ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НЕСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Иванова Н.В., учитель
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа – интернат № 11, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
г. Екатеринбург, Россия
Аннотация. Рассмотрены тестовые задания как средство формирования универсальных учебных действий. Описаны виды тестов, формы. Приведены примеры тестов для обучающихся 4 класса.
Основным требованием современной начальной школы с переходом на ФГОС НОО выступает личностное развитие ребенка и формирование универсальных учебных действий.
Мои обучающиеся не могут обучаться в массовой школе из-за нарушений функции слуха. Для успешного существования в современном обществе детям с нарушенным слухом необходимо формировать универсальные учебные действия, чтобы исключить трудности вхождения в социум, научить общаться со сверстниками и слышащими людьми.
Основной целью работы, как учителя индивидуальной слуховой работы, является развитие нарушенной слуховой функции и формирование произносительной стороны устной речи у неслышащих обучающихся.
Концепция развития универсальных учебных действий созданная на основе системно - деятельностного подхода (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин), позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий, как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности обучающихся знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (А. Г. Асмолов).
На индивидуальных занятиях осуществляется развитие личностных, познавательных, регулятивных, метапредметных универсальных учебных действий. Но важное значение придается развитию коммуникативных универсальных учебных действий у неслышащих обучающихся - способности осуществлять общение в разных видах учебной и внеурочной деятельности на основе устной речи, моделировать собственные высказывания с учетом ситуации общения и речевых партнеров, выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, активно участвовать в диалоге при использовании знакомой лексики разговорного и учебно – делового характера, выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации, говорить достаточно внятно и выразительно, реализуя сформированные произносительные умения.
Считаю, что универсальные учебные действия у школьников с нарушенным слухом будут формироваться наилучшим образом в процессе выполнения тестовых заданий.
На занятиях используются различные виды тестов: по форме, по способу предъявления (с предъявлением готового ответа, с предъявлением ответа в краткой форме, с предъявлением развернутого ответа), по цели назначения, по виду деятельности, по месту использования, по объему содержания и времени проведения (стартовый контроль, тематические тесты, итоговый контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация)
В школьной практике обучающимся предлагаются тестовые задания в следующих формах: тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых); тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым); тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа). Работа над тестовыми заданиями проводится, как: самостоятельная работа, тренировочная работа.
Существуют требования к структуре теста для неслышащих обучающихся, к комплекту заданий, которые в него войдут:
-составлению заданий должен предшествовать анализ программы по предмету;
-язык теста, инструкции, должны соответствовать языку, инструкциям учебника (подчеркни, вставь, допиши, найди и т. п.);
-структура заданий должна определяться значимостью изученного материала;
-формулировки заданий должны быть разнообразны;
-должны быть сформулированы цели и тема, определено время применения теста;
-процесс проведения теста должен быть задан в виде однозначного алгоритма (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов);
-тестовые задания должны легко читаться;
-тестовые задания должны быть независимыми;
-формулировка заданий не должна содержать двусмысленности;
-тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;
-постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа;
-тестовые задания, предполагающие выбор одного из предложенных ответов, должны содержать 3-5 вариантов ответов, подобранных по возможности так, чтобы наиболее характерные для данного случая ошибки были в них учтены.
В 4 классе по формированию произносительной стороны устной речи изучаются темы: деление слов на слоги, звуковой состав слова, словесное ударение, артикуляция звука, логическое ударение, деление звуков на гласные и согласные, безударное О, непроизносимые согласные, оглушение звонких согласных на конце слов, дыхательные паузы, эмоциональность речи.
И какие задания тестов для учащихся 4 класса можно привести, например: сосчитай слоги в слове; подбери слово к ритму; выбери верный ответ; найди ошибки в артикуляции звука (в расстановке ударения); угадай звук по описанию; выбери предложение с правильно выделенным логическим ударением; найди слово по количеству в них гласных и согласных; подбери картинку к правилу орфоэпии; какое предложение подходит к данному выражению лица, назови картинки; к какому правилу подходят эти слова; найди слово, в котором 2 гласных звука, 4 согласных звука; выбери слова, не подходящие к правилу.
В результате тестирования видно, что не усвоил на уроке обучающийся, не понял, не провел ассоциацию, не смог внятно и слитно прочитать, неправильно поставил ударение, и уже исходя из этого, строятся следующие занятия. Работа с тестами заставляет обучающихся думать, сравнивать и выбирать (коррекция мышления), вспоминать и зрительно и на слух (коррекция и развитие памяти и слуховой памяти), при работе с опорными словами идет коррекция внимания. Большое количество тестов оречевляется, что необходимо для артикуляционной моторики ребенка.
В своей работе пришли к выводу, что не все тестовые задания приемлемы для неслышащих обучающихся, особенно с большой смысловой и понятийной нагрузкой. Не все необходимые характеристики можно получить средствами тестирования для неслышащих обучающихся. Отсюда следует, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами обучения для развития УУД.
При систематической работе в начальных классах тесты помогают обучающимся в старших классах с легкостью выполнять промежуточную и итоговую аттестацию. При использовании тестов прослеживается динамика познавательных и коммуникативных УУД у обучающихся.
Тестовые задания обеспечивают возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения учащимися учебного материала и в соответствии с этим продолжить коррекционную работу.
Литература
Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - Москва, Центр тестирования, 2002г.
Аванесов B.C. Формы тестовых заданий: Учебное пособие. - Москва: МИСиС, 1991г., 35с.
Бенеш Н.И. Тесты для начальной школы. /Арман-ПВ, 2004.
Иванова Л.Ф. Современные подходы к контролю обученности учащихся//Дидакт.-2002.-№2.-С.47-53.