Эпитет– это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.
А волны моря с печальным ревом о камень бились. (М.Горький)
Сравнение – это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.
Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов. (А.Толстой)
Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья. (А.Пушкин)
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)
Анафора – это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание.
Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством. (М.Лермонтов)
Антитеза – это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.
Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)
Бессоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.
Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…(А. Пушкин)
Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.
Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А.Чехов)
Инверсия – это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи.
С ужасом думала я, к чему все это приведет. (А.Пушкин)
Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения.
Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий двор.
Параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.
Риторический вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя.
Знаете ли вы украинскую ночь?
Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.
Цветы, любовь, деревня, праздность, поле!
Умолчание – оборот речи, когда мысль автора не до конца выражается, читатель может сам догадаться о недосказанном.
Нет. Я хотел… быть может. Вы… я думал, что уже время…
Эллипсис – пропуск подразумеваемого члена предложения
Мы села – в пепел, грады – в пепел, в мечи – серпы и плуги.
Эпифора – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений)
Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Аллегория – например в басне, когда животные выступают носителями свойств людей.
Литота – непомерное преуменьшение
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…
Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы
Утешится безмолвная печаль
Перифраза - замена названия предмета указанием на него
Автор «Героя нашего времени» (вместо Лермонтов)
Метонимия - слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между предметами
Я три тарелки съел
Синекдоха – разновидность метонимии , основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними
Все спит – и человек, и зверь, и птица