Просмотр содержимого документа
««Теневая экономика» и её значение для экономического развития страны»
ГБПОУ «Шахунский агропромышленный техникум»
Методическая разработка урока по экономике
Тема урока:
«Теневая экономика» и её значение для экономического развития страны
Подготовил:
преподаватель экономики
Кузнецов А.Г.
г. Шахунья - 2016 год
Тема урока. «Теневая экономика» и её значение для экономического развития страны
1.Предпосылки:
Учащиеся могут:
иметь представление о том, что такое «теневая экономика»
Иметь представление о неоднозначности данного явления в жизни государства
Определять основные признаки «теневой экономики»
Иметь собственную точку зрения по данному вопросу.
Уметь собирать, систематизировать, анализировать информацию для принятия оптимального решения.
2.Учебные цели урока:
Учащиеся должны:
Уметь характеризовать понятие «теневая экономика».
Уметь выделять причины существования «теневой экономики»
Уметь давать оценку изучаемому материалу.
3. Планирование занятия.
№ | меры | средство | Социальная форма | время |
1. | Введение. Оргмомент. Знакомство с темой урока. Формулировка учителем основного содержания урока. Домашнее задание. | Речь учителя Слайды 1, 2 | Доклад учителя | 1 |
2. | Информационная часть Объяснение нового материала учителем. -Как называется модуль, который мы сейчас изучаем? -Какие темы мы изучили? -Как вы считаете, почему тема «теневая экономика» является заключительной в данном модуле? - Что такое «Теневая экономика» по вашему мнению? -Запишите определение со слайда -Приведите примеры из жизни «теневой экономики». -Теперь посмотрите какие примеры приготовила для вас я. Согласны ли вы, что это примеры «теневой экономики»? Почему? - А как вы думаете лично вы, ваши родители имеют отношение к данной проблеме или эта проблема государства, властей различного уровня? | Материал учебника, речь учителя Презентация (3-11 слайды) Слайд 3 Слайды 4-11 | Доклад учителя Дискуссия с классом | 7 |
3. | Информационная часть. - А теперь давайте разберёмся как «теневая экономика» классифицируется. Работаем с РЛ «Типологизация теневой экономики». – Внимательно рассмотрите таблицу. Давайте подробно поговорим о каждом типе. (Выступление учащихся по новому материалу. Каждый ученик даёт характеристику одной классификации). Решение проблемной ситуации. Гражданин Петров имеет свой личный трактор. Он весной пашет огороды людям и получает за это определённую сумму денег. Под какие типы «теневой экономики» попадают его действия? -У «теневой экономики» рассматриваются причины её роста. -Рассмотрим их. - Как любое экономическое явление «теневая экономика» имеет достоинства и недостатки. -О них нам расскажут ученики, которые готовили сообщения об этом. | Слайд 12 РЛ -10. Слайд 13 Материал учебника Слайд 14 Материал учебника. Слайд 15 | Доклады детей с комментариями учителя. | 12 |
4. | Информационная часть. Доклад учителя. -Что же не платится в казну государства и что скрывает бизнес в своей деятельности? - Давайте посмотрим, каковы масштабы теневой экономики в странах мира. Её рассчитывают в процентом отношении от ВВП. -Из таблицы мы видим, что развитые страны имеют низкий процент «теневой экономики». Наша Россия во многом уступает некоторым странам и процент «теневой экономики» очень весомый. - Ещё одни мировые данные по данной проблеме, говорящие о проценте «теневой экономики» по прогнозам. - А как же обстоят дела в России? В учебнике приводится таблица по отраслям экономики. | Презентация Слайд 16. Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 | Доклад учителя | 8 |
5. | Самостоятельная работа в группах по документам законодательства. -Назовите основные документы по данной проблеме. -Что говорится в УК РФ? - В чём сущность национального плана коррупции? - О чём говорится в послании президента Д.А. Медведева Федеральному собранию? - Расскажите суть закона « О противодействии коррупции». | Учебник стр. 90-99 слайд 20 слайд 21 слайд 22 слайд 23 слайд 24 | Индивидуальная работа | 7 |
6. | Работа в группах. Написание синквейна. Выпуск социальной рекламы по проблеме «теневая экономика». | Рл-1-лист для написания Интернет ресурсы. | Работа в группах | 8 |
6. | Подведение итогов урока. - Мы рассмотрели сегодня тему важную и актуальную. Она касается в жизни каждого из нас. Мы все должны сделать для себя определённые выводы по данной проблеме и осуществлять хозяйственную деятельность так, чтобы наши действия были правомерны. Оценки. | Оценка работ | Комментарии учителя | 2 |
Оборудование к уроку.
1. Презентация «Теневая экономика»
2. База
3. Мультимедитйный проектор, интерактивная доска
4. Компьютер
5. Рабочий лист 10 «Типологизация теневой экономики»
6. Таблица «Сферы теневой экономической деятельности в РФ»
7. Памятка по написанию синквейна
Памятка по написанию синквейна.
Синквейн
1. Теневая экономика.
2. Запишите два прилагательных, раскрывающих тему синквейнна.
3.Запишите три глаголы, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. Запишите фразу, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого выскажите своё отношение к теме синквейна.
5. Слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней ваше личное отношение.