«Ежегодная Всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности»
Пояснительная записка
Современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число приоритетов задачу: самому научиться не болеть, быть здоровым. Для системы образования эта задача трансформируется в императив использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет психолог.
Но перед человеком, который осознал ответственность за собственное здоровье, почувствовал потребность заботиться о нём, встаёт вопрос о том, как это грамотно сделать. Научить ребёнка общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья, безусловно, - задача образовательных учреждений.
Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого – мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков? Надо приобщиться к культуре здоровья. За ответами на эти вопросы ученик, подросток обращается именно к специалисту. И тогда полученная от него информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Круг замыкается: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий, как основного инструмента психолого-педагогической работы, составляет единое целое – дорогу к здоровью.
Цель: актуализация и формирование знаний у учащихся о составляющих здоровья, здорового образа жизни.
Задачи:
Пропаганда ценностей здорового образа жизни среди молодёжи.
Вовлечение учащихся в различные виды положительной деятельности.
Воспитание в школьниках интереса к здоровому образу жизни.
Контингент участников: подростки
Возраст: 14 – 15 лет
Количество участников: 25 – 30 человек
Время проведения: 1 час
Форма проведения: тематическое занятие
Методическое обеспечение: план занятия, проектор, электронная доска, 2 ватмана, 2 упаковки цветных карандашей.
Ожидаемые результаты:
сформированность установок на здоровый образ жизни;
обученность навыкам противостояния факторам, отрицательно влияющим на здоровье.
План занятия
Орг. момент. Введение в тему.
Сообщение темы.
Работа по теме: «Викторина»; «враги и помощники» здоровья; упражнение «Скульптура», творческое задание «Шифровальная машинка»; понятие «здоровье»; великие мыслители «о здоровье».
Итог, выводы.
Ход занятия
Орг. момент. Введение в тему.
- Люди часто говорят друг другу хорошие и добрые слова. Они желают друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам:
- Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас на нашем занятии. [1]
II. Сообщение темы.
- Тема нашего сегодняшнего урока: «Моё здоровье – моё богатство».
III. Работа по теме.
- Сегодня мы много внимания уделяем своему здоровью. В этом году, в России, прошло грандиозное событие, которое показало нам, что наша нация активно пропагандирует здоровый образ жизни.
- Кто догадался, что же это за событие? (ответ детей – Олимпиада в г. Сочи)
- Верно!
- Согласно данным ВОЗ здоровье человека на 60% зависит от его образа жизни, поэтому так важно самим заботиться о своём здоровье. [1]
- А чтобы узнать, умеете ли вы это правильно делать, предлагаю вам провести «Викторину» (вопросы демонстрируются на слайдах).
1. Сколько раз в день рекомендуется питаться? (4 раза)
2. За какое время до сна следует принимать пищу? (за 2 часа)
3. Что в течение жизни человек постоянно расходует? (энергию)
4. Какие вещества необходимы человеку для питания? (жиры, белки, углеводы, минеральные соли, витамины, вода)
5. Назовите главные источники витаминов? (фрукты, ягоды, овощи) [2]
6. Сколько часов положено спать школьникам? (8-9 часов)
7. Какие процедуры необходимы для укрепления здоровья? (зарядка, закалка, гимнастика, занятия спортом и т.д.)
8. Как можно справиться с волнением и страхом? (посчитать до 10, вспомнить что-то хорошее, доброе и т.д.)
9. Сколько в слове «здоровье» букв и звуков? (8 букв, 8 звуков)
- Молодцы, ребята! Верно ответили на все мои вопросы. Теперь я вижу, как вы бережно относитесь к своему здоровью. Но не всё в нашей жизни бывает гладко. Как у людей, так и у здоровья есть свои «враги», с которыми, порой, бывает очень трудно бороться.
- Перечислите мне их, пожалуйста, что же пагубно влияет на наше здоровье? (ответы записываются на доске)
* плохая экология * неправильное питание
* переутомление * стресс
* недосыпание * плохое поведение
* вредные привычки * сильные физические нагрузки и т.д.
- Правильно! Наш характер, наше поведение, состояние души неразрывно связано между собой. Это целостное состояние организма, влияющее на наше здоровье.
- Только что мы с вами перечислили «врагов» здоровья, но у здоровья всегда есть «помощники».
- Что это за «помощники»? (ответы учащихся записываются на доске)
* здоровый сон * занятие спортом
* правильное питание * закалка
* душевное равновесие * оптимальные физические нагрузки и т.д.
- Да, верно! Молодцы! А сейчас я предлагаю вам сделать свои ответы ещё оригинальнее. В этом нам поможет упражнение «Скульптура».
Учащиеся делятся на 3 команды, по рядам, и каждая из команд пытается изобразить с помощью своих тел «помощников» здоровья. На подготовку отводится 5 минут, затем противоположные команды должны будут угадать, что за «помощников» изобразили соперники (затем следует обсуждение).
- Ребята, какая из скульптур вам больше всего понравилась?
- Легко ли было придумывать образы?
- Спасибо за ваши умения!
- А теперь разрешите предложить вам одно интересное творческое задание, называется оно «Шифровальная машинка». Работа продолжается в тех же командах. Каждой команде будет роздан ватман и набор цветных карандашей. Ваша задача: придумать оригинальную расшифровку к слову «ЗДОРОВЬЕ». На это вам отводится 5-7 минут.
- Удачи, приступайте к выполнению задания. (После выполнения проводится обсуждение)
- Как первая команда расшифровала слово «ЗДОРОВЬЕ»? А вторая команда?
Здоровье – самая важная ценность, богатство человека, которое нельзя купить ни за какие деньги. Всё можно купить, но только лишь здоровье бесценно. Здоровье – состояние организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие болезней. [3; 230]
Великий Гиппократ в своё время говорил о здоровье: «Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, имея в виду, что здоровье есть высочайшее богатство человека». Джон Леббок говорил: «Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства».
IV . Итог, выводы.
- Сегодня на уроке мы с вами говорили о «здоровье», перечисляли «врагов» и «помощников» здоровья, с помощью различных игр и упражнений закрепляли полученные знания.
- Какие выводы для себя вы сегодня сделали?
- Спасибо за внимание, на этом наше занятие окончено. До свидания!
Список литературы
festival.1 septemer.ru / articles / 614545
mou58.chel – edu.ru
Психология здоровья / под ред Г. С. Никифорова. – СПб Питер, 2003. – С. 607 (учебник для вузов)
6