Просмотр содержимого документа
«Тематическое портфолио обучающихся как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в процессе образования»
Продвижение обучающихся по ИОТ должно, в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», обеспечивать самоопределение и самореализацию личности. У обучающихся при этом должны формироваться ключевые компетенции. Для построения своей методической системы мной выделены следующие компетенции: предметная, социальная, информационная, проектная и рефлексивная.
Все компетенции формируются с помощью различных форм, методов и средств обучения. Сегодня я остановлюсь на организации учебной деятельности в профильных классах посредством тематического портфолио.
В понятие «портфолио» вкладывается следующее значение:
- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период его обучения;
- средство самоорганизации, саморазвития и самопознания личности;
- саморефлексивное собрание ученических работ, выполненных в процессе обучения.
Цели работы с портфолио:
Формирование у обучающихся перечисленных компетенций;
Стимулирование процессов самопознания, саморазвития и самоорганизации старшеклассников;
Повышение образовательной и самообразовательной активности учащихся. Их учебной мотивации;
Оценивание продвижения обучающихся по ИОТ, корректировка этого продвижения (иногда и самой траектории);
Таким образом, тематические портфолио выполняет следующие функции:
Диагностическую;
Целеполагания;
Мотивационную;
Организационную;
Корректировочную;
Содержательную.
Последняя функция реализуется через наполнение портфолио. Формируемые выпускниками профильной группы портфолио имеют три содержательных направления: культура России (архитектура, скульптура, живопись), исторические карты, исторические личности.
Порядок комплектования портфолио следующий:
Учителем предлагается список архитектурных зданий и сооружений и их авторы; скульптуры и их авторы; картины, портреты и их авторы.
самостоятельный поиск обучающимися информации (дифференцируется: минимум - изображение, город, век или года постройки; те, кто увлечён, должны быть данные об авторе, расширенная информация по данному объекту, особенности стиля, материал)
архивирование после проверки.
Промежуточный контроль – устный опрос, тестирование по КИМам, проверочные работы. По окончании курса будет организовываться выставка для презентации портфолио.
Другой формой накопления и систематизации знаний является портфолио с историческими картам (задания ЕГЭ по ней с 29 по 32). Сам по себе атлас по истории – кладезь знаний! Обучающиеся в обязательном порядке приобретают атласы и контурные карты с 6 класса и до 9. Мы вместе работаем по контурным картам, затем «потрошим» атласы, но не бездумно: старшеклассники самостоятельно выбирают те карты, которые у них вызвали затруднения, вклеивают их в специальную тетрадь. Туда же они отправляют свои «находки» из атласа (схемы, картины).
Отдельным вариантом служит сбор информации по личностям.
Ожидаемым результатом является успешное освоение курса истории в объеме, предусмотренном государственным стандартом и изучение выбранных профильных дисциплин в объеме, необходимом для успешного прохождения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и поступления в высшие учебные заведения; формирование ключевых и специальных компетенций, успешное профессиональное самоопределение и личностное развитие.
Результаты движения по образовательной траектории проверяются через полученные компетенции, которые реализуются через высокие результаты олимпиад, итоги промежуточной и государственной аттестации и поступления в вузы страны.
Свидетельством успешной социализации школьников стало профессиональное самоопределение, а в будущем овладение ими наиболее престижными специальностями и дальнейшее трудоустройство.