Тест по теме «Повторение и обобщение изученного о ССП».
1.Исправьте ошибки в определении (ошибочные утверждения вычеркните).
В сложносочиненном предложении составляющие его части равноправны и связаны с помощью интонации, сочинительных союзов и союзных слов.
Сочинительные союзы бывают соединительными, противительными, подчинительными и противительными.
К группе противительных относятся союзы а, но, однако, тоже, зато.
2.Подчерните союз, который соединяет части сложносочиненного предложения. Какое значение вносит он в предложение?
То в доме раздавался вой, грохот ржавого железа, то на улицу вылетали кирпичи, то сквозь разбитые стёкла видели белое привидение.
А. последовательность действий;
Б. одновременность;
В. чередование;
Г. противопоставление.
3.Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.
А) В воздухе, в саду было пусто, и только нежная музыка наполняла эту пустоту.
Б) В лесу тихо – тихо, и пахнет грибами и прелой хвоей.
В) Туча росла, поднималась серо – сизой стеной, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба.
Г) Море шумит под ногами, и хочется уплыть далеко – далеко.
1.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. А Б В Г
2. Укажите СС предложения. А Б В Г
3. Наудите СС предложение с общим второстепенным членом. А Б В Г
4. Строение какого предложения соответствует схеме: [двусост.], и [безлич.]?А Б В Г
4. Придумайте и запишите предложение, структура которого соответствует схеме: [назыв.] , и [двусост.].
5. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.
Борис великолепно держался в седле, сестра так (же) не уступала ему в умении управлять лошадью.
А) ТАКЖЕ – здесь это сочинительный союз, пишется слитно.
Б) ТАК ЖЕ - здесь это наречие с частицей ЖЕ, пишется раздельно.
6. Перестроите простое предложение с однородными членами в сложносочиненное.
Поднялось солнце и высушило росу на траве и листьях кустарника.
7. Расставьте пропущенные знаки препинания, выполните синтаксический разбор второго предложения (по желанию - первого*).
А)* Я не уставал рассказывать друзьям обо всём о речке о рыбалке о невиданных размеров белом грибе найденном мной и хотелось пережить всё это снова.
Б) Было холодно и хотелось в тепло к огню.
-3-
Контрольный тест по теме «Сложносочинённые предложения».
В каком ряду перечислены соединительные союзы?
Тоже, либо, зато;
И, да, тоже;
Да, не то…не то;
Однако, или, но.
Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении: Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей.
Соединительный;
Противительный;
Разделительный.
Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:
Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием.
Солнце село, и тусклые тучи висели над тёмной степью.
Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли.
Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам.
Укажите сложносочинённое предложение:
Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.
Снег такой, что не видишь друг друга.
Я проснулся оттого, что хотелось пить.
Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.
Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены):
Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тёмном.
Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат.
Опять не убраны хлеба и не покошены покосы.
И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвётся пополам.
Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесёт.
1, 2,3. 3) 1, 3.
2, 3. 4) 3.
Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:
Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашка и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол.
1. 3) 3.
2. 4) 4.
Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки препинания:
Гроза совершенно стихла и только издали неслись далёкие раскаты грома, да по небу ползла чёрная бесконечная туча.
Радостно весной чирикают воробьи и поют синички.
Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.
Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.
Сколько простых предложений в составе сложного? (знаки препинания не расставлены).
Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится.
2. 2)3.
Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?
На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок.
Их не зовёт; 3) Не зовёт рожок;
Не зовёт его;
В каком предложении верно выделены грамматические основы?
Всё та же туманная дымка теперь ещё гуще окутывала поля, и всё так же странно и непонятно глядела природа.
Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку.
Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз.
Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Так навеки и осталась церковь (1) с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами (2) обросла лесом (3) корнями (4) бурьяном (5) диким терновником (6) и никто не найдёт к ней дороги.
1, 2, 3, 4, 5, 6.
2, 3, 4, 5, 6.
2, 3, 4, 5.