СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовые задания как средство формирования универсальных учебных действий неслышащих обучающихся на индивидуальных занятиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья"ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  НЕСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ"

Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания как средство формирования универсальных учебных действий неслышащих обучающихся на индивидуальных занятиях»

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НЕСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ


Иванова Н.В., учитель


Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа – интернат № 11, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

г. Екатеринбург, Россия


Аннотация. Рассмотрены тестовые задания как средство формирования универсальных учебных действий. Описаны виды тестов, формы. Приведены примеры тестов для обучающихся 4 класса.


Основным требованием современной начальной школы с переходом на ФГОС НОО выступает личностное развитие ребенка и формирование универсальных учебных действий.

Мои обучающиеся не могут обучаться в массовой школе из-за нарушений функции слуха. Для успешного существования в современном обществе детям с нарушенным слухом необходимо формировать универсальные учебные действия, чтобы исключить трудности вхождения в социум, научить общаться со сверстниками и слышащими людьми.

Основной целью работы, как учителя индивидуальной слуховой работы, является развитие нарушенной слуховой функции и формирование произносительной стороны устной речи у неслышащих обучающихся.

Концепция развития универсальных учебных действий созданная на основе системно - деятельностного подхода (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин), позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий, как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности обучающихся знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (А. Г. Асмолов).

На индивидуальных занятиях осуществляется развитие личностных, познавательных, регулятивных, метапредметных универсальных учебных действий. Но важное значение придается развитию коммуникативных универсальных учебных действий у неслышащих обучающихся - способности осуществлять общение в разных видах учебной и внеурочной деятельности на основе устной речи, моделировать собственные высказывания с учетом ситуации общения и речевых партнеров, выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, активно участвовать в диалоге при использовании знакомой лексики разговорного и учебно – делового характера, выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации, говорить достаточно внятно и выразительно, реализуя сформированные произносительные умения.

Считаю, что универсальные учебные действия у школьников с нарушенным слухом будут формироваться наилучшим образом в процессе выполнения тестовых заданий.

На занятиях используются различные виды тестов: по форме, по способу предъявления (с предъявлением готового ответа, с предъявлением ответа в краткой форме, с предъявлением развернутого ответа), по цели назначения, по виду деятельности, по месту использования, по объему содержания и времени проведения (стартовый контроль, тематические тесты, итоговый контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация)

В школьной практике обучающимся предлагаются тестовые задания в следующих формах: тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых); тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым); тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа). Работа над тестовыми заданиями проводится, как: самостоятельная работа, тренировочная работа.

Существуют требования к структуре теста для неслышащих обучающихся, к комплекту заданий, которые в него войдут:

-составлению заданий должен предшествовать анализ программы по предмету;

-язык теста, инструкции, должны соответствовать языку, инструкциям учебника (подчеркни, вставь, допиши, найди и т. п.);

-структура заданий должна определяться значимостью изученного материала;

-формулировки заданий должны быть разнообразны;

-должны быть сформулированы цели и тема, определено время применения теста;

-процесс проведения теста должен быть задан в виде однозначного алгоритма (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов);

-тестовые задания должны легко читаться;

-тестовые задания должны быть независимыми;

-формулировка заданий не должна содержать двусмысленности;

-тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;

-постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа;

-тестовые задания, предполагающие выбор одного из предложенных ответов, должны содержать 3-5 вариантов ответов, подобранных по возможности так, чтобы наиболее характерные для данного случая ошибки были в них учтены.

В 4 классе по формированию произносительной стороны устной речи изучаются темы: деление слов на слоги, звуковой состав слова, словесное ударение, артикуляция звука, логическое ударение, деление звуков на гласные и согласные, безударное О, непроизносимые согласные, оглушение звонких согласных на конце слов, дыхательные паузы, эмоциональность речи.

И какие задания тестов для учащихся 4 класса можно привести, например: сосчитай слоги в слове; подбери слово к ритму; выбери верный ответ; найди ошибки в артикуляции звука (в расстановке ударения); угадай звук по описанию; выбери предложение с правильно выделенным логическим ударением; найди слово по количеству в них гласных и согласных; подбери картинку к правилу орфоэпии; какое предложение подходит к данному выражению лица, назови картинки; к какому правилу подходят эти слова; найди слово, в котором 2 гласных звука, 4 согласных звука; выбери слова, не подходящие к правилу.

В результате тестирования видно, что не усвоил на уроке обучающийся, не понял, не провел ассоциацию, не смог внятно и слитно прочитать, неправильно поставил ударение, и уже исходя из этого, строятся следующие занятия. Работа с тестами заставляет обучающихся думать, сравнивать и выбирать (коррекция мышления), вспоминать и зрительно и на слух (коррекция и развитие памяти и слуховой памяти), при работе с опорными словами идет коррекция внимания. Большое количество тестов оречевляется, что необходимо для артикуляционной моторики ребенка.

В своей работе пришли к выводу, что не все тестовые задания приемлемы для неслышащих обучающихся, особенно с большой смысловой и понятийной нагрузкой. Не все необходимые характеристики можно получить средствами тестирования для неслышащих обучающихся. Отсюда следует, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами обучения для развития УУД.

При систематической работе в начальных классах тесты помогают обучающимся в старших классах с легкостью выполнять промежуточную и итоговую аттестацию. При использовании тестов прослеживается динамика познавательных и коммуникативных УУД у обучающихся.

Тестовые задания обеспечивают возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения учащимися учебного материала и в соответствии с этим продолжить коррекционную работу.


Литература

Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - Москва, Центр тестирования, 2002г.

Аванесов B.C. Формы тестовых заданий: Учебное пособие. - Москва: МИСиС, 1991г., 35с.

Бенеш Н.И. Тесты для начальной школы. /Арман-ПВ, 2004.

Иванова Л.Ф. Современные подходы к контролю обученности учащихся//Дидакт.-2002.-№2.-С.47-53.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!