месяцы | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | ОЭД Тема: «Помощница - вода»,
«Умная галка»
Цель: использовать знания детей о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. | ОЭД: выявить процесс испарения воды,
зависимость скорости испарения воды
от условий (температура воздуха, открытая
и закрытая поверхность воды) | Игра-эксперимент «Водяная мельница»
Цель: познакомить с силой воды | ОЭД «Пламя загрязняет воздух»
Цель: дать понятие, что при горении дым находится в воздухе.
Развивающая игра: «Хорошо - плохо»
Цель: закреплять знания о значении чистой окружающей среды. |
Октябрь | Занятие-исследование «Воздух – невидимка»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и ролью в жизни человека. | Игра-эксперимент «Подводная лодка»
Цель: доказать, что воздух легче воды. | ОЭД «Сухой из воды»
Цель: определить, что воздух занимает место. | Игра-эксперимент «Упрямый воздух»
Цель: показать детям, что сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. |
Ноябрь | Занятие-эксперимент «Мы – фокусники»
Цель: выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, найти эти предметы, определить материалы, не притягивающиеся к магниту. | Игра-эксперимент «Два магнита»
Цель: выявить особенности двух магнитов: притяжение и отталкивание. | ОЭД «Как увидеть магнитные силы?»
Цель: показать, что вокруг магнитов существует магнитное поле. | Игра-эксперимент «Необычная скрепка»
Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться. |
Декабрь | Рассказ воспитателя «Для чего человеку нос?»
Цель: познакомить детей с важным органом дыхания – носом. | Наблюдение-опыт «Как дышит растение»
Цель: доказать, что растение дышит всеми частями. | «Знакомство с микроскопом»
Цель: познакомить с микроскопом, предложить рассмотреть лист комнатного растения. Обратить внимание на отверстия, через которые дышит растение. | Развивающая игра «Хорошо – плохо»
Цель: закрепить знания детей о том, что для растения хорошо, а что плохо. |
Январь | ОЭД «На орбите»
Цель: установить, что удерживает спутники на орбите. | «Темный космос»
Цель: узнать, почему в космосе темно. | «Вращающаяся земля»
Цель: дать представление, как Земля вращается вокруг своей оси. | «Приплюснутый шар»
Цель: дать представление, почему земной шар приплюснут с полюсов. |
Февраль | ОЭД «Почему в пустыне мало воды?»
Цель: объяснить некоторые особенности природно-климатических зон Земли. | Занятие-развлечение «Путешествие за капелькой воды»
Программные задачи: обобщать представления детей о состоянии воды в разные времена года. Закрепить умение устанавливать зависимость состояния воды от температуры воздуха. Уточнить значение воды для жизни растений и животных. | ОЭД «Круговорот воды»
Цель: закрепить знания о круговороте воды в природе. | ОЭД «Фильтрование воды»
Цель: познакомить с процессом фильтрования воды. |
Март | Игра-эксперимент «Солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть. | Игра-эксперимент «Разведчики»
Цель: понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно. | ОЭД «Разноцветные огоньки»
Цель: дать представление, из каких цветов состоит солнечный луч. | ОЭД «Радуга на стене»
Цель: познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей света. |
Апрель | ОЭД «Кто быстрее?»
Цель: выявить особенности передачи звука на расстоянии (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела). | Игра-эксперимент «Передай секрет»
Цель: выявить особенности передачи звука на расстоянии. | Игра-эксперимент «Поющая струна»
Цель: дать понятие о причине происхождения низких и высоких звуков. | Игра-эксперимент «Спичечный телефон»
Цель: познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии. |
май | Изготовление макета «Комнатный садик»
Цель: участвовать в коллективном преобразовании объекта, проявлять стремление к преобразованию. | Коллективная работа «Создадим книгу»
Цель: совершенствовать графические умения, участвовать в коллективном создании книги, понимать, что от отношения к работе зависит ее результат. |
месяцы | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
сентябрь | Игра-эксперимент «Научим плавать яичко»
Цель: дать понятие о плотности воды. | ОЭД «Откуда берется вода?»
Цель: познакомить с процессом конденсации. | ОЭД «Куда делась вода?»
Цель: выявить процесс испарения воды (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). | Занятие-эксперимент «Волшебница-вода»
Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями. |
октябрь | Игра-эксперимент «Пузырьки-спасатели»
Цель: выявить, что воздух легче воды, имеет силу. | Игра-эксперимент «Морской бой»
Цель: выявить, что воздух легче воды, имеет силу. | ОЭД «Дышат ли рыбы?»
Цель: установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде. | Занятие-эксперимент «Воздух – это не «невидимка» - это газ»
Цель: развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. |
ноябрь | ОЭД «Может ли растение дышать?»
Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. | ОЭД «Есть ли у растения органы дыхания?»
Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании. | Игра-эксперимент «Нужен ли корешкам воздух?»
Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми частями. | ОЭД «Что выделяет растение?»
Цель: установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений. |
декабрь | Игра-эксперимент «С водой и без воды»
Цель: выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). | ОЭД «Что нужно для питания растениям?»
Цель: установить, как растение ищет свет. | Игра-эксперимент «Растение-насос»
Цель: доказать, что корешок растения всасывает воду и стебелек проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями. | ОЭД «Испарение влаги с листьев растений»
Цель: проверить, куда исчезает вода. |
январь | ОЭД «Могут ли животные жить в земле?»
Цель: выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). | Игра-эксперимент «Наверх!»
Цель: выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода). | ОЭД «Как увидеть магнитные силы?»
Цель: показать магнитное поле вокруг магнитов. | ОЭД «Два магнита»
Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. |
февраль | ОЭД «Волшебный шарик»
Цель: установить причину возникновения статического электричества. | Игра-эксперимент «Волшебники»
Цель: установить причину возникновения статического электричества. | Игра-эксперимент «Чудо-прическа»
Цель: познакомить с проявлением статического электричества и возможностью его снятия с предметов. | Занятие-эксперимент
Цель: понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предметов. |
март | ОЭД «Как распространяется звук?»
Цель: понять, как распространяются звуковые волны. | Игра-эксперимент «Где живет эхо?»
Цель: подвести к пониманию возникновения эха | Занятие-эксперимент «Почему Мишутка пищал?»
Цель: выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера. | Игра-эксперимент «Как появляется песенка?»
Цель: выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера. |
апрель | ОЭД «Когда в Арктике лето?»
Цель: выявить особенности проявления сезонов в Арктике. | ОЭД «Почему летом в Арктике солнце не заходит?»
Цель: выявить особенности проявления летнего сезона в Арктике. | ОЭД «Где самое жаркое лето?»
Цель: определить, где самое жаркое лето на планете. | Занятие-эксперимент «Как в джунглях»
Цель: выявить причины повышенной влажности в джунглях. |
май | Занятие-эксперимент «Как появились моря и океаны?»
Цель: объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями о конденсации. | ОЭД «Как появились острова, материки?»
Цель: объяснить происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний. | ОЭД «Почему первые птицы не летали?»
Цель: выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе. | Занятие-эксперимент «Почему динозавры были такими большими?»
Цель: уточнить механизм приспособления к жизни хладнокровных животных. |
баллы | Отношение к поисково-исследовательской деятельности | целеполагание | планирование | реализация | рефлексия |
3 | ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач | активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствам, назначениями | Действует планомерно.
Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности.Доводит дело до конца. | Формулирует в речи достигнут или нет результат,
замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе.
Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи.
Делает выводы |
2 | Ребенок проявляет активный познавательный интерес | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого.Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого) | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослыми | Самостоятельно готовит материал ,исходя их качеств и свойств.
Проявляет настойчивость в достижении результатов,
помня о цели работы | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам.
Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого |
1 | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы.С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств | Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям,манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей(что сначала,что потом) | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала,с которым он действует не вникая в его подлинное содержание. |