Вариант 1
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Основные компоненты деятельности |
Цель | Осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. |
... | Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. |
2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Спад, рецессия, цикл, депрессия, подъём, пик.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают виды юридической ответственности.
1) материальная; 2) дисциплинарная; 3) судебная; 4) уголовная; 5) досрочная; 6) административная.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Выберите верные суждения о формах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Характерной чертой народной культуры является её ярко выраженный коммерческий характер.
2) Главным средством распространения произведений элитарной культуры является телевидение.
3) Экранная культура является разновидностью массовой культуры.
4) К основным составляющим массовой культуры относят информационную индустрию и индустрию досуга.
5) Как правило, элитарная культура выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве.
5. Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАК | | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) направленность на практически полезный результат Б) формирование знаний и умений, развитие мышления В) побудительный мотив деятельности заключается не в её результате, а в самом процессе деятельности Г) все средства специально направлены на изменение субъекта деятельности Д) особенностью деятельности является условная ситуация | | 1) труд 2) игра 3) учёба |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6. На школьной конференции старшеклассник делал доклад о социальных науках и особенностях социального познания. Однако не все выдвинутые им тезисы оказались верными. Выберите из озвученных им положений те, которые характеризуют социальные науки и особенности социального познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социология является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.
2) Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познания.
3) Получаемое социальное знание неминуемо связано с ценностями и интересами познающего индивида.
4) Современные социальные науки широко используют такой метод познания, как эксперимент, не будучи стесненными правовыми и моральными нормами.
5) Одним из основных принципов социального познания является необходимость рассматривать социальную действительность в развитии.
6) Главная задача учёных, работающих в сфере социальных наук, – не абстрагироваться от своих ценностных приоритетов, а интерпретировать их в научный факт.
7. Выберите верные суждения об отличительных чертах командной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одним из значимых признаков командной экономики является дефицит некоторых товаров, особенно товаров широкого потребления.
2) Частная собственность в командно-административной системе распространяется на средства производства и имущество, предназначенное для ведения домашнего хозяйства.
3) В основе хозяйственного механизма лежит директивное экономическое планирование.
4) Цены на продукцию устанавливаются государством и, как правило, не зависят от конъюнктуры рынка.
5) Предприятия самостоятельно определяют торговых партнёров, в том числе внешнеэкономических.
8. Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в РФ (в соответствии с Налоговым кодексом РФ): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ |
А) налог на доходы физических лиц Б) акцизы В) транспортный налог Г) государственная пошлина Д) земельный налог | | 1) региональные 2) местные 3) федеральные |
9. Фирма «Ника» – ателье по пошиву женской одежды. Найдите в приведённом списке примеры постоянных издержек фирмы «Ника» в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | оклад главного бухгалтера | | 2) | оплата потреблённой электроэнергии | | 3) | сдельная оплата труда мастеров | | 4) | арендная плата за помещение | | 5) | приобретение тканей, фурнитуры | | 6) | выплата процентов по взятым кредитам | |
10. На рисунке отражено изменение предложения шоколада на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (P – цена; Q – количество.)  Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | банкротство крупного производителя шоколада | | 2) | хороший урожай какао-бобов, из которых делают шоколад | | 3) | ожидаемый производителями рост потребления шоколада | | 4) | рост доходов населения | | 5) | удорожание транспортных расходов производителя | |
11. Выберите верные суждения о межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | Любые межнациональные отношения законодательно регламентированы. | | 2) | Одним из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе является соблюдение прав и свобод каждой народности и нации. | | 3) | Этносоциальный конфликт характеризуется состоянием взаимных претензий, противостоянием племён, народов и наций друг другу. | | 4) | Одной из причин этносоциальных конфликтов является существующее между этносами неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти. | | 5) | Толерантность представляет собой конфликт между представителями разных наций и народностей. | |
12. В ходе социологических опросов молодых семей в 2005 и 2015 гг. предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Что могло бы повлиять на Ваше решение в ближайшие два-три года родить хотя бы одного ребёнка? Какое из следующих высказываний точнее всего описывает Ваше отношение к этой проблеме?». Полученные данные (в % от числа отвечавших) представлены в таблице. Варианты ответа | 2005 г. | 2015 г. | Решение не будет зависеть ни от каких условий | 30 | 45 | Повышение зарплаты | 20 | 15 | Улучшение жилищных условий | 20 | 20 | Увеличение государственной поддержки семей с несовершеннолетними детьми | 15 | 10 | Стабилизация цен на самые необходимые товары (одежда, мебель, бытовые товары и др.) | 15 | 10 | Какие выводы можно сделать на основании данных таблицы? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | В 2015 г. положительное решение этого вопроса для примерно половины опрошенных зависело от повышения зарплаты. | | 2) | Доля семей, на чьё решение может повлиять улучшение жилищных условий, за 10 лет осталась неизменной. | | 3) | Доля семей, чьё решение не будет зависеть ни от каких условий, возросла в 2015 г. в сравнении с 2005 г. | | 4) | Как в 2005 , так и 2015 году на решение этого вопроса в первую очередь могло повлиять увеличение государственной поддержки семей с несовершеннолетними детьми. | | 5) | В 2015 г. доля тех, кто связывали решение этого вопроса с улучшением жилищных условий, была больше доли тех, на чьё решение могла повлиять стабилизация цен на самые необходимые товары. | |
13. Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны.
2) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей.
3) Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами органов охраны порядка и безопасности.
4) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития.
5) Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.
14. Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВОПРОСЫ | | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ |
А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами Б) федеральные фонды регионального развития В) осуществление мер по борьбе с катастрофами Г) судоустройство, прокуратура Д) федеральная государственная собственность и управление ею | | 1) только федеральный центр 2) совместно федеральный центр и субъекты РФ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
15. Конституция провозглашает Z демократическим унитарным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют государственный режим Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В Конституции закреплён порядок избрания высшего должностного лица государства.
2) Парламент государства Z имеет однопалатную структуру.
3) Составные части унитарного государства (области и департаменты) государственным суверенитетом не обладают.
4) В Конституции государства Z закреплён принцип народовластия.
5) Высшей ценностью государства Z провозглашаются человек, его права и свободы.
6) Гражданин государства Z не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.
16. Что из перечисленного относится к исключительному ведению Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) оборона и безопасность
2) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами
3) разграничение государственной собственности
4) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина
5) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени
17. Выберите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание. | | 2) | Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его. | | 3) | В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. | | 4) | Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию. | | 5) | Необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещается. | |
18. Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РФ |
А) выговор Б) предупреждение В) увольнение по соответствующим основаниям Г) замечание Д) лишение свободы на определённый срок | | 1) наказания по Уголовному кодексу РФ 2) дисциплинарные взыскания по Трудовому кодексу РФ 3) административные наказания по Кодексу РФ об административных правонарушениях |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Супруги Екатерина и Пётр не заключали брачный договор и при расторжении брака не достигли согласия по поводу раздела имущества. Суд довёл до их сведения, что они могут руководствоваться законным режимом имущества супругов. Какие из приведённых положений соответствуют данному виду режима собственности супругов? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Совместной собственностью супругов является имущество, нажитое ими во время брака (общее имущество супругов), к которому относятся доходы каждого из супругов от трудовой, предпринимательской деятельности.
2) Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является совместной собственностью.
3) Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счёт общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества.
4) Общим имуществом супругов являются также приобретённые за счёт общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, доли в капитале коммерческих организаций.
5) При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов согласие другого супруга не требуется.
6) Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), в том числе драгоценности и другие предметы роскоши, хотя и приобретённые в период брака за счёт общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Если __________(А) характеризует государство с точки зрения порядка формирования высших органов власти, то __________(Б) отражает территориальное деление государства. Простое единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, называется __________(В). В таком государстве существует одна конституция, функционирует единая система государственных __________(Г). Другой формой является __________(Д), представляющая собой союзное государство, субъекты которого обладают относительной политической самостоятельностью, вплоть до принятия собственной __________(Е)». Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. |
| Cписок терминов: | 1) | унитарное | 2) | федерация | 3) | форма правления | 4) | демократическое | 5) | конституция | 6) | политические партии | 7) | форма государственно-территориального устройства | 8) | республика | 9) | правильный ответ | |
Вопросы 21-24
Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие «мембраны», «отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути», по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой, то правомерно и нам было бы рассмотреть вопрос о том, каковы же в действительности эти каналы социальной циркуляции. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты... Важнейшими из ряда этих социальных институтов являются... профессиональные организации...
Некоторые из этих организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие учёные, юристы, литераторы, художники, музыканты, архитекторы, скульпторы, врачи, актёры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись благодаря этому каналу. То же можно сказать и о представителях средних слоёв, достигших ещё более высоких социальных позиций.
Среди 829 британских гениев, исследованных X. Эллисом, 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих, поднявшимися до высоких позиций исключительно благодаря этому каналу... В США из 1000 писателей, по крайней мере, 187 достигли известности благодаря этому каналу. 4% наиболее известных учёных России (академиков), достигших высокого социального положения, вышли из крестьянской среды.
Здесь должна быть упомянута печать, особенно газеты, как специфический вид профессиональных институтов, как важный канал вертикальной циркуляции. В настоящее время роль прессы в этом отношении значительно увеличилась. Она может обеспечить, по крайней мере, на некоторое время, великолепную карьеру любой бездарности либо разрушить карьеру человеку незаурядных способностей. Прямо или косвенно она выполняет громадную роль «социального лифта». «Известность» — это то, без чего сейчас быстрое продвижение чрезвычайно затруднено. Она приносит славу часто на пустом месте, она открывает или губит талант, она может «преобразовать» средние способности в гениальные, может она и задушить истинного гения. Поэтому те социальные группы, которые контролируют прессу, играют большую роль в социальной циркуляции, ибо она представляет собой один из самых шумных, эффективных и скоростных лифтов циркуляции.
(П. А. Сорокин)
21.Как автор характеризует вертикальную социальную мобильность? Какой фактор является, по мнению автора, определяющим для продвижения по социальной лестнице посредством профессиональных организаций?
22. Почему автор рассматривает прессу как важный канал социальной мобильности? Предположите, почему автор называет прессу «одним из самых шумных, эффективных и скоростных лифтов циркуляции».
23. Назовите любые три канала социальной мобильности, не упомянутых в тексте, и проиллюстрируйте применительно к современному обществу возможность перемещения индивида посредством каждого из них (сначала укажите канал, затем приведите соответствующий пример).
24. Общества различаются по характеру и типам социальной мобильности. Используя обществоведческие знания, укажите два возможных общественных фактора и один личностный фактор, препятствующих росту социальной мобильности.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины.
26.. С помощью трех примеров покажите роль образования в жизни человека.
27. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выборы. Некоторые страны вводят специальные санкции (например, штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предположите, какими могут быть причины низкой — явки избирателей на выборы. Назовите три причины.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности уголовного процесса». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
29.1 Философия: «Настоящий прогресс человечества зависит не столько от изобретательного ума, сколько от сознательности» (А. Эйнштейн)
29.2 Социальная психология: «Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой)
29.3 Экономика: «Бизнес — это сочетание войны и спорта» (А. Моруа)
29.4 Социология: «Нормы поведения не берутся с потолка, а выводятся из печального опыта прошлых ошибок» (Г. Александров)
29.5 Политология: «Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало» (У. Черчилль)
29.6 Правоведение: «Право — это формализованный гуманизм» (А. Круглов).
Вариант-2
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА | ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ |
Предпринимательство (предпринимательские способности) | Прибыль |
... | Рента |
2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Форма государства, форма правления, унитарное государство, федерация, республика.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной культуре. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) сложность используемых форм
2) стремление авторов к воплощению собственных идей
3) развлекательный характер
4) ярко выраженная коммерческая направленность
5) духовный аристократизм
6) требование специальной подготовки для понимания
4. Выберите верные суждения о формах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Характерной чертой народной культуры является её ярко выраженный коммерческий характер.
2) Главным средством распространения произведений элитарной культуры является телевидение.
3) Экранная культура является разновидностью массовой культуры.
4) К основным составляющим массовой культуры относят информационную индустрию и индустрию досуга.
5) Как правило, элитарная культура выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве.
5. Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ | | ЭТАПЫ (СТУПЕНИ) | А) | понятие | Б) | представление | В) | умозаключение | Г) | восприятие | Д) | суждение | | | 1) | чувственное познание | 2) | рациональное познание | | |
6. На школьной конференции старшеклассник делал доклад о социальных науках и особенностях социального познания. Однако не все выдвинутые им тезисы оказались верными. Выберите из озвученных им положений те, которые характеризуют социальные науки и особенности социального познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социология является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.
2) Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познания.
3) Получаемое социальное знание неминуемо связано с ценностями и интересами познающего индивида.
4) Современные социальные науки широко используют такой метод познания, как эксперимент, не будучи стесненными правовыми и моральными нормами.
5) Одним из основных принципов социального познания является необходимость рассматривать социальную действительность в развитии.
6) Главная задача учёных, работающих в сфере социальных наук, – не абстрагироваться от своих ценностных приоритетов, а интерпретировать их в научный факт.
7. Выберите верные суждения о видах конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | Ситуация на рынке, когда множество фирм производят однотипную продукцию и не имеют возможности контролировать цены на неё, называется совершенная конкуренция. | | 2) | Монополист самостоятельно устанавливает цены на производимую продукцию с учётом рыночного спроса. | | 3) | Олигополией называют рыночную структуру, при которой рынок поделён между несколькими крупными фирмами. | | 4) | В условиях олигополии отсутствуют барьеры входа на рынок новых участников. | | 5) | Монополистическая конкуренция – это такой вид монополии, когда монополистом является не продавец, а покупатель. | |
8. Установите соответствие между факторами и типами экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| ФАКТОРЫ | | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА | А) | увеличение площади предприятий | Б) | переподготовка работников | В) | увеличение численности обслуживающего персонала | Г) | внедрение новых технологий | Д) | дополнительное капиталовложение в приобретение сырья | | | 1) | интенсивный | 2) | экстенсивный | | |
9. Фирма Y оказывает бытовые услуги населению. Найдите в приведённом списке примеры постоянных издержек фирмы Y в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | издержки на приобретение расходных материалов | | 2) | арендная плата за офис фирмы | | 3) | издержки на выплату окладов работникам административного аппарата | | 4) | издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту | | 5) | издержки на выплату сдельной заработной платы работников | | 6) | оплата потребления электроэнергии | |
10. На рисунке отражено изменение предложения услуг доступа к сети Интернет на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (P – цена; Q – количество.)  Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | появление новых компаний, предоставляющих услуги доступа к сети Интернет | | 2) | появление новых высокопроизводительных технологий доступа к сети Интернет | | 3) | введение законодательных ограничений на деятельность компаний, предоставляющих услуги доступа к сети Интернет | | 4) | рост себестоимости услуг по подключению к сети Интернет | | 5) | увеличение оплаты труда специалистов, обслуживающих подключение к сети | |
11. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Страта – слой людей, имеющих схожие признаки по психическим и физиологическим параметрам.
2) Сословия – большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности.
3) Поляризация общества способствует росту социальных конфликтов.
4) Распределение социальных групп и людей по стратам позволяет выделить относительно устойчивые элементы структуры общества с точки зрения доступа к власти, выполняемых профессиональных функций и получаемого дохода.
5) К деклассированным элементам относятся люмпены – бродяги, попрошайки, нищие, а также маргиналы.
12. В ходе социологического опроса в регионе Z молодым людям был задан вопрос об их личных приоритетах в ведении здорового образа жизни. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
Результаты опроса «Личная шкала здоровых привычек»
(в процентах от числа опрошенных)

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Процент некурящих среди опрошенных 16–23 лет самый высокий по сравнению с другими возрастными группами.
2) Около трети опрошенных не употребляют алкоголь и считают это важной составляющей здорового образа жизни
3) Общение с другими людьми в качестве своей главной здоровой привычки назвал наибольший процент респондентов от общего числа всех опрошенных.
4) Каждый десятый опрошенный в возрасте 14–16 лет получает удовольствие от употребления здоровой пищи.
5) Каждый второй опрошенный 24–30 лет с радостью встречает каждый новый день.
13. Выберите верные суждения о функциях политического лидера в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Интегративная функция направлена на нахождение и принятие оптимальных политических решений.
2) Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать.
3) Новаторская функция предполагает разработку новых политических программ, стратегических планов общественного развития, реорганизацию политических структур.
4) Координационная функция направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти.
5) Выполняя мобилизующую функцию, лидер изучает ситуацию, оценивает наиболее важные проблемы и устанавливает, что и как должно быть исправлено.
14. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| ПОЛНОМОЧИЯ | | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ | А) | утверждение военной доктрины РФ | Б) | разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти | В) | обеспечение исполнения федерального бюджета | Г) | осуществление управления федеральной собственностью | Д) | решение вопросов гражданства РФ | | | 1) | Президент РФ | 2) | Конституционный Суд РФ | 3) | Правительство РФ | | |
15. В стране Z парламентские выборы проходят по мажоритарной избирательной системе. Какие признаки присущи этому типу избирательной системы? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | Устанавливается 5%-ный избирательный барьер для политических партий. | | 2) | Допускается выдвижение независимых кандидатов. | | 3) | Организаторами выборов являются лидеры политических партий. | | 4) | Возможны два тура голосования. | | 5) | Голосование проходит по спискам политических партий. | | 6) | Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. | |
16. Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проведение собраний и митингов
2) обращение в государственные органы
3) уплата законно установленных налогов и сборов
4) защита Отечества
5) участие в управлении делами государства через своих представителей
17.Выберите верные суждения о правах работника и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возмещение вреда, причинённого в связи с исполнением трудовых обязанностей
2) обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами
3) разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров
4) выполнение установленных норм труда
5) соблюдение требований по охране труда и обеспечению безопасности труда
18.Установите соответствие между полномочиями и правоохранительными органами в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЕ | | ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН |
А) надзор за исполнением законов Б) составление заявлений, жалоб и других документов правового характера В) опротестовывание противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда Г) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью Д) консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам | | 1) Прокуратура РФ 2) Адвокатура |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Супруги Анна и Валентин после 10 лет брака решили заключить брачный договор. Однако нотариус отказался его подписывать, указывая на то, что текст договора содержит положения, противоречащие законодательству РФ.
На какие противоречащие законодательству положения брачного договора он указал? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Составленный супругами текст документа содержал условие о передаче в собственность детям супругов различного имущества.
2) Согласно условиям, изложенным в тексте, ювелирные украшения, приобретённые супругами во время брака, являются во время брака и в случае его расторжения собственностью того из супругов, который ими пользовался.
3) Составленный супругами текст документа включал запрет на заключение Анной гражданско-правовых сделок.
4) Составленный супругами проект документа содержал положения о порядке выполнения обязанностей по отношению к несовершеннолетнему сыну Анны и Валентина.
5) Проект документа содержал положения, согласно которым и Анна, и Валентин обязаны проявлять надлежащую заботу о совместном имуществе и об имуществе, принадлежащем другому супругу, принимать все необходимые меры для предотвращения его уничтожения или повреждения.
6) Согласно одному из пунктов проекта документа, супруги в любой момент в период брака по взаимному соглашению вправе изменить установленный настоящим договором режим совместной собственности.
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних социальных субъектов осуществлять свою __________(А) в отношении других, повелевать и управлять другими, опираясь на силу, авторитет и право. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, __________(Б). Такой вид власти возникает на основе соединения, взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредоточивают в себе власть, и __________(В), через которые власть реализуется. К отличительным признакам политической власти относят __________(Г) (всеобщность), обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти; политическая власть действует на основе __________(Д) от имени всего общества и обязательна для всех. Ещё один признак – __________(Е) в использовании силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны». Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. |
| Cписок терминов: | 1) | публичность | 2) | легальность | 3) | политическая партия | 4) | организация | 5) | разделение властей | 6) | право | 7) | воля | 8) | правотворчество | 9) | политическая элита | |
Вопросы 21-24.
Социальная мобильность существует в обществе, разделённом на классы и страты. Люди группируются на основе социальных различий или, прямо говоря, неравенства. Но этот же процесс предполагает и возможность перемещения людей через эти разделяющие границы…
Социальное неравенство, разное отношение к обладанию экономическими ресурсами, разная степень общественного престижа и политической власти — первостепенные стимулы или, соответственно, препятствия (при их негативной характеристике) для перемещения человека из одного слоя в другой. Важен также такой зависящий от обстановки фактор, как изменения в относительном «объёме» слоёв.
Происходящие изменения в мобильности необходимо каким-то образом связывать c изменениями в соотношении слоёв. На современном этапе самый низкий слой уменьшается, так как уровень образования всё время повышается.
Интересна и значительна роль семьи в классовом, стратифицированном обществе. Семью обычно считали такой социальной единицей, через которую индивид находит своё место в классовой структуре. Если ребёнок осваивает профессию родителей, он остаётся в общественном классе, к которому он принадлежит вместе с родителями, и наследственная профессия семьи, с ОДНОЙ стороны освобождая его от многих проблем, с другой стороны, начинает ограничивать его мобильность в классовой структуре. Во всех обществах мобильность ограничивалась, так сказать, «социальным наследованием». В традиционном аграрном обществе именно традиции и наследование играли центральную роль... Если же семья не может передать следующему поколению имущество, она старается максимизировать социальные возможности своих детей. В этом случае необходимой предпосылкой для продвижения по социальной лестнице, т.е. социальной мобильности, является образование. Особенно семьи среднего класса ищут наиболее перспективные и прагматические профессии для своих детей и соответствующее этим профессиям образование‚ стараются внушить им идею о преуспевающем человеке, добившемся всего своим трудом, и разными другими путями повышают социальную мобильность и жизнестойкость своих детей. Такой демографический фактор, как уменьшение количества детей в семье, также повышает социальные возможности уже имеющихся детей.
Люди высокого социального статуса, даже в том случае, если не ставят своей специальной целью повышение социальной мобильности детей, непроизвольно способствуют этому своим образом жизни, тем уровнем культуры, в которой воспитываются дети, а также через свои позиционные и ценностные модели. Люди, лишённые в детстве такой привилегии, должны позже в своей жизни усвоить культурные ценности, характеризующие тот образ жизни, на который они претендуют.
Современные индустриальные общества — «открыты», в них много мобильности, и статус индивида зависит больше от его собственных способностей и достижений, чем от его контактов и протекции.
21. Назовите рассмотренные автором первостепенные стимулы социальной мобильности. Почему, по его мнению, также важен такой фактор, как изменения в относительном «объёме» слоёв?
22. Как автор характеризует роль семьи в процессах социальной мобильности? (Используя текст, приведите две характеристики роли семей с разными материальными возможностями).
23. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора об открытости современного общества.
24. В обществе высказывается мнение о том, что высокий социальный статус родителей не способствует достижению детьми ещё более высокого социального статуса. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение этого мнения.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о глобализации.
26. Назовите и проиллюстрируйте примерами три отличительных признака научного познания.
27. В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Какова форма правления в государстве Z? (Обязательно укажите конкретный вид этой формы правления.) Сформулируйте три черты, характеризующие «систему сдержек и противовесов», существующую при такой форме правления.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Институт гражданства РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
29.1 Философия: «Привилегия рыб, крыс и волков состоит в том, чтобы жить по закону спроса и предложения; законом же жизни человечества является справедливость». (Д. Рёскин)
29.2 Экономика: «Виды бизнеса различны, но бизнес как система остаётся одним и тем же независимо от его масштаба и структуры, товаров, технологий и рынков». (П. Дракер)
29.3 Социология, социальная психология: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность». (В. В. Путин)
29.4 Политология: «Верховная власть достойна почитания лишь постольку, поскольку она является средством обеспечения человеческих прав». (А. Кюстин)
29.5 Правоведение: «Защита права есть обязанность перед обществом. Кто защищает свое право, тот защищает право вообще». (Р. Иеринг)