СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование урока; "Типы экономических систем: командная экономика и смешанная экономика".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Поэтому, что, как и для кого производить, государство планирует из единого центра на основе приказов (директив), законов, плановых заданий. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. Такая экономическая система была в СССР, других социалистических странах. Единый экономический центр пытался учесть все потребности - от общественных до индивидуальных, предусмотреть все возникающие проблемы, связанные с их удовлетворением.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование урока; "Типы экономических систем: командная экономика и смешанная экономика".»

Урок повторения и обобщения по разделу «Экономика и экономическая наука».

Цели: повторение изученного материала;

  • обобщение и закрепление знаний по пройденному материалу;

  • формирование умений и навыков использования основных экономических понятий и терминов;

  • проведение творческой работы обучающихся на уроке.

Задачи:

  • применение полученных знаний на практике;

  • выявление объёма усвоенного обучающимися материала.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Повторение изученного материала.

В этом году мы с вами начали изучать предмет – экономику. Цель изучения предмета, его значимость в современном мире мы уже обсуждали. Мы изучили достаточно много важных вопросов для того, чтобы весь материал повторить, проанализировать, сделать выводы. А именно: мы с вами выяснили, что такое экономика как наука, что она изучает; мы говорили об ограниченности экономических ресурсов и порождаемых ею проблемах, обсудили главные вопросы экономики, узнали какие существуют типы экономических систем, что такое собственность, различные формы собственности, конкуренция и монополия.

1. Задание. Блиц-опрос. – Вопросы блиц-опроса:

  1. Что изучает экономическая наука? (Поведение людей в тех или иных хозяйственных ситуациях).

  2. Соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности. ( Конкуренция)

  3. Факторы производства (Труд, земля, капитал, предпринимательские способности)

  4. Ситуация на рынке, когда одна фирма полностью контролирует предложение определенного товара. ( Монополия)

  5. Для чего люди создали экономику? (Экономическая наука позволяет людям, фирмам, государству лучше предвидеть последствия своих решений).

6. Почему рыночную экономику называют "миром компромиссов"? (Рыночный механизм заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца – он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену).

7. Что такое экономические блага и чем они отличаются от даровых благ? (Средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в объеме меньшем, чем объем этих потребностей. Даровые блага – блага, имеющийся объем которых больше потребностей людей ).

8. Почему людям все время приходится делать выбор в сфере экономики? (Из-за ограниченности ресурсов относительно потребности в них).

9. Почему и как государство противостоит монополизации рынков? В каких случаях неизбежно возникновение естественных монополий? (Чем выше степень монополизации рынка, тем менее совершенно работает его механизм, и потому государство стремиться защитить конкуренцию, ограничивая власть фирм-монополистов. Естественная монополия возникает и существует по объективным причинам, в отраслях, где экономически оправдано крупномасштабное производство или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс.)

10. Что такое собственность? Какие формы собственности вы знаете?

11. Какое из следующих утверждений относятся к микроэкономике, а какое – к макроэкономике:

  1. Уровень безработицы в России в 1998 году составил 11,5% (макроэкономика);

  2. В декабре 1999 года было уволено 30 рабочих с обувной фабрики “Скороход”(микроэкономика);

  3. Неурожай мандаринов в Грузии привёл к повышению цен на эти цитрусовые на московских рынках (микроэкономика);

  4. Совет директоров корпорации “Дженерал Моторс” принял решение о базовой цене на новую марку автомобиля (микроэкономика);

12. Свобода предпринимательства и выбора является важной характеристикой командной экономики. (Нет. Рыночной)

2.Задание- Решение тестовых заданий.

1. К экономическим ресурсам относятся:

А.труд; Б. земля; В.капитал; Г.предпринимательская способность; Д. всё вышеперечисленное. ()

2. Особая роль мотива прибыльности в рыночной экономике заключается в том, что он:

  1. заставляет производителей производить то, в чём нуждаются покупатели; ()

б. заставляет покупателей покупать то, что производят производители;

в.удерживает людей от риска;

г.подрывает суверенитет потребителя.

3. Главные проблемы экономики ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО?

  1. скоро будут решены Правительством России;

б.существуют в любом обществе; ()

в.не существуют в странах с традиционной экономикой;

г.не существуют в странах с командной экономикой.

4. Частная собственность, свободная система ценообразования и конкуренция являются основой:

  1. любой экономической системы;

б. традиционной экономики;

в. командной экономики;

г. рыночной экономики. ()

5. В государстве А экономические блага производятся с незапамятных времён старым дедовским способом: профессия определяется при рождении. В этом государстве:

  1. традиционная экономика; ()

б. рыночная экономика;

в. командная экономика;

г. смешанная экономика.

6. Ограниченность – это проблема, которая:

  1. существует только в бедных странах;

б. есть только у бедных людей;

в. есть у всех людей и обществ; ()

г. никогда не возникает у богатых людей.


4.Задание- Решить практические задания по темам «Экономические системы» и «Собственность».

1. Заполни в своей тетради таблицу.

Рыночная экономика


   Командная экономика


    Традиционная экономика


             

               

  

Впиши перечисленные признаки той или иной хозяйственной системы в соответствующую графу таблицы:

1)господство натурального хозяйства;

2) экономическая самостоятельность производителей;

3) контроль над распределением благ со стороны государства;

4) преобладание государственной собственности;

5) «простой труд» как основа хозяйства;

6)равные права для всех форм собственности:

7) принятие государственных планов;

8) производство продукции преимущественно для собственного потребления; 9) поддержка государством стабильного уровня цен;

10) замкнутость хозяйства;

11) централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов;

12) использование производственных ресурсов на основе обычаев.



2. К терминам из левой колонки подберите правильный ответ из правой колонки.


1 Частная собственность

1. Собственность, приносящая доход владельцу в виде процента

2. Акционеры

2. Объекты собственности, которыми распоряжаются органы управления

3. Собственник

3. Присвоение результатов чужого труда

4. Государственная собственность

4. Использование объектов собственности по назначению

5. Эксплуатация

5. Владелец объекта собственности

6. Акционерная собственность

6. Право использовать объект собственности по своему усмотрению

7. Субъект собственности

7. Объект собственности, которым владеет одно лицо

8. Пользование

8. Товары, вещи, земля, здания

9. Личная собственность

9. Люди, народ, государственные органы

10. Распоряжение

10. Собственники предприятия

11. Объект собственности

11. Товары, которыми владеют и распоряжаются частные лица

Ответы к тесту: 1- 11; 2- 10; 3- 5; 4- 2; 5- 3; 6- 1; 7- 9; 8- 4; 9- 7; 10-6; 11-8.



5. Задание.  На доске выписаны слова: теннисный мяч и теннисная ракетка; видеомагнитофон ивидеокассетабукет тюльпанов и букет гвоздик; отдых в Ялте и отдых в Сочи; автомобили бензинперьевые ручки и черниламаргарин и масло. Найти, какие товары являются взаимозаменяемыми, а какие взаимодополняющими и объяснить. 

Подвести итоги урока.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!