СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по литературе 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по литературе 9 класс»



9 класс

П/П

Тип урока

ТЕМА

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

Основные виды деятельности

ПРИМЕЧАНИЕ

Введение (1 час)

1


Урок усвоения
нового

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гражданский и патриотический пафос, её гуманизм.

Знать: основные теоретико-литературные понятия;

Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

Лекция, беседа, тестирование

Работа со вступительной статьёй учебника


Из древнерусской литературы (2 часа)

2


Урок усвоения
нового

Литература Древней Руси.

Богатство и разнообразие жанров.

Историческая основа «Слова о полку Игореве».

Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

Знать: основные теоретико-литературные понятия; жанры, особенности древнерусской литературы. Историческую основу, идеи, образную систему «Слова о полку

Игореве»



Беседа с элементами лекции

Презентация

3


Урок усвоения
нового

Художественные особенности «Слово о полку Игореве»

Художественные особенности «Слово о полку Игореве»: самобытность содержания, специфика жанра, образов и языка. Проблема авторства «Слова»

Наизусть: Вступление или «Плач Ярославны»

Знать: наизусть стихотворные тексты Уметь: выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; дать обзорную

характеристику древнерусской

литературы, письменный ответ

об особенностях и значении

"Слова…" - замечательного

памятника древнерусской

литературы, выявить идею, образную

систему, пейзаж произведения,

Практикум

Презентация

Литература 18 века (9 часов)


4

Урок усвоения
нового

Классицизм в русском и мировом искусстве

Отражение в литературе общеевропейских тенденций развития искусства эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия.

Знать: характерные черты классицизма

и особенности русского классицизма

Уметь: выявлять черты

классицистического направления

в произведениях русской

литературы

Составление опорной схемы, беседа, обучение конспектированию


5

Урок усвоения
нового

М.В. Ломоносов. Прославление мира, науки, родины и просвещения в произведениях поэта.

Слово о поэте и ученом. М.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление» - отрывок. Особенности содержания и формы произведения.

Знать: общие сведения о

М.В. Ломоносове как

реформаторе русского языка, поэте и

писателе, понятие жанра оды

Уметь: воспринимать и анализировать

поэтику оды, показать прославление

Родины, мира, науки в оде

М.В. Ломоносова

Работа с учебником, работа по О К


6


Урок усвоения
нового

М.В. Ломоносов. Ода «Надень восшествия…» - типичное произведение в духе классицизма

Ода как жанр лирической поэзии. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях поэта.

Знать: историко-культурный контекст изучаемых произведений;

Уметь: выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному, воспринимать и анализировать поэтику оды, показать прославление , самостоятельно

проводить исследование

художественного своеобразия оды

Родины, мира, науки в оде

Беседа работа с произведением, его анализ, словарная работа


7


Урок усвоения
нового

Г.Р. Державин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина.

Отражение в литературе общеевропейских тенденций развития искусства эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Слово о поэте – философе. Обличение несправедливости в стихотворении

«Властителям и судьям»

Знать: общие сведения о жизни и

творчестве Г.Р. Державина,

содержание оды «Властителям и судиям»

Уметь: комментировать,

анализировать характерные

для творчества Г.Р. Державина

стихотворения

Беседа работа с произведением, его анализ, словарная работа


8

Урок усвоения
нового

Тема поэта и поэзии в лирике Державина

Оценка в стихотворении «Памятник» собственного поэтического творчества мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.

Знать: содержание стихотворения Уметь: комментировать,

анализировать характерные

для творчества Г.Р. Державина

стихотворения

Беседа работа с произведением, его анализ, словарная работа


9


Урок усвоения
нового

А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Слово о писателе. Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

Знать: историко-культурный контекст, основные факты жизненного и творческого пути писателя

Уметь: выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Беседа с элементами лекции



10


Урок усвоения
нового

Особенности повествования в «Путешествии…»

Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

Знать: содержание литературного произведения

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев,

Беседа с элементами лекции



11


Урок усвоения
нового

Н.М. Карамзин.

Понятие о сентиментализме.

Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы “человек и природа”. Слово о писателе и историке. «Осень» как произведение сентиментализма

Знать: понятие о сентиментализме;

Творчество Н.М. Карамзина

как писателя и историка, содержание произведения

Уметь: выделять характерные

черты сентиментализма в

произведениях русской литературы


Беседа с элементами лекции



12



Урок развития речи

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма

Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя»

Внимание писателя к внутренней жизни человека. Новые черты русской литературы

Знать: содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

Уметь: воспринимать и анализировать

повесть "Бедная Лиза"

выявлять авторскую позицию; ,

Беседа с элементами лекции




Из литературы 19 века (53 часа)


14


Урок усвоения
нового

Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза, драматургия 19 века.

Поворотные события русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) и их определяющее влияние на характер русской литературы. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и других литературах народов России1.

Знать: характерные черты романтизма

и особенности русского романтизма

Уметь: выявлять черты

романтического направления

в произведениях русской

литературы

Лекция


15

Урок усвоения
нового

Романтическая лирика начала 19 века.

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

«Море» и «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического произведения.

Знать : основные сведения жизни и

творчества В.А. Жуковского,


Беседа, анализ стихов


16

Урок усвоения
нового

Элегии и баллады Жуковского. Нравственный мир героини баллады «Светлана»

Особенности жанра баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

Уметь: находить народные обычаи

в балладе "Светлана" выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; анализировать лирическое

стихотворение

Беседа с элементами анализа


17

Урок усвоения
нового

А.С. Грибоедов. Становление личности писателя. Особенности драматического произведения «Горе от ума».

Личность и судьба драматурга. Биография писателя, творческая история комедии «Горе от ума»

Знать: биографию Грибоедова,

творческую историю комедии;

сюжет, язык комедии

Уметь: выявить смысл названия

комедии

слово учителя, лекция, чтение и пересказ биографии,


18

Урок усвоения
нового

Обзор содержания «Горе от ума».

Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии .



Уметь: определить проблему

жанра, нравственный конфликт

в комедии

Анализ списка действ лиц, чтение 1 действ (явл 1-5, 7)


19-20

Урок усвоения
нового

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» К вам Александр Андреевич Чацкий…» Анализ 1 действия

«Век нынешний и век минувший…» Анализ 2 действия

Анализ сцены бала.

Уметь: анализировать произведение, знать: содержание произведения

Беседа с элементом анализа


21-22


Урок усвоения
нового

Чацкий в системе образов комедии

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

«Безумный по всему…» Анализ 3 действия

«Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…» Анализ 4 действия.

. Смысл названия. Проблема жанра, новаторство и традиции комедии

Уметь: анализировать произведение, давать характеристику образу;

знать: содержание произведения

Беседа с элементом анализа


23

Урок усвоения нового материала

Язык комедии А.С. Грибоедова. Преодоление канонов классицизма.

Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма. Обучение анализу эпизода драматического произведения

Знать: материал по теме

"А.С. Грибоедов",

Уметь: работать с тестом

слово учителя, беседа по вопросам


24

Развитие речи

Р.р. И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению.

И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению. Обучить навыкам конспектирования, проверить насколько усвоено произведение

Уметь конспектировать статью

слово учителя, чтение статьи, беседа по вопросам


25


Урок усвоения
нового

А.С. Пушкин: жизнь и судьба.

Лицейская лирика. «19 октября»

Жизнь и творчество поэта Значение творчества поэта в миров литературе, основные произведения определенного периода (хронология)

А.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве поэта

Знать: основные этапы жизненного

и творческого пути А.С. Пушкина;

тематику лирики А.С. Пушкина

Уметь: анализировать лирическое

стихотворение

слово учителя, чтение статьи, беседа по вопросам


26


Урок усвоения
нового

Свободолюбивая лирика Пушкина. Анализ стихотворений «К Чаадаеву», «Анчар», «К морю»


Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.Пушкина.


Уметь: анализировать лирическое

стихотворение

Анализ стихотворений


27


Урок усвоения
нового

Любовь как гармония души в интимной лирике Пушкина

Адресаты любовной лирики поэта.

Анализ стихотворений «Я вас любил» , «На холмах Грузии»

Уметь: анализировать лирическое

стихотворение

Анализ стихотворений


28


Урок усвоения

нового

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.


Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Обучение анализу одного стихотворения. Р.Р. Анализ стихотворения А.С. Пушкина«Я памятник себе воздвиг нерукотворный

Уметь: анализировать лирическое

стихотворение

Анализ стихотворений


29

Урок контроля

Контрольная работа №1 по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума»

Контрольная работа №1 по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума»

Знать содержание произведений, технологию тестовой

работы с выбором варианта ответа

уметь анализировать произведения, давать ответы (мини-сочинения)

Тест с творческим заданием


30

Внекл. чтение

А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма

Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуальный характер Алеко.

Знать: содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

беседа по содержанию романа, работа с текстом, с материалом учебника, с тетрадью, выводы)


31


Урок усвоения
нового

Творческая история романа «Евгений Онегин».


История создания. Замысел и композиция. Сюжет. Система образов. Онегинская строфа





Знать: историко-культурный контекст изучаемых произведений;

систему образов романа "Евгений Онегин";

понятие «онегинской строфы».

Уметь: давать характеристику

героям романа, показать проблему

финала романа;

беседа и реализация дом задания, работа с опорной схемой, , работа с текстом


32


Урок усвоения
нового

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.


Трагические итоги жизненного пути героев.



Уметь: давать характеристику героям, уметь анализировать произведение

беседа по содержанию романа, работа с текстом, с материалом учебника, с тетрадью


33

Урок усвоения
нового

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина Татьяна и Ольга.

Уметь: выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному;

беседа по содержанию романа,


34


Урок усвоения
нового

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

Уметь: характеризовать героев, сопоставлять героев

беседа по содержанию романа, работа с материалом учебника


35

Урок усвоения
нового

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя строить рассуждения

на темы: " Лирические отступления

в романе "Евгений Онегин",

"Голос автора в романе

"Евгений Онегин"

Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение.



36


Урок усвоения
нового

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.


беседа по содержанию романа, работа с текстом, с материалом учебника,



37


Урок усвоения
нового

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев., Ф.М.Достоевский.

Подготовка к домашнему сочинению.

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев., Ф.М.Достоевский.


Уметь

Конспектировать статью, выделять главное

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..

Конспект сочинение



38


Урок усвоения
нового

А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблемы гения и злодейства.

Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.

Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение

Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.

Ответы-рассуждения по поднятым проблемам


39


Урок усвоения

нового

М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество (обзор).

Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Молитва», «Парус»

Проблема личности и общества. Герой-индивидуалист. Образ «героя времени. Анализ стихов: «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно»






Знать: основные факты жизненного и творческого пути, тематику поэзии М.Ю. Лермонтова

Уметь: выявить мысли и

чувства автора, его переживания в

лирических произведениях

выразительно читать

анализировать лирическое

стихотворение

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы Исследовательский проект «Строка, оборванная пулей»


40


Урок усвоения

нового

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»


Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали», «Есть речи – значенье»

Знать: понятия: мотив, лирический герои, романтизм, скептицизм, основные мотивы лирики; наизусть стихотворные тексты подлежащих обязательному изучению Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; выявить мысли и чувства автора, его переживания,

выразительно читать

стихотворение, анализи­ровать стихотво­рения понимать: идейный смысл стихотворении, роль поэтической ин­тонации, жанро­вые особенно­сти

Ответить на вопросы: почему мотив одиночества стал

основным в лирике; согласны ли вы с мнением, что стихотворение «Парус» - «ключ к поэзии» Лермонтова»?


41


Урок усвоения

нового

Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет»

Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет»

Знать: адресатов любовной лирики, наизусть стихотворные тексты

Уметь: выявить мысли и

чувства автора, его переживания, анализировать лирическое стихотворение

Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики


42


Урок усвоения

нового

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие.


Знать: основные признаки эпохи

Уметь: анализировать лирическое

Стихотворение, выделять смысловые части текста

Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником.


43


Урок усвоения
нового

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Мотивы лирики и проблематика романа.

Замысел, смысл названия и проблематика романа. Печорин как представитель «портрета поколения». Обзор содержания, сложность композиции. Век М.Лермонтова в романе. Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.


Знать: историко-культурный контекст, понятие жанра социально-

психологического романа содержание романа.

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать особенности сюжета и композиции

Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?


Презентация «Роман «Герой нашего.

44


Урок усвоения
нового

Печорин как представитель портрета поколения. Анализ главы «Бэла»


Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»







У м е т ь: давать характеристику

героям романа, выявлять проблематику сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей

Знать: текст повести «Бэла».



Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование.


45


Урок усвоения
нового

Печорин и Максим Максимыч

Печорин и Максим Максимыч

Знать: текст по­вести;

понимать: худо­жественные осо­бенности повес­ти, способы соз­дания психологи­ческого портрета; уметь: анализи­ровать повесть с учётом особенно­стей художест­венного метода Лермонтова; вы­борочно переска­зывать текст; определять грани­цы эпизода

Ответить на вопро­сы: почему Лер­монтов не мог до­верить портретную характеристику главного героя Максиму Максимычу; какую роль иг­рает портрет в рас­крытии характера героя?

В чём, по вашему мнению, виноват Печорин перед бедным штабс-капитаном


46


Урок усвоения
нового

Журнал Печорина как средство самораскрытия его характера


Журнал Печорина как средство самораскрытия его характера. Анализ глав «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». «Тамань» Печорин в обществе «честных контрабандистов» «Княжна Мэри» Печорин и «водяное общество»

Письменно от­ветить на во­прос: с какими новыми проти­воречиями в характере Пе­чорина вы сталкиваетесь, читая «Та­мань»?


Знать: текст по­вести; художественные особенности повести, признаки романтического сюжета, текст повести;

понимать: худо­жественные осо­бенности повес­ти, способы соз­дания психологи­ческого портрета;

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов. различать героя, повество­вателя, автора в повести «Та­мань»; развёрну­то обосновывать суждения; на ос­нове текста по­вести давать ха­рактеристику ге­рою; определять конфликт повести

состав­лять характери­стику героя на основе текста по плану; раскры­вать «историю души человеческой»

Письменные ответы на вопросы

Перечитать повесть «Та­мань», второе вступление. Составить рас­сказ о злоклю­чениях Печо­рина в Тамани Прочитать повесть «Княжна

Мери», составить характеристику Грушницкого по плану; подготовить выразительное чтение записей от 11 июня, 3 июля; подго­товить художе­ственный пере­сказ сцены ду­эли


47


Урок усвоения

нового

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина


Письменные ответы на во­просы: «Поче­му именно гла­ва «Фаталист» - разгадка все­го романа?», «Какая сила привела ду­мающего чело­века, привык­шего во всём отдавать себе отчёт, всё под­вергать анали­зу, к признанию необходимости для себя инди­видуалистиче­ского отноше­ния к миру?»

Знать: содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

Прочитать от­рывки из статьи Белинского о романе Лер­монтова


48


Урок усвоения

нового

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина


Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина







Знать: содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;



49


Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени в оценке В.Г. Белинского» . р.р. Подготовка к сочинению

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.


Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Дома: краткий конспект статьи В.Г.Белинского.


50


Урок усвоения
нового

Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю. Лермонтова


Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю. Лермонтова

тестовые задания: уровни А, В, С

Знать: материал по теме "М.Ю. Лермонтов", технологию тестовой работы с выбором варианта ответа

Уметь: работать с тестом, давать развернутые ответы (мини-сочинения)

контрольная работа


51


Урок усвоения
нового

Н.В. Гоголь: жизнь и творчество. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Цикл «Петербургские повести»

Страницы жизни и творчества писателя. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород» (обобщение ранее изученного материала). Цикл «Петербургские повести» Проблематика сборника


Знать: основные этапы жизненного

и творческого пути Н.В. Гоголя,

понятие «маленький человек»,

содержание цикла «Петербургские

повести» и поэмы "Мертвые души"

.


.

52


Урок усвоения
нового

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жан­ровое своеобразие.

Уметь восприни­мать художествен­ное произведение в контексте эпох.


Уметь: Объяснить смысл названия на основе прочитанного текста, жанра произведения.

Презентация «Н.В.Гоголь «Мертвые Души» Пролог к изучению поэмы»


53


Урок усвоения
нового

Анализ 1 -2 главы. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси. Образ Манилова и Коробочки


Система образов поэмы. Обучение анализу эпизода.

Неотразимо страшные идеалы ог­рубления»: Манилов и Коробочка



Знать: текст поэмы; понимать: спо­собы создания образов помещи­ков;

Уметь: состав­лять характери­стику литератур­ного персонажа; развёрнуто обос­новывать сужде­ния; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатири­ческого изобра­жения действи­тельности

Чтение глав 2, 3; заполнить таблицу «Сравнитель­ная характери­стика помещи­ков в поэме» по разделам: зна­чение говоря­щей фамилии, внешность, дом и постройки, положение кре­стьян, отноше­ние к предло­жению Чичико­ва (Манилов и Коробочка)


54


Урок усвоения
нового

«Неотразимо страшные

идеалы огрубления»:

Собакевич и Ноздрёв

«Неотразимо страшные

идеалы огрубления»:

Собакевич и Ноздрёв

Знать: приём зоологизации,

текст поэмы; понимать: способы создания образов помещи­ков;

Уметь: состав­лять характери­стику литератур­ного персонажа,

развёрнуто обос­новывать сужде­ния; выявлять особенности ав­торского стиля и приёмы сатири­ческого изобра­жения действи­тельности

Прочитать гла­вы 4, 5. Продолжить заполнение таблицы (Собакевич и Нозд-рёв); подгото­вить рассказ-характеристику помещика Собакевича



Урок усвоения
нового

«Неотразимо страшные

идеалы огрубления»:

Чичиков у Плюшкина

Неотразимо страшные

идеалы огрубления»:

Чичиков у Плюшкина

Знать: приём зоологизации, типический ха­рактер, текст поэмы;

понимать: спо­собы создания образа Чичикова; Уметь: состав­лять характери­стику литератур­ного персонажа; развёрнуто обос­новывать сужде­ния; выявлять особенности ав­торского стиля и приёмы сатири­ческого изобра­жения действи­тельности


Перечитать главу 6, заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещи­ков в поэме» (Плюшкин); подготовить рассказ-характеристику

Плюшкина


56


Урок усвоения
нового

«Город никак не уступал другим губернским городам»

Образ города

Знать: текст по­эмы;

понимать: смысл вставной «Повес­ти о капитане Копейкине»; Уметь: переска­зывать текст, да­вать обобщаю­щую характери­стику чиновни­кам; развёрнуто обосновывать суждения; выяв­лять особенности авторского стиля и приёмы сатири­ческого изобра­жения действи­тельности

Прочитать гла­вы 7-10. Инд. задание: пересказать «Повесть о ка­питане Копейкине»,картины жизни чиновни­ков


57


Урок усвоения

нового

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой Эволюция образа автора.


Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.

Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Уметь анализировать эпизод, характери­зовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.

Характеристика города и героев литературного произведения. Ответить пись­менно на во­прос «Кто же он? Стало быть, подлец?»


58


«Мертвые души» - поэма о величии России. Р.р. Подготовка к сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

«Здесь ли не быть богатырю?» Образ России в поэме дать письменный ответ на темы:

" Сатирическое изображение

городского чиновничества",

"Типичность и историческая новизна

образа Чичикова", "Автор и

повествователь", "Сатирическое и

лирическое начала в поэме"

Знать: текст произведения; при-

чины незавершенности поэмы;

критическую оценку поэмы В.Г. Белинским; темы лирических отступлений; понимать: как происходит эво­люция автора - от сатирика к пророку; Уметь: опреде­лять темы лири­ческих отступле­ний, анализиро­вать их текст, вы­являя проблема­тику, авторскую позицию


Групповые за­дания:

1) подготовить сообщение об образе русского народа в по­эме; 2)лириче­ские отступле­ния в поэме; 3) как оценил В.Г. Белинский поэму?


59



Урок усвоения
нового

А.Н. Островский «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

Слово о писателе. Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада


Комедия как жанр драматургии

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев.


60


Урок усвоения
нового

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы.

Слово о писателе. Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

Комедия как жанр драматургии

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.

беседа по содержанию романа, работа с текстом, с материалом учебника, с тетрадью, выводы



61-62


Урок усвоения

нового

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»

Слово о писателе. Черты внутреннего мира героя.

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.


63


Урок усвоения
нового

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»

Содержание и смысл «сентиментальности в понимании Ф.Достоевского. развитие понятия о повести

64


Урок усвоения
нового

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность»

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести. Многообразие реалистических тенденций. Нравственные и философские искания русских писателей. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики в повести: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

Знать: жизнь и творчество

Л.Н. Толстого, понятие «диалектика

души», автобиографическая трилогия особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии

Уметь: характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления, давать характеристику

героям, выявлять проблематику

Рассказ о писателе, определение черт личности героя


65


Урок усвоения
нового

Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 века. Боль и негодование А.П. Чехова в рассказе «Смерть чиновника».

Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 века. Слово о писателе. Боль и негодование А.П. Чехова в рассказе «Смерть чиновника».





Знать: жизнь и творчество А.П. Чехова, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека» понятие "подтекста", отличия

комического и сатирического текстов

Уметь: раскрыть художественное

мастерство Чехова-рассказчика;

показать философско-нравственную

проблематику рассказов и авторское

отношение к ним.

Анализ рассказов: монологические ответы.


66


Урок усвоения
нового

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире

Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.




Знать: содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

Уметь: писать рецензию

на один из лирико-драматических рассказов Чехова выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев

Анализ рассказов: монологические ответы.


67

Урок усвоения
нового

Р/р. Подготовка к сочинению-рассуждению на проблемный вопрос: «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века


Р/р. Подготовка к сочинению-рассуждению на проблемный вопрос: «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере произведений Островского, Достоевского, Чехова)

Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы.

Уметь создавать письменное сочинение

сочинение


68


Урок усвоения

нового

Беседа о стихах Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета. Их стихотворения разных жанров.

Совершенствование представлений о жанрах лирических произведений. Эмоциональное богатство русской поэзии.

Знать: представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. основные этапы жизненного

и творческого пути Ф.И. Тютчева

Н.А. Некрасова; тематику лирики поэта

Уметь: самостоятельно

анализировать лирическое

стихотворение

Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.


Из литературы 20 века (27 часов)


69


Урок усвоения
нового

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.

Новые течения в русской литературе конца XIX–начала ХХ вв. Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской и других литературах народов России. Традиции и новаторство. Русская литература советского времени. Проблема героя. Личность и государство.

Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления..



70

Урок усвоения
нового

И. Бунин. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев.

Слово о писателе. История любви Надежды и Николая Алексеевича.






Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать произведение



Анализ рассказа: монологические ответы.

Презентация по биографии

71

Урок усвоения
нового

Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи»

Лиризм повествования. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.




72

Урок усвоения
нового

М. А. Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

Слово о писателе. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров.







Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести

Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики.

Проект «Сатира Булгакова»

73

Урок усвоения
нового

Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце»

Гуманистическая позиция автора. Смыл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести.

Знать: содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;


Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики.


74

Урок усвоения
нового

М. Шолохов. Смысл названия рассказа «Судьба человека»

Слово о писателе. Судьба человека и судьба Родины.

Образ главного героя.






Знать: основные этапы жизни и

творчества М.А. Шолохова особенности композиции рас­сказа «Судьба че­ловека».

Уметь: выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному; показать значение

образа героя рассказа «Судьба человека»,

выявить роль пейзажных зарисовок

Анализ рассказа: монологические ответы.


75

Урок усвоения
нового

Особенности композиции рассказа и образ автора-рассказчика в рассказе «Судьба человека»»

Особенности авторского повествования в рассказе. Композиция, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм М.Шолохова в рассказе – эпопее.

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев,

самостоятельно

анализировать рассказ

"Судьба человека"



76

Урок усвоения
нового

Картины послевоенной деревни в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».

Слово о писателе. Образ рассказчика.








Знать автобиогра­фическую основу рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художественное своеобразие расска­за

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.


77

Урок усвоения
нового

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»

Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына "Матренин двор" Тема праведничества в рассказе. Домашнее сочинение: как вы понимаете заключительную фразу произведения?

Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы.

Объяснение смысла «праведничества» в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы.


78

урок контроля

Контрольная работа №3 «Произведения второй половины 19 – начала 20 века»


Уметь: писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);



79

Урок – лекция

Русская поэзия Серебряного века.

Русская поэзия Серебряного века.

Утверждение нерушимости нравственных устоев и ценностей человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).

Знать: своеобразие лирики поэтов

"серебряного" века, содержание теоретико-литера­турных терминов.

Уметь выделять главное и значимое в учебном материале, конспекти­ровать лекцию



80

Урок усвоения
нового

А. Блок. Своеобразие лирических интонаций поэта.

Р.р. Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка»

Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций. Образы и ритмы поэта.

Анализ стихотворений «Ветер принес издалека», «Весна без конца и без края», «О, я хочу безумно жить» -на выбор

Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока

Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире», своеобразие лирических интонаций.

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений.

Анализ стихотворений.

Презентация по биографии

81

Урок усвоения
нового

С. Есенин . Тема Родины и лирике поэта

Слово о поэте. Анализ стихотворений «»Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра», «Край ты мой заброшенный». Стихотворения поэта о природе.

Знать основные события творче­ской биографии поэта, его про­граммные произве­дения.

Уметь анализиро­вать поэтический текст, выделяя тропы и стилисти­ческие приемы

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Презентация по биографии

82

Урок усвоения
нового

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике поэта. Анализ стихотворения «Письмо к женщине»

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая». Народно – песенная основа лирики поэта

Знать основные этапы творчества

Уметь: выделить художественные

образы в лирике, выразительно читать стихотворение, самостоятельно

анализировать лирическое

стихотворение



83

Урок усвоения
нового

Новаторство поэзии В.Маяковского.

Слово о поэте. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Анализ стихотворений «Люблю»

Знать основные

этапы творчества А.Блока, Своеобразие ритма, интонации.

меть: выделить художественные

образы в лирике А. анализировать лирическое

стихотворение

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть.


84

Урок усвоения
нового

В.В.Маяковский о труде поэта.

В.В.Маяковский о труде поэта. Анализ стихотворений «А вы могли бы?», «Послушайте!»

Уметь: выделить художественные

образы в лирике выразительно читать стихотворение самостоятельно

анализировать лирическое

стихотворение



85

Урок усвоения
нового

М. Цветаева.

Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти.

Слово о поэте. Особенности поэтики Цветаевой. Анализ стихотворений «Идешь на меня похожи», «Мне нравится», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», из циклов «Ахматова», «Родина»

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ.


86

Урок усвоения
нового

Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве»

Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Знать: содержание

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;



87

Урок усвоения
нового

Н. Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.

Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Анализ стихотворений «Я не ищу гармонии в природе», «Где – то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «Завещание».

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.


88-89

Урок усвоения
нового

А. Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике. Стихи А.А. Ахматовой о поэте и поэзии.

Слово о поэте. Наизусть: «Сероглазый король», «Молитва», «Не с теми я, кто бросил землю», «Что ты бродишь неприкаянный», «Муза», «И упало каменное слово» - на выбор

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэтессе с презентацией.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Презентация по биографии

90

Урок усвоения
нового

Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви

Слово о поэте. Философская глубина лирики Б.Пастернака. Анализ стихотворений «Красавица моя, вся стать», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти»

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.


Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.


91

Урок усвоения
нового

А. Твардовский. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

Слово о поэте. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки»





Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.


Сообщение о поэте с презентацией Выразительное чтение стихотворений и их анализ.


92

Урок развития речи

Р.р. Анализ стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом…»



Проблемы и интонации стихов о войне

Знать: наизусть стихотворные тексты Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;



93-94


Урок усвоения
нового

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков

Знать: историко-культурный контекст изучаемых произведений;

- основные теоретико-литературные понятия;

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;



95

Урок контроля

Контрольная работа №4

Анализ лирического произведения

Зачетная работа по русской лирике 20 века.


Тест


Зарубежная литература (8 часов)



96

Урок внеклассного чтения

Античная лирика. Катулл. Гораций.

Единство и многообразие мирового литературного процесса. Взаимодействие зарубежной, русской и других литератур народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин», «Нет, не надейся приязнь заслужить» чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла «Мальчику». Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горция в русской поэзии


Знать: содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

-основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

Уметь: выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-сопоставлять литературные произведения;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

С.243



97


Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты)


Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы и ее универсально -философский характер.

Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».

Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.

Ответы на вопросы


98


У. Шекспир. «Гамлет». Философский характер трагедии.

Слово о поэте. Проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути. Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.

Уметь участвовать в диалоге по прочи­танному произведе­нию, понимать чу­жую точку зрения

Ответы на вопросы


99


Трагизм любви Гамлета и Офелии.

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы Общечеловеческое значение героев Шекспира.

Знать: содержание произведения,

Уметь: выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

- участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;



100


И. В. Гете. «Фауст» как философская трагедия.

Слово о поэте. Эпоха Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистфеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

Знать: содержание произведения, основные факты жизненного и творческого пути писателя

Уметь: выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

- участвовать в диалоге,

понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;



101


Смысл сопоставления Фауста и Вагнера

Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного произведения ; -





102


Выявление уровня литературного развития учащихся.

Итоги года и задания для летнего чтения.

Ответы на вопросы (по уровням)

Ответы на вопросы.
































1

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!