СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕСТ по обществознанию 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест по разделу "Духовная культура" взят из учебного пособия "Тематический тренажер. Обществознание. 10-11 класс. Готовимся к ЕГЭ." Учебное пособие/ Кишенкова О. В. - М.: Интеллект-Центр, 2012. Он может быть использован при отработке раздела, для закрепления материала, для составления собственного теста.

Просмотр содержимого документа
«ТЕСТ по обществознанию 11 класс»

Раздел «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА».

Часть А.

При выполнении заданий А1 – А20 выберите только один правильный ответ.



А1. Какое понятие обобщает, объединяет по смыслу остальные?

  1. мораль 2) наука 3) культура 4) религия

А2. В каком из предложений понятие «культура» употреблено в наиболее широком смысле этого слова?

  1. Он не поздоровался со знакомыми, это проявление крайне низкого уровня культуры.

  2. Культура включает в себя совокупность всех результатов преобразовательной деятельности человека.

  3. В среднем течении Днепра были обнаружены погребения и остатки поселений, относящиеся к Трипольской археологической культуре.

  4. Для средневековой культуры Европы был характерен консерватизм, схоластические представления, духовное доминирование христианской церкви.

А3. П. исследует старинные летописи, рукописи древних авторов. При работе в одном из архивов П. удалось обнаружить ранее неизвестные источники, рассказывающие о жизни и деятельности князя Андрея Боголюбского. Деятельность П. относится к такой сфере культуры, как

  1. наука 2) образование 3) религия 4) искусство

А4. Искусство отличает от иных форм культуры свойство –

  1. формирование теоцентрической картины мира

  2. отражение материального мира посредством художественных образов

  3. выдвижение гипотез, проведение экспериментов

  4. построение стройной логической системы доказательств

А5. Известный в прошлом поэт-шестидесятник вернулся из эмиграции на родину. Стиль, в котором написано большинство его стихотворений, всегда признавался новаторским. В небольшом зале местного краеведческого музея состоялся творческий вечер, собравший незначительный круг знатоков и почитателей его творчества. Продуктом какого типа культуры является этот вечер?

  1. массовой 2) популярной 3) традиционной 4) элитарной

А6. Какой признак отличает науку современной эпохи от науки прошлых времен?

  1. стремление к постижению сущности природных и социальных явлений

  2. выдвижение гипотез о происхождении Вселенной, возникновении Земли

  3. применение при проведении многих исследований методов компьютерного моделирования

  4. построение рационалистической, логически стройной картины мироздания

А7. Какой признак отличает религии мировые от религий национальных и локальных?

  1. поиск ответов на вопросы о смысле человеческого бытия, о загробном мире и вечности духа

  2. выдвижение определенных моральных принципов, запретов и предписаний

  3. открытость, отсутствие привязки к определенной этнической принадлежности

  4. объединение верующих в общину, осуществление общения и взаимодействия между ними

А8. Российский поэт и философ М. А. Волошин писал: «Художник – это фокус сознания вещей и явлений, отраженных в нем». Какую специфическую черту искусства подчеркивает автор?

  1. отображение в искусстве, прежде всего, чувственной, иррациональной стороны познания мира

  2. представление предметов и явлений объективного мира в субъективной образной форме

  3. природосообразность произведений искусства, использование природных объектов

  4. особый символизм и знаковость, проявляющаяся при создании произведений искусства

А9. Ученые-социологи в стране В. провели исследование, в ходе которого был произведен опрос граждан разных возрастов. Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) был задан вопрос: «Какая область культуры, на ваш взгляд, в наибольшей степени влияет на формирование духовного мира личности?». Результаты, полученные в ходе опроса (в %), представлены в диаграмме.

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

  1. Значение морали в современном обществе, судя по данным опроса, существенно занижено по сравнению с другими областями культуры.

  2. Роль искусства респонденты считают более значимой, чем роль науки.

  3. Наука и религия, по признанию респондентов, практически равны по степени влияния на личность.

  4. В век научно-технического прогресса наука, по мнению большинства респондентов, стала ведущим фактором в становлении духовного мира людей.

А10. Верны ли следующие суждения об этике современной науки и ответственности ученых?

А. Мощь современной науки и возможности ученых настолько велики, что им необходимо помнить о моральных границах своей исследовательской деятельности.

Б. Особенно ответственно ученым необходимо подходить к исследованиям человеческой психики, интеллектуальных ресурсов, так как любое воздействие на эти процессы может быть непредсказуемо.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А11. Три из данных ниже утверждений представляют собой объективные факты, а одно – субъективное мнение. Какое из утверждений является мнением?

  1. Руководством страны одобрена комплексная программа модернизации образования «Наша новая школа».

  2. Она предусматривает введение новой системы финансирования образовательных учреждений и новых подходов к аттестации педагогических кадров.

  3. Многие положения программы обновления, однако, весьма спорны и неоднозначны по своим последствиям.

  4. Учителя опасаются, что в результате перехода на новую систему оплаты труда они утратят самостоятельность и будут полностью зависеть от решения директора школы.

А12. Учителя истории с начала учебного года стали посещать новые годичные курсы в областном Институте повышения квалификации учителей. К какой ступени образования относится учреждение, в котором обучаются учителя?

  1. высшее профессиональное образование

  2. дополнительное профессиональное образование

  3. послевузовское образование (аспирантура)

  4. второе высшее образование

А13. Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества?

А. Феноменами, явлениями духовной жизни выступают наука, религия, искусство и мораль.

Б. Духовная сфера жизни общества развивается изолированно, обособленно от других сфер, не испытывая на себе влияние экономики и политики.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А14. В 2008 – 2010 гг. социологическая служба страны В. проводила опрос среди населения. Респондентам – родителям было предложено ответить на вопрос: «Как вы относитесь к возможности введения в базисный учебный план школы в качестве обязательного религиозного предмета и разделению учащихся по конфессиональному признаку на группы?». В результате опроса получены следующие данные (в %), представленные в таблице.

Варианты ответа

2008

2010

Допускаю возможность преподавания подобного предмета только в рамках факультативного курса по желанию выпускника и при согласии родителей.

38

31

Предпочтительным считаю светское образование, осуществление нравственного воспитания и образования посредством увеличения доли социальных и гуманитарных предметов.

40

52

Поддерживаю идею введения религиозного курса, так как он поможет укрепить в обществе нравственные начала.

22

17

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

  1. На протяжении двух опросов большинство опрошенных высказалось в пользу того, что свобода совести неактуальна, и важнее излагать основы вероучения в рамках обязательных курсов.

  2. Существенно увеличилось количество тех, кто полагает, что религиозные предметы должны изучаться факультативно.

  3. Возросло количество родителей, полагающих, что религиозное образование в большей степени, чем светское, способно повлиять на нравственный облик молодежи.

  4. Определенно возросло число сторонников светского образования, отделения школы от церкви.

А15. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Образование, школа, в широком смысле этого слова, сегодня является непременным условием построения успешной карьеры.

Б. Современное общество диктует для образования новые требования, важнейшим из которых выступает идея непрерывности образования, возможность выбора человеком разнообразных образовательных траекторий на протяжении всей сознательной жизни.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А16. Перейдя в десятый класс, учащийся Т. выбрал несколько профильных элективных курсов по разным предметам. Больше всего он интересуется социальными и гуманитарными науками, поэтому часть дополнительных курсов он будет посещать по философии, социологии, правоведению, истории. На какой ступени образования находится учащийся Т.?

  1. начальное профессиональное образование

  2. основное общее образование

  3. полное (среднее) общее образование

  4. среднее профессиональное образование

А17. Верны ли следующие суждения о религиях мира?

Для мировых религий (буддизма, христианства, ислама) характерно:

А. признание универсальных нравственных ценностей, ненасилия

Б. обращение к предельно широкому числу последователей

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А18. Ниже приведен перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них наиболее частное, наиболее узкое по смыслу.

  1. христианство 2) мировая религия 3) форма культуры 4) католичество

А19. Современная наука, активно опирающаяся на биотехнологии, научилась создавать новые вещества с заранее заданными свойствами. Следствием развития генной инженерии стало производство генномодифицированных продуктов, которые, казалось, способны избавить человечество от проблемы голода. Но само употребление подобных продуктов в пищу вызвало противоречивые последствия в жизни людей. Какую функцию науки можно проиллюстрировать подобным примером?

  1. мировоззренческую 2) социальную 3) прогностическую 4) объяснительную

А20. В современном мире образование является открытой системой. Российская Федерация является участником Болонского процесса, направленного на сближение образовательных систем европейских стран и признание эквивалентности документов об образовании. Данным примером можно проиллюстрировать тенденцию в развитии образования:

  1. интернационализацию 2) гуманитаризацию 3) профилизацию 4) комьютеризацию







ЧАСТЬ В.

Задания с кратким ответом.

При выполнении заданий с кратким ответом внимательно следуйте инструкции, записывайте ответ в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр.

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Поведенческие стандарты, правила, нормы

Ценности, идеалы, нравст-венные принципы

Понятия и взаимосвязи между ними

Структурные элементы _________















Ответ: ________

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «современное образование». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

Компетентностный подход, компьютеризация, вариативность, интернационализация, догматичность, индивидуальная траектория, гуманизм, государственно-общественное управление, проектные технологии, непрерывность.

Ответ: ___________.

В3. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ФУНКЦИИ

1) океанологи составили карту миграций косяков промысловых рыб А) социальная

сезон путины

2) ученые провели исследование средневековых церковных чудес, Б) прогностическая

объяснив многие из них с материалистической точки зрения

3) ученые предложили новый метод добычи нефти и газа на арктическом В) мировоззренческая

шельфе

4) учеными-генетиками созданы новые сорта кукурузы, устойчивой к Г) производственная

условиям засухи

5) ученые предложили технологии строительства мусороперерабатывающих

заводов вместо мусоросжигающих для улучшения окружающей среды и

жизни людей

6) ученые-фармацевты создали новый препарат для лечения больных диабетом

Запишите получившуюся последовательность букв.

1

2

3

4

5

6









В4. Укажите среди предложенных фрагментов публицистического текста те, в которых речь идет об учреждениях дополнительного образования.

  1. «Совет предпринимателей области выделил специальные стипендии для студентов технического лицея, готовящего токарей, фрезеровщиков и слесарей, наиболее востребованных в регионе рабочих профессий».

  2. «Городские власти приняли решение об объединении двух школ в крупный центр образования, укрепив его штат опытными преподавателями».

  3. «Областной институт повышения квалификации и профессиональной подготовки учителей объявил набор на курсы обучения педагогов работе с интерактивными досками и средствами мультимедиа».

  4. «Городская детско-юношеская спортивная школа начала набор детей в группы тхеквондо».

  5. «Ежегодный грант в области образования получила многопрофильная гимназия городского подчинения, реализующая целый ряд инновационных образовательных программ».

  6. «Старейшая художественная школа в области находится в аварийном состоянии; многочисленные обращения попечительского совета в администрацию областного главы пока остаются безрезультатными».

Ответ: ____________.

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Научное сообщество никак не может оставаться равнодушным к целому ряду исследований, связанных с клонированием живых организмов. (2) Сегодня, как никогда, велика ответственность людей науки за продукты и результаты их деятельности. (3) Многие научные институты и группы уже заявили об опытах по клонированию животных. (4) Одним из наиболее известных является клонирование в Великобритании овечки по имени Долли.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

1

2

3

4







В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

По данным исследований, в ряде регионов страны до 50% выпускников вузов и до 64% выпускников среднеспециальных учебных заведений меняют свою ________(1) сразу же после окончания учебного заведения. Огромное количество молодых людей вынуждены заново решать проблему организации своей профессиональной карьеры. В силу этих причин необходимо продвигать _______(2) на протяжении всей жизни человека со всеми ее преимуществами – гибкостью, разнообразием и доступностью во времени и пространстве. Подобное образование, помимо ________(3) к изменениям в профессиональной деятельности, непрерывного развития человеческой _________(4), знаний и навыков, способности выносить суждения и предпринимать различные действия, должно позволить человеку понять самого себя и окружающую среду, содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе.

______(5) – это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. В него вовлечено множество ________(6) – основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных.


Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) непрерывное образование Е) концепция образования

Б) профессия Ж) адаптация

В) гуманность З) образовательные структуры

Г) личность И) этические нормы

Д) порядок

1

2

3

4

5

6








В7. Выберите среди предложенного специфические черты и признаки современной науки, отличающей ее от науки прошлых эпох.

  1. Наука стремится к постижении истинной сущности предметов и явлений материального мира.

  2. Наука вплотную приблизилась к той грани, за которой возможность существенно влиять на климат на планете, на геофизические процессы.

  3. Особенно актуализировались этические проблемы научных исследований: открытие специальных импульсов, способных воздействовать на человеческий мозг, влечет за собой непредсказуемые последствия.

  4. Специфика науки в том, что она стремится рационально истолковать природные и социальные явления.

  5. Многие открытия и достижения ученых имеют двойственную природу: вполне мирные исследования способны привести к созданию новых видов оружия массового поражения.

  6. Объективность научных данных существенно выше, чем обыденных и эстетических, хотя и в научном мире присутствует субъективная позиция ученого.

Ответ: _________________.














ЧАСТЬ С.

При выполнении заданий С1 – С9 напишите развернутый ответ




Прочитайте текст и ответьте на вопросы С1 – С4




Многообразие и диалог культур.

…Многообразие культур – отличительная черта мировой культуры, а также форма проявления мировой цивилизации. Широкий диапазон культурного и этнического разнообразия в стране, принимаемый и оцениваемый как позитивное явление большинством населения страны, называется поликультурностью. Поликультурная модель общества противопоставляется модели ассимилятивной (т.е. модели уподобления), при котором меньшинства теряют свои культурные традиции и ценности, заменяя традициями и ценностями большинства населения (группы большинства).

…Между разными культурами могут существовать самые разные формы взаимодействия, начиная с простого обмена ценностями и диалогом и заканчивая насильственным покорением или присоединением к доминирующей культуре. Мирные формы обмена культурными ценностями между двумя или несколькими народами называют культурным диалогом. В отличие от узкого понимания диалога как общения двух человек, культурный диалог – более широкое понятие. К универсальным формам распространения культуры, а распространение культуры – простейшая разновидность культурного диалога, относят заимствования, диффузию и открытия. Кроме них выделяют частные формы, например культурную трансмиссию.

Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации, поэтому обращение к ценностям иных культур – залог развития и обновления. Заимствование культурных черт существовало на протяжении всей истории человечества.

Культурная диффузия – взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении; пространственное распространение культурных достижений из одной страны в другую. Культурная диффузия, т.е. стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности.

Культурная трансмиссия – процесс передачи соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обычаев и ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой и, наконец, от предшествующих поколений к последующим через научение. Базовым институтом культурной трансмиссии является образование, благодаря которому культурные ценности передаются от старшего поколения (учителя, преподаватели) к младшему (от школьников младших классов до студентов) через узаконенные государством формы и механизмы обучения.

Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Ныне культурная экспансия осуществляется прежде всего через современные аудиовизуальные средства – телевидение, радио, кино.

( А. И. Кравченко)


С1. С опорой на текст сформулируйте определение поликультурной модели общества. Какой модели общества она противопоставляется? Охарактеризуйте, с опорой на текст, противоположную поликультурной модель общества. Опираясь на знание курсов истории и обществознания, проиллюстрируйте ее любым конкретным примером.


С2. С опорой на авторский текст сформулируйте понятие «диалог культур». Какой признак автор выделяет в этом понятии как ведущий? Опираясь на знание курса, приведите любое иное корректное определение этого понятия.


С3. Какие формы культурного диалога, взаимодействия культур указывает автор? Перечислите и охарактеризуйте, с опорой на текст, три из них. Опираясь на знание курсов истории и обществознания, проиллюстрируйте каждую из форм конкретным примером.


С4. Автор утверждает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации …». Как вы понимаете смысл авторского суждения? Разделяете ли вы его? Приведите три пояснения (аргумента) в обосновании приведенного суждения.


С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «субкультура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о субкультурах.


С6. Мыслители утверждают, что каждая национальная культура пишет в душе человека свои письмена. Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами проявление влияния национальной культуры на личность человека, привычки людей.


С7. Социологические службы страны Д. проводили на протяжении ряда лет исследование предпочтений граждан разных возрастных групп на пользование учреждениями культуры и приобщение к культурному наследию. Респондентам (участвующим в опросе гражданам) задавался вопрос: «Как часто вы посещаете учреждения культуры в течение года?». На основании проведенных опросов была составлена диаграмма.


Сформулируйте три основных вывода о культурных предпочтениях граждан, которые могут сделать ученые на основании полученных данных. Выскажите (соответственно выводам) пояснения о происходящей динамике показателей, выявившейся в культурном развитии общества в ходе проведенных исследований.


С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мораль как универсальная форма культуры». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.


Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из представленных ниже высказываний.

С9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Философия

« Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь чтобы он сбил меня с ног». (Р. Тагор)

Философия

«Если я во что и верю, так только в культуру. Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура – это познание совершенства. Люди культуры – истинные апостолы равенства». (М. Арнольд)

Философия

«Наука – это любая дисциплина, в которой дураки одного поколения могут пойти дальше той точки, которой достигли гении предыдущего поколения». (М. Глюкман)

Философия

«Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. уменье пользоваться знанием как следует».

(В. О. Ключевский)

Философия

«Мы как карлики на плечах гигантов, и потому можем видеть больше и дальше, чем они». (И. Ньютон)

Философия

«Художник должен все поднимать на поверхность, он подобен насосу, в нем есть большущая трубка, спускающаяся в самые недра предметов, в глубинные слои. Он втягивает в себя и выпускает на солнечный свет гигантскими снопами то, что было придавлено землею и никому не видно». (Г. Флобер)

Философия

«Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, - это всегда автопортрет». (С. Батлер)

Философия

«Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга». (Дж. Свифт)

Философия

«Между религией и настоящей наукой нет ни родства, ни дружбы, ни вражды: они на разных планетах». (Ф. Ницше)

Философия

«Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией». (Р. Тагор)

Философия

«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». (А. Барбюс)

Философия

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». (В. О. Ключевский)

Философия

«Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». (А. Камю)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!