Планируемые результаты изучения курса «Технология»
Обучающиеся научатся:
- рассказывать о практическом применении картона и текстильных материалов в жизни;
- рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой текстильных материалов;
- рассказывать о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;
- анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы; осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы; выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, декоративное оформление культурно-бытовой среды);отбирать картон с учетом его свойств; применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), колющими (шило);
• экономно размечать материалы по линейке и по угольнику;
работать с простейшей технической документацией: распознавать эскизы, читать их и выполнять разметку, отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенного материалов (картон, текстильные материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
• изготавливать плоскостные изделия по эскизам; решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции ;выполнять действия по моделированию и преобразованию модели; создавать несложные конструкции изделий по технико-технологическим условиям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);осуществлять проектную деятельность; создавать образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале; использовать приемы работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графический редактор), с программными продуктами, записанными на электронных дисках
Уметь в процессе самостоятельной и парной работы:
- выполнять инструкцию под руководством учителя;
- организовывать рабочее место;
- обсуждать последовательность изготовления изделия по сборочной схеме и соотносить результаты деятельности с образцом под руководством учителя;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных носителях);
- изготавливать изделия из доступных материалов (пластилина, цветной бумаги для принтера, сухих листьев, цветущих растений, стеблей, семян и плодов растений) по сборочной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя;
- создавать модели несложных объектов из природных материалов, бумаги с добавлением других материалов;
- осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, накладными деталями, вышивкой, пуговицами.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска и применения информации при решении различных задач;
- выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды);
- соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;
- создания различных изделий по собственному замыслу из бумаги, природных и текстильных материалов;
- осуществления сотрудничества в совместной работе
Содержание учебного материала
Введение (1 ч)
Элементы содержания темы.
Особенности содержания учебника для 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии опенки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.
Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод
Тема 1. Человек и Земля (15ч)
Элементы содержания темы.
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу.
Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб.
Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа
Назначение городских построек, их архитектурныеособенности.
Проволока: свойства и способы работы (скручивание,
сгибание, откусывание). Правила безопасной работы
плоскогубцами, острогубцами.
Объёмная модель телебашни из проволоки.
Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня.
Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией.
Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник. Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор.
Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции).
Понятия: технологическая карта, защита проекта.
Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья.
Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды — вышивка, монограмма. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков.
Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации.
Профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликации, монограмма, шов.
Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. . Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок.
Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи.
Сервировка стола к завтраку. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов.
Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток.
Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер).
Информация об изделии (продукте) на ярлыке.
Знакомство с новым видом природного материала — соломкой. Свойства соломки. Её использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки — холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки.
Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен (взрослому или ребёнку, мальчику или девочке).
Работа с картоном. Построение развёртки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объёмных фигур.
Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора.
Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное).
.Практическая работа:
- Коллекция тканей.
- Ателье мод.
- Кухонные принадлежности.
- Стоимость завтрак
- Способы складывания салфеток
- Человек и Земля
Проект: «Детская площадка»
Тема 2. Человек и вода (6ч)
Элементы содержания темы.
Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки ипр.). Новый вид соединения деталей — натягивание нитей. Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция.
Водный транспорт. Виды водного транспорта. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование.
Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой.
Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.
Практическая работа:
Человек и вода
Проекты:
- Водный транспорт
- Океанариум
Тема 3. Человек и воздух (5 ч)
Элементы содержания темы.
История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание.
Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий лётчика, штурмана, авиаконструктора.
Техника папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта.
Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика.
Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления.
Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре.
Практическая работа:
- Условные обозначения техники оригами
- Человек и воздух.
Тема 4. Человек и информация (7 ч)
Элементы содержания темы.
Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft Word Document.doc. Сохранение документа, форматирование и печать. Создание афиши и программки на компьютере.
Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор.
Проект: «Готовим спектакль».
Тематическое планирование
№ п/п
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
|
Давайте познакомимся! 1ч.
|
|
1.
|
Как работать с учебником
|
|
|
Человек и земля 15 ч
|
|
2
|
Архитектура
|
|
3ин
|
Длина цепочки. Цепочка цепочек.
|
|
4
|
Проект «Детская площадка»
|
|
5
|
Проект «Детская площадка»
|
|
6ин
|
Таблица для мешка.
|
|
7
|
Ателье мод
|
|
8
|
Аппликация из ткани
|
|
9ин
|
Словарный порядок. Дефис и апостроф.
|
|
10
|
Работа с тканью. Колпачок для яиц
|
|
11
|
Сервировка стола. Салфетница
|
|
12ин
|
Вершины дерева.
|
|
13
|
Магазин подарков. Работа с пластичными Материалам Лепка
|
|
14
|
Работа с природными материалами. Золотистая соломка
|
|
15 ин
|
Уровень вершины дерева.
|
|
16
|
Работа с бумагой и картоном .Упаковка подарков
|
|
|
Человек и вода 6 ч
|
|
17
|
Мосты. Работа с различными материалами. Конструирование
|
|
18ин
|
Робик. Программа для Робика.
|
|
19
|
1. Водный транспорт. Работа с бумагой. Конструирование
|
|
20
|
Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё
|
|
21ин
|
Перед каждой бусиной. После каждой бусины.
|
|
22
|
Фонтаны. Работа с пластичными материалами. Пластилин. Конструирование
|
|
|
Человек и воздух 5 ч
|
|
23
|
Зоопарк. Работа с бумагой. Складывание Оригами
|
|
24 ин
|
Склеивание цепочек.
|
|
25
|
Вертолётная площадка. Работа с бумагой и картоном. Конструирование
|
|
26
|
Работа с бумагой. Папье-маше
|
|
27ин
|
Путь дерева.
|
|
|
Человек и информация 7 часов
|
|
28
|
Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё
|
|
29
|
Работа с различными материалами. Конструирование и моделирование. Изделие: сцена и занавес
|
|
30ин
|
Все пути дерева.
|
|
31
|
Переплётная мастерская
|
|
32
|
Почта
|
|
33ин
|
Деревья потомков.
|
|
34
|
Интернет. Работа на компьютере
|
|
Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по технологии 3 класс Школа России»
Планируемые результаты изучения курса «Технология»
Обучающиеся научатся:
рассказывать о практическом применении картона и текстильных материалов в жизни;
рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой текстильных материалов;
рассказывать о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;
анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы; осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы; выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, декоративное оформление культурно-бытовой среды);отбирать картон с учетом его свойств; применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), колющими (шило);
• экономно размечать материалы по линейке и по угольнику;
работать с простейшей технической документацией: распознавать эскизы, читать их и выполнять разметку, отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенного материалов (картон, текстильные материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
• изготавливать плоскостные изделия по эскизам; решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции ;выполнять действия по моделированию и преобразованию модели; создавать несложные конструкции изделий по технико-технологическим условиям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);осуществлять проектную деятельность; создавать образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале; использовать приемы работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графический редактор), с программными продуктами, записанными на электронных дисках
Уметь в процессе самостоятельной и парной работы:
выполнять инструкцию под руководством учителя;
организовывать рабочее место;
обсуждать последовательность изготовления изделия по сборочной схеме и соотносить результаты деятельности с образцом под руководством учителя;
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных носителях);
изготавливать изделия из доступных материалов (пластилина, цветной бумаги для принтера, сухих листьев, цветущих растений, стеблей, семян и плодов растений) по сборочной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам;
соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя;
создавать модели несложных объектов из природных материалов, бумаги с добавлением других материалов;
осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, накладными деталями, вышивкой, пуговицами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска и применения информации при решении различных задач;
выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды);
соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;
создания различных изделий по собственному замыслу из бумаги, природных и текстильных материалов;
осуществления сотрудничества в совместной работе
Содержание учебного материала
Введение (1 ч)
Элементы содержания темы.
Особенности содержания учебника для 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии опенки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.
Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод
Тема 1. Человек и Земля (15ч)
Элементы содержания темы.
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу.
Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб.
Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа
Назначение городских построек, их архитектурныеособенности.
Проволока: свойства и способы работы (скручивание,
сгибание, откусывание). Правила безопасной работы
плоскогубцами, острогубцами.
Объёмная модель телебашни из проволоки.
Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня.
Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией.
Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник. Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор.
Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции).
Понятия: технологическая карта, защита проекта.
Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья.
Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды — вышивка, монограмма. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков.
Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации.
Профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликации, монограмма, шов.
Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. . Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок.
Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи.
Сервировка стола к завтраку. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов.
Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток.
Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер).
Информация об изделии (продукте) на ярлыке.
Знакомство с новым видом природного материала — соломкой. Свойства соломки. Её использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки — холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки.
Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен (взрослому или ребёнку, мальчику или девочке).
Работа с картоном. Построение развёртки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объёмных фигур.
Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора.
Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное).
.Практическая работа:
Проект: «Детская площадка»
Тема 2. Человек и вода (6ч)
Элементы содержания темы.
Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки ипр.). Новый вид соединения деталей — натягивание нитей. Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция.
Водный транспорт. Виды водного транспорта. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование.
Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой.
Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.
Практическая работа:
Человек и вода
Проекты:
Водный транспорт
Океанариум
Тема 3. Человек и воздух (5 ч)
Элементы содержания темы.
История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание.
Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий лётчика, штурмана, авиаконструктора.
Техника папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта.
Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика.
Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления.
Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре.
Практическая работа:
Тема 4. Человек и информация (7 ч)
Элементы содержания темы.
Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft Word Document.doc. Сохранение документа, форматирование и печать. Создание афиши и программки на компьютере.
Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор.
Проект: «Готовим спектакль».
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| Давайте познакомимся! 1ч. | |
1. | Как работать с учебником | |
| Человек и земля 15 ч | |
2 | Архитектура | |
3ин | Длина цепочки. Цепочка цепочек. | |
4 | Проект «Детская площадка» | |
5 | Проект «Детская площадка» | |
6ин | Таблица для мешка. | |
7 | Ателье мод | |
8 | Аппликация из ткани | |
9ин | Словарный порядок. Дефис и апостроф. | |
10 | Работа с тканью. Колпачок для яиц | |
11 | Сервировка стола. Салфетница | |
12ин | Вершины дерева. | |
13 | Магазин подарков. Работа с пластичными Материалам Лепка | |
14 | Работа с природными материалами. Золотистая соломка | |
15 ин | Уровень вершины дерева. | |
16 | Работа с бумагой и картоном .Упаковка подарков | |
| Человек и вода 6 ч | |
17 | Мосты. Работа с различными материалами. Конструирование | |
18ин | Робик. Программа для Робика. | |
19 | 1. Водный транспорт. Работа с бумагой. Конструирование | |
20 | Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё | |
21ин | Перед каждой бусиной. После каждой бусины. | |
22 | Фонтаны. Работа с пластичными материалами. Пластилин. Конструирование | |
| Человек и воздух 5 ч | |
23 | Зоопарк. Работа с бумагой. Складывание Оригами | |
24 ин | Склеивание цепочек. | |
25 | Вертолётная площадка. Работа с бумагой и картоном. Конструирование | |
26 | Работа с бумагой. Папье-маше | |
27ин | Путь дерева. | |
| Человек и информация 7 часов | |
28 | Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё | |
29 | Работа с различными материалами. Конструирование и моделирование. Изделие: сцена и занавес | |
30ин | Все пути дерева. | |
31 | Переплётная мастерская | |
32 | Почта | |
33ин | Деревья потомков. | |
34 | Интернет. Работа на компьютере | |