СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по биологии 9 класс УМК В. В. Пасечкник

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование в рамках требований на 2017-18 уч. год. Учебник  - "Биология. Введение в общую биологию и экологию", авторы А. А. Кменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник, изд. Дрофа, 2010 г.   

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по биологии 9 класс УМК В. В. Пасечкник»


БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 123 с углубленным изучением отдельных предметов им Охрименко О. И.»




«СОГЛАСОВАНО»


Руководитель МО




подпись Ф. И. О.


Протокол № _______ от

«______» ___________ 20___ г.

«СОГЛАСОВАНО»


Председатель МС заместитель директора БОУ «СОШ № 123»



подпись Ф. И. О.



«______» ___________ 20___ г.

«УТВЕРЖДАЮ»


Директор БОУ «СОШ № 123»




подпись Ф. И. О.



«______» ___________ 20___ г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Биология

9 класс











Составила: учитель первой

квалификационной категории

Карих Наталия Анатольевна


Срок реализации программы– 1 год












г. Омск, 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Тематическое планирование по биологии составлено на основе Примерной программы и программы курса биологии составителя Палядьевой Г. М. «Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие» – 2 изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013. – 383. к УМК В. В. Пасечника «Биология. 5-9 классы».

Для изучения биологии в 9 классе используется учебник «Биология. Человек. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник» рекомендованный Министерством образования и науки Российской федерации. Данный учебник входит в линию учебников по биологии для основной школы (5-9 классы), созданную под руководством В. В. Пасечника.

Изучение биологии в 9 классе предполагает применение полученных знаний на практике. Для понимания обучающимися сущности биологических явлений в планирование включены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Согласно учебному плану в 9 классе предусмотрено изучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ БИОЛОГИИ

Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  2. Реализация установок здорового образа жизни;

  3. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:

  1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  2. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию и одной формы в другую;

  3. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  4. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки рения, аргументировать свою точку рения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

- приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, рения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных на примере сопоставления отдельных групп; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

- соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими препаратами и инструментами.

4. В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода а ними; проведения наблюдений а состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки рения объекты живой природы.


СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕУЛЬТАТОВ

Вид контроля

Форма контроля

Стартовый мониторинг

Контрольный тест

Полугодовая контрольная работа

Контрольный тест

Промежуточная годовая аттестация

Зачёт

Текущий тематический контроль

Лабораторных работ – 4

Практических работ – 4

Экскурсий – 2

Контрольная работа, самостоятельная работа, творческая работа, устный ответ, фронтальный опрос, тест, письменный опрос, биологический диктант, работа с текстом, взаимоконтроль, дидактические карточки, работа с дополнительным источниками информации, выполнение интерактивных заданий.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Биология. Введение в общую биологию»

9 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (3 часа)

Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.

Демонстрация. Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.


Раздел 1. Молекулярный уровень (11 часов)

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.

Демонстрация. Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.

Лабораторная работа 1. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой


Раздел 2. Клеточный уровень (14 часов)

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.

Демонстрация. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторная работа 2. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.


Раздел 3. Организменный уровень (13 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Демонстрация. Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторная работа 3. Выявление изменчивости организмов.

Практическая работа 1. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание. Практическая работа 2. Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании.

Практическая работа 3. Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. Практическая работа 4. Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом.


Тема 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)

Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация. Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Лабораторная работа 4. Изучение морфологического критерия вида.


Раздел 5. Экосистемный уровень (6 часов)

Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация. Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.

Экскурсия. В биогеоценоз.


Раздел 6. Биосферный уровень (10 часов)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования.

Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация. Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.

Экскурсия. В краеведческий музей.

Итого – 65 часов. Резерв – 3 часа, используются на проведение мониторингов.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Биология. Введение в общую биологию»

9 класс (68 часов, 2 часа в неделю)


уро

ка


Тема раздела или урока

Кол-во часов


Примечание


Введение

3


1

Биология — наука о жизни. Инструктаж по ТБ, правила работы в кабинете биологии

1

§ 1

2

Методы исследования в биологии. ТБ, инструкция по охране труда.

1

§ 2

3

Сущность жизни и свойства живого

1

§ 3

4

Стартовый мониторинг

1



Молекулярный уровень

11


5

Молекулярный уровень: общая характеристика

1

§ 1.1

6

Углеводы

1

§ 1.2

7

Липиды

1

§ 1.3

8

Состав и строение белков

1

§ 1.4

9

Функции белков

1

§ 1.5

10

Нуклеиновые кислоты

1

§ 1.6

11

АТФ и другие органические соединения клетки

1

§ 1.7

12

Ферменты. Биологические катализаторы.

Лабораторная работа 1. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой

1

§ 1.8

13

Вирусы

1

§ 1.9

14

Обобщающий урок

1


15

Контроль знаний тематический

1



Клеточный уровень

14


16

Клеточный уровень: общая характеристика Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Основные положения клеточной теории

1

§ 2.1

17

Общие сведения о клетках. Строение клетки. Клеточная мембрана

1

§ 2.2

18

Ядро

1

§ 2.3

19

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1

§ 2.4

20

Лизосомы Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр.
Органоиды движения. Клеточные включения

1

§ 2.5

§ 2.6

21

Особенности строения клеток эукариот и прокариот. Лабораторная работа 2. Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом

1

§ 2.7

22

Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция.

1

§ 2.8

23

Энергетический обмен в клетке

1

§ 2.9

24

Фотосинтез и хемосинтез

1

§ 2.10

25

Автотрофы и гетеротрофы

1

§ 2.12

26

Синтез белков в клетке

1

§ 2.13

27

Деление клетки. Митоз

1

§ 2.12

28

Обобщающий урок

1


29

Контроль знаний тематический

1


30

Полугодовая контрольная работа

1



Организменный уровень

13


31

Размножение организмов - половое и бесполое

1

§ 3.1

32

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

1

§ 3.2

33

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

1

§ 3.3, 3.4

34

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Практическая работа 1. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.

1

§ 3.5

35

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

Практическая работа 2. Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании.

1

§ 3.6

36

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Практическая работа 3. Решение генетических задач на дигибридное скрещивание.

1

§ 3.7

37

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Закон Т. Моргана.

Практическая работа 4. Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом

1

§ 3.8, 3.9


38

Взаимодействие генов

1

§ 3.10

39

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.

Лабораторная работа 3. Выявление изменчивости организмов

1

§ 3.11

40

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость

1

§ 3.12

41

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.

1

§ 3.13, 3.14

42

Обобщающий урок

1


43

Контроль знаний тематический

1



Популяционно-видовой уровень

8


44

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Лабораторная работа 4. Изучение морфологического критерия вида

1

§ 4.1

45

Экологические факторы и условия среды

1

§ 4.2

46

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений

1

§ 7.1, 8.1, 8.3

47

Популяция как элементарная единица эволюции

1

§ 7.3

48

Борьба за существование и естественный отбор

1

§ 7.4

49

Видообразование

1

§ 7.7

50

Макроэволюция

1

§ 7.8

51

Обобщающий урок

1



Экосистемный уровень

6


52

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

1

§ 5.1

53

Состав и структура сообщества

1

§ 5.2

54

Межвидовые отношения организмов в экосистеме

1

§ 9.5

55

Потоки вещества и энергии в экосистеме

1

§ 5.3

56

Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия

1

§ 5.5

57

Обобщающий урок – экскурсия в биогеоценоз

1



Биосферный уровень

10


58

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов

1

§ 6.1, 6.2

59

Круговорот веществ в биосфере

1

§ 6.3

60

Эволюция биосферы

1

§ 10.1

61

Гипотезы возникновения жизни.

1

§ 8.1

62

Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы

1

§ 8.2, 8.3

63

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни

1

§ 8.4, 8.5, 8.6

64

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

1

§ 8.7, 8.8

65

Антропогенное воздействие на биосферу

1

§ 10.2

66

Основы рационального природопользования

1

§ 10.3

67

Годовая промежуточная аттестация

1


68

Обобщающий урок.

Экскурсия в краеведческий музей

1



ИТОГО

68





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!