СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование биология10 класс (профиль)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для  10-х  классов(профиль)  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.), в том числе с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий(УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина.

   На изучение биологии на профильном уровне отводится 210 часов, в том числе в 10 классе -105 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для   10 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю. 

 

Просмотр содержимого документа
«тематическое планирование биология10 класс (профиль)»


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель руководителя Руководитель МБОУ

________ /Ахмадиева Р.Ф../ по УВР МБОУ «АСОШ №2» «АСОШ №2

Протокол № 1 от _______ / Никифорова Э.М./ _______/ Низамов Р.С./

«24» августа 2015 г. « 26 » августа 2015 г. Приказ № 208/в от

«27 » августа 2015 г.









Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории

МБОУ « Арская средняя общеобразовательная школа №2»

Файзрахмановой Гулии Ахметовны

по биологии для для 10-х классов(профильный уровень)















2015-2016 учебный год


Учебно- тематическое планирование по биологии


Классы 10

Учитель: Файзрахманова Г.А

Количество часов: 105

Всего 105 часов; в неделю 3 часа.

Плановых контрольных уроков 7, тестов 3-4

Планирование составлено на основе федерального компонента Госстандарта основного общего образования по биологии, примерной программы основного общего образования по биологии, программа курса биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

Учебник: « Биология. Профильный уровень. 10 класс» В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин . Москва. «Дрофа» 2015


Дополнительная литература:

1. А. А. Кириленко « Сборник задач по генетике» Легион. 2013.

2. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

3. А. А. Кириленко «Биология. Тематические тесты». Легион. 2013

4. «Тесты по биологии» А. А. Кириленко ,С.И. Колесниченко Издательство «Легион» . 2012.

5. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дро­фа, 2006;

6. «Поурочные разработки по биологии» Издательство «Учитель» 2008.

7. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы

8. Тесты по ЕГЭ .

9. Биология. Словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей. Г. И. Лернер. Москва 2006

10. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

11.Диски.








Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 10-х классов(профиль) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.), в том числе с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий(УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина.

На изучение биологии на профильном уровне отводится 210 часов, в том числе в 10 классе -105 часов, в 11 классе - 105 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.


Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов:

  1. Федерального закона «Об образовании Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-Ф.З., закона Республики Татарстан «Об образовании» от 22.06 2013 года №68-З.РТ(с изменениями от 23.07 14 №61-З.РТ., от 16.03.15 №14-З.РТ).

  2. Приказа МО ИНРФ от 5.03.04 №1089 об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего( полного) общего образования (с изменениями)

  3. Примерная программа основного общего образования по биологии  для 10 класса, допущенная  Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.

  4. Федеральный перечень  учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2015-2016 уч.г.

  5. Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.

  6. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне

  7. Устава школы.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе. обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения о биологических объектах: клетке, организме, виде, экосистеме. По сути в основной школе преобладает содержание нацеленное на изучение организменного уровня организации жизни и некоторых общебиологических закономерностей.

В старшей школе, опираясь на эти сведения, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы (обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, эволюция, закономерности наследственности и изменчивости…).

Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

Примерная программа по биологии составлена расчета учебных часов, указанных в профильном плане образовательного учреждения , содержание которой формируется учителем, составляющим рабочую программу. Тематическое планирование составлено с ориентацией на вариант БУПа, где предусмотрено изучение курса биологии на профильном уровне по 3 часа в 10 и 11 классах.


Планируемые результаты освоения курса биологии.

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

-реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

-признания ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

-сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии на профильном уровне являются:

В познавательной интеллектуальной сфере:

-характеристика содержания биологических теорий (клеточная теория, хромосомная теория наследственности, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции, Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В.И.Вернадского о биосфере); законов (Г.Менделя, сцепленного наследования Т.Моргана. гомологических рядов наследственной изменчивости, зародышевого сходства, биогенетического; закономерностей (изменчивости, сцепленного наследования, наследования, сцепленного с полом, взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования и экологической пирамиды); принципов (чистоты гамет и комплиментарности ); гипотез ( сущности происхождения жизни и происхождения человека);

-выделение существенных признаков строения биологических объектов (клетки: химический состав и строение, генов, хромосом, мужских и женских гамет, клеток прокариот и эукариот, вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов; видов и экосистем) и биологических процессов и явлений (обмен веществ и превращение энергии в организме, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы);

-объяснение роли биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; отрицательное влияние никотина, алкоголя, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причин эволюции видов, человека, биосферы, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; закономерностей влияния экологических факторов на организмы;

-приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы. Родства живых организмов с использованием биологических теорий, законов и правил; взаимосвязей организмов и окружающей среды; единства человеческих рас и необходимости сохранения многообразия видов;

-установление взаимосвязей строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

- умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

-решение задач разной сложности по биологии;

Составление схем скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах(цепи питания, пищевые сети);

-описание клеток растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистем и агроэкосистем своей местности; приготовление и описание микропрепаратов;

-выявление изменчивости, приспособлений у видов к среде обитания, ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных, отличительных признаков живого (у отдельных организмов), абиотических и биотических компонентов экосистем, взаимосвязей организмов в экосистеме, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своего региона;

-исследование биологических систем на биологических моделях (аквариум);

-сравнение биологических объектов (клетки растений, животных, грибов, бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессов и явлений (обмен веществ у растений и животных, пластический и энергетический обмен, фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз, бесполое и половое размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, внешнее и внутреннее оплодотворение, зародыши человека и других млекопитающих, формы естественного отбора, искусственный и естественный отбор, способы видообразования, макро- и микроэволюция, пути и направления эволюции) и формулировка выводов на основе сравнения;

В ценностно-ориентационной сфере:

-анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальных антропогенных изменений в биосфере, этических аспектов современных исследований в биологической науке;

-определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

-оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).


В сфере трудовой деятельности:

-овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов;

-освоение приемов грамотного оформления результатов биологических исследований.

В сфере физической деятельности:

-обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ) заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм. наркомания).


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (105 час)

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (6 час)

Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками1. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (15 часов)

Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; химические предпосылки эволюции материи в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.

Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.

Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Свойства коацерватов: реакции обмена веществ, самовоспроизведение. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Значение работ С. Фокса и Дж. Бернала. Гипотезы возникновения генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.


■ Демонстрация. Схема экспериментов Л. Пастера.

  • Демонстрация. Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных, представленных в учебнике.

  • Основные понятия. Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Химическая эволюция. Небиологический синтез органических соединений. Коацерватные капли и их эволюция. Протобионты. Биологическая мембрана. Возникновение генетического кода. Безъядерные (прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.

Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Свойства растворов. Теория электролитической диссоциации.

Органическая химия. Получение и хи­мические свойства предельных углеводородов.

Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.

Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система, ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.14

КЛЕТКА (31 час)

Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Редупликация молекулы ДНК.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро. Хромосомы. Химический состав, строение и функции хромосом. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.

Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.

Демонстрации

Элементарный состав клетки

Строение молекул воды, углеводов, липидов

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Редупликация молекулы ДНК

Строение молекул РНК

Строение клетки

Строение плазматической мембраны

Строение ядра

Хромосомы

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Половые клетки

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Энергетический обмен

Биосинтез белка

Хемосинтез

Фотосинтез

Характеристика гена

Митоз

Мейоз

Развитие половых клеток у растений

Развитие половых клеток у животных

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

Опыты по определению каталитической активности ферментов

Изучение хромосом на готовых микропрепаратах

Изучение клеток дрожжей под микроскопом

Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке

Изучение фаз митоза в клетках корешка лука

Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий

Сравнение процессов брожения и дыхания

Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза

Сравнение процессов митоза и мейоза

Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных

ОРГАНИЗМ (56 час)

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

Демонстрации

Одноклеточные и многоклеточные организмы

Ткани растений и животных

Способы бесполого размножения

Оплодотворение у растений и животных

Внешнее и внутреннее оплодотворение

Стадии развития зародыша позвоночного животного

Постэмбриональное развитие

Партеногенез у животных

Моногибридное скрещивание и его цитологические основы

Дигибридное скрещивание и его цитологические основы

Сцепленное наследование

Неполное доминирование

Наследование, сцепленное с полом

Перекрест хромосом

Взаимодействие генов

Наследственные болезни человека

Модификационная изменчивость. Норма реакции

Мутационная изменчивость

Механизм хромосомных мутаций

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости

Методы селекции

Селекция растений

Селекция животных

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Исследования в области биотехнологии

Лабораторные и практические работы

Составление схем скрещивания

Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание

Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков

Решение генетических задач на сцепленное наследование

Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом

Решение генетических задач на взаимодействие генов

Построение вариационного ряда и вариационной кривой

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)

Выявление изменчивости у особей одного вида

Сравнение процессов бесполого и полового размножения

Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных

Сравнительная характеристика пород (сортов)

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

Примерные темы экскурсий

Способы размножения растений в природе (окрестности школы)

Изменчивость организмов (окрестности школы)

Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).

Резервное время – 3 часа

Перечень лабораторных и практических работ



Название лабораторной работы

Название практической работы

1

Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

1

Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле

2

Решение задач по молекулярной биологии.

2

Опыты по определению каталитической активности ферментов.

3

Сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий

3

Приготовление и описание микропрепа­ратов клеток растений,

4

Сравнение процессов бесполого и полового размножения

5

Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.

4

Опыты по изучению плазмолиза и де-плазмолиза в растительной клетке.

6


Сравнение процессов митоза и мейоза.

5

Изучение хромосом на готовых микро­препаратах.

7

Решение генетических задач на неполное доминирование

6

Изучение клеток дрожжей под микроско­пом.

8

Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание

9

Решение генетических задач на сцепленное наследование.


7


Выявление изменчивости у особей одного вида


10

Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование/

11

Решение генетических задач на взаимодей­ствие генов


ствие генов.


12


Анализ, оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.


Лабораторных работ 7


Практических работ 12





Итоговый контроль: контрольная работа (Приложение №1)

Вариантов 7.

Цель: контроль и оценка знаний.

Критерии оценки: выполнено 80% заданий и более- оценка «5»

выполнено 60%-79% заданий- оценка «4»

выполнено 45%-59% заданий- оценка «3»

выполнено менее 45% заданий- оценка «2»


Виды и формы контроля

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля, как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.

Формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, биологический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т. д., анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Обязательными составляющими системы мониторинга образовательных достижений учащихся являются материалы:

  • стартовой диагностики,

  • текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

  • промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  • текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

  • защиты итогового индивидуального проекта.









Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Количество часов

дата

план

факт


Раздел 1. Введение в биологию

5



1

Предмет и задачи общей биологии.

1

2.09


2

Понятие жизни и уровни организации.

1

3.09


3

Критерии живых систем (метаболизм).

1

4.09


4

Критерии живых систем (раздражимость,размножение)

1

9.09


5

Вводный контроль

1

10.09



Раздел 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на земле.

Тема 2.1. История представлений о возникновении жизни на земле.

14

4



6

История представлений о возникновении жизни.

1

11.09


7

Работы Пастера.

1

16.09


8

Гипотезы вечности жизни

1

17.09


9

Материалистические теории.

Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле».

1

18.09



Тема 2.2 Предпосылки возникновения жизни на Земле.

5



10

Эволюция химических элементов в космическом пространстве.

1

23.09


11

Химические предпосылки возникновения жизни.

1

24.09


12

Источники энергии и возраст Земли.

1

25.09


13

Условия среды на древней Земле.

1

30.09


14

Семинар по теме: «Предпосылки возникновения жизни на Земле.»

1

1.10



Тема 2.3. Современные представления о возникновении жизни на Земле.

5



15

Гипотеза происхождения протобиополимеров.

1

2.10


16

Эволюция протобионтов.

1

7.10


17

Начальные этапы биологической эволюции.

1

8.10


18

Семинар по теме: «Современные представления о возникновении жизни на Земле.»

1

9.10


19

Зачёт №1 «Современные представления о возникновении жизни на Земле.»

1

14.10



Раздел 3. Учение о клетке.

31




Тема 3.1. Введение в цитологию.




20

Введение в цитологию.

Лабораторная работа №1 «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание».

1

15.10



Тема 3.2. Химическая организация живого вещества.

10



21

Химическая организация клетки. Неорганические вещества.

1

16.10


22

Органические молекулы-углеводы.

1

21.10


23

Органические молекулы-жиры и липоиды.

1

22.10


24

Биологические полимеры-белки. (состав, строение)

1

23.10


25

Биологические полимеры-белки. (функции)

1

28.10


26

Лабораторная работа №2 «Опыты по определению каталитической активности ферментов»

1

29.10


27

ДНК-биологический полимер.

1

30.10


28

Рибонуклеиновые кислоты. Генетический код.

1

11.11


29

Редупликация ДНК.

1

12.11


30

Практическая работа №2 «Решение задач по молекулярной биологии».

1

13.11


31

Зачёт №2 «Химическая организация живого вещества.»

1

18.11



Тема 3.3. Строение и функции прокариотической клетки.

1



32

Прокариотическая клетка.

1

19.11



Тема 3.4. Структурно-функциональная организация клеток эукариот.

8



33

Эукариотическая клетка. Наружная цитоплазматическая мембрана.

1

20.11


34

Органоиды эукариотической клетки. (цитоплазма, ЭПС, аппарат Гольджи)

1

25.11


35

Органоиды эукариотической клетки. (митохондрии, лизосомы, центриоли)

1

26.11


36

Особенности строения растительной клетки.

Лабораторная работа №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

Лабораторная работа №4 «Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке».

1

27.11


37

Клеточное ядро

1

2.12


38

Строение и функции хромосом.

Лабораторная работа №5 «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах».

1

3.12


39

Практическая работа №3 «Сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий».

Лабораторная работа №6 «Изучение клеток дрожжей под микроскопом».

1

4.12


40

Зачёт №3 «Структурно-функциональная организация клеток эукариот.»

1

9.12



Тема 3.5. Обмен веществ в клетке – метаболизм .

9



41

Анаболизм. Биосинтез белков.

1

110.12


42

Анаболизм. Роль ферментов.

1

11.12


43

Решение задач по теме «Биосинтез белка»

1

16.12


44

Энергетический обмен веществ. Значение. Этапы.

1

17.12


45

Энергетический обмен веществ. Цикл трикарбоновых кислот.

1

18.12


46

Автотрофный тип обмена веществ.

1

23.12


47

Хемосинтез.

1

24.12


48

Семинар по теме: «Обмен веществ и энергии».

1

25.12


49

Зачёт №4 «Обмен веществ в клетке – метаболизм».

1

13.01



Тема 3.6. Жизненный цикл клеток.

2



50

Жизненный цикл клетки.

1

14.01


51

Митоз.

1

15.01



Тема 3.7. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

2



52

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

1

20.01


53

Пути передачи вирусной инфекции. Происхождение вирусов.

1

21.01



Тема 3.8. Клеточная теория.

1



54

Клеточная теория строения организмов.

1

22.01



Раздел 4. Размножение организмов.

7




Тема 4.1. Бесполое размножение растений и животных.

2



55

Бесполое размножение.

1

27.01


56

Вегетативное размножение.

1

28.01



Тема 4.2. Половое размножение.

5



57

Половое размножение.

Практическая работа №4 «Сравнение процессов бесполого и полового размножения».

1

29.01


58

Развитие половых клеток.

Практическая работа №5 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных».

1

3.02


59

Мейоз.

1

4.02


60

Практическая работа №6 «Сравнение процессов митоза и мейоза».

1

5.02


61

Зачёт №5 «Размножение организмов».

1

10.02



Раздел 5. Индивидуальное развитие организмов.

12




Тема 5.1. Эмбриональное развитие животных

4



62

Краткие исторические сведения.

1

11.02


63

Эмбриональный период развития.

1

12.02


64

Эмбриогенез: гаструляция и органогенез.

1

17.02


65

Семинар по теме: «Эмбриональное развитие животных».

1

18.02



Тема 5.2. Постэмбриональное развитие.

2



66

Постэмбриональный период.

1

19.02


67

Непрямое и прямое развитие.

1

24.02



Тема 5.3. Онтогенез растений.

4



68

Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей.

1

25.02


69

Жизненный цикл и чередование поколений у высших споровых растений.

1

26.03


70

Жизненный цикл и чередование поколений у голосеменных.

1

3.03


71

Жизненный цикл и чередование поколений у цветковых растений.

1

4.03



Тема 5.4. Общие закономерности онтогенеза.

1



72

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция.

1

5.03



Тема 5.5. Развитие организма и окружающая среда.

3



73

Развитие организма и окружающая среда. Факторы среды.

1

9.03


74

Развитие организма и окружающая среда. Управление нервной и эндокринной систем развитием.

1

10.03


75

Зачёт №6 «Индивидуальное развитие организмов».

1

11.03



Раздел 6. Основы генетики и селекции.

30




Тема 6.1. История представлений о наследственности и изменчивости.

2



76

История представлений о наследственности и изменчивости.

1

16.03


77

Современные представления о структуре гена.

1

17.03



Тема 6.2. Основные закономерности наследственности.

13



78

Первый закон Менделя – закон единообразия первого поколения.

1

18.03


79

Второй закон Менделя – закон расщепления.

1

30.03


80

Неполное доминирование. Множественный аллелизм.

Практическая работа №7 «Решение генетических задач на неполное доминирование».

1

31.04


81

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования.

1

1.04


82

Практическая работа №8 «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание».

1

6.04


83

Анализирующее скрещивание.

1

7.04


84

Хромосомная теория наследственности.

1

8.04


85

Практическая работа №9 «Решение генетических задач на сцепленное наследование».

1

13.04


86

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

14.04


87

Практическая работа №10 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование».

1

15.04


88

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

1

20.04


89

Практическая работа №11 «Решение генетических задач на взаимодействие генов».

1

21.04


90

Семинар по теме: «Основные закономерности наследственности»

1

22.04



Тема 6.3. Основные закономерности изменчивости.

7

27.04


91

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

1

28.04


92

Мутации.

1

29.05


93

Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость).

1

4.05


94

Лабораторная работа №7 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

1

5.05


95

Семинар по теме: «Основные закономерности изменчивости».

1

6.05


96

Зачёт №7 «Основные закономерности наследственности», «Основные закономерности изменчивости».

1

11.05



Тема 6.4. Генетика человека.

3



97

Методы изучения генетики человека.

1

12.05


98

Наследственные заболевания и их предупреждение.

1

13.05


99

Семинар по теме: «Генетика человека».

1

14.05



Тема 6.5. Селекция животных, растений и микроорганизмов.

4



100

Создание пород животных и сортов растений.

1

24.05


101

Методы селекции растений и животных.

1

25.05


102

Селекция микроорганизмов.

1

26.05


103

Достижения современной селекции.

Практическая работа №12 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

1

27.05


104-105

Резерв

2























Приложение 1.

Вариант 1

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (Al—А36) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Согласно клеточной теории клетки всех организмов

  1. сходны по химическому составу

  2. одинаковы по выполняемым функциям

  3. имеют ядро и ядрышко

  4. имеют одинаковые органоиды

А2. Эндоплазматическую сеть можно узнать в клетке по

  1. системе связанных между собой полостей с пузырьками на концах

  2. множеству расположенных в ней гран

  3. системе связанных между собой разветвлённых канальцев

  4. многочисленным кристам на внутренней мембране

А3. Одна интерфаза и два следующих друг за другом деления характерны для процесса

  1. оплодотворения

  2. дробления зиготы

  3. митоза

  4. мейоза

А4. В ходе полового размножения организмов у потомков наблюдается

  1. полное воспроизведение родительских признаков и свойств

  2. перекомбинация признаков и свойств родительских организмов

  3. сохранение численности женских особей

  4. преобладание численности мужских особей

А5. Все органоиды клетки расположены в

  1. цитоплазме

  2. комплексе Гольджи

  3. ядре

  4. эндоплазматической сети

А6. На процесс деления клетки расходуется энергия молекул АТФ, которые синтезируются в

  1. профазе

  2. метафазе

  3. интерфазе

4) анафазе

А7. Укажите генотип особи, гомозиготной по двум парам доминантных генов.
1) АаВВ        2) ААВЬ        3) ааВВ        4) ААВВ

А8. Определите, какую генетическую закономерность иллюстрирует данная схема.

Р                 Аа х Аа

F1        АА, Аа, Аа, аа

  1. закон расщепления

  2. правило единообразия

  3. закон сцепленного наследования

  4. хромосомную теорию наследственности

А9. Промежуточный характер наследования признака проявляется при

  1. сцеплении генов

  2. неполном доминировании

  3. независимом расщеплении

  4. множественном действии генов

А10. Правило единообразия первого поколения проявится, если генотип одного из родителей — aabb, а другого —

  1. ААВЬ

  2. АаВВ

  3. ААВВ

  4. АаВЬ

А11. В комплексе Гольджи происходит

  1. образование АТФ

  2. окисление органических веществ

  3. накопление синтезируемых в клетке веществ

  4. синтез молекул белка

А12.Наружный слои гаструлы образован клетками

  1. эктодермы

  2. энтодермы

  3. мезодермы

  4. эпителия

А 13.Участок ДНК, содержащий информацию об одной полипептидной цепи,

  1. ген

  2. кодон

  3. триплет

4) хромосома

А14. В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, чет верть особей имеет рецессивный признак, три четверти — доминантный - это формулировка закона

1)единообразия поколения

  1. расщепления признаков

  2. независимого распределения генов

  3. сцепленного наследования

А15. В процессе фотосинтеза главную роль играют

  1. хромосомы

  2. хлоропласты

  3. хромопласты

  4. лейкопласты

А16.В молекуле ДНК нуклеотидов с тимином насчитывается 10% от общего числа нуклеотидов. Сколько нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?

1) 10%        2) 40%        3) 80%        4) 90%

А17. В  ядре оплодотворённой яйцеклетки животного содержится 16"хромосом, а в ядре клетки его желудка —

  1. 4 хромосомы

  2. 8 хромосом

  3. 16 хромосом

  4. 32 хромосомы

А18. Выпадение участка хромосомы, в отличие от перекреста хроматид в мейозе, — это

  1. Конъюгация 2)мутация 3)репликация 4)кроссинговер

А19. Признак бесполого размножения животных —

  1. развитие зародыша из зиготы

  2. развитие особи из соматических клеток

  3. появление потомства с удвоенным набором хромосом

  4. появление потомства с уменьшенным вдвое набором хромосом

А20. Гибридные особи по своей генетической природе разнородны и образуют гаметы разного сорта, поэтому их называют

  1. гетерозиготными

  2. гомозиготными

  3. рецессивными

  4. доминантными

А21. Каково расщепление по генотипу в потомстве от скрещивания особей морских свинок с волнистой шерстью Аа х Аа?

1) 1:1

2) 3:1

3) 1:2:1

4) 1:1:1

А 22.Свойство организмов приобретать новые признаки — это

  1. наследственность

  2. размножение

  3. развитие

  4. изменчивость

А23. Одной и той же аминокислоте соответствует антикодон ААГ на тРНК и триплет на ДНК —

1) ААГ        2) ТЦУ        3) ЦЦУ        4) УУЦ

А24. Б профазе митоза не происходит

  1. растворения ядерной оболочки

  2. формирования веретена деления

  3. удвоения ДНК

  4. растворения ядрышек

А25.   Большую роль в биосинтезе белка играет тРНК, которая

  1. служит матрицей для синтеза белка

  2. служит местом для сборки полииептидной цепи

  3. переносит информацию из ядра к рибосомам

  4. доставляет аминокислоты к рибосомам

А26. Фактор среды, вызывающий генотипическую изменчивость, — это

  1. коротковолновые ультрафиолетовые лучи

  2. длинноволновые ультрафиолетовые лучи

  3. уксусная кислота

  4. муравьиная кислота

А27.  Процесс расщепления биополимеров до мономеров с выделением небольшого количества энергии в виде тепла характерен для

  1. подготовительного этапа энергетического обмена

  2. бескислородного этапа энергетического обмена

  3. кислородного этапа энергетического обмена

  4. процесса брожения

А28.Чем объяснить постоянство числа хромосом у особей одного вида?

  1. диплоидностью организмов

  2. процессом деления клеток

  3. гаплоидностью организмов

  4. процессами оплодотворения и мейоза

А29. Пример полового размножения

  1. партеногенез

  2. почкование

  3. спорообразование

  4. регенерация

А30. Расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в

  1. анафазе 2)телофазе 3)профазе 4)метафазе

А31. Клетки животных в отличие от клеток растений не имеют

  1. клеточной мембраны и цитоплазмы

  2. митохондрий и рибосом

  3. оформленного ядра и ядрышка

  4. пластид, вакуолей с клеточным соком

А32. Генеалогический метод использует наука

  1. морфология

  2. биохимия

  3. генетика

  4. эмбриология

А33.Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется

  1. плазматической мембраной

  2. эндоплазматической сетью

  3. ядерной оболочкой

  4. цитоплазмой

А34. Какие виды гамет образуются у организма с генотипом АаВЬ при независимом наследовании генов?

  1. АВ, ab

  2. Аа, ВЬ

  3. АВ, Ab, аВ, ab

  4. АА, Bb, Аа, ВВ

А35. Хлоропласты играют важную роль в жизни большинства

1) бактерий

  1. беспозвоночных животных

  2. шляпочных грибов

  3. растений

А36. В основе, какой функции белка лежит способность их молекул изменять свою структуру?

  1. энергетической

  2. информационной

  3. сократительной

  4. запасающей

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (BlВ8) является последовательность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.

В заданиях Bl—ВЗ выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам, в таблицу, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

В1. Какие процессы жизнедеятельности происходят в ядре клетки?

  1. образование веретена деления

  2. формирование лизосом

  3. удвоение молекул ДНК

  4. синтез молекул иРНК

  5. образование митохондрий

  6. формирование субъединиц рибосом

Ответ:

В2. Какие общие свойства характерны для митохондрий и хлоропластов?

  1. не делятся в течение жизни клетки

  2. имеют собственный генетический материал

  3. являются одномембранными

  4. содержат ферменты окислительного фосфорилирования

  5. имеют двойную мембрану

  6. участвуют в синтезе АТФ

Ответ:

             В3. Установите последовательность этапов эмбриогенеза у ланцетника.

  1. впячивание группы клеток внутрь бластулы

  2. формирование третьего слоя зародыша

  3. появление эктодермы и энтодермы

  4. образование систем органов

Ответ:

В заданиях В4—В6 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов М 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

В4. Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, в котором он происходит.

ПРОЦЕСС                                                                  ОРГАНОИД

                                                                                                                                   

A)восстановление углекислого газа
до глюкозы                                                                                                                 1)митохондрия

Б) синтез АТФ в процессе дыхания                                                                         2) хлоропласт

B)        первичный синтез органических
веществ

Г) превращение световой энергии

в химическую

Д) расщепление органических веществ

до углекислого газа и воды

Ответ:

А

Б

В

Г

Д







В5. Установите соответствие между строением, функцией органоидов и их видом.
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ         ОРГАНОИДЫ

А)содержат граны         1) митохондрии  

Б) содержат кристы                                                                 2) хлоропласты

В)участвуют в образовании кислорода

      Г) обеспечивают окисление органических

веществ

 Д) содержат зелёный пигмент

Ответ:

А

Б

В

Г

Д







 В6. Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого она характерна.

ПРИЗНАК          ОРГАНОИД

A) накапливает воду          1) вакуоль

    Б) содержит кольцевую ДНК         2) хлоропласт

B)обеспечивает синтез органических
веществ из неорганических

   Г) содержит клеточный сок

  Д) поглощает энергию солнечного света

  Е) синтезирует молекулы АТФ

В заданиях В7 и В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу соответствующие им цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

В7. Какими свойствами характеризуется модификационная изменчивость?

  1. имеет массовый характер

  2. имеет индивидуальный характер

  3. не наследуется

  4. наследуется

  5. ограничена нормой реакции

  6. размах изменчивости не имеет пределов

Ответ:

В8.Установите последовательность процессов эмбрионального развития позвоночных животных.

  1. образование бластомеров в процессе дробления зиготы

  2. закладка зачаточных органов зародыша

  3. слияние яйцеклетки и сперматозоида

  4. развитие нервной пластинки

  5. формирование двух зародышевых листков

Ответ:

Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (CIС6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (CI, С2 и т.д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2—С6 — полный развёрнутый ответ. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

С1.Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чём оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит.

С2.

  1. Строение молекулы какого мономера изображено на представленной схеме?

  2. Что обозначено буквами А, Б, В?

3.Назовите виды биополимеров, в состав которых входит данный мономер.


С3.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

С4. В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

С5.Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом во всех клетках организмов из поколения в поколение?

С6. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(AB). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: 1л, IB, i°, причем аллель i° является рецессивной по отношению к аллелям 1А и 1в. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.



Вариант 2

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (Al—А36) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Какую функцию выполняет в клетке клеточный центр?

1)принимает участие в клеточном делении

2)регулирует процессы обмена в клетке

3)отвечает за биосинтез белка

4)является центром матричного синтеза РНК


А2. Чем сопровождается спирализация хромосом в начале митоза?

1)укорочением и утолщением хромосом

2)активным участием хромосом в биосинтезе белка

3)удвоением молекул ДНК

4)усилением транскрипции


А3.В основе бесполого размножения животных лежит процесс

1)мейоза 2)митоза 3)гаметогенеза 4)оплодотворения


А4.Суть гибридологического метода заключается в

1)скрещивании организмов и анализе потомства

2)получении мутаций

3)исследовании генеалогического древа

4)получении модификаций


А5. У кареглазых темноволосых родителей (доминантные признаки) дочь голубоглазая, темноволосая. Определите генотипы ее родителей.

1)ААВВ, ааВВ 2)ААВЬ, ааВВ 3)АаВЬ, АаВЬ 4)ааВВ, ааВЬ


А6. Собственную ДНК имеет

1)комплекс Гольджи

2)лизосома

3)эндоплазматическая сеть

4)митохондрия


А7. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена проявляется в том, что

1)энергетический обмен поставляет энергию для пластического

2)энергетический обмен поставляет кислород для пластического

3)пластический обмен поставляет минеральные вещества для энергетического

4)пластический обмен поставляет воду для энергетического

А8. В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного?

1) 10 2) 20 3) 30 4) 40

А9.Цвет глаз у человека определяет аутосомныи ген, дальтонизм — рецессивный ген, сцепленный с полом. Определите генотип кареглазой женщины с нор­мальным цветовым зрением, отец которой — дальтоник (кареглазость доми­нирует над голубоглазостью).

  1. AAXDXD

  2. AaXdXd

  3. AaXDXd

  4. aaXDXd

А10. Молекулы РНК, в отличие от ДНК, содержат азотистое основание

1)аденин2)гуанин 3)урацил4) цитозин



А11.Яйцеклетка, в отличие от зиготы,

  1. имеет диплоидный набор хромосом

  2. содержит гаплоидный набор хромосом

  3. содержит много митохондрий

  4. способна к движению


А12. Митохондрии в клетке не выполняют функцию

  1. окисления органических веществ

  2. фотолиза молекул воды

  3. клеточного дыхания

  4. синтеза молекул АТФ

А13. Первичная структура молекулы белка, заданная последовательностью нукле отидов иРНК, формируется в процессе

1) трансляции

2)транскрипции

  1. редупликации

  2. денатурации

А14. Какой набор хромосом получают гаметы при созревании половых клеток?

  1. полиплоидный

  2. гаплоидный

  3. диплоидный

  4. тетраплоидный

А15. При неполном доминировании происходит следующее расщепление признаков



1) 3

: 1

2) 1

: 1

3) 9

: 8

4) 1

: 2

А16.Различные формы одного и того же гена называют

  1. фенотипами 2)кодонами 3) аллелями 4)генотипами


А17. «При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из родителей». Это формулировка

  1. закона расщепления

  2. гипотезы чистоты гамет

  3. правила доминирования

  4. закона независимого распределения генов

А18. Антикодону ААУ на транспортной РНК соответствует триплет на ДНК
1) ТТА 2) ААТ 3) AAA 4) ТТТ

А19. Сущность мейоза состоит в

  1. образовании клеток с диплоидным набором хромосом

  2. удвоении количества ДНК в клетках тела

  3. восстановлении полного набора хромосом в клетках

  4. образовании гамет с гаплоидным набором хромосом


А20.Процессы жизнедеятельности у всех организмов протекают в клетке, поэтому её рассматривают как единицу

1) размножения 2)строения 3)функциональную 4)генетическую

А21. Хромосомный набор в соматических клетках у женщины состоит из

1) 44 аутосом и двух Х-хромосом

2) 44 аутосом и двух Y-хромосом

3 )44 аутосом и Х- и Y-хромосом

4) 22 пар аутосом и Х- и Y-хромосом


А22. Определите фенотип кролика с генотипом Aabb, если первая аллель опреде­ляет цвет, а вторая — качество шерсти (чёрная и гладкая шерсть — доми­нантные признаки).

1) белый мохнатый 2) чёрный мохнатый 3) чёрный гладкий 4) белый гладкий

А23. Скрестили два гомозиготных растения тыквы с белыми овальными плодами и жёлтыми круглыми плодами (А — белый цвет доминирует над жёлтым, В — круглая форма плода — над овальной). Определите генотип F1

1) ААВЬ 2) АаВЬ 3) ааВВ 4) AAbb

А24. Мутационная изменчивость, которая передаётся по наследству, возникает в многоклеточном организме в

1) соединительной ткани 2) половых клетках 3) плазме крови 4) межклеточном веществе

А25. Образование лизосом и рост плазматической мембраны происходят благодаря деятельности

1) вакуолей 2) клеточного центра 3) комплекса Гольджи 4) пластид

А26. В результате какого процесса окисляются липиды?

1) энергетического обмена 2) пластического обмена 3) фотосинтеза 4) хемосинтеза

А27. Благодаря мейозу и оплодотворению

1) поддерживается постоянное число хромосом в поколениях

2) снижается вероятность проявления мутаций в потомстве

3) изменяется число хромосом из поколения в поколение

4) сохраняется фенотип особей в популяциях вида

А28.Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозиготные выживают. Определите генотип жизнеспособной особи по данному признаку.

1) Аа 2) АА 3) аа 4) АВ


А29.Как называют одну из стадий зародышевого развития позвоночного живот­ного?

1)онтогенез 2)филогенез 3)бластула 4)метаморфоз

А30.У особи с генотипом Aabb образуются гаметы

1) Ab, bb 2) Ab, ab 3) Аа, Ab 4) Аа, bb

А31. Какой процесс не происходит в световую фазу фотосинтеза?

1) синтез АТФ

2) синтез НАДФ-Н2

3) фотолиз воды

4) синтез глюкозы

А32 Расхождение сестринских хромосом происходит в

1) анафазе-1 мейоза

2) метафазе-1 мейоза

3) метафазе-2 мейоза

4) анафазе-2 мейоза

А33.Каковы генотипы родителей, если известно, что при скрещивании мышей с длинными (В) ушами получено потомство как с длинными, так и с корот­кими ушами в соотношении 3:1?

1) bb х Bb 2) bb х BB 3) Bb x Bb 4) BB x BB


А34.При мутационной изменчивости нарушается структура молекулы

1) рибосомной РНК

2) дезоксирибонуклеиновой кислоты

3) аденозинтрифосфорной кислоты

4) транспортной РНК


А35. Органогенез – это процесс формирования в эмбриогенезе

  1. зародышевых листков 2) зачатков органов и тканей

3) бластулы 4) гаструлы

А36. Клеточная теория лежит в основе

  1. хромосомной теории наследственности

  2. представлений о единстве всего живого

  3. биогенетического закона

  4. законов Г. Менделя

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (BlВ8) является последователь­ность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а за­тем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответ­ствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.

В заданиях Bl—ВЗ выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам, в таблицу, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

В1. При генной мутации происходит

1) замена одного нуклеотида в ДНК на другой

2) конъюгация гомологичных хромосом и обмен генами между ними

3) выпадение нескольких нуклеотидов в молекуле ДНК

4) вставка нескольких нуклеотидов в молекуле иРНК

5) изменение сочетаний генов отцовского и материнского организмов

6) появление в генотипе лишней хромосомы

Ответ:

В2. Какие структуры клетки претерпевают наибольшие изменения в процессе митоза?

1) ядро

2) цитоплазма

3) рибосомы

4) лизосомы

5) клеточный центр

6) хромосомы

Ответ:

В3 Какие из указанных процессов относятся к биосинтезу белка?

1)рибосома нанизывается на иРНК

2)в полостях и канальцах эндоплазматической цепи накапливаются органи­ческие вещества

3)тРНК присоединяют аминокислоты и доставляют их к рибосоме

4)перед делением клетки из каждой хромосомы образуется по две хроматиды

5)присоединённые к рибосоме две аминокислоты взаимодействуют между со­бой с образованием пептидной связи

6)в ходе окисления органических веществ освобождается энергия

Ответ:

В заданиях В4—В6 к каждому элементу первого столбца подберите со­ответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся после­довательность цифр перенесите в бланк ответов М 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

В4. Установите соответствие между характеристикой органоида клетки и его видом.


ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОИДА ОРГАНОИД КЛЕТКИ

A) система канальцев, пронизывающих 1) комплекс Гольджи
цитоплазму 2) эндоплазматическая сеть

Б) система уплощённых мембранных цилиндров и пузырьков

B) обеспечивает перемещение органических веществ в клетке

Г) на мембранах могут размещаться рибосомы

Д) участвует в формировании лизосом

Е) обеспечивает выведение органических веществ из клетки

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е









В5. Установите соответствие между особенностью процесса и его видом.
ОСОБЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ВИД ПРОЦЕССА

А) происходит в хлоропластах 1) фотосинтез

Б) состоит из световой и темновой фаз 2) гликолиз

В)образуется пировиноградная кислота

Г) происходит в цитоплазме

Д) конечный продукт — глюкоза

Е) расщепление глюкозы


Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е









В6. Установите соответствие между строением и функцией органического веще­ства и его видом.

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ ВЕЩЕСТВА

A) состоят из остатков молекул 1) жиры
глицерина и жирных кислот 2) белки

Б) состоят из остатков молекул аминокислот

B)защищают организм от переохлаждения

Г) защищают организм от чужеродных веществ

Д) относятся к полимерам Е) не являются полимерами


Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








В заданиях В7 и В8 установите правильную последовательность био­логических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу соответствующие им цифры, а затем получившуюся после­довательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

В7. Установите правильную последовательность действий селекционера по выве­дению нового сорта.

1) гибридизация

2) искусственный отбор

3) подбор исходного материала

4) размножение особей с интересующими человека признаками


Ответ:

В8. В процессе сперматогенеза

1) образуются мужские половые клетки

2) образуются женские половые клетки

3) уменьшается вдвое число хромосом

4) образуются четыре половые клетки из одной

5) образуется одна половая клетка

6) образуются клетки с диплоидным набором хромосом

Ответ:

Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (CIС6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (CI, С2 и т.д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2—С6 — полный развёрнутый ответ. Ответы записы­вайте чётко и разборчиво.

С1.В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?


С2. Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Какие процессы происходят в этой фазе?



С3. как осуществляется поступление генетической информации из ядра в рибосому?


С4. Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена?


С5. Участок цепи ДНК, кодирующий первичную структуру полипептида, состо­ит из 15 нуклеотидов. Определите число нуклеотидов на иРНК, кодирую­щих аминокислоты, число аминокислот в полипептиде и количество тРНК, необходимых для переноса этих аминокислот к месту синтеза. Ответ пояс­ните.


С6. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Чёрная окраска определяется геном Хв, рыжая — геном Хь, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один котёнок черепахо­вый и один чёрный котёнок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.



1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!