№ П/П | Тип урока | ТЕМА | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Основные виды деятельности | ПРИМЕЧАНИЕ |
Введение (1 час) |
1 | Урок усвоения нового | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека | Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гражданский и патриотический пафос, её гуманизм. | Знать: основные теоретико-литературные понятия; Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части); | Лекция, беседа, тестирование Работа со вступительной статьёй учебника | |
Из древнерусской литературы (2 часа) |
2 | Урок усвоения нового | Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. Историческая основа «Слова о полку Игореве». | Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). | Знать: основные теоретико-литературные понятия; жанры, особенности древнерусской литературы. Историческую основу, идеи, образную систему «Слова о полку Игореве» | Беседа с элементами лекции | Презентация |
3 | Урок усвоения нового | Художественные особенности «Слово о полку Игореве» | Художественные особенности «Слово о полку Игореве»: самобытность содержания, специфика жанра, образов и языка. Проблема авторства «Слова» Наизусть: Вступление или «Плач Ярославны» | Знать: наизусть стихотворные тексты Уметь: выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; дать обзорную характеристику древнерусской литературы, письменный ответ об особенностях и значении "Слова…" - замечательного памятника древнерусской литературы, выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, | Практикум | Презентация |
Литература 18 века (9 часов) |
4 | Урок усвоения нового | Классицизм в русском и мировом искусстве | Отражение в литературе общеевропейских тенденций развития искусства эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия. | Знать: характерные черты классицизма и особенности русского классицизма Уметь: выявлять черты классицистического направления в произведениях русской литературы | Составление опорной схемы, беседа, обучение конспектированию | |
5 | Урок усвоения нового | М.В. Ломоносов. Прославление мира, науки, родины и просвещения в произведениях поэта. | Слово о поэте и ученом. М.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление» - отрывок. Особенности содержания и формы произведения. | Знать: общие сведения о М.В. Ломоносове как реформаторе русского языка, поэте и писателе, понятие жанра оды Уметь: воспринимать и анализировать поэтику оды, показать прославление Родины, мира, науки в оде М.В. Ломоносова | Работа с учебником, работа по О К | |
6 | Урок усвоения нового | М.В. Ломоносов. Ода «Надень восшествия…» - типичное произведение в духе классицизма | Ода как жанр лирической поэзии. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях поэта. | Знать: историко-культурный контекст изучаемых произведений; Уметь: выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному, воспринимать и анализировать поэтику оды, показать прославление , самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия оды Родины, мира, науки в оде | Беседа работа с произведением, его анализ, словарная работа | |
7 | Урок усвоения нового | Г.Р. Державин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. | Отражение в литературе общеевропейских тенденций развития искусства эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Слово о поэте – философе. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судьям» | Знать: общие сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина, содержание оды «Властителям и судиям» Уметь: комментировать, анализировать характерные для творчества Г.Р. Державина стихотворения | Беседа работа с произведением, его анализ, словарная работа | |
8 | Урок усвоения нового | Тема поэта и поэзии в лирике Державина | Оценка в стихотворении «Памятник» собственного поэтического творчества мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина. | Знать: содержание стихотворения Уметь: комментировать, анализировать характерные для творчества Г.Р. Державина стихотворения | Беседа работа с произведением, его анализ, словарная работа | |
9 | Урок усвоения нового | А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» | Слово о писателе. Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. | Знать: историко-культурный контекст, основные факты жизненного и творческого пути писателя Уметь: выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; | Беседа с элементами лекции | |
10 | Урок усвоения нового | Особенности повествования в «Путешествии…» | Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | Знать: содержание литературного произведения Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, | Беседа с элементами лекции | |
11 | Урок усвоения нового | Н.М. Карамзин. Понятие о сентиментализме. | Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы “человек и природа”. Слово о писателе и историке. «Осень» как произведение сентиментализма | Знать: понятие о сентиментализме; Творчество Н.М. Карамзина как писателя и историка, содержание произведения Уметь: выделять характерные черты сентиментализма в произведениях русской литературы | Беседа с элементами лекции | |
12 | Урок развития речи | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» | Внимание писателя к внутренней жизни человека. Новые черты русской литературы | Знать: содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; Уметь: воспринимать и анализировать повесть "Бедная Лиза" выявлять авторскую позицию; , | Беседа с элементами лекции | |
Из литературы 19 века (53 часа) | |
14 | Урок усвоения нового | Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза, драматургия 19 века. | Поворотные события русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) и их определяющее влияние на характер русской литературы. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и других литературах народов России1. | Знать: характерные черты романтизма и особенности русского романтизма Уметь: выявлять черты романтического направления в произведениях русской литературы | Лекция | |
15 | Урок усвоения нового | Романтическая лирика начала 19 века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). | «Море» и «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического произведения. | Знать : основные сведения жизни и творчества В.А. Жуковского, | Беседа, анализ стихов | |
16 | Урок усвоения нового | Элегии и баллады Жуковского. Нравственный мир героини баллады «Светлана» | Особенности жанра баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. | Уметь: находить народные обычаи в балладе "Светлана" выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; анализировать лирическое стихотворение | Беседа с элементами анализа | |
17 | Урок усвоения нового | А.С. Грибоедов. Становление личности писателя. Особенности драматического произведения «Горе от ума». | Личность и судьба драматурга. Биография писателя, творческая история комедии «Горе от ума» | Знать: биографию Грибоедова, творческую историю комедии; сюжет, язык комедии Уметь: выявить смысл названия комедии | слово учителя, лекция, чтение и пересказ биографии, | |
18 | Урок усвоения нового | Обзор содержания «Горе от ума». | Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии . | Уметь: определить проблему жанра, нравственный конфликт в комедии | Анализ списка действ лиц, чтение 1 действ (явл 1-5, 7) | |
19-20 | Урок усвоения нового | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» К вам Александр Андреевич Чацкий…» Анализ 1 действия «Век нынешний и век минувший…» Анализ 2 действия Анализ сцены бала. | Уметь: анализировать произведение, знать: содержание произведения | Беседа с элементом анализа | |
21-22 | Урок усвоения нового | Чацкий в системе образов комедии | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей «Безумный по всему…» Анализ 3 действия «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…» Анализ 4 действия. . Смысл названия. Проблема жанра, новаторство и традиции комедии | Уметь: анализировать произведение, давать характеристику образу; знать: содержание произведения | Беседа с элементом анализа | |
23 | Урок усвоения нового материала | Язык комедии А.С. Грибоедова. Преодоление канонов классицизма. | Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма. Обучение анализу эпизода драматического произведения | Знать: материал по теме "А.С. Грибоедов", Уметь: работать с тестом | слово учителя, беседа по вопросам | |
24 | Развитие речи | Р.р. И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению. | И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению. Обучить навыкам конспектирования, проверить насколько усвоено произведение | Уметь конспектировать статью | слово учителя, чтение статьи, беседа по вопросам | |
25 | Урок усвоения нового | А.С. Пушкин: жизнь и судьба. Лицейская лирика. «19 октября» | Жизнь и творчество поэта Значение творчества поэта в миров литературе, основные произведения определенного периода (хронология) А.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве поэта | Знать: основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина; тематику лирики А.С. Пушкина Уметь: анализировать лирическое стихотворение | слово учителя, чтение статьи, беседа по вопросам | |
26 | Урок усвоения нового | Свободолюбивая лирика Пушкина. Анализ стихотворений «К Чаадаеву», «Анчар», «К морю» | Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.Пушкина. | Уметь: анализировать лирическое стихотворение | Анализ стихотворений | |
27 | Урок усвоения нового | Любовь как гармония души в интимной лирике Пушкина | Адресаты любовной лирики поэта. Анализ стихотворений «Я вас любил» , «На холмах Грузии» | Уметь: анализировать лирическое стихотворение | Анализ стихотворений | |
28 | Урок усвоения
нового | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Обучение анализу одного стихотворения. Р.Р. Анализ стихотворения А.С. Пушкина«Я памятник себе воздвиг нерукотворный | Уметь: анализировать лирическое стихотворение | Анализ стихотворений | |
29 | Урок контроля | Контрольная работа №1 по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума» | Контрольная работа №1 по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума» | Знать содержание произведений, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа уметь анализировать произведения, давать ответы (мини-сочинения) | Тест с творческим заданием | |
30 | Внекл. чтение | А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма | Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуальный характер Алеко. | Знать: содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | беседа по содержанию романа, работа с текстом, с материалом учебника, с тетрадью, выводы) | |
31 | Урок усвоения нового | Творческая история романа «Евгений Онегин». | История создания. Замысел и композиция. Сюжет. Система образов. Онегинская строфа | Знать: историко-культурный контекст изучаемых произведений; систему образов романа "Евгений Онегин"; понятие «онегинской строфы». Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; | беседа и реализация дом задания, работа с опорной схемой, , работа с текстом | |
32 | Урок усвоения нового | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | Трагические итоги жизненного пути героев. | Уметь: давать характеристику героям, уметь анализировать произведение | беседа по содержанию романа, работа с текстом, с материалом учебника, с тетрадью | |
33 | Урок усвоения нового | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина Татьяна и Ольга. | Уметь: выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; | беседа по содержанию романа, | |
34 | Урок усвоения нового | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | Уметь: характеризовать героев, сопоставлять героев | беседа по содержанию романа, работа с материалом учебника | |
35 | Урок усвоения нового | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа | Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. Уметь различать образ автора и героя строить рассуждения на темы: " Лирические отступления в романе "Евгений Онегин", "Голос автора в романе "Евгений Онегин" | Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение. | | |
36 | Урок усвоения нового | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | | беседа по содержанию романа, работа с текстом, с материалом учебника, | | |
37 | Урок усвоения нового | Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев., Ф.М.Достоевский. Подготовка к домашнему сочинению. | Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев., Ф.М.Достоевский. | Уметь Конспектировать статью, выделять главное составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.. | Конспект сочинение | |
38 | Урок усвоения нового | А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблемы гения и злодейства. | Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества. | Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема. | Ответы-рассуждения по поднятым проблемам | |
39 | Урок усвоения
нового | М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество (обзор). Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Молитва», «Парус» | Проблема личности и общества. Герой-индивидуалист. Образ «героя времени. Анализ стихов: «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно» | Знать: основные факты жизненного и творческого пути, тематику поэзии М.Ю. Лермонтова Уметь: выявить мысли и чувства автора, его переживания в лирических произведениях выразительно читать анализировать лирическое стихотворение | Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы Исследовательский проект «Строка, оборванная пулей» | |
40 | Урок усвоения
нового | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк» | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали», «Есть речи – значенье» | Знать: понятия: мотив, лирический герои, романтизм, скептицизм, основные мотивы лирики; наизусть стихотворные тексты подлежащих обязательному изучению Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; выявить мысли и чувства автора, его переживания, выразительно читать стихотворение, анализировать стихотворения понимать: идейный смысл стихотворении, роль поэтической интонации, жанровые особенности | Ответить на вопросы: почему мотив одиночества стал основным в лирике; согласны ли вы с мнением, что стихотворение «Парус» - «ключ к поэзии» Лермонтова»? | |
41 | Урок усвоения
нового | Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет» | Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет» | Знать: адресатов любовной лирики, наизусть стихотворные тексты Уметь: выявить мысли и чувства автора, его переживания, анализировать лирическое стихотворение | Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики | |
42 | Урок усвоения
нового | Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. | | Знать: основные признаки эпохи Уметь: анализировать лирическое Стихотворение, выделять смысловые части текста | Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником. | |
43 | Урок усвоения нового | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Мотивы лирики и проблематика романа. | Замысел, смысл названия и проблематика романа. Печорин как представитель «портрета поколения». Обзор содержания, сложность композиции. Век М.Лермонтова в романе. Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. | Знать: историко-культурный контекст, понятие жанра социально- психологического романа содержание романа. Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать особенности сюжета и композиции | Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа? | Презентация «Роман «Герой нашего. |
44 | Урок усвоения нового | Печорин как представитель портрета поколения. Анализ главы «Бэла» | Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | У м е т ь: давать характеристику героям романа, выявлять проблематику сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей Знать: текст повести «Бэла». | Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование. | |
45 | Урок усвоения нового | Печорин и Максим Максимыч | Печорин и Максим Максимыч | Знать: текст повести; понимать: художественные особенности повести, способы создания психологического портрета; уметь: анализировать повесть с учётом особенностей художественного метода Лермонтова; выборочно пересказывать текст; определять границы эпизода | Ответить на вопросы: почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику главного героя Максиму Максимычу; какую роль играет портрет в раскрытии характера героя? В чём, по вашему мнению, виноват Печорин перед бедным штабс-капитаном | |
46 | Урок усвоения нового | Журнал Печорина как средство самораскрытия его характера | Журнал Печорина как средство самораскрытия его характера. Анализ глав «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». «Тамань» Печорин в обществе «честных контрабандистов» «Княжна Мэри» Печорин и «водяное общество» Письменно ответить на вопрос: с какими новыми противоречиями в характере Печорина вы сталкиваетесь, читая «Тамань»? | Знать: текст повести; художественные особенности повести, признаки романтического сюжета, текст повести; понимать: художественные особенности повести, способы создания психологического портрета; Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов. различать героя, повествователя, автора в повести «Тамань»; развёрнуто обосновывать суждения; на основе текста повести давать характеристику герою; определять конфликт повести составлять характеристику героя на основе текста по плану; раскрывать «историю души человеческой» | Письменные ответы на вопросы Перечитать повесть «Тамань», второе вступление. Составить рассказ о злоключениях Печорина в Тамани Прочитать повесть «Княжна Мери», составить характеристику Грушницкого по плану; подготовить выразительное чтение записей от 11 июня, 3 июля; подготовить художественный пересказ сцены дуэли | |
47 | Урок усвоения
нового | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина Письменные ответы на вопросы: «Почему именно глава «Фаталист» - разгадка всего романа?», «Какая сила привела думающего человека, привыкшего во всём отдавать себе отчёт, всё подвергать анализу, к признанию необходимости для себя индивидуалистического отношения к миру?» | Знать: содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | Прочитать отрывки из статьи Белинского о романе Лермонтова | |
48 | Урок усвоения
нового | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | Знать: содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | | |
49 | | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». | Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени в оценке В.Г. Белинского» . р.р. Подготовка к сочинению | Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их. | Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Дома: краткий конспект статьи В.Г.Белинского. | |
50 | Урок усвоения нового | Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю. Лермонтова | Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю. Лермонтова тестовые задания: уровни А, В, С | Знать: материал по теме "М.Ю. Лермонтов", технологию тестовой работы с выбором варианта ответа Уметь: работать с тестом, давать развернутые ответы (мини-сочинения) | контрольная работа | |
51 | Урок усвоения нового | Н.В. Гоголь: жизнь и творчество. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Цикл «Петербургские повести» | Страницы жизни и творчества писателя. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород» (обобщение ранее изученного материала). Цикл «Петербургские повести» Проблематика сборника | Знать: основные этапы жизненного и творческого пути Н.В. Гоголя, понятие «маленький человек», содержание цикла «Петербургские повести» и поэмы "Мертвые души" | . | . |
52 | Урок усвоения нового | Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. | Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох. | Уметь: Объяснить смысл названия на основе прочитанного текста, жанра произведения. | Презентация «Н.В.Гоголь «Мертвые Души» Пролог к изучению поэмы» | |
53 | Урок усвоения нового | Анализ 1 -2 главы. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси. Образ Манилова и Коробочки | Система образов поэмы. Обучение анализу эпизода. Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Манилов и Коробочка | Знать: текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков; Уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности | Чтение глав 2, 3; заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещиков в поэме» по разделам: значение говорящей фамилии, внешность, дом и постройки, положение крестьян, отношение к предложению Чичикова (Манилов и Коробочка) | |
54 | Урок усвоения нового | «Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Собакевич и Ноздрёв | «Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Собакевич и Ноздрёв | Знать: приём зоологизации, текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков; Уметь: составлять характеристику литературного персонажа, развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности | Прочитать главы 4, 5. Продолжить заполнение таблицы (Собакевич и Нозд-рёв); подготовить рассказ-характеристику помещика Собакевича | |
| Урок усвоения нового | «Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Чичиков у Плюшкина | Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Чичиков у Плюшкина | Знать: приём зоологизации, типический характер, текст поэмы; понимать: способы создания образа Чичикова; Уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности | Перечитать главу 6, заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещиков в поэме» (Плюшкин); подготовить рассказ-характеристику Плюшкина | |
56 | Урок усвоения нового | «Город никак не уступал другим губернским городам» | Образ города | Знать: текст поэмы; понимать: смысл вставной «Повести о капитане Копейкине»; Уметь: пересказывать текст, давать обобщающую характеристику чиновникам; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности | Прочитать главы 7-10. Инд. задание: пересказать «Повесть о капитане Копейкине»,картины жизни чиновников | |
57 | Урок усвоения
нового | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой Эволюция образа автора. | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. | Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков. Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора. | Характеристика города и героев литературного произведения. Ответить письменно на вопрос «Кто же он? Стало быть, подлец?» | |
58 | | «Мертвые души» - поэма о величии России. Р.р. Подготовка к сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» | «Здесь ли не быть богатырю?» Образ России в поэме дать письменный ответ на темы: " Сатирическое изображение городского чиновничества", "Типичность и историческая новизна образа Чичикова", "Автор и повествователь", "Сатирическое и лирическое начала в поэме" | Знать: текст произведения; при- чины незавершенности поэмы; критическую оценку поэмы В.Г. Белинским; темы лирических отступлений; понимать: как происходит эволюция автора - от сатирика к пророку; Уметь: определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию | Групповые задания: 1) подготовить сообщение об образе русского народа в поэме; 2)лирические отступления в поэме; 3) как оценил В.Г. Белинский поэму? | |
59 | Урок усвоения нового | А.Н. Островский «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | Слово о писателе. Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада Комедия как жанр драматургии | Знать творческую биографию писателя, содержание произведения. Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев. | Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев. | |
60 | Урок усвоения нового | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы. | Слово о писателе. Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада Комедия как жанр драматургии | Знать творческую биографию писателя, содержание произведения. Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев. | беседа по содержанию романа, работа с текстом, с материалом учебника, с тетрадью, выводы | |
61-62 | Урок усвоения
нового | Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» | Слово о писателе. Черты внутреннего мира героя. | Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему. | Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя. | |
63 | Урок усвоения нового | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи» | Содержание и смысл «сентиментальности в понимании Ф.Достоевского. развитие понятия о повести |
64 | Урок усвоения нового | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность» | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести. Многообразие реалистических тенденций. Нравственные и философские искания русских писателей. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики в повести: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. | Знать: жизнь и творчество Л.Н. Толстого, понятие «диалектика души», автобиографическая трилогия особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии Уметь: характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления, давать характеристику героям, выявлять проблематику | Рассказ о писателе, определение черт личности героя | |
65 | Урок усвоения нового | Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 века. Боль и негодование А.П. Чехова в рассказе «Смерть чиновника». | Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 века. Слово о писателе. Боль и негодование А.П. Чехова в рассказе «Смерть чиновника». | Знать: жизнь и творчество А.П. Чехова, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека» понятие "подтекста", отличия комического и сатирического текстов Уметь: раскрыть художественное мастерство Чехова-рассказчика; показать философско-нравственную проблематику рассказов и авторское отношение к ним. | Анализ рассказов: монологические ответы. | |
66 | Урок усвоения нового | А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире | Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. | Знать: содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; Уметь: писать рецензию на один из лирико-драматических рассказов Чехова выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев | Анализ рассказов: монологические ответы. | |
67 | Урок усвоения нового | Р/р. Подготовка к сочинению-рассуждению на проблемный вопрос: «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века | Р/р. Подготовка к сочинению-рассуждению на проблемный вопрос: «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере произведений Островского, Достоевского, Чехова) | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение | сочинение | |
68 | Урок усвоения
нового | Беседа о стихах Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета. Их стихотворения разных жанров. | Совершенствование представлений о жанрах лирических произведений. Эмоциональное богатство русской поэзии. | Знать: представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. основные этапы жизненного и творческого пути Ф.И. Тютчева Н.А. Некрасова; тематику лирики поэта Уметь: самостоятельно анализировать лирическое стихотворение | Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. | |
Из литературы 20 века (27 часов) | |
69 | Урок усвоения нового | Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений. | Новые течения в русской литературе конца XIX–начала ХХ вв. Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской и других литературах народов России. Традиции и новаторство. Русская литература советского времени. Проблема героя. Личность и государство. | Знать особенности русской литературы ХХ века. Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений. | Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления.. | |
70 | Урок усвоения нового | И. Бунин. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. | Слово о писателе. История любви Надежды и Николая Алексеевича. | Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи». Уметь анализировать произведение | Анализ рассказа: монологические ответы. | Презентация по биографии |
71 | Урок усвоения нового | Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи» | Лиризм повествования. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | | | |
72 | Урок усвоения нового | М. А. Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество | Слово о писателе. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров. | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины. Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести | Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики. | Проект «Сатира Булгакова» |
73 | Урок усвоения нового | Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце» | Гуманистическая позиция автора. Смыл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести. | Знать: содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики. | |
74 | Урок усвоения нового | М. Шолохов. Смысл названия рассказа «Судьба человека» | Слово о писателе. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. | Знать: основные этапы жизни и творчества М.А. Шолохова особенности композиции рассказа «Судьба человека». Уметь: выявлять авторскую позицию; -выражать свое отношение к прочитанному; показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», выявить роль пейзажных зарисовок | Анализ рассказа: монологические ответы. | |
75 | Урок усвоения нового | Особенности композиции рассказа и образ автора-рассказчика в рассказе «Судьба человека»» | Особенности авторского повествования в рассказе. Композиция, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм М.Шолохова в рассказе – эпопее. | Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, самостоятельно анализировать рассказ "Судьба человека" | | |
76 | Урок усвоения нового | Картины послевоенной деревни в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». | Слово о писателе. Образ рассказчика. | Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор». Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа | Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии. | |
77 | Урок усвоения нового | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» | Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына "Матренин двор" Тема праведничества в рассказе. Домашнее сочинение: как вы понимаете заключительную фразу произведения? | Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы. | Объяснение смысла «праведничества» в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы. | |
78 | урок контроля | Контрольная работа №3 «Произведения второй половины 19 – начала 20 века» | | Уметь: писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения); | | |
79 | Урок – лекция | Русская поэзия Серебряного века. | Русская поэзия Серебряного века. Утверждение нерушимости нравственных устоев и ценностей человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война). | Знать: своеобразие лирики поэтов "серебряного" века, содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале, конспектировать лекцию | | |
80 | Урок усвоения нового | А. Блок. Своеобразие лирических интонаций поэта. Р.р. Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка» | Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций. Образы и ритмы поэта. Анализ стихотворений «Ветер принес издалека», «Весна без конца и без края», «О, я хочу безумно жить» -на выбор | Знать основные факты биографии поэта. Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире», своеобразие лирических интонаций. | Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Презентация по биографии |
81 | Урок усвоения нового | С. Есенин . Тема Родины и лирике поэта | Слово о поэте. Анализ стихотворений «»Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра», «Край ты мой заброшенный». Стихотворения поэта о природе. | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | Презентация по биографии |
82 | Урок усвоения нового | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике поэта. Анализ стихотворения «Письмо к женщине» | Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая». Народно – песенная основа лирики поэта | Знать основные этапы творчества Уметь: выделить художественные образы в лирике, выразительно читать стихотворение, самостоятельно анализировать лирическое стихотворение | | |
83 | Урок усвоения нового | Новаторство поэзии В.Маяковского. | Слово о поэте. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Анализ стихотворений «Люблю» | Знать основные этапы творчества А.Блока, Своеобразие ритма, интонации. меть: выделить художественные образы в лирике А. анализировать лирическое стихотворение | Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть. | |
84 | Урок усвоения нового | В.В.Маяковский о труде поэта. | В.В.Маяковский о труде поэта. Анализ стихотворений «А вы могли бы?», «Послушайте!» | Уметь: выделить художественные образы в лирике выразительно читать стихотворение самостоятельно анализировать лирическое стихотворение | | |
85 | Урок усвоения нового | М. Цветаева. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. | Слово о поэте. Особенности поэтики Цветаевой. Анализ стихотворений «Идешь на меня похожи», «Мне нравится», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», из циклов «Ахматова», «Родина» | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ. | |
86 | Урок усвоения нового | Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве» | Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | Знать: содержание Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; | | |
87 | Урок усвоения нового | Н. Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. | Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Анализ стихотворений «Я не ищу гармонии в природе», «Где – то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «Завещание». | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | |
88-89 | Урок усвоения нового | А. Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике. Стихи А.А. Ахматовой о поэте и поэзии. | Слово о поэте. Наизусть: «Сероглазый король», «Молитва», «Не с теми я, кто бросил землю», «Что ты бродишь неприкаянный», «Муза», «И упало каменное слово» - на выбор | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике, отношение к поэту и поэзии. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэтессе с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | Презентация по биографии |
90 | Урок усвоения нового | Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви | Слово о поэте. Философская глубина лирики Б.Пастернака. Анализ стихотворений «Красавица моя, вся стать», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти» | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | |
91 | Урок усвоения нового | А. Твардовский. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. | Слово о поэте. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта. Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэте с презентацией Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | |
92 | Урок развития речи | Р.р. Анализ стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом…» | Проблемы и интонации стихов о войне | Знать: наизусть стихотворные тексты Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; | | |
93-94 | Урок усвоения нового | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков | Знать: историко-культурный контекст изучаемых произведений; - основные теоретико-литературные понятия; Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | | |
95 | Урок контроля | Контрольная работа №4 Анализ лирического произведения | Зачетная работа по русской лирике 20 века. | | Тест | |
Зарубежная литература (8 часов) | |
96 | Урок внеклассного чтения | Античная лирика. Катулл. Гораций. | Единство и многообразие мирового литературного процесса. Взаимодействие зарубежной, русской и других литератур народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин», «Нет, не надейся приязнь заслужить» чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла «Мальчику». Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горция в русской поэзии | Знать: содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; -основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; Уметь: выявлять авторскую позицию; -выражать свое отношение к прочитанному; -сопоставлять литературные произведения; -строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; С.243 | | |
97 | | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты) | Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы и ее универсально -философский характер. | Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада». Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер. | Ответы на вопросы | |
98 | | У. Шекспир. «Гамлет». Философский характер трагедии. | Слово о поэте. Проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути. Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» | Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии. Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения | Ответы на вопросы | |
99 | | Трагизм любви Гамлета и Офелии. | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы Общечеловеческое значение героев Шекспира. | Знать: содержание произведения, Уметь: выявлять авторскую позицию; -выражать свое отношение к прочитанному; - участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; | | |
100 | | И. В. Гете. «Фауст» как философская трагедия. | Слово о поэте. Эпоха Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистфеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. | Знать: содержание произведения, основные факты жизненного и творческого пути писателя Уметь: выявлять авторскую позицию; -выражать свое отношение к прочитанному; - участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; | | |
101 | | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера | Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. | Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного произведения ; - | | |
102 | | Выявление уровня литературного развития учащихся. | Итоги года и задания для летнего чтения. | Ответы на вопросы (по уровням) | Ответы на вопросы. | |