СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовые задания "Размножение в органическом мире" (биология, 9 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тестовое задание "Размножение  в органическом мире" составлено по материалам сайта fipi.ru для подготовки к экзаменам по биологии в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания "Размножение в органическом мире" (биология, 9 класс)»

Прочитайте текст и выполните задание.

 ПРЯМОЕ И НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

В природе существует два типа развития организмов: прямое и непрямое (метаморфоз). Прямое развитие происходит без превращений.
В этом случае вновь появившийся на свет организм отличается от взрослой особи только размерами, пропорциями и недоразвитием некоторых органов. Такое развитие наблюдается у ряда насекомых, рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Так, из вороньего яйца вылупляется на свет беспомощный, слепой и голый птенец, а человек рождает маленького ребёнка, не умеющего ходить, говорить и т.д.

У насекомых, таких как кузнечики, саранча, тля, из яйца выходит личинка, похожая на взрослую особь, которая растёт, линяет и превращается во взрослое насекомое или имаго.

При развитии с превращением из яйца появляется личинка, не похожая на взрослый организм. Такое развитие называется непрямым, или развитием с метаморфозом, т.е. постепенным превращением организма во взрослую особь. Личинки растут, питаются, однако в большинстве случаев они не способны к размножению. Развитие с неполным превращением характерно для ряда насекомых и земноводных. У насекомых при развитии с полным превращением особь проходит несколько последовательных стадий, отличающихся друг от друга образом жизни и характером питания. Например, у майского жука из яйца выходит гусеница, которая имеет червеобразную форму тела. Затем гусеница после нескольких линек превращается в куколку (неподвижная стадия). Куколка не питается, а развивается через некоторое время во взрослое насекомое. Способы добывания пищи у гусеницы и взрослого жука различны. Гусеница питается подземными частями растений, а жук – листьями. У некоторых видов взрослые особи вообще не питаются, а сразу приступают к размножению. Среди позвоночных животных развитие с метаморфозом происходит
у земноводных.

Используя содержание текста «Прямое и непрямое развитие организмов», ответьте на следующие вопросы.

1) Какие стадии развития проходят насекомые с полным превращением?

2) Каковы различия во внешнем и внутреннем строении головастика и лягушки? Приведите два примера.

3) В чём заключается преимущество развития с метаморфозом?

РАЗМНОЖЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКОМ МИРЕ

Любой группе особей для поддержания своей численности необходимо заботиться о её увеличении. Даже вирусы, пусть и не самостоятельно, но тоже размножаются.

В ходе эволюции возникло несколько основных способов размножения. Бесполый способ характерен для многих одноклеточных организмов и некоторых водорослей. При бесполом способе клетки организмов делятся пополам. Так как для такого размножения достаточно одного организма, то этот способ и назван бесполым. Многие многоклеточные организмы также размножаются бесполым путём. Земляника размножается усами, тополь – черенками, картофель –  глазками. Это примеры вегетативного размножения. Во всех случаях родителем является один организм. Все потомки этого родителя сохраняют наследственные признаки своего родителя и являются его точной копией.

В половом размножении участвуют, как правило, два организма, каждый из которых образует специальные половые клетки – гаметы. Сливаясь друг с другом, они создают новую клетку – зиготу. Из неё и развивается новый организм. В этом случае увеличение численности организмов происходит не всегда. У двух родителей может быть один потомок.

При бесполом размножении продолжение рода происходит без затрат энергии на поиски партнёра противоположного пола. Но это преимущество относительное, так как рождающиеся особи абсолютно одинаковы, им сложнее приспособиться к разнообразным условиям среды. При половом размножении потомок каждой пары сочетает в себе признаки двух родителей, а значит, увеличивается степень разнообразия потомства. Организмы, размножающиеся только бесполым путём, достаточно редки.

 Используя содержание текста «Размножение в органическом мире», ответьте на следующие вопросы.

1) Какие способы бесполого размножения приведены в тексте?

2) Почему половое размножение более прогрессивно, чем бесполое?

3) Где размножаются вирусы?


РАЗМНОЖЕНИЕ

Размножение – это воспроизведение генетически сходных особей данного вида, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Бесполое размножение осуществляется следующими способами: непрямым делением ядер материнской и каждой из последующих клеток надвое; вегетативно – отдельными органами или частями тела (растения, кишечнополостные); почкованием (например, дрожжи и гидра); спорообразованием. В результате бесполого размножения возникает генетически однородное потомство. Только в тех случаях, когда споры образуются в результате мейоза, потомство, выросшее из этих спор, будет генетически разным.  При половом размножении объединяется генетическая информация от двух особей. Особи растений или животных разного пола образуют гаметы – яйцеклетки и сперматозоиды (или спермии), содержащие по одинарному (гаплоидному) набору хромосом.  При слиянии гамет происходит оплодотворение и образование диплоидной зиготы. Зигота развивается в новую особь, все соматические клетки которой содержат диплоидный (двойной) набор хромосом. Всё вышеперечисленное справедливо только для эукариотических клеток. Таким образом,  при половом размножении происходит смешивание геномов двух разных особей одного вида. Существуют организмы-гермафродиты, у которых  развитие женских и мужских половых клеток происходит в теле одной особи.

Используя содержание текста «Размножение», ответьте на следующие вопросы.

1) О каких способах размножения упоминается в тексте?

2) Приведите примеры двух организмов, у которых размножение происходит вегетативным способом.

3) Каким преимуществом обладают организмы, размножающиеся половым путем?

Используя содержание текста «Размножение», ответьте на следующие вопросы.

1)     О каких двух способах размножения организмов идет речь в тексте?

2)     Что происходит в процессе полового размножения?

3) Какой недостаток характерен для полового размножения? Свой ответ аргументируйте.
































1.В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Способ

Форма размножения

Черенкование

Бесполое размножение

Половое размножение

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1. спорообразование 2. почкование 3. партеногенез 4.прививка

2. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом ткани. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1. зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения 2. зажмите препарат лапками-держателями

3. положите микропрепарат на предметный столик 4. глядя в окуляр, настройте свет 5. медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение ткани

3. Установите последовательность действий при вегетативном размножении комнатных растений на примере традесканции. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.1. для уменьшения испарения воды накройте черенки стеклянной банкой 2. посадите черенки наклонно в увлажнённый песок 3. нарежьте стеблевые черенки с 3-4 листьями 4. после образования придаточных корней пересадите растения в горшки

4. Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1. клетка 2. ткань 3. ген 4. орган 5. ядро

5. Установите последовательность уровней организации жизни в порядке их усложнения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1. клеточный 2. тканевый 3. организменный 4. органный 5. молекулярный

6. Наследственный аппарат клетки расположен в

1. ядре 2. рибосоме 3. лизосоме 4. аппарате Гольджи

7. Установите правильную последовательность действий агронома при вегетативном размножении комнатного растения традесканции. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1.накрыть черенки стеклянными банками 2.посадить черенки наклонно в увлажнённый песок 3.нарезать стеблевые черенки с 3–4 листьями 4.при появлении придаточных корней пересадить растения в горшки 5.подобрать крупное здоровое растение

8. Верны ли следующие суждения о половом размножении?

А. У животных существует только половое размножение.

Б. Органом полового размножения растений является цветок.

1. верно только А 2. верно только Б 3. оба суждения верны 4.оба суждения неверны

9. При бесполом размножении не происходит

1. увеличения числа особей 2. обмена наследственной информацией 3. расселения потомства 4. роста и развития организма

10.При половом размножении у большинства организмов происходит

1. образование организма из любой группы клеток одного из родителей

2. образование особых клеток – гамет, слияние которых даёт начало новому организму

3. точное копирование наследственной информации одного из родителей

4. быстрое увеличение количества потомков

11. Какой из приведённых способов размножения не относят к бесполому?

1. размножение луковицами-детками у тюльпана 2. почкование у коралла 3. деление эвглены зелёной 4. размножение семенами

12. Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

В природе существует два способа размножения: __________ (А) и __________ (Б). Первый способ связан с __________ (В), происходящим в результате слияния мужских и женских гамет. Биологическим смыслом второго является сохранение наследственной информации материнского организма у потомков. В основе этого способа лежит деление клеточных ядер, которое называется  __________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1. вегетативное 2. митоз 3. половое 4. дробление 5. бесполое 6. оплодотворение 7 партеногенез. 8. мейоз




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!