СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по биологии по теме "Микроэволюция"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест может быть использован на уроке контроля знаний по теме "Микроэволюция". При составлении заадний теста были использованы демо-версии ЕГЭ по биологии разных лет.

Просмотр содержимого документа
«Тест по биологии по теме "Микроэволюция"»

Тест по биологии в 11 классе по теме «МИКРОЭВОЛЮЦИЯ».

Составила учитель биологии Степноанненковской средней школы

МО «Цильнинский район» Ульяновской области

1 квалификационной категории

Залалова Ирина Петровна


Цель работы: оценить уровень освоения знаний обучающихся по теме «Микроэволюция».

Тестовые задания представлены в форме, отражающей специфику тестов в формате  ЕГЭ. Работа составлена с учетом особенностей контингента учащихся школы.

Структура и содержание

Работа состоит из трех частей и включает 16 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 8 заданий (1 – 8). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один правильный. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.

Часть 2 включает 5 заданий (9- 13) на установление соответствия и одно задание на установление последовательности (14). Максимальное количество баллов за каждое верно выполненное задание – 2.

Часть 3 включает 2 задания (15-16 ) с развернутым ответом. Максимальное количество баллов за каждое верно выполненное задание – 3.

Максимальное количество баллов за выполненную без ошибок работу – 26 баллов.

На выполнение теста отводится 45 минут.



Шкала оценивания:

24 – 26 баллов – «5»

18 – 25 баллов – «4»

12 – 17 баллов – «3»

11 баллов и менее – «2»

Таблица 1

Распределение заданий по частям

Части

работы

Число

заданий

Максимальный балл

Тип заданий

Часть 1

8

8

С выбором одного правильного ответа

Часть 2

5

10

На установление соответствия

1

2

На установление последовательности

Часть 3

2

6

Развернутый ответ на вопрос

Итого

16

26


Инструкция по выполнению работы.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа.

С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям или еще раз проверить данные ответы.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать необходимое количество баллов.

Работа выполняется на бланках, подготовленных учителем перед началом работы.



ЧАСТЬ 1 .

К каждому заданию 1-8 даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ. В бланке ответов под номером задания поставьте цифру, под которой дан верный ответ.



  1. В процессе микроэволюции образуются:

1) виды

2) классы

3) семейства

4) типы (отделы)


  1. Вследствие разрыва ареала происходит видообразование:

1) экологическое

2) генетическое

3) географическое

4) на основе полиплоидии


  1. Пример экологического видообразования:

1) сибирская и даурская лиственница

2) заяц­беляк и заяц­ русак

3) европейская и алтайская белка

4) популяции севанской форели


  1. Географическим барьером, препятствующим скрещиванию особей разных популяций вида, служит:

1) территориальная разобщенность

2) половой диморфизм

3) различие в строении полового аппарата

4) отличие в поведении в период спаривания


  1. Неограниченному росту численности популяции препятствует​:

1) моди​фи​ка​ци​он​ная изменчивость​

2) мута​​цион​ная изменчивость​

3) естествен​ный отбор​

4) искус​ствен​ный отбор​


  1. Образование новых видов в природе происходит в результате:

1) возрастного изменения особей

2) сезонных изменений

3) природоохранной деятельности человека

4) взаимодействия движущих сил эволюции


  1. Фактором эволюции, способствующим накоплению разнообразных мутаций в популяции, является:

  1. внутривидовая борьба

  2. межвидовая борьба

  3. географическая изоляция

  4. ограничивающий фактор


  1. Причиной образования новых видов по Ч. Дарвину является

  1. борьба за существование​

  2. посте​пен​ная ди​вер​ген​ция признаков​

  3. неогра​ни​чен​ное размножение​

  4. благо​при​ят​ный климат​



ЧАСТЬ 2.

В заданиях 9 - 13 необходимо установить соответствие . В бланке ответов под номером задания запишите последовательность цифр в соответствии с буквами.



  1. Установите соответствие между примерами форм естественного

отбо​​ра и формой отбора.

ПРИМЕР ФОРМА ОТБОРА

А) появ​ле​ние ро​ю​щих ко​неч​но​стей у крота​ 1) движущая

Б) ограни​че​ние вы​со​кой пло​ до​ви​то​сти у птиц​ 2) стаби​ли​зиру​ю​щая​

В) «индустриальный меланизм» у бабочек

Г) возник​но​ве​ние бактерий, устой​чи​вых к​ антибиотикам

Д) сохра​не​ние новорождённых со средней мас​сой​ тела

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д


  1. Установите соответствие между характеристикой животного и критерием вида, к которому её относят.

ХАРАК​ТЕ​РИ​СТИ​КА​ КРИТЕ​РИЙ ВИДА​

А) обита​ние в по​строй​ках че​ло​ве​ка​ 1) эколо​ги​че​ский​

Б) окраска по​кро​вов тела​ 2) морфо​ло​ги​че​ский​

В) рассе​ле​ние по бе​ре​гам рек​

Г) пита​ние раз​но​об​раз​ной пищей​

Д)нали​чие ко​неч​но​стей ко​па​тель​но​го типа​

Е) разви​тие сле​пой кишки​

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е


  1. Установите соответствие между примером и способом видообразования, который этот примериллюстрирует.


СПОСОБ

ПРИМЕР ВИДООБРАЗОВАНИЯ

А) обита​ние двух по​пу​ля​ций обык​ но​вен​но​го 1) географическое

окуня в прибрежной зоне и на боль​шой глубине озера ​ 2) эколо​ги​че​ское​

​Б) обита​ние раз​ных по​пу​ля​ций чёрного​ дрозда в

глухих лесах и вб​ли​зи жилья че​ло​ве​ка​

В) распад аре​а​ла лан​ды​ша май​ско​го на изо​ли​ро​ван​ные​участки в связи с оледенением​

Г) обра​зо​ва​ние раз​ных видов синиц на ос​но​ве пи​ще​вой​ специализации

Д) форми​ро​ва​ние лист​вен​ни​цы да​ур​​ской в резуль​та​​те расшире​ния аре​а​ла лиственницы си​бир​ской на во​сток​

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д


  1. Установите соответствие между содержанием понятия и термином, отражающим это содержание: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

ТЕРМИН (ПОНЯТИЕ)

А) поставляет основной элементарный материал для эволюции

Б) процесс резко изменяет численность популяции

В) носит случайный и ненаправленный характер

Г) процесс вызывается избытком или недостатком пищи

Д) формирует резерв наследственной изменчивости

Е) обладает определённой периодичностью

1) Мутационный процесс

  1. Популяционные волны

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е


  1. Установите соответствие между признаком животных и экологической группой, которую он характеризует.

ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА

А) высокая плодовитость 1) свободноживущие

Б) развитие органов чувств 2) паразиты

В)развитие со сменой хозяина

Г) наличие специальных органов

прикрепления (крючков, присосок)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


A

Б

В

Г


В задании 14 установите последовательность событий , процессов. Запишите цифры, которыми обозначены биологические события , процессы , в правильной последовательности .


14. Установите последовательность действия движущих сил эволюции.

1) борьба за существование

2) размножение особей с полезными изменениями

3) появление в популяции разнообразных наследственных

изменений

4) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

5) формирование приспособленности к среде обитания


ЧАСТЬ 3.


  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

 

1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга. 3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции. 5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.


  1. Дайте развернутый ответ на вопрос .

В чем заключаются эволюционные последствия изоляции небольшой популяции?



II вариант.

К каждому заданию 1-8 даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ. В бланке ответов под номером задания поставьте цифру, под которой дан верный ответ.


1. Какой процесс лежит в основе видообразования?

1) мутационный

2) конвергенция

3) оплодотворение

4) возникновение модификаций


2. Географическое видообразование, в отличие от экологического, связано с

1) пространственной изоляцией популяций

2) сезонной изоляцией популяций

3) межвидовой и межродовой гибридизацией

4) генными и геномными мутациями


3. Примером географического видообразования может служить формирование видов

  1. вьюрков, обитающих на Галапагосских островах

  2. окуней, обитающих на разной глубине водоёма

  3. синиц, питающихся разными кормами на общей территории

  4. воробьев, обитающих в разных районах города


  1. Сезонные колебания численности леммингов — это

1) дрейф генов

2) популяционные волны

3) движущий отбор

4) мутационный процесс

  1. Каковы причины многообразия видов в природе

1) сезонные изменения в природе

2) приспособленность организмов к среде обитания

3) наследственная изменчивость и естественный отбор

4) модификационная изменчивость и искусственный отбор



  1. Новые виды в природе возникают в результате взаимодействия

1) приспособленности организмов и искусственного отбора

  1. ненаследственных и сезонных изменений в природе

  2. наследственной изменчивости и естественного отбора

  3. ненаследственной изменчивости и колебаний численности популяций


7. Несмотря на появление мутаций в популяции, борьбу за существование между особями новый вид не может возникнуть без действия

1) искусственного отбора

2) движущего естественного отбора

3) механизма саморегуляции

4) стабилизирующего естественного отбора


8. Причиной образования новых видов, по Дарвину, является

1) постепенное расхож​де​ние в при​зна​ках у осо​бей од​но​го вида​

2) борьба за существование

3) неограниченное размножение

4) непосредственное влия​ние усло​вий среды​


ЧАСТЬ 2.


В заданиях 9- 13 необходимо установить соответствие . В бланке ответов под номером задания запишите последовательность цифр в соответствии с буквами.


  1. Установите соответствие между примером действия естественного

отбора и его формой.

ПРИМЕР ОТБО​ РА​ ФОРМА ОТБОРА

А) Появ​ля​ют​ся бактерии, устой​ чи​вые к антибиотикам.​ 1) движу​щий отбор​

Б) Сокра​ща​ет​ся число рас​те​ний клёна с ко​ рот​ки​ми и​ 2) ста​били​зи​ру​​ю​щий очень длинны​ми кры​лья​ми у плодов.​ отбор

В) На фоне закопчённых дере​вьев уве​ли​чи​ва​ет​ся

ко​ли​чество тёмных бабочек.​

Г) С похо​ло​да​ни​ем кли​ма​та по​сте​пен​но воз​ни​ка​ют жи​вотные с гу​стым шёрстным покровом.​

Д) Строе​ние глаза при​ма​тов не изменяется тысячи лет.​

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д







  1. Установите соответствие между признаком, характеризующим

неясыть (семейство совиные) и критерием вида

ПРИЗНАК КРИТЕРИЙ ВИДА

А) голос самки — раска​ти​стая ба​со​вая трель​ 1) физиологический

Б) пита​ет​ся мы​ше​вид​ны​ми грызунами​ 2) экологический

В) гнездит​ся в сме​шан​ных лесах​

Г) охотит​ся ночью​

Д) в кладке 2­6 белых яиц​

Е) птенцы на​си​жи​ва​ют​ся сам​кой 30 суток​

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е


  1. Установите соответствие между примерами и возможными спо​​соба ми видообразования, кото​​рые иллюстрируются данными примерами.

ПРИМЕРЫ СПОСОБЫ

ВИДООБРАЗОВАНИЯ А) ранне­ и поздне​цве​ту​щие по​пу​ля​ции 1) географическое по​грем​ка на одном​ лугу 2) экологическое

Б) подви​ды тиг​ров — амур​ский и бенгальский​

В) попу​ ля​ции фо​ре​ли в озере Севан, раз​ли​ –

ча​ю​щи​е​ся сро​ка​ми​ нереста

Г) возник​шие в ре​зуль​та​те пи​ще​вой спе​ци​а-

​ли​за​ции виды​ синиц

Д) попу​ля​ции обык​но​вен​ной белки в Цен​т-

раль​ной Рос​сии и​ на Кавказе

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е


  1. Установите соответствие между содержанием понятия и термином, отражающим это содержание: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

ТЕРМИН (ПОНЯТИЕ)

А) поставляет основной элементарный материал для эволюции

Б) процесс резко изменяет численность популяции

В) носит случайный и ненаправленный характер

Г) процесс вызывается избытком или недостатком пищи

Д) формирует резерв наследственной изменчивости

Е) обладает определённой периодичностью

  1. Мутационный процесс

  2. Популяционны еволны

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е


  1. Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела.

ЖИВОТНОЕ ТИП ОКРАСКИ

А) медоносная пчела 1) покровительственная

Б) речной окунь 2) предупреждающая

В) божья коровка

Г) колорадский жук

Д) белая куропатка

Е) заяц­беляк

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е


В задании 14 установите последовательность событий , процессов. Запишите цифры, которыми обозначены биологические события , процессы , в правильной последовательности .


  1. Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции.


1) сохранение темных бабочек в результате отбора

2) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды

3) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей

4) уничтожение светлых бабочек птицами

5) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную


ЧАСТЬ 3.


  1. Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых они допущены. Ис­правь­те ошибки.


1. По­пу­ля­ция пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность сво­бод­но скре­щи­ва­ю­щих­ся осо­бей раз­ных видов, дли­тель­ное время на­се­ля­ю­щих общую территорию. 2. Ос­нов­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми по­пу­ля­ции яв­ля­ют­ся численность, плотность, возрастная, по­ло­вая и про­стран­ствен­ная структуры. 3. По­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся струк­тур­ной еди­ни­цей живой природы. 4. Со­во­куп­ность всех генов по­пу­ля­ции на­зы­ва­ет­ся её генофондом. 5. Чис­лен­ность по­пу­ля­ции все­гда стабильна. 6. По­пу­ля­ции од­но­го вида ге­не­ти­че­ски неоднородны, т. е. об­ла­да­ют раз­лич­ны­ми генофондами.


  1. Дайте развернутый ответ на вопрос.

Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение мимикрии у этих насекомых.






























ОТВЕТЫ.


ЧАСТЬ 1 и 2 .

За правильный ответ на каждое задание 1- 8 дается 1 балл. Отсутствие ответа – 0 баллов.

За правильный ответ на каждое задание 9-14 дается 2 балла, если допущена 1 ошибка -1 балл, допущены 2 ошибки или ответ отсутствует- 0 баллов.


№ задания

Вариант 1

Вариант 2

Часть 1.

1.

1

1

2.

3

1

3.

4

1

4.

1

2

5.

3

3

6.

3

3

7.

3

2

8.

2

1

Часть 2.

9.

12112

12112

10.

121122

122211

11.

212211

21221

12.

121212

121221

13.

2122

22121

14.

31425

24135


ЧАСТЬ 3.

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом.


I вариант.

15.

Содержание верного ответа

Баллы

Элементы пра­виль­но­го ответа:

Ошибки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях 1, 4, 5.

1. Популяция представляет собой совокупность особей одного (а не разных) вида, длительное время населяющих общую территорию.

4. Популяция не является движущей силой эволюции. Движущие силы — это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

5. Личинки комаров не являются популяцией, да и виды их могут быть разными.


В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит лишней информации

3

В ответе указаны 2- 3 ошибки, но исправлены только 2.

2

В ответе указаны 1-3 ошибки, но исправлена только 1.

1

Ответ неправильный

0



16.

Содержание верного ответа

Баллы

Элементы ответа:

1)         скрещивание в небольшой изолированной популяции приводит к повышению уровня гомозигот;

2)         это приводит к снижению общей жизнеспособности популяции вследствие гомозиготности по многим рецессивным аллелям;          

3)         с другой стороны, повышение уровня гомозиготности дает новый материал для естественного отбора, что может привести к закреплению новых признаков.


Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок.

3

В ответе указаны 2 элемента и не содержит биологических ошибок. или ,

В ответе указаны 3 элемента, но допущены биологические ошибки.

2

В ответе указан 1 элемент и не содержит биологических ошибок. или ,

В ответе указаны 2элемента, но допущены биологические ошибки.

1

Ответ неправильный

0



II вариант.


15.

Содержание верного ответа

Баллы

Ошибки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях 1, 3, 5.

1 — по­пу­ля­ция – со­во­куп­ность осо­бей од­но­го вида.

3 — по­пу­ля­ция – струк­тур­ная еди­ни­ца вида.

5 —чис­лен­ность по­пу­ля­ции из­ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от раз­ных факторов


В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит лишней информации

3

В ответе указаны 2- 3 ошибки, но исправлены только 2.

2

В ответе указаны 1-3 ошибки, но исправлена только 1.

1

Ответ неправильный

0



16.

Содержание верного ответа

Баллы

Элементы ответа:

  1. у насекомых разных видов возникли сходные мутации по внешним признакам (окраска, форма тела);

 2) особи с признаками, усиливающими их сходство с защищенными насекомыми, имели больше возможностей выжить в борьбе за существование;

3) в результате естественного отбора такие насекомые реже склевывались птицами и распространялись в популяции.


Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок.

3

В ответе указаны 2 элемента и не содержит биологических ошибок. или ,

В ответе указаны 3 элемента, но допущены биологические ошибки.

2

В ответе указан 1 элемент и не содержит биологических ошибок. или ,

В ответе указаны 2элемента, но допущены биологические ошибки.

1

Ответ неправильный

0




































Бланк ответов по теме « МИКРОЭВОЛЮЦИЯ».


Ф.И. ученика:___________________________________________________

Дата выполнения:_______________________________________________


ЧАСТЬ 1.

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответы










ЧАСТЬ 2.

задания

А

Б

В

Г

Д

Е

9







10







11







12







13







14.________________________________


ЧАСТЬ 3.

15.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!