Результаты изучения курса
В результате изучения русского языка в четвёртом классе дети научатся:
Развитие речи
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомство с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать над словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
— применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
— подбирать примеры с определённой орфограммой;
— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
— применять правила правописания:
соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Содержание учебного материала
Повторение
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово о языке и речи. Состав слова.
Слова близкие по значению и противоположные. Многозначность слова. Объяснение значения слова подбором синонимов и антонимов. Употребление в речи устойчивых словосочетаний. Особенности словарного состава пословиц, поговорок, загадок. Смысловое значение и эмоциональные оттенки слова.Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное.
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам.в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение.
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол.
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тсяв возвратных глаголах в 3-м лице и –ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение.
Повторение основных правил правописания, слов с непроверяемым написанием.
Развитие речи.
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Тематическое планирование (204 ч):
Количество часов в году: 204 часа
Количество часов в неделю: 6 часов
Повторение – 16ч
Предложение – 13ч
Слово о языке и речи – 26ч
Имя существительное – 49ч
Имя прилагательное - 30 ч
Местоимение - 10ч
Глагол – 36ч
Повторение – 24ч
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
Повторение изученного (16ч.) |
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | |
2 | РР Обучающее сочинение «Вкусное часто бывает опасным» | |
3 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | |
4 | Язык и речь. Формулы вежливости. | |
5 | Текст. План текста | |
6 | Типы текстов. | |
7 | Предложение как единица речи. | |
8 | РР Обучающее изложение №8 | |
9 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | |
10 | Диалог. Обращение. | |
11 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | |
12 | Словосочетание. | |
13 | РР Обучающее сочинение. №11 | |
14 | Словосочетание. | |
15 | Входная контрольная работа | |
16 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | |
|
17 | Однородные члены предложения (общее понятие) | |
18 | Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления | |
19 | РР Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»№48 | |
20 | Связь однородных членов в предложении с помощью союзов. | |
21 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Словарный диктант | |
22 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | |
23 | Обобщение знаний об однородных членах предложения. | |
24 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | |
25 | РР Обучающее изложение повествовательного текста. №31 | |
26 | Сложное предложение и предложение с однородными членами. | |
27 | Сложное предложение и предложение с однородными членами. | |
28 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | |
29 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | |
|
30 | Слово и его лексическое значение. | |
31 | РР Обучающее изложение повествовательного текста. №56 | |
32 | Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. | |
33 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | |
34 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | |
35 | Контрольное списывание №1 | |
36 | Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова | |
37 | РР Обучающее сочинение «Удивительное превращение пирожка» | |
37 | Состав слова. Суффиксы и приставки | |
38 | Разбор слова по составу | |
39 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | |
40 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | |
41 | Правописание удвоенных согласных в словах | |
42 | РР Обучающее изложение повествовательного текста. №110 | |
43 | Правописание приставок и суффиксов. Словарный диктант | |
44 | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. | |
45 | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. | |
46 | Контрольное списывание №1 Контрольный диктант за первую четверть. | |
47 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | |
48 | РР Обучающее изложение повествовательного текста. | |
| 2 четверть | |
49 | Части речи | |
50 | Морфологические признаки частей речи | |
51 | Склонение имен существительных и имен прилагательных. | |
52 | Имя числительное. Глагол. | |
53 | Наречие | |
54 | РР Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»№134 | |
| | |
Имя существительное (49ч.) |
55 | Распознавание падежей имен существительных. Словарный диктант. | |
56 | Признаки падежных форм имён существительных | |
57 | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей | |
58 | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей. | |
59 | Несклоняемые имена существительные. | |
60 | РР Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег»№161 | |
61 | Три склонения имён существительных. | |
62 | 1-е склонение имён существительных | |
63 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения | |
64 | 2-е склонение имён существительных | |
65 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. | |
66 | РР Сочинение «Где найти витамины зимой» | |
67 | 3-е склонение имён существительных | |
68 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения | |
69 | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного | |
70 | Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | |
71 | Именительный и винительный падежи | |
72 | РР Обучающее изложение №180 | |
73 | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. | |
74 | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. | |
75 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | |
76 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | |
77 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | |
78 | РР Составление текста на тему «Кем хочешь стать и почему?» №194 | |
79 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. Словарный диктант. | |
80 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | |
81 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже | |
82 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже | |
83 | Комплексная контрольная работа | |
84 | РР Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница». | |
85 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже | |
86 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | |
87 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. | |
88 | Контрольная работа за первое полугодие | |
89 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | |
90 | РР Сочинение «Самая вкусная, полезная каша» | |
91-92 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. | |
93 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных | |
94-95 | Обобщение по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных». | |
| 3 четверть | |
96 | Склонение имён существительных во множественном числе | |
97 | Именительный падеж множественного числа | |
98 | Родительный падеж множественного числа | |
99 | Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа. | |
100 | Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа. | |
101 | РР Проект «Хлеб всему голова!» | |
102 | Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и во множественном числе. | |
103 | Обобщение по теме «Имя существительное» | |
Имя прилагательное (30ч.) |
104 | Имя прилагательное как часть речи. | |
105 | Род и число имён прилагательных | |
106 | Склонение имён прилагательных. | |
107 | РР Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» №15 | |
108 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | |
109 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. | |
110 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Словарный диктант. | |
111 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | |
112 | Именительный, винительный, родительный падежи. | |
113 | РР Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов» №22 | |
114 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | |
115 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | |
116 | Контрольное списывание | |
117 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода | |
118 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | |
119 | РР Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.№77 | |
120 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода | |
121 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах | |
122 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода. | |
123 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных | |
124 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | |
125 | РР Изложение повествовательного текста №85 | |
126 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа | |
127 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа | |
128 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. | |
129 | Повторение по теме «Имя прилагательное». | |
130 | РР Изложение повествовательного текста с элементами описания. №99 | |
131 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | |
132 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». | |
133 | Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное». | |
134 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Повторение. | |
Личные местоимения (10ч.) |
135 | Местоимение как часть речи. | |
136 | РР Сочинение по репродукции картины М.Э. Грабаря «Февральская лазурь» №107 | |
137 | Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица | |
138 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. | |
139 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. | |
140 | Изменение личных местоимений по падежам. | |
141 | РР Изложение повествовательного текста №138 | |
142 | Обобщение по теме «Местоимение» | |
143 | Контрольный диктант по теме «Личные местоимения» | |
144 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | |
Глагол (36ч.) |
145 | Глагол как часть речи (повторение) | |
146 | Время глагола | |
147 | РР Сочинение « Аппетит приходит во время еды» | |
| 4 четверть | |
148 | Неопределённая форма глагола | |
149 | Неопределённая форма глагола. Словарный диктант | |
150 | Изменение глаголов по временам | |
151 | Спряжение глаголов | |
152 | Спряжение глаголов. | |
153 | РР Изложение повествовательного текста №162 | |
154 | Упражнение в спряжении глаголов | |
155 | Упражнение в спряжении глаголов | |
156 | 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени | |
157 | Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами | |
158 | Ι и ΙΙ спряжение глаголов настоящего времени. | |
159 | РР Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» №179 | |
160 | Ι и ΙΙ спряжение глаголов будущего времени | |
161 | Личные окончания глаголов I и II спряжения. Словарный диктант. | |
162 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | |
163 | Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме | |
164 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | |
165 | РР Сочинение «Составление меню для завтрака» | |
166 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | |
167 | Контрольное списывание | |
168 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени | |
169 | Правописание–тся и –ться в возвратных глаголах. | |
170 | Правописание–тся и –ться в возвратных глаголах. | |
171 | РР Составление рассказа по рисунку №228 | |
172 | Правописание глаголов в прошедшем времени | |
173 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | |
174 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | |
175 | Обобщение по теме «Глагол».Морфологический разбор глагола | |
176 | Обобщение по теме «Глагол».Морфологический разбор глагола | |
177 | РР Изложение повествовательного текста по вопросам №241 | |
178 | Контрольный диктант по теме: «Правописание глаголов». | |
179 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | |
180 | Повторение. | |
Повторение (24ч.) |
181 | Язык. Речь. Текст. | |
182 | РР Сочинение на любую спортивную тему №242 | |
183 | Предложение и словосочетание. | |
184 | Предложение и словосочетание. | |
185 | Контрольная работа за второе полугодие. | |
186 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Повторение по теме «Имя существительное» | |
187 | РР Изложение повествовательного текста №253 | |
188 | Лексическое значение слова | |
189 | Состав слова | |
190 | Орфограммы в значимых частях слова | |
191 | Комплексная контрольная работа | |
192 | Орфограммы в значимых частях слова | |
193 | РР Составление «Плох обед, если хлеба нет» | |
194 | Части речи | |
195 | Части речи | |
196 | Звуки и буквы. | |
197-198 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык».Игра «Родное слово». | |
199 | РР Сочинение по картине И.И. Шишкина «Рожь» №278 | |
200 | Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет». | |
201-204 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» . Игра «Родное слово». | |