поющая струна»

Цель: дать понятие о причине происхождения низких и высоких звуков.


Игра-эксперимент «Спичечный телефон»

Цель: познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.


май


Изготовление макета «Комнатный садик»

Цель: участвовать в коллективном преобразовании объекта, проявлять стремление к преобразованию.


Коллективная работа «Создадим книгу»

Цель: совершенствовать графические умения, участвовать в коллективном создании книги, понимать, что от отношения к работе зависит ее результат.










 Тематический план познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе


месяцы


I неделя


II неделя


III неделя


IV неделя


сентябрь


Игра-эксперимент «Научим плавать яичко»

Цель: дать понятие о плотности воды.


ОЭД «Откуда берется вода?»

Цель: познакомить с процессом конденсации.


ОЭД «Куда делась вода?»

Цель: выявить процесс испарения воды (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).


Занятие-эксперимент «Волшебница-вода»

Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями. 


октябрь


Игра-эксперимент «Пузырьки-спасатели»

Цель: выявить, что воздух легче воды, имеет силу.


Игра-эксперимент «Морской бой»

Цель: выявить, что воздух легче воды, имеет силу.


ОЭД «Дышат ли рыбы?»

Цель: установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде.


Занятие-эксперимент «Воздух – это не «невидимка» - это газ»

Цель: развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.


ноябрь


ОЭД «Может ли растение дышать?»

Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.


ОЭД «Есть ли у растения органы дыхания?»

Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании.


Игра-эксперимент «Нужен ли корешкам воздух?»

Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми частями.


ОЭД «Что выделяет растение?»

Цель: установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.


декабрь


Игра-эксперимент «С водой и без воды»

Цель: выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).


ОЭД «Что нужно для питания растениям?»

Цель: установить, как растение ищет свет.


Игра-эксперимент «Растение-насос»

Цель: доказать, что корешок растения всасывает воду и стебелек проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями.


ОЭД «Испарение влаги с листьев растений»

Цель: проверить, куда исчезает вода.


январь


ОЭД «Могут ли животные жить в земле?»

Цель: выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).


Игра-эксперимент «Наверх!»

Цель: выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода).


ОЭД «Как увидеть магнитные силы?»

Цель: показать магнитное поле вокруг магнитов.


ОЭД «Два магнита»

Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.


февраль


ОЭД «Волшебный шарик»

Цель: установить причину возникновения статического электричества.


Игра-эксперимент «Волшебники»

Цель: установить причину возникновения статического электричества.


Игра-эксперимент «Чудо-прическа»

Цель: познакомить с проявлением статического электричества и возможностью его снятия с предметов.


Занятие-эксперимент

Цель: понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предметов.


март


ОЭД «Как распространяется звук?»

Цель: понять, как распространяются звуковые волны.


Игра-эксперимент «Где живет эхо?»

Цель: подвести к пониманию возникновения эха


Занятие-эксперимент «Почему Мишутка пищал?»

Цель: выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.


Игра-эксперимент «Как появляется песенка?»

Цель: выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.


апрель


ОЭД «Когда в Арктике лето?»

Цель: выявить особенности проявления сезонов в Арктике.


ОЭД «Почему летом в Арктике солнце не заходит?»

Цель: выявить особенности проявления летнего сезона в Арктике.


ОЭД «Где самое жаркое лето?»

Цель: определить, где самое жаркое лето на планете.


Занятие-эксперимент «Как в джунглях»

Цель: выявить причины повышенной влажности в джунглях.


май


Занятие-эксперимент «Как появились моря и океаны?»

Цель: объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями о конденсации.


ОЭД «Как появились острова, материки?»

Цель: объяснить происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний.


ОЭД «Почему первые птицы не летали?»

Цель: выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.


Занятие-эксперимент «Почему динозавры были такими большими?»

Цель: уточнить механизм приспособления к жизни хладнокровных животных.

















Система мониторинга познавательно-исследовательской деятельности

Методы изучения результативности:


  • наблюдение за поведением ребенка;


  • анкетирование педагогов ,родителей;


  • анализ предметно-развивающей среды



Показатели уровня овладения детьми поисково-исследовательской деятельностью


баллы


Отношение к поисково-исследовательской деятельности


целеполагание


планирование


реализация


рефлексия


3


ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач


активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами


Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствам, назначениями


Действует планомерно.

Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности.Доводит дело до конца.


Формулирует в речи достигнут или нет результат,

замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе.

Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи.

Делает выводы


2


Ребенок проявляет активный познавательный интерес 


Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого.Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)


Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослыми


Самостоятельно готовит материал ,исходя их качеств и свойств.

Проявляет настойчивость в достижении результатов,

помня о цели работы


Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам.

Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого


1


Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен


Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы.С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы


Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств


Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям,манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей(что сначала,что потом)


Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала,с которым он действует не вникая в его подлинное содержание.








Анкета для воспитателей

Цель: выявление роли педагога в развитии поисковой активности дошкольников.


  1. Какие условия созданы для организации поисково-исследовательской деятельности в вашей группе?


2.Как часто Вами планируется организация поисково-исследовательской деятельности детей?

3.Какая из форм детского экспериментирования преобладает у Ваших детей: 

-познавательная (т.е. направленная на получение новых знаний и сведений)

- продуктивная (т.е. направленная на получение новых конструкций, рисунков и т.д.)?

4. Если продуктивная, то что мешает Вашим детям заняться познавательным экспериментированием(выберите все необходимые варианты ответа):

-запреты со стороны взрослых;

-сниженность познавательных интересов детей;

-неодобрение со стороны взрослых, если дети сделают что-то не так(разольют воду, испачкаются и т.д.);

-другие причины (укажите, какие именно)

5. Как Вы поддерживаете интерес ребенка к поисково-исследовательской деятельности:

-проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

-оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

Сотрудничаю, т.е. включаясь в деятельность;

-другие методы (укажите, какие именно)

6. Ваши дети любят проводить эксперименты: с водой, с моющими средствами, мылом, со звуками, магнитами, запахами, зеркалами, стеклами, бумагой, тканью и проч.(выберите и подчеркните все необходимые варианты ответа).

7. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделали дети вашей группы?

















Критерии по выявлению профессионального уровня педагога по организации поисково-исследовательской деятельности



Критерии профессионального мастерства


Баллы


комментарии


1


2


3


1.


Знание методики руководства поисково-исследовательской деятельностью детей дошкольного возраста










2.


Умение самостоятельно планировать поисково-исследовательскую деятельность, подбирать тематику










3.


Умение классифицировать опыты и эксперименты по:

-характеру объектов;

-месту проведения опытов;

-причине проведения опытов;

-характеру включения в педагогический процесс;

-продолжительности;

-характеру мыслительных операций;

-характеру познавательной деятельности детей;

-способу применения










4.


Знание требований, предъявляемых к объектам работы










5.


Знание особенностей поисково-исследовательской деятельности










6.


Умение диагностировать развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);










7.


Знание требований к оформлению и содержанию уголков экспериментирования











Система оценки:

1 балл- ниже

2 балла- полное соответствие

3 балла- превышение






















Анализ деятельности педагога по проведению поисково-исследовательской деятельности


критерии


баллы


комментарии


1


2


3


1.Планирование поисково-исследовательской деятельности










  1. Создание условий для поисково-исследовательской деятельности










  1. Мотивация деятельности детей










  1. Создание условий для возможности прогнозирования ожидаемого результата детьми










  1. Использование разнообразных методов и приемов, их эффективность










  1. Взаимосвязь содержания поисково-исследовательской деятельности с комплексно-тематическим планированием и реальными событиями в окружающем мире










  1. Реализация поставленных задач











Система оценки:

1 балл - ниже

2 балла - полное соответствие

3 балла – превышение








 Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей


Критерий анализа


Возрастная группа







Качество оформления уголка экспериментирования: эстетика, поддержание порядка








Оборудование и материалы для экспериментирования








Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам ТБ








Соблюдение принципов построения ПРС, педагогическая целесообразность








Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!