Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования «Русский язык» (12 издание, 2011) и авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2013 год), УМК Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014 год
Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе:
• Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящийся к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
• овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
• совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 5 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Место предмета
На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы
№ | Тема | Количество часов | К.Р. | Р.Р. |
1 | Язык и общение | 3 | 0 | 1 |
2 | Повторение изученного в начальной школе | 26 | 3 | 5 |
3 | Синтаксис и пунктуация | 29 | 1 | 3 |
4 | Фонетика | 17 | 2 | 4 |
5 | Лексика и культура речи | 11 | 1 | 1 |
6 | Морфемика | 23 | 1 | 5 |
7 | Морфология и орфография. Имя существительное | 19 | 1 | 3 |
8 | Глагол | 22 | 1 | 2 |
9 | Имя прилагательное | 11 | 1 | 3 |
10 | Повторение изученного в 5 классе | 9 | 0 | 0 |
Итого: 170 часов К.Р. -11 часов, Р.Р. – 27 часов
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Содержание программы
Язык – важнейшее средство общения
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Р.Р. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Развитие речи (далее P.P.) Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Устное сочинение.
Обучающее изложение. Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом».
Проверочный диктант. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах». Контрольный срез по тексту администрации.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог.
P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Письмо как одна из разновидностей текста.
К.Р. Контрольное изложение. Сочинение по личным наблюдениям «Моя семья». Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация».
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласныеШипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
P.P. Повествование. Описание предмета.
Р.Р. Обучающее изложение-перевод.
К.Р. Контрольный срез по тексту администрации. Контрольное тестирование по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
Лексика. Культура речи
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.
Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
P.P. Сочинение «Как я встретил Новый год».
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика».
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ей о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
P.P.Рассуждение, его структура и разновидности.
Р.Р. Обучающее изложение. Сочинение по картине Решетникова «Опять двойка».
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография».
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
P.P. Доказательства и объяснения в рассуждении. Обучающее подробное изложение.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.
P.P. Описание животного. Обучающее сочинение.
К.Р. Контрольное тестирование по теме «Имя прилагательное».
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е – и в корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.
Правописание не с глаголами.
P.P. Обучающее сжатое изложение.
К.Р. Контрольный срез по тексту администрации. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».
Повторение и систематизация изученного в 5 классе
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов.
На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год (из Федерального базисного (образовательного) учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации – 5 часов в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся
к окончанию 5 класса
Учащиеся должны знать:
основные сведения о языке, изученные в 5 классе;
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
аудирование
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
фонетика и графика
выделять в слове звуки речи;
давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
разбирать слова фонетически;
орфоэпия
правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
опознавать звукопись как поэтическое средство;
использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;
разбирать слова орфоэпически;
работать с орфоэпическим словарем;
лексика
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;
опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи;
пользоваться толковым словарем;
словообразование
выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);
подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;
разбирать слова по составу;
пользоваться словарем морфемного строения слов;
морфология
квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;
образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
разбирать слово морфологически;
синтаксис
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разбирать простое предложение синтаксически;
орфография
находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе;
пользоваться орфографическим словарем;
пунктуация
находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
обосновывать выбор знаков препинания;
расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;
связная речь
определять тему и основную мысль текста, его стиль;
составлять простой план текста;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
писать сочинения повествовательного характера;
совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
получения знаний по другим учебным предметам.
УУД, сформированные в процессе усвоения программы
знать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
основные признаки стилей языка;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения;
нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь и другие стили;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса;
расширения круга используемых грамматических средств;
развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
по фонетике и графике:
производить фонетический разбор слова;
соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;
не смешивать буквы и звуки;
по орфоэпии:
по лексике:
пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;
толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;
давать элементарный анализ лексического значения слова;
по морфемике и словообразованию:
выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
выделять основу слова;
образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ;
производить морфемный разбор;
производить словообразовательный разбор;
по морфологии:
различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;
производить морфологический разбор изученных частей речи;
по синтаксису:
выделять словосочетание в предложении;
определять главное и зависимое слово;
образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;
определять вид предложения по цели высказывания, интонации;
определять грамматическую основу предложения;
определять вид предложения по количеству грамматических основ;
определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;
определять однородные члены;
определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно);
различать простое и сложное предложение;
производить синтаксический разбор предложения;
по орфографии:
находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;
обосновывать выбор написания;
находить и исправлять орфографические ошибки;
правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
по пунктуации:
находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
обосновывать место и выбор знака препинания;
находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
по связной речи, чтению и работе с информацией:
читать учебно-научный текст изучающим чтением;
владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;
понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;
определять стиль текста;
письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;
озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Календарно – тематическое планирование 170 часов в год, 5 часов в неделю
№ п/п | № урока | Тема урока | Характеристика видов деятельности | Дата |
Язык и общение 3 часа (1 р.р.) |
1 | 1 | Язык и человек. Общение устное и письменное. | Соблюдение нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивание соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала) | |
2 | 2 | Чтение и его виды. Слушание и его приемы. | Соблюдение нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивание соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала) | |
3 | 3 | Р/р . Стили речи | Знание особенности разговорной, речи, языка художественной литературы и стилей речи, устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. | |
Повторение изученного в начальной школе 26 часов (р. Р - 5 часов.; к.д. - 1 ч., входная диагностическая работа - 1 ч., контрольный срез администрации -1 ч.) |
4 | 1 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | Различать звук и букву, разбирать слова по составу, видеть звук в сильной и слабой позиции. Использовать знания алфавита при поиске информации в словарях и справочниках. | |
5 | 2 | Орфограмма | Знать, что такое орфограмма, опознавательные признаки орфограмм, уметь находить орфограммы в разных морфемах, дифференцировать их | |
6 | 3 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | Выделять корень слова, ставить ударение, подбирать однокоренные слова, пользоваться орфографическим словарём, развивать навык работы с безударной гласной корня, различать безударные гласные проверяемые и непроверяемые | |
7 | 4 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | Выделять корень слова, ставить ударение, подбирать однокоренные слова, пользоваться орфографическим словарём, развивать навык работы с безударной гласной корня, различать безударные гласные проверяемые и непроверяемые | |
8 | 5 | Р/Р Устное сочинение «Летняя пора» | Строить рассказ в соответствии с требованием повествования, знать особенности композиции повествования, составлять устное сочинение по картине | |
9 | 6 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | Совершенствовать орфографические умения при работе с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова» | |
10 | 7 | Входная диагностическая работа | Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы. | |
11 | 8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | Совершенствовать орфографические умения при работе с орфограммой «Непроизносимые согласные», делать транскрипцию слова. | |
12 | 9 | Р.Р. Обучающее подробное изложение по тексту «Случай на охоте». | Составлять связный монологический пересказ текста, составлять тематическую цепочку | |
13 | 10 | Анализ изложений. Словарная работа. | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры | |
14 | 11 | Буквы И, У, А после шипящих | Выделять корень слова, ставить ударение, подбирать однокоренные слова, пользоваться орфографическим словарём, развивать навык работы с с гласными и, у, а после шипящих, различать безударные гласные проверяемые и непроверяемые | |
15 | 12 | Разделительные Ъ и Ь | Применять при письме данное орфографическое правило | |
16 | 13 | Контрольный срез администрации. | | |
17 | 14 | Раздельное написание предлогов | Применять при письме данное орфографическое правило. | |
18 | 15 | Р/р Текст. | Знать определение теста, составлять текст. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. | |
19 | 16 | Части речи. Самостоятельные и служебные части речи | Опознавать изученные самостоятельные части речи по общему грамматическому значению, синтаксической роли в предложении, типичным окончаниям, различать части речи по вопросу и значению | |
20 | 17 | Р/Р Сочинение по картине А. Пластова «Летом» | Строить рассказ в соответствии с требованием повествования, знать особенности композиции повествования, составлять устное сочинение по картине | |
21 | 18 | Анализ сочинений. Глагол. | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры | |
22 | 19 | -Тся и -ться в глаголах. | Распознавать инфинитив и личные формы глагола. Приводить соответствующие примеры. | |
23 | 20 | Личные окончания глаголов | Применять при письме данное орфографическое правило. | |
24 | 21 | Имя существительное | Определять грамматические признаки имён существительных | |
25 | 22 | Имя прилагательное | Опознавать прилагательное в речи, выполнять частичный морфологический разбор прилагательных, употреблять их в речи. | |
26 | 23 | Местоимение | Анализировать языковой материал по изучаемой теме, сопоставлять его по заданным признакам, обобщать наблюдения и делать выводы. Определять грамматические признаки местоимений. | |
27 | 24 | Р/р. Основная мысль текста | Наблюдать за употреблением местоимений в художественном тексте. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения. | |
28 | 25 | Контрольный диктант № 1 с гамматическим заданием (по итогам повторения) | Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы. | |
29 | 26 | Анализ контрольного диктанта. Словарный диктант. №1 | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 29 часов ( р.р. -3 часа, к.д. -1 час) |
30 | 1 | Синтаксис. Пунктуация как раздел науки о языке. | Овладевать основными понятиями синтаксиса. | |
31 | 2 | Словосочетание, виды словосочетаний. Разбор словосочетания | Анализировать языковой материал, различать словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов. Анализировать языковой материал, различать словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов. Выделять словосочетание из состава предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании, анализировать строение словосочетаний, делать синтаксический разбор словосочетаний, строить схемы словосочетаний, классифицировать словосочетания | |
32 | 3 | Р/р Обучающее изложение | Составлять связный монологический пересказ текста в сжатой форме, составлять тематическую цепочку | |
33 | 4 | Анализ изложений. Словарная работа. | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры | |
34 | 5 | Предложение. Простое предложение. | Видеть признаки предложения, составлять предложения, правильно интонировать предложения, находить грамматическую основу предложения. Определять границы предложения и его отличия от других языковых единиц. | |
35 | 6 | Виды предложений по цели высказывания. | Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. | |
36 | 7 | Восклицательные предложения | Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности восклицательных предложений. | |
37 | 8 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Выделять основы в предложениях. Определять признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым. | |
38 | 9 | Сказуемое | Определять признаки, способы выражения сказуемого. | |
39 | 10 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Применять на письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. | |
40 | 11 | Нераспространённые и распространённые члены предложения/ | Определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия. Распространять предложения второстепенными членами | |
41 | 12 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | Знать и пользоваться алгоритмом определения дополнения, составлять предложения с использованием дополнений | |
42 | 13 | Определение | Знать и пользоваться алгоритмом определения, осознавать целесообразность использования определений и их роль в речи, составлять предложения с использованием определений | |
43 | 14 | Обстоятельство | Знать и пользоваться алгоритмом определения обстоятельства | |
44 | 15 | Предложения с однородными членами | Знать признаки ОЧП, опознавать их в предложении. | |
45 | 16 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Применять при письме данное пунктуационное правило. | |
46 | 17 | Предложения с обращением | Знать функции обращения и его грамматические особенности, отличать обращение от подлежащего | |
47 | 18 | Р.Р. Сочинение по личным наблюдениям «Моя семья» | Строить рассказ в соответствии с требованием повествования, знать особенности композиции повествования. | |
48 | 19 | Анализ сочинений. Словарный диктант №2 | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры | |
49 | 20 | Р/р Письмо | Различать письма по цели и назначению. Определять стиль речи текстов писем, находить в письмах обращения. | |
50 | 21 | Синтаксический разбор простого предложения | Характеризовать простое предложение по цели высказывания, по интонации, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Выполнять устный и письменный разборы предложений. | |
51 | 22 | Пунктуационный разбор простого предложения. | Характеризовать простое предложение по цели высказывания, по интонации, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Выполнять устный и письменный разборы предложений. | |
52 | 23 | Простые и сложные предложения | Опознавать сложные предложения, правильно ставить знаки препинания в них. Выделять среди предложений сложные путём нахождения их грамматических основ. | |
53 | 24 | Синтаксический разбор сложного предложения | Характеризовать сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, знакам препинания. | |
54 | 25 | Прямая речь. Косвенная речь. | Составлять схемы предложений с прямой речью, отличать прямую речь от слов автора, правильно пунктуационно оформлять прямую речь, правильно интонировать предложения с прямой речью | |
55 | 26 | Диалог | Различать предложения с прямой речью. Оформлять диалог в письменной речи. | |
56 | 27 | Обобщение изученного по разделу. | Грамотно пунктуационно оформлять свою письменную речь, выполнять пунктуационный и синтаксический разборы. | |
57 | 28 | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по разделу «Синтаксис и пунктуация» | Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы. | |
58 | 29 | Анализ контрольного диктанта | | |
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи. 17часов ( р.р.- 4 часа ; контрольный тест по разделу «Фонетика» - 1 час, срез администрации – 1 час) |
59 | 1 | Фонетика. | Знать классификацию звуков и букв русского языка, осуществлять элементы фонетического разбора слова. | |
60-61 | 2-3 | Р.Р. Обучающее сжатое изложение по тексту «Разведчик». | Делать перевод текста с родного языка на русский, составлять тематическую цепочку | |
62 | 4 | Гласные звуки. | Руководствоваться правилом при создании речевого высказывания; классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. | |
63 | 5 | Согласные звуки. Изменение звуков потоке речи. | руководствоваться правилом при создании речевого высказывания; классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. | |
64 | 6 | Твёрдые и мягкие согласные. | Анализировать звуки в речевом потоке. Распознавать твёрдые и мягкие согласные. | |
65 | 7 | Р/р Повествование | Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения. | |
66 | 8 | Звонкие и глухие согласные. | Выделять корень слова, подбирать однокоренные слова, узнавать фонетические процессы: оглушение и озвончение. | |
67 | 9 | Графика. Алфавит | Различать звук и букву, разбирать слова по составу, видеть звук в сильной и слабой позиции. Использовать знания алфавита при поиске информации в словарях и справочниках | |
68 | 10 | Р/р Описание предмета (устно) | Уметь создавать собственный текст, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме | |
69 | 11 | Обозначение мягкости согласного звука с помощью мягкого знака | Опознавать смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, анализировать орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака. | |
70 | 12 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | Проводить фонетический анализ, в которых буквы е, ё, ю,я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного. | |
71 | 13 | Орфоэпия | Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Анализировать и оценивать речь с орфоэпической точки зрения. Исправлять произносительные ошибки. | |
72 | 14 | Фонетический разбор слова | Выполнять фонетический разбор слова. Применять в практике письма разные способы проверки безударных гласных в корне слова. Использовать орфографический словарь. | |
73 | 15 | Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» | Выполнять фонетический разбор слова. Выполнять задания тестового характера. | |
74 | 16 | Контрольное тестирование №1 по разделу «Фонетика» | Грамотно и правильно выполнить тестовые задания. | |
75 | 17 | Анализ контрольного теста | | |
Лексика. Культура речи. 11 часов 9р.р.- 1 час, к.д.- 1 час) |
76 | 1 | Лексика. Культура речи. | Практически использовать знание алфавита при работе со словарём; выявлять слова, значение которых требует уточнения. | |
77 | 2 | Слово и его лексическое значение | Практически использовать знание алфавита при работе со словарём; выявлять слова, значение которых требует уточнения. | |
78 | 3 | Однозначные и многозначные слова. | Различать однозначные и многозначные слова. | |
79 | 4 | Прямое и переносное значения слов. | Уметь различать слова в прямом и переносном значении. | |
80 | 5 | Омонимы | Овладеть сведениями об омонимах и паронимах. Опознавать омонимы и паронимы. Различать омонимы и многозначные слова. Оценивать уместность и точность использования слов в тексте | |
81 | 6 | Синонимы | Опознавать синонимы, устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов. Использовать синонимы в речи. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи | |
82 | 7 | Р.Р. Обучающее сочинение «Как я встретил Новый год». | Строить рассказ в соответствии с требованием повествования, знать особенности композиции повествования. | |
83 | 8 | Анализ сочинений. Словарная работа. | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры | |
84 | 9 | Антонимы | Овладеть сведениями об антонимических связях слов. Опознавать антонимы, составлять антонимические пары слов. Подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их | |
85 | 10 | Повторение по теме «Лексика» | Выполнять лексический разбор слова. Выполнять задания тестового характера | |
86 | 11 | Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Лексика». | Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы. | |
Морфемика. Орфография. Культура речи. 23 часа ( р.р. – 5 часов, к.д. – 1 час) |
87 | 1 | Морфемика. Орфография Изменение и образование слов | Разбираться в понятии морфемика. | |
88 | 2 | Окончание. | Осознавать роль окончания и основы в слове, выделять в слове окончание и основу, изменять слово (склонение, спряжение), графически обозначать окончание и основу, объяснять значение окончаний. | |
89 | 3 | Основа слова | Осознавать роль окончания и основы в слове, выделять в слове окончание и основу, изменять слово (склонение, спряжение), графически обозначать окончание и основу, объяснять значение окончаний. | |
90 | 4 | Корень слова | Разбираться в понятии морфемика, владеть алгоритмом определения корня слова, различать однокоренные слова и формы слова, подбирать однокоренные слова. | |
91 | 5-6 | Р.Р. Обучающее изложение по тексту «Береговушка» | Составлять связный монологический пересказ текста, составлять тематическую цепочку | |
92 | 6 | Р/р Рассуждение | Уметь определять тему, основную мысль своего сочинения, тип речи, стиль, отбирать материал. Уметь правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами | |
93 | 7 | Суффикс. Работа по тестам. | Владеть алгоритмом определения суффикса в слове, осознать роль суффиксов в словообразовании, образовывать производные слова от исходных при помощи приставок и суффиксов, разграничивать суффиксы словообразовательные и формообразующие | |
94 | 8 | Приставка. Образование новых слов. | Владеть алгоритмом определения приставки в слове, осознать роль приставок в словообразовании, образовывать производные слова от исходных при помощи приставок. | |
95 | 9 | Чередование звуков. | Овладеть сведениями о чередовании звуков в пределах одной морфемы. Анализировать орфографический материал. Выделять корни в словах с чередованием звуков. | |
96 | 10 | Беглые гласные. | Овладеть сведениями о беглых гласных. | |
97 | 11 | Варианты морфем | Овладеть сведениями о вариантах морфем. | |
98 | 12 | Морфемный разбор слова | Овладеть навыками морфемного анализа. | |
99 | 13 | Правописание гласных и согласных в приставках | Выделять приставку в слове, классифицировать вид приставки с точки зрения правописания, работать с орфографическим словарём | |
100 | 14 | Буква З-С на конце приставок | Владеть орфограммой «Правописание приставок на –з, -с», графически обозначать её на письме | |
101 | 15 | Буквы О-А в корне -ЛАГ- -ЛОЖ- | Усвоить правило написания букв О-А в корне -ЛАГ- -ЛОЖ-. | |
102 | 16 | Буквы О-А в корне -РАСТ- -РОС- | Усвоить правило написания букв О-А в корне -РАСТ- -РОС- | |
103 | 17 | Буквы О-А в корне -РАСТ- -РОС- | Усвоить правило написания букв О-А в корне -РАСТ- -РОС- | |
104 | 18 | Тренировочная работа по тестам. | Грамотно и правильно выполнить тестовые задания. | |
105 | 19-20 | Р/р Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» | Уметь создавать собственный текст, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме | |
106 | 20 | Анализ сочинений. Буквы О-Ё после шипящих в корне слова | Усвоить правило написания букв О-Ё после шипящих в корне слова. | |
107 | 21 | Буквы Ы-И после Ц | Усвоить правило написания букв Ы-И после Ц. | |
108 | 22 | Повторение по теме «Морфемика. Орфография» | Применять знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слова. | |
109 | 23 | Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография». | Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы | |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное 19 часов 9 р.р.- 3 часа , к.д – 1 час) |
110 | 1 | Имя существительное как часть речи | Определять грамматические признаки имён существительных | |
111 | 2 | Р/Р Доказательство в рассуждении | Уметь определять тему, основную мысль своего сочинения, тип речи, стиль, отбирать материал. Уметь правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами | |
112 | 3 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | Распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | |
113 | 4 | Имена существительные собственные и нарицательные | Распознавать имена существительные собственные и нарицательные. | |
114-115 | 5 -6 | Р.Р .Обучающее подробное изложение. | Составлять связный монологический пересказ текста, составлять тематическую цепочку | |
116 | 7 | Анализ изложений. Словарная работа. | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры | |
117 | 8 | Морфологический разбор | Овладеть умением характеризовать имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. | |
118 | 9 | Род имён существительных | Овладеть сведениями о существительных общего рода и опознавать их в разном контекстном окружении. | |
119 | 10 | Имена существительные, имеющие форму только множественного числа | Овладеть сведениями о существительных, имеющих форму только множественного числа. | |
120 | 11 | Имена существительные, имеющие форму только единственного числа | Овладеть сведениями о существительных, имеющих форму только единственного числа. имеющих форму только единственного числа. | |
121 | 12 | Три склонения имён существительных. | Определять склонение существительных. | |
122 | 13 | Падеж имён существительных | Определять падеж существительных, число, правильно выбирать нужное падежное окончание. | |
123 | 14 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | Осваивать содержание изучаемой орфограммы и алгоритм её использования. Применять при письме данное орфографическое правило. | |
124 | 15 | Множественное число имён существительных | Определять морфологические признаки множественного числа имён существительных. | |
125 | 16 | Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | Применять при письме данное орфографическое правило. | |
126 | 17 | Обобщающий урок по теме «Имя существительное» | Применять знания и умения по морфологии, в частности имени существительного, в практике правописания, а также при проведении морфологического разбора слов. | |
127 | 18 | Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» | Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы | |
128 | 19 | Анализ контрольного диктанта. Словарный диктант № 3 | Осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. | |
Имя прилагательное 11 часов (р.р.- 3 часа, контр.тест – 1 час) |
129 | 1 | Имя прилагательное как часть речи | Опознавать прилагательные в речи, выполнять частичный морфологический разбор прилагательных, употреблять их в речи. | |
130 | 2 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Анализировать орфографический материал, осваивать содержание орфографического правила. Применять при письме данное орфографическое правило. | |
131 | 3 | Р/р Описание животного | Наблюдать за употреблением прилагательных в художественном тексте. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения. | |
132 | 4 | Прилагательные полные и краткие | Распознавать полные и краткие формы имён прилагательных. | |
133-134 | 5-6 | Р/р Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень» | Составлять письменный рассказ на определённую тему. Изучить сведения о художнике. Писать сочинение-описание, используя отобранный материал. | |
135 | 7 | Анализ сочинений. Словарная работа. | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры | |
136 | 8 | Морфологический разбор прилагательного | Овладеть умением характеризовать имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. | |
137 | 9 | Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» | Применять знания и умения по морфологии, в частности имени прилагательного, в практике правописания, а также при проведении морфологического разбора слов. | |
138 | 10 | Контрольное тестирование №2 по теме «Имя прилагательное» | Грамотно и правильно выполнить тестовые задания. | |
139 | 11 | Анализ контрольного теста, словарная работа | | |
Глагол 22 часа (р.р. – 2 часа, к.д. – 1 час) |
140 | 1 | Глагол как часть речи | Наблюдать за употреблением глаголов в речи. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение. Определять грамматические признаки глаголов. | |
141 | 2 | Правописание НЕ с глаголами | Применять при письме данное орфографическое правило. | |
142 | 3 | Неопределённая форма глагола | Распознавать инфинитив и личные формы глагола. Приводить соответствующие примеры. | |
143 | 4 | Правописание -тся и -ться в глаголах | Осваивать содержание изучаемой орфограммы и алгоритм её использования. Применять при письме данное орфографическое правило. | |
144-145 | 5-6 | Р/р выборочное изложение. | Разбивать текст на части и озаглавливать каждую, составлять письменно выборочный пересказ текста | |
146 | 7 | Анализ изложений. Словарная работа. | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры | |
147 | 8 | Виды глагола. Совершенный вид. | Распознавать виды глаголов по вопросам и значениям, владеть способом действия по распознаванию вида глагола, уметь отличать глаголы совершенного и несовершенного вида, употреблять их в речи | |
148 | 9 | Несовершенный вид. | Распознавать виды глаголов по вопросам и значениям, владеть способом действия по распознаванию вида глагола, уметь отличать глаголы совершенного и несовершенного вида, употреблять их в речи | |
149 | 10 | Буквы е –и в корнях с чередованием. | | |
150 | 11 | Время глагола Прошедшее время | Определять время глаголов, определять способ образования глаголов прошедшего времени, выбирать орфограммы перед суффиксом -л, употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы. | |
151 | 12 | Настоящее время | Определять форму настоящего времени. | |
152 | 13 | Будущее время | Определять форму будущего времени. | |
153 | 14 | Спряжение глагола | Изменять глагол по лицам и числам, образовывать формы настоящего и будущего времени | |
154 | 15 | Спряжение глаголов с безударным личным окончанием | Осваивать содержание изучаемой орфограммы и алгоритм её использования. Применять при письме данное орфографическое правило. | |
155 | 16 | Морфологический разбор глагола | Овладеть умением характеризовать имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. | |
156 | 17 | Контрольный срез по тексту администрации. | Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы. | |
157 | 18 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа | Осваивать содержание изучаемой орфограммы и алгоритм её использования. Применять при письме данное орфографическое правило. | |
158 | 19 | Употребление времён. | Определять время глаголов, определять способ образования глаголов прошедшего времени, выбирать орфограммы перед суффиксом -л, употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы. | |
159 | 20 | Повторение изученного по теме «Глагол» | Применять знания и умения по морфологии, в частности имени прилагательного, в практике правописания, а также при проведении морфологического разбора слов. | |
160 | 21 | Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием | Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы | |
161 | 22 | Анализ контрольного диктанта | Осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. | |
Повторение и систематизация материала, изученного в 5 классе - 9 часов (комплексная работа – 2 часа) |
162 | 1 | Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях | Систематизировать знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Знать условия, от которых зависит выбор орфограмм в приставке и корне. | |
163 | 2 | Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях | Систематизировать знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Знать условия, от которых зависит выбор орфограмм в приставке и корне. | |
164 | 3 | Орфограммы в окончаниях слов, употребление ъ и ь знаков | Систематизировать знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Знать условия, от которых зависит выбор орфограмм в приставке и корне. | |
165 | 4 | Орфограммы в окончаниях слов, употребление ъ и ь знаков | Систематизировать знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Знать условия, от которых зависит выбор орфограмм в приставке и корне. | |
166 | 5 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | Систематизировать знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Знать условия, от которых зависит выбор орфограмм в приставке и корне. | |
167 | 6 | Подготовка к комплексной работе за курс 5 класса | Систематизировать знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Знать условия, от которых зависит выбор орфограмм в приставке и корне. | |
168 | 7 | Комплексная работа за курс 5 класса | | |
169 | 8 | Комплексная работа за курс 5 класса | | |
170 | 9 | Анализ комплексной работы | Систематизировать знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Знать условия, от которых зависит выбор орфограмм в приставке и корне. | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Русский язык»
Учебно-методический комплекс:
1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2014
Контрольно-измерительные материалы:
1.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО 2013
Методические рекомендации
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2013
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
Ресурсы для дистанционных форм обучения
Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru
Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru
Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru
Открытый колледж – http://www.college.ru
ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме – http://www.fipi.ru. Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО – Итоговая аттестация в 9 классе – http://www.ruslit.metodist.ru.