Тестовые задания по дисциплине:
«Этика и деонтология социальной работы»
1. Профессиональная этика – это:
а) подход, направленный на гармонизацию интересов социума индивида;
б) учение о должном поведении, поступках, образе действий;
в) наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о
должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии.
г) совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
2.Основными этическими ценностями социальной работы являются:
а) человек, общество, справедливость, свобода, равенство и др.;
б) социальная служба, клиент, социальная работа и др.;
в) общество, клиент, социальная группа, социальный институт и др.;
г) статус человека, пол, возраст и др.
3. Термин «деонтология» для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен английским философом И.Бентамом в
а) XYII в.;
б) XYIII в.;
в)XIX в.;
г) ХХ в.
4. Этика постмодернизма предполагает:
а) долг и ответственность личности перед обществом и государством;
б) долг и ответственность государства перед личностью;
в) долг и ответственность личности перед своим непосредственным окружением;
г) освобождение от долга и ответственности.
5. Деонтология социальной работы – это:
а) совокупность внешних форм поведения и общения специалиста;
б) учение о должном поведении специалиста;
в) совокупность требований к личностным качествам специалиста;
г) учение о профессиональной морали.
6. Сущностью деонтологического конфликта является:
а) противоречие между интересами общества и государства;
б) проблема ответственности;
в) противоречие между сущим и должным;
г) противоречие между интересами личности и общества.
7. Научные исследования в области деонтологии могут осуществляться:
а) в контексте развития философской этики и профессиональной этики социальной работы;
б) в контексте развития законодательства;
в) в контексте развития материально-технической базы социальной работы;
г) в контексте развития информационного обеспечения социальной работы.
8. Основная проблема в развитии деонтологии заключается:
а) в недостатке финансирования;
б) недостаточном квалификационном уровне специалистов;
в) недостаточности исследований в данной области;
г) в недостаточном уровне морального сознания специалистов.
9. Деонтология социальной работы это:
а) учение о профессиональных ценностях;
б) учение о должном поведении специалиста;
в) совокупность требований к результатам профессиональной деятельности;
г) учение о личностных качествах специалиста;
д) учение о нравственности.
10. Термин «деонтология» ввел в научный обиход:
а) О.Конт;
б) Сократ;
в) И. Бентам;
г) И. Кант;
д) Гиппократ.
11. Основными категориями деонтологии социальной работы являются:
а) этические знания и зтические действия;
б) добро и зло;
в) нравственность и духовность;
г) профессиональный долг и ответственность;
д) справедливость и гуманизм.
12. Формулировка принципа «не навреди» предположительно принадлежит
а) Абу Али ибн Сине;
б) Гиппократу;
в) Эскулапу;
г) Эпикуру;
д) Сократу.
13. Какой из перечисленных принципов не является принципом деонтологии социальной работы?
а) принцип личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношении;
б) принцип компетентности специалиста;
в) принцип утилитаризма;
г) принцип соответствия полномочий и ответственности;
д) принцип организованности и дисциплины.
14. Термин «этика» впервые упоминается в работе
а) Эпикура;
б) Платона;
в) Аристотеля;
г) Конта;
д) Сократа;
15. Объектом этики социальной работы является:
а) профессиональная мораль специалистов;
б) правовые отношения социального работника и клиента;
в) нравственные ценности общества;
г) этические кодексы;
д) нормативно-правовые акты и должностные инструкции.
16. Целью этики социальной работы является:
а) поддержание правовых отношений социального работника и клиента;
б) оценка господствующей в обществе морали и системы ценностей;
в) анализ этических потребностей специалиста и клиента;
г) обеспечение и поддержание содержания и целей профессии;
д) все перечисленное.
17. Какой из перечисленных принципов не является принципом этикета социального работника?
а) принцип целесообразности действий;
б) принцип гуманизма;
в) принцип учета народных традиций и обычаев;
г) принцип эстетической привлекательности поведения;
д) принцип индивидуализма.
18. Этикет социального работника это:
а) совокупность обычаев и традиций социальной работы;
б) совокупность требований к внешним формам поведения и общения специалиста;
в) совокупность этических знаний специалиста;
г) совокупность требований к личностным качествам специалиста;
д) система ценностей социальной работы.
19. Этическими принципами проведения исследований в социальной работе являются:
а) добровольность участия, полнота информирования о ходе и результатах исследования и др.;
б) отказ от насилия, солидарность и др.;
в) поддержка всеобщего благосостояния, готовность к передаче знаний к другим;
г) сострадание и милосердие;
д) учет интересов отдельных социальных групп.
20. «Внешний» уровень этики социальной работы предполагает оценивание
а) социальной работы как социального института;
б) деятельности социального работника;
в) деятельности социальных служб;
г) отношений социальный работник - клиент;
д) отношений социальный работник - социальный работник.
21. Основными этическими ценностями социальной работы являются:
а) моральные ценности клиента;
б) благополучие людей, социальная справедливость и достоинство индивида;
в) ценности клиента и социальной группы;
г) моральные ценности социальных работников;
д) материальные средства и ресурсы.
22. Как называется направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков?
а) эвдемонизм;
б) утилитаризм;
в) гедонизм;
г) деонтологическая этика;
д) детерминизм.
23. Основными принципами этики социальной работы являются:
а) эмпатия и сочувствие;
б) объективность, экспертность, инновационность и др.;
в) конфиденциальность, доброжелательность, ответственность и др.;
г) субъективизм и релятивизм;
д) принцип творческого подхода к деятельности.
24. Идеал в социальной работе – это:
а) представление о совершенном состоянии специалиста, клиента, социальной работы;
б) предмет профессионально-этического кодекса;
в) деонтологический критерий;
г) направление деятельности социальной службы;
д) критерий моральности.
25. Этическое сознание социального работника предполагает наличие и сочетание:
а) нравственных знаний социального работника и потребностей общества;
б) нравственных знаний, нравственных убеждений и нравственных потребностей;
в) нравственных потребностей социального работника и потребностей клиента;
г) личностных убеждений специалиста и ценностей клиента;
д) нравственных знаний социального работника и потребностей клиента.
26. Моральные нормы в социальной работе - это:
а) правила этикета;
б) общие ценностные установки социальной работы;
в) общие содержательные требования к поведению и действиям специалиста;
г) характеристика направленности личности специалиста;
д) этические убеждения специалиста.
27. Профессионально-этический кодекс социальной работы это:
а) система ценностей и идеалов современного общества;
б) основной компонент этического сознания специалиста;
в) совокупность личных ценностей социальных работников;
г) совокупность ценностных ориентиров;
д) совокупность этических правил и норм поведения, требований к личности специалиста;
28. Профессионально-этический кодекс социального работника России был принят в
а) 1992 г.
б) 1999г.
в) 2004 г.
г) 1994г.
д) 2000 г.
29. «Международные этические стандарты социальной работы» содержат
а) 5 групп стандартов;
б) 6 групп стандартов;
в) 4 группы стандартов;
г) 8 групп стандартов;
д) 10 групп стандартов.
30. Конфиденциальность в социальной работе это:
а) критерий эффективности деятельности;
б) принцип объективного подхода к деятельности;
в) профессионально-значимое качество личности специалиста;
г) правило этикета;
д) принцип сотрудничества социального работника и клиента;
31. Мораль – это:
а) устойчивые, стереотипные способы массового поведения, сложившиеся исторически;
б) форма общественного сознания, способ нормативной регуляции общественных отношений и поведения человека;
в) совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством и обязательных для всех членов общества;
г) правила этикета;
д) совокупность обычаев и традиций.
32. Характеристиками моральных норм являются:
а) всеобщность и универсальность;
б) рациональность и объективность;
в) относительность, условность;
г) гуманистичность, толерантность;
д) истинность и научность.
33. Превентивная функция этики социальной работы заключается в:
а) удовлетворении интересов клиента социальной службы;
б) воспитании и совершенствовании личности социального работника и клиента;
в) формировании социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;
г) предотвращении поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;
д) повышении статуса профессии социального работника в обществе.
34. Профессиональная мораль в социальной работе - это:
а) качественная характеристика взаимоотношений социального работника и клиента;
б) совокупность идеалов и ценностей, этических принципов и норм, отражающих сущность профессии;
в) совокупность личностных качеств специалиста;
г) совокупность целей и результатов деятельности;
д) совокупность этических потребностей социальных работников.
35. С точки зрения натуралистического подхода мораль -
а) это результат общественно-исторического развития человечества;
б) это результат биологической эволюции;
в) есть проявление надчеловеческого, сверхъестественного сознания;
г) имеет априорный характер;
д) есть выражение человеческой воли.
36. Как называется нравственный принцип, выражающийся в том, что моральным нормам придается относительный, полностью условный и изменчивый характер?
а) рационализм;
б) абсолютизм;
в) релятивизм;
г) дуализм;
д) эвдемонизм.
37. Основными критериями моральности в социальной работе являются:
а) содействие общественному прогрессу, социальная целесообразность и сотрудничество;
б) соблюдение интересов клиента;
в) соблюдение интересов профессиональной группы;
г) рациональность и объективность;
д) совесть и тактичность.
38. Профессионально-этическая регламентация в сфере социальной работы предполагает:
а) разработку этических кодексов;
б) разработку и ведение должностных инструкций;
в) разработку дополнительных нормативно-правовых актов;
г) формирование интеллектуального потенциала социальной работы;
д) формирование системы ценностей клиента.
39. С каких позиций может выступать социальный работник по отношению к клиенту:
а) интересы отдельного клиента превыше интересов общества;
б) интересы государства и общества превыше интересов клиента социальной службы;
в) интересы клиента и интересы общества должны сочетаться гармонически;
г) интересы профессиональной группы социальных работников превыше интересов клиента и общества;
д) личные интересы социального работника превыше интересов клиента и общества.
40. Необходимость этико-аксиологического регулирования поведения и деятельности социального работника обусловлена
а) несовершенством нормативно-правовой базы;
б) инновационностью социальной работы как вида деятельности;
в) специфическим смыслом и содержанием деятельности;
г) дегуманизацией человеческих отношений;
в) популярностью стремлений к достижению личной выгоды.
Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания по дисциплине: «Этика и деонтология социальной работы»»
Тестовые задания по дисциплине:
«Этика и деонтология социальной работы»
1. Профессиональная этика – это:
а) подход, направленный на гармонизацию интересов социума индивида;
б) учение о должном поведении, поступках, образе действий;
в) наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о
должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии.
г) совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
2.Основными этическими ценностями социальной работы являются:
а) человек, общество, справедливость, свобода, равенство и др.;
б) социальная служба, клиент, социальная работа и др.;
в) общество, клиент, социальная группа, социальный институт и др.;
г) статус человека, пол, возраст и др.
3. Термин «деонтология» для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен английским философом И.Бентамом в
а) XYII в.;
б) XYIII в.;
в)XIX в.;
г) ХХ в.
4. Этика постмодернизма предполагает:
а) долг и ответственность личности перед обществом и государством;
б) долг и ответственность государства перед личностью;
в) долг и ответственность личности перед своим непосредственным окружением;
г) освобождение от долга и ответственности.
5. Деонтология социальной работы – это:
а) совокупность внешних форм поведения и общения специалиста;
б) учение о должном поведении специалиста;
в) совокупность требований к личностным качествам специалиста;
г) учение о профессиональной морали.
6. Сущностью деонтологического конфликта является:
а) противоречие между интересами общества и государства;
б) проблема ответственности;
в) противоречие между сущим и должным;
г) противоречие между интересами личности и общества.
7. Научные исследования в области деонтологии могут осуществляться:
а) в контексте развития философской этики и профессиональной этики социальной работы;
б) в контексте развития законодательства;
в) в контексте развития материально-технической базы социальной работы;
г) в контексте развития информационного обеспечения социальной работы.
8. Основная проблема в развитии деонтологии заключается:
а) в недостатке финансирования;
б) недостаточном квалификационном уровне специалистов;
в) недостаточности исследований в данной области;
г) в недостаточном уровне морального сознания специалистов.
9. Деонтология социальной работы это:
а) учение о профессиональных ценностях;
б) учение о должном поведении специалиста;
в) совокупность требований к результатам профессиональной деятельности;
г) учение о личностных качествах специалиста;
д) учение о нравственности.
10. Термин «деонтология» ввел в научный обиход:
а) О.Конт;
б) Сократ;
в) И. Бентам;
г) И. Кант;
д) Гиппократ.
11. Основными категориями деонтологии социальной работы являются:
а) этические знания и зтические действия;
б) добро и зло;
в) нравственность и духовность;
г) профессиональный долг и ответственность;
д) справедливость и гуманизм.
12. Формулировка принципа «не навреди» предположительно принадлежит
а) Абу Али ибн Сине;
б) Гиппократу;
в) Эскулапу;
г) Эпикуру;
д) Сократу.
13. Какой из перечисленных принципов не является принципом деонтологии социальной работы?
а) принцип личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношении;
б) принцип компетентности специалиста;
в) принцип утилитаризма;
г) принцип соответствия полномочий и ответственности;
д) принцип организованности и дисциплины.
14. Термин «этика» впервые упоминается в работе
а) Эпикура;
б) Платона;
в) Аристотеля;
г) Конта;
д) Сократа;
15. Объектом этики социальной работы является:
а) профессиональная мораль специалистов;
б) правовые отношения социального работника и клиента;
в) нравственные ценности общества;
г) этические кодексы;
д) нормативно-правовые акты и должностные инструкции.
16. Целью этики социальной работы является:
а) поддержание правовых отношений социального работника и клиента;
б) оценка господствующей в обществе морали и системы ценностей;
в) анализ этических потребностей специалиста и клиента;
г) обеспечение и поддержание содержания и целей профессии;
д) все перечисленное.
17. Какой из перечисленных принципов не является принципом этикета социального работника?
а) принцип целесообразности действий;
б) принцип гуманизма;
в) принцип учета народных традиций и обычаев;
г) принцип эстетической привлекательности поведения;
д) принцип индивидуализма.
18. Этикет социального работника это:
а) совокупность обычаев и традиций социальной работы;
б) совокупность требований к внешним формам поведения и общения специалиста;
в) совокупность этических знаний специалиста;
г) совокупность требований к личностным качествам специалиста;
д) система ценностей социальной работы.
19. Этическими принципами проведения исследований в социальной работе являются:
а) добровольность участия, полнота информирования о ходе и результатах исследования и др.;
б) отказ от насилия, солидарность и др.;
в) поддержка всеобщего благосостояния, готовность к передаче знаний к другим;
г) сострадание и милосердие;
д) учет интересов отдельных социальных групп.
20. «Внешний» уровень этики социальной работы предполагает оценивание
а) социальной работы как социального института;
б) деятельности социального работника;
в) деятельности социальных служб;
г) отношений социальный работник - клиент;
д) отношений социальный работник - социальный работник.
21. Основными этическими ценностями социальной работы являются:
а) моральные ценности клиента;
б) благополучие людей, социальная справедливость и достоинство индивида;
в) ценности клиента и социальной группы;
г) моральные ценности социальных работников;
д) материальные средства и ресурсы.
22. Как называется направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков?
а) эвдемонизм;
б) утилитаризм;
в) гедонизм;
г) деонтологическая этика;
д) детерминизм.
23. Основными принципами этики социальной работы являются:
а) эмпатия и сочувствие;
б) объективность, экспертность, инновационность и др.;
в) конфиденциальность, доброжелательность, ответственность и др.;
г) субъективизм и релятивизм;
д) принцип творческого подхода к деятельности.
24. Идеал в социальной работе – это:
а) представление о совершенном состоянии специалиста, клиента, социальной работы;
б) предмет профессионально-этического кодекса;
в) деонтологический критерий;
г) направление деятельности социальной службы;
д) критерий моральности.
25. Этическое сознание социального работника предполагает наличие и сочетание:
а) нравственных знаний социального работника и потребностей общества;
б) нравственных знаний, нравственных убеждений и нравственных потребностей;
в) нравственных потребностей социального работника и потребностей клиента;
г) личностных убеждений специалиста и ценностей клиента;
д) нравственных знаний социального работника и потребностей клиента.
26. Моральные нормы в социальной работе - это:
а) правила этикета;
б) общие ценностные установки социальной работы;
в) общие содержательные требования к поведению и действиям специалиста;
г) характеристика направленности личности специалиста;
д) этические убеждения специалиста.
27. Профессионально-этический кодекс социальной работы это:
а) система ценностей и идеалов современного общества;
б) основной компонент этического сознания специалиста;
в) совокупность личных ценностей социальных работников;
г) совокупность ценностных ориентиров;
д) совокупность этических правил и норм поведения, требований к личности специалиста;
28. Профессионально-этический кодекс социального работника России был принят в
а) 1992 г.
б) 1999г.
в) 2004 г.
г) 1994г.
д) 2000 г.
29. «Международные этические стандарты социальной работы» содержат
а) 5 групп стандартов;
б) 6 групп стандартов;
в) 4 группы стандартов;
г) 8 групп стандартов;
д) 10 групп стандартов.
30. Конфиденциальность в социальной работе это:
а) критерий эффективности деятельности;
б) принцип объективного подхода к деятельности;
в) профессионально-значимое качество личности специалиста;
г) правило этикета;
д) принцип сотрудничества социального работника и клиента;
31. Мораль – это:
а) устойчивые, стереотипные способы массового поведения, сложившиеся исторически;
б) форма общественного сознания, способ нормативной регуляции общественных отношений и поведения человека;
в) совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством и обязательных для всех членов общества;
г) правила этикета;
д) совокупность обычаев и традиций.
32. Характеристиками моральных норм являются:
а) всеобщность и универсальность;
б) рациональность и объективность;
в) относительность, условность;
г) гуманистичность, толерантность;
д) истинность и научность.
33. Превентивная функция этики социальной работы заключается в:
а) удовлетворении интересов клиента социальной службы;
б) воспитании и совершенствовании личности социального работника и клиента;
в) формировании социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;
г) предотвращении поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;
д) повышении статуса профессии социального работника в обществе.
34. Профессиональная мораль в социальной работе - это:
а) качественная характеристика взаимоотношений социального работника и клиента;
б) совокупность идеалов и ценностей, этических принципов и норм, отражающих сущность профессии;
в) совокупность личностных качеств специалиста;
г) совокупность целей и результатов деятельности;
д) совокупность этических потребностей социальных работников.
35. С точки зрения натуралистического подхода мораль -
а) это результат общественно-исторического развития человечества;
б) это результат биологической эволюции;
в) есть проявление надчеловеческого, сверхъестественного сознания;
г) имеет априорный характер;
д) есть выражение человеческой воли.
36. Как называется нравственный принцип, выражающийся в том, что моральным нормам придается относительный, полностью условный и изменчивый характер?
а) рационализм;
б) абсолютизм;
в) релятивизм;
г) дуализм;
д) эвдемонизм.
37. Основными критериями моральности в социальной работе являются:
а) содействие общественному прогрессу, социальная целесообразность и сотрудничество;
б) соблюдение интересов клиента;
в) соблюдение интересов профессиональной группы;
г) рациональность и объективность;
д) совесть и тактичность.
38. Профессионально-этическая регламентация в сфере социальной работы предполагает:
а) разработку этических кодексов;
б) разработку и ведение должностных инструкций;
в) разработку дополнительных нормативно-правовых актов;
г) формирование интеллектуального потенциала социальной работы;
д) формирование системы ценностей клиента.
39. С каких позиций может выступать социальный работник по отношению к клиенту:
а) интересы отдельного клиента превыше интересов общества;
б) интересы государства и общества превыше интересов клиента социальной службы;
в) интересы клиента и интересы общества должны сочетаться гармонически;
г) интересы профессиональной группы социальных работников превыше интересов клиента и общества;
д) личные интересы социального работника превыше интересов клиента и общества.
40. Необходимость этико-аксиологического регулирования поведения и деятельности социального работника обусловлена
а) несовершенством нормативно-правовой базы;
б) инновационностью социальной работы как вида деятельности;
в) специфическим смыслом и содержанием деятельности;
г) дегуманизацией человеческих отношений;
в) популярностью стремлений к достижению личной выгоды.