№ п/п | ДАТА | ТЕМА УРОКА | ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ | УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ |
ВВЕДЕНИЕ (2 ч.) | | |
1. | | Вводный инструктаж по БЖ География как наука о Земле. Значение географических знаний и умений. Основные печатные и электронные источники географической информации, их значение. | Исследовательский проект (на местности) Наблюдение на местности за изменениями в природе | Учащиеся смогут: называть: объекты изучения географии, составные географической науки, основные источники географических знаний (учебник, географическая карта, энциклопедии, газеты, журналы, Интернет), способы сбора географической информации (наблюдение, анализ и сравнение географических карт, исторических документов, статистических данных, объектов и явлений); |
2. | | Географические исследования. Особенности организации собственных географических наблюдений. | |
РАЗДЕЛ I. Развитие географических знаний о Земле (7 ч) | | |
3. | | Тема 1 Земля – планета солнечной системы (2 ч) Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной. | | Учащиеся смогут: объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета; знать географические следствия движения Земли; сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах; -выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека. |
4. | | Вращение Земли вокруг Солнца, смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси, смена дня и ночи. Земля – единственная обитаемая планета, космические исследования и их роль в познании Земли | |
5 | | Тема 2. Представление о Земле в древности (1 ч) Представление о Земле египтян, вавилонян, индийцев, греков, римлян, славян. Изображение Земли на картах Ератосфена, Птолемея | | Учащиеся смогут: называть участников путешествий, географических открытий, экспедиций разных эпох; подбирать: из разных источников дополнительную информацию об изучении и исследовании Земли; -анализировать: карты маршрутов путешественников и исследователей; сравнивать: результаты путешествий и экспедиций в разные времена; оценивать: роль туризма на современном этапе для познания Земли каждым человеком; составлять: с помощью членов семьи короткие сообщения о собственных путешествиях, которые иллюстрирует рисунками, фотографиями, мини - презентациями |
6 | | Тема 3. Открытие новых земель и кругосветные путешествия (2 ч) Путешествия викингов. Путешествия Марк Поло. Поиски морского пути в Индию. Открытие Америки Х. Колумбом. | Исследовательский проект Работа с дополнительными источниками информации для подготовки сообщений о выдающихся исследователях и географических открытиях |
7 | | Первое кругосветное путешествие под руководством Ф. Магеллана. Кругосветные экспедиции, их географическое значение (Дж. Кук, И. Крузенштерн и Ю. Лисянский). Открытие Австралии и Антарктиды. |
8 | | Тема 4. Современные исследования (2 ч) Исследование Земли в ХХ - в н. ХХІ ст. |
9 | | Современные туристические путешествия как средство открытия Земли каждым человеком. |
РАЗДЕЛ II. Земля на плане и карте (14 часов) | | |
10 | | Тема 1. Ориентирование на местности (2 ч) Способы ориентирования на местности. Определение направлений на местности. | | Учащиеся смогут: называть: разные способы ориентирования на местности, линии градусной сетки (параллели, меридианы, экватор, нулевой меридиан), объекты местности по плану и карте; элементы плана и карты; масштаб карты, направления, условные знаки; -пользоваться: условными знаками плана, карты, разными видами масштаба; читать: печатные и электронные карты, планы, их фрагменты; подбирать: географическую информацию из разных источников и определять ее полезность для себя; -анализировать: данные наблюдений за изменениями в природе; объяснять: на конкретных примерах значение географии для жизнедеятельности человека; оценивать: значение проведения собственных наблюдений в природе; составлять: с помощью членов семьи перечень источников географической информации, которыми пользуется дома. |
11 | | Компас. Понятие об азимуте. Инструктаж по БЖ Практическая работа №1. Составление плана при помощи условных топографических знаков. Определение азимутов точек. (на местности) |
12 | | Тема 2. Способы изображения Земли (2 ч) Особенности и отличия изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках, картах, аэроснимках, планах. | |
13 | | Масштаб и его виды. Инструктаж по БЖ Практическая работа №2. Решение задач с использованием разных видов масштаба. Определение масштабов планов и карт по данным о расстояниях на местности и отрезками на карте, которые отвечают этим расстояниям. | |
Тема 3. План, его основные признаки (4 ч) | |
14 | | Условные знаки плана. Определение направлений на плане. | |
15 | | Абсолютная и относительная высота местности, способы ее определения по картам и планам. |
16 | | Горизонтали и шкала высот. |
II четверть |
17 | | Составление плана с помощью условных топографических знаков. |
18 | | Тема 4. Географические карты (1 ч) Карты, их элементы. Легенда карты. Классификация карт по масштабу и пространственному охвату. Географические атласы. Практическое значение карт. | |
Тема 5. Географические координаты. (5 ч) | | |
19 | | Градусная сетка на глобусе и географической карте. Понятие о географических координатах. Правила отсчета географической широты и долготы. | | |
20 | | Инструктаж по БЖ Практическая работа №3. Решение задач и определение по картам и планам абсолютной и относительной высоты местности. |
21 | | Географические координаты своего населенного пункта. |
22 | | Инструктаж по БЖ Практическая работа №4. Определение географических координат по географической карте. |
23 | | Контрольная работа 1 Тема «Земля на плане и карте» |
РАЗДЕЛ III. Оболочки Земли (41 час) | | |
Тема 1. Литосфера (12 ч) | | Учащиеся смогут: -называть: внутренние слои Земли, состав материковой и океанической земной коры, признаки понятий "литосфера", "земная кора", "литосферна плита", "рельеф", "горы", "равнины", преобладающие формы рельефа своей местности приводить примеры и показывать на карте: сейсмические пояса, наибольшие вулканы, разные, в том числе и уникальные, формы рельефа; -определять: с помощью карты географическое положение гор и равнин, их абсолютную и относительную высоту по шкале высот; горные породы и минералы; Средиземноморский, вулканы: Ключевская Сопка, Этна, Кракатау; горы:Карпаты, Крымские, Альпы,Уральские, Кордильеры, Кавказ, Гималаи с вершиной Джомолунгма, Анды; хребты в океане: Серединно-Атлантичний; равнины: Восточноевропейская; Западносибирская, Амазонская; лоскогорье: Среднесибирское, Бразильское; внешних процессов на формирование материков, океанов и их рельефа; анализировать: причины и следствия движения литосферных плит, работы воды, ветра; высказывать суждение: о необходимости охраны форм рельефа; оценивать: значение рельефа в жизни и хозяйственной деятельности человека; влияние человека на рельеф |
24 | | Внутреннее строение Земли. Строение литосферы, ее свойства. | |
25 | | Литосферные плиты, следствия их перемещения. | |
26 | | Состав земной коры. Внутренние процессы, которые обуславливают изменения в земной коре и на поверхности Земли. | |
27 | | Движения земной коры. Землетрясения. Вулканизм и вулканы, гейзеры. Сейсмические пояса Земли. | |
28 | | Инструктаж по БЖ Практическая работа №5 Установление взаимосвязей между строением земной коры и формами рельефа, определение их геологического времени. | |
29 | | Внешние процессы, которые предопределяют изменение земной коры. Выветривание, работа ветра, текучих и подземных вод, ледников. | |
30 | | Основные формы рельефа суши – горы и равнины. | |
31 | | Инструктаж по БЖ Практическая работа №6 Обозначение на контурной карте равнин, гор, вулканов суши и серединно-океанических хребтов. | |
32 | | Разнообразие и образование равнин на суходоле. Наибольшие по площади равнины мира. Разнообразие и образование гор на суше. | |
33 | | Высочайшие и наиболее длинные горы мира. Рельеф дна океана. Срединно-океанические хребты – высочайшие и наиболее длинные горы Мирового океана. | |
34 | | Инструктаж по БЖ Практическая работа №7 Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых. | |
35 | | Уникальные формы рельефа земного шара, их охрана | |
III четверть | | |
Тема 2. Атмосфера (12 ч) | | |
36 | | Строение атмосферы, свойства воздуха в тропосфере. | Исследовательский проект Анализ состояния воздуха в своем населенном пункте, с использованием разных источников информации и собственных наблюдений. | Учащиеся смогут: -называть: важные признаки понятий "погода", "климат", "облака", "облачность","осадки","синоптическая карта"; признаки погоды в своей местности, тепловые пояса Земли; мировые центры наблюдения за погодой; приводить примеры: прогнозов погоды, основных типов климата; наблюдать и фиксировать: изменения элементов погоды: температуры воздуха, атмосферного давления, ветра, влажности воздуха, облаков, облачности, осадков; определять: средние температуры, давления атмосферы, скорость ветра, превосходящие типы погоды в своей местности, изменения температуры и атмосферного давления с высотой; -строить: графики хода температуры, диаграммы распределения осадков за определенный период, розу ветров; подбирать: источники географической информации для ознакомления с атмосферными процессами; пользоваться: термометром, барометром, гигрометром; сравнивать: типы погоды в своей местности в разные поры года; анализировать: распределение температуры воздуха, атмосферного давления на протяжении поры, сезона, года; -сравнивать: погоду своей местности в разные поры года; анализировать: распределение температуры воздуха на Земле по карте; объяснять: причины и следствия изменения погоды и климата; решать: задачи на изменения темпера туры воздуха, атмосферного давления, влажности; |
37 | | Суточный и годовой ход температуры воздуха, причины их колебания. Карта изотерм, тепловые пояса Земли. Практическое значение измерения температуры воздуха. |
38 | | Атмосферное давление: причины и следствия его изменения в тропосфере. Измерение атмосферного давления. |
39 | | Инструктаж по БЖ Практическая работа №8 Решение задач на изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой, влажности. |
40 | | Ветер: причины возникновение, направления, сила, скорость ветра, их определение современными приборами и на глаз (визуально). Местные ветра. |
41 | | Инструктаж по БЖ Практическая работа №9 Составление графиков изменения температуры воздуха, диаграмм облачности и осадков, розы ветров, их анализ. |
42 | | Вода в атмосфере: испарение, влажность воздуха, изменения влажности воздуха. Способы регулирования влажности воздуха в домашних условиях. |
43 | | Облака и туман, отличия в их образовании. Формы облаков, облачность. |
44 | | Осадки, которые выпадают из облаков и из воздуха, их виды, измерение. Карта распределения осадков. |
45 | | Погода, ее элементы, изменчивость. Характерная погода по сезонам в своей местности. Служба погоды, практическое значение прогнозов погоды. |
46 | | Климат, основные климатические показатели. Карта климатических поясов. Изменения климата. Влияние человека на атмосферу и климат. |
47 | | Инструктаж по БЖ Практическая работа №10 Описание одного из главных типов климата по климатической карте |
Тема 3. Гидросфера (12 ч) | | |
48 | | Общее количество воды на Земле, ее распределение между частями гидросферы. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. | Исследовательский проект Исследовать гидрологические особенности ближайшего местного водоема и его использование. | Учащиеся смогут: "пролив", "остров", "океаническое течение", "река", "озеро", "болото", "ледник", "многолетняя мерзлота", "подземные воды"; приводить примеры: морей, заливов, проливов, островов, рек, озер; определять: особенности распределения вод между Мировым океаном и водами суши по соответствующим диаграммам; географическое положение водных объектов, глубины океанов и морей по шкале глубин; зависимость направления и характера течения рек от рельефа, видов питания и режима речек от климата; -различать: способы изображения вод суши на плане местности и на карте; озера по происхождению котловин, стоку, типы болот, материковые и горные ледники, искусственные водоемы, типы подземных вод; находить и обозначать на контурной карте: моря: Черное, Азовское, Средиземное, Красное, Балтийское; проливы: Керченский, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Берингов; заливы: Бискайский, Бенгальский, Мексиканский, Гвинейский; острова: Великобритания, Гренландия, Мадагаскар, Новая Гвинея; полуострова: Аравийский, Крымский, Індостан, Лабрадор, Скандинавский, Сомали; впадины: Марианскую; реки: Днепр, Дунай, Янцзы, Нил, Амазонка, Миссисипи; озера: Каспийское, Большие озера, Байкал, Виктория; объяснять: причины и следствия движений воды в Мировом океане; особенности питания и режима вод суши; сравнивать: разные водные объекты; оценивать: роль воды для жизнедеятельности человека, влияние человека на разные части гидросферы; |
49 | | Шкала глубин, определение глубин океанов и морей. Острова в океане. Свойства вод Мирового океана. Движения воды в Океане. |
50 | | Жизнь в океанах и морях. Богатства вод Мирового океана. Океан и человек. |
51 | | Воды суши – поверхностные и подземные. Река: речная система, бассейн реки, речная долина. Наиболее длинные, наибольшие по площади бассейны и самые полноводные реки мира. |
52 | | Пороги и водопады. Питание, водный режим и работа рек. Озера, их разнообразие по площади, происхождению озерных котловин, соленостью. Самые большие и глубокие озера Земли. | |
IV четверть | |
53 | | Инструктаж по БЖ Практическая работа №11 Обозначение на контурной карте морей, проливов, заливов, островов; рек, озер, водопадов. | |
54 | | Болота, особенности их образования и распространение. Искусственные водоемы: ставки, водохранилища, каналы. | |
55 | | Инструктаж по БЖД Практическая работа №12 Составление сравнительной характеристики водных объектов (по выбору). | |
56 | | Ледники. Особенности образования и распространения ледников. | |
57 | | Многолетняя мерзлота и подземное оледенение. Образование и распространение многолетней мерзлоты. | |
58 | | Подземные воды, условия их образования и залегание в земной коре. Термальные и минеральные воды. | |
59 | | Значение вод суши для природы и человека. Охрана вод Мирового океана и суши | |
60 | | Тема 4. Биосфера и почвы (2 ч) Строение биосферы, особенности распространения ее на земном шаре. | | Учащиеся смогут: называть: признаки понятий "биосфера", "почвы", "почвенный покров", "растительность", "животный мир"; преобладающие виды растений и животных своей местности; сравнивать: виды растений и животных, которые распространены в разных широтах; объяснять: особенности распространения почв и живых организмов на земном шаре с помощью карт; влияние человека на компоненты биосферы; оценивать: значение почв, растительного и животного царства для жизнедеятельности человека;выявлять: вместе с членами семьи сферы использования почв, растительности и животного мира своей местности. |
61 | | Свойства почв. Почвенный покров, карта почв. Влияние хозяйственной деятельности человека на почвенный покров, растительный и животный мир суши и океана. | |
Тема 5. Природные комплексы (3 ч) | | |
62 | | Природные комплексы (ландшафты) как следствие взаимосвязей компонентов природы. Географическая оболочка – самый большой природный комплекс Земли, ее границы, свойства, закономерности развития. | Исследовательский проект Ознакомление с одним из природных комплексов (ландшафтов) своей местности (оврага, реки, леса, парка и т.п.), выявление взаимосвязей между его компонентами (на местности) | Учащиеся смогут: называть: признаки понятий "природный комплекс", "географическая оболочка", "природная зона"; компоненты природного комплекса; приводить примеры: природных комплексов и комплексов, измененных человеком в своей местности; сравнивать: особенности основных природных зон Земли; объяснять: на конкретных примерах следствия взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы; оценивать: влияние человека на природные комплексы в своей местности; значение знаний о природных комплексах для жизнедеятельности человека. |
63 | | Природные зоны Земли. Особенности природных зон экваториальных, тропических, умеренных и полярных широт. |
64 | | Контрольная работа 2 Тема «Оболочки Земли» |
РАЗДЕЛ IV. Планета людей (4 часов) | | |
65 | | Тема 1. Население Земли (1 час) Количество населения Земли. Расселение населения на Земле. Наиболее заселенные территории земного шара. Человеческие расы. | Исследовательский проект Разработка мини-проекта по утилизации бытовых отходов | Учащиеся смогут: - называть: численность населения Земли человеческие расы; - анализировать: карты густоты населения и человеческих рас; - распознавать: способы изображения государств и столиц на политической карте мира; - называть и показывать регионы и страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии; - сравнивать: человеческие расы по внешними признаками; густоту населения в разных регионах земного шара; - оценивать: влияние человека на природу, уровень загрязнения окружающей среды в результате осуществления разных видов хозяйственной деятельности; |
66 | | Тема 2. Государства мира (1 час) Самые большие по площади и численности населения государства мира |
67 | | Тема 3. Влияние человека на природу (2 часа) Изменения составляющих географической оболочки человечеством. Изменения природных комплексов Земли. |
68 | | Загрязнение окружающей среды и ее охрана. |
69 | | Тема 2. Государства мира (1 час) Самые большие по площади и численности населения государства мира |
70 | | Резерв времени | |