СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии для учащихся 6 - 9 адаптированных классов VIII вида

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по биологии для учащихся 6-9  адаптированных классов

Просмотр содержимого документа
«ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии для учащихся 6 - 9 адаптированных классов VIII вида»









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологии для учащихся 6 - 9 адаптированных классов VIII вида













2015-2016 учебный год







Пояснительная записка

Биология (1ч в неделю) 6-9 классы


Нормативным основанием для составления учебной программы являются следующие документы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  2. Закон «Об образовании в Мурманской области;

  3. Закон Мурманской области «О защите прав ребенка»;

  4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  5. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.;

  6. Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:

    1. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.;

    2. Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971г.;

    3. Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971г.;

    4. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.;

    5. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990г.;

  7. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. №288);

  8. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов». Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997 года № 48 (с изменениями от 26.12.2000г.);

  9. Учебный план МБОУ ООШ №22 на 2015 – 2016 учебный год.


Биология как учебный предмет включает разделы:

«Неживая природа» (6 класс), «Растения. Грибы. Бактерии»(7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс). По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Основными задачами преподавания биологии являются:

1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы: о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье.

2. Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето, в жизни растений и животных.

3. Проведение через весь курс экологического воспитания- рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей, бережного отношения к природе.

4. Первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений (комнатных и на пришкольном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома.

5. Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Преподавание биологии для учащихся VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинно - следственные связи и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, влияние на неё человека.

В 6 классе программа призвана дать обучающимся основные знания по неживой природе, сформировать представление о мире, который окружает человека.

Цель обучения: Формирование представлений учащихся о предметах и явлениях неживой природы.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- формирование представлений учащихся об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);

– развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Биология»; - нравственно - экологическое воспитание учащихся при изучении предмета.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

- отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов;

- характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

- некоторые свойства твёрдых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.

Учащиеся должны уметь:

- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием.

Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов, и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространённых полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений. Школьников с проблемами в развитии невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространённых и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

Цель обучения: Формирование представлений обучающихся о растительном мире, о взаимосвязях в нем существующих, о правилах поведения в природе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- Сообщение учащимся знаний об элементах живой природы (о строении и жизни растений);

– Формирование правильного понимания роли природных явлений, таких как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений;

- Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Биология»;

- Нравственно - экологическое воспитание при изучении биологии;

- Первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений (комнатных) и ухода за ними.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- Название некоторых бактерий, грибов, а также растений их основных групп: мхов, папоротников, голосемянных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; Разницу цветков и соцветий;

- Разницу ядовитых и съедобных грибов;

- Вред бактерий для человека и способы предохранения от заражения ими.

Учащиеся должны уметь:

- Отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

- Приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

- Различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

- Различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;

- Выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (дома);

- Различать грибы и растения.

В 8 классе обучающиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

Цель обучения: Формирование представлений учащихся о животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- Сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);

- Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни животных;

- Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Биология»;

- Нравственно - экологическое воспитание обучающихся;

- Первоначальное ознакомление с некоторыми животными.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

- Основные отличия животных от растений;

- Признаки сходства и различия между изученными группами животных;

- Общие признаки, характерные для каждой из групп животных;

- Места обитания, образ жизни и поведение животных;

- Название некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях;

- Значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

- Основные требования ухода за домашними животными.

Учащиеся должны уметь:

- Узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

- Кратко рассказывать об основных чертах строения и образе жизни изученных животных;

- Устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;

- Проводить уход за домашними животными;

- Рассказать о своих питомцах (их породах, поведении, повадках).


В программе 9 класса обучающиеся получают элементарные сведения об анатомии, физиологии и гигиене человека. Учащиеся знакомятся с человеческим организмом и условиями, которые благоприятствуют, либо вредят нормальной его жизнедеятельности. Учащимся сообщаются сведения о необходимости правильного питания, соблюдения гигиенических требований, профилактики заболеваний. Они получают представления о вреде курения, употребления спиртных напитков и наркотических веществ. При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма и нормальной его жизнедеятельности.

Цель обучения: Формирование представлений об анатомии, физиологии и гигиене организма человека.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- Сообщение учащимся знаний о строении и жизнедеятельности организма человека;

- Развитие памяти, внимания, мышления, зрительного восприятия, устной речи средствами предмета «Биология»;

- Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

- Название, строение и расположение основных органов организма человека;

- Элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

- Влияние физических нагрузок на организм;

- Вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

- Основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

- Применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

- Соблюдать санитарно-гигиенические правила.



Учебно-тематический план



ЖИВАЯ ПРИРОДА (6 класс)

Природа.

Вода в природе.

Воздух.

Полезные ископаемые

Почва


Итого

34ч









Растения, грибы и бактерии (7 класс)



Многообразие растений


Цветок.


Семя растений.


Корни.


Лист.


Стебель

Растение — целостный организм.

Многообразие растений, бактерий и грибов

Покрытосеменные или цветковые.




Однодольные растения.

  • Злаки

  • Лилейные



Двудольные растения

  • Пасленовые

  • Бобовые.

  • Розоцветные.

  • Сложноцветные.





14.

Итого

34 часа





Животные 8 класс


Многообразие животного мира


Беспозвоночные животные:

Позвоночные животные




Рыбы

Земноводные и пресмыкающиеся


Птицы


Млекопитающие







12ч


Итого

34ч

Человек 9 класс

Общий обзор организма человека

ООпора тела и движение

ККровь и кровообращение.

ДДыхание.

ППищеварение.

ВВыделительная система.

Кожа.

ННервная система.

ООрганы чувств.

ООхрана здоровья.

Итого

34ч




Коррекционные задачи

1. Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала.

2. Выработка умений устанавливать причинно - следственные связи.

3. Учить связно и развёрнуто излагать учебный материал, опираясь на таблицы, схемы, рисунки.

4. Объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблицы.

5. Выделять несколько отличительных признаков, находить среди них главные, проводить сравнение двух объектов.

6. Способствовать развитию познавательных процессов на основе анализа, сравнения, последовательного выполнения заданий; в процессе работы с планом, схемой, таблицей.

7. Развивать умение самостоятельно делать выводы.

8. Развивать умение поддерживать беседу при обсуждении учебной проблемы.

9. Учить применять ранее полученные знания.

10. Совершенствовать навыки работы с учебником, самостоятельно читать текст, составлять полные развёрнутые ответы, делать выводы.









Учебно – методический комплекс

При составлении программы, подготовке и проведении уроков опиралась на следующие источники:

  1. Королева Н. В., Макаревич Е. В. Естествознание. Неживая природа. 6 класс. - Учебник для учащихся специальных (коррекционных) школ;

  2. Королева Н. В., Макаревич Е. В. Биология. Растения, грибы, лишайники. 7 класс. - Учебник для учащихся специальных (коррекционных) школ;

  3. Никишов А. И., Теремов А. В. Биология. Животные. 8 класс. - Учебник для учащихся специальных (коррекционных) школ;

  4. Романов И. В., Агафонова И. Б. Биология. Человек. 9 класс. - Учебник для учащихся специальных (коррекционных) школ;

  5. Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида, под ред.Воронковой, 2005 г;

  6. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 352 с. Агеева И.Д.

  7. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 360 с. Миронов А.В.

  8. Книга для чтения по зоологии: Для учащихся 6-7 класса. / Сост. С.А. Молис. - М.: Просвещение, 1986. – 224 с.

  9. Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. Сост. Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение, 1987. – 271 с.

  10. Чудесница. – Саратов: ИИЦ АО «Заволжье», 1993. – 152 с. Леденцов Н.И.

  11. 100 великих загадок природы. – М.: ВЕЧЕ, 2005. – 480 с. Непомнящий Н.Н.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!