§ 2. Человек, природа, общество
| А1 | Вид Homo sapiens появился на Земле:
10 млн лет назад;
2—3 млн лет назад;
40 тыс. лет назад;
4)10 тыс. лет назад.
А2 Найдите в списке определение, не относящееся к понятию «природа».
Весь мир в многообразии его форм и проявлений;
определенный этап в развитии общества;
естественные условия жизни общества, человека;
биосфера, активная оболочка Земли.
| A3 Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?
А. Развитие человеческого общества не может существенно влиять на состояние природной среды. Б. Социальный прогресс идет параллельно с природным прогрессом.
Верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
[ А4 Международные организации по защите природы стали создаваться в:
X в.;
XV в.;
XIX в.;
XX в.
| А5 Верны ли следующие суждения о последствиях воздействия человека на природу?
А. К негативным последствиям человеческой деятельности относится ежегодное сокращение биологических видов. Б. Глобальной проблемой являются климатические изменения, вызванные деятельностью человека.
Верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
| В1 | Найдите черты сходства и отличия природы и общества.
Изменяющаяся система;
взаимодействие отдельных частей системы друг с другом;
часть окружающего материального мира;
создатель культуры;
форма объединения людей.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
Черты сходства | Черты отличия |
| |
Найдите в предложенном списке организации, относящиеся к экологическим.
Гринпис;
Международный союз охраны природы;
Лига Наций;
Всемирный фонд дикой природы;
Европейский Союз.
Номера, под которыми указаны организации, выпишите в порядке возрастания. Ответ: .
Установите соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОНЯТИЯ А) Природа (в широком смысле). Б) Природа (в узком смысле).
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Весь мир в многообразии его форм и проявлений.
Совокупность естественных условий существования человеческого общества.
В4 | Все перечисленные ниже мероприятия, за исключением одного, относятся к природоохранительным. Разработка безотходных технологий, учреждение заповедников и заказников, составление Красных книг, хозяйственное освоение новых территорий, сокращение использования пестицидов.
Найдите и укажите мероприятие, «выпадающее» из этого ряда.
Ответ: .
§ 3. Типология обществ
А1 Появление сложного общества связано с возникновением:
государства;
промышленности;
религиозных верований;
кочевого образа жизни.
А2 Верны ли следующие суждения о типологиях обществ? А. Согласно одной из первых типологий, общества делятся на дописьменные и письменные.
Б. Типология, которая появилась в XIX в., в качестве главных критериев классификации обществ выделяет способ производства и форму собственности.
Верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
A3 | Известно, что восточнославянское племя полян в VI—VIII вв. обитало по берегам Днепра. Их основным занятием являлось земледелие. В обществе полян выделялись князья, дружинники, рядовые общинники-земледельцы. Поляне были язычниками. Это общество относится к:
обществу охотников и собирателей;
сложному обществу;
капиталистическому обществу;
доиндустриальному обществу.
| А4 | Ученые А. Тоффлер и Д. Белл ввели в научный оборот понятие:
общественно-экономическая формация;
научный коммунизм;
способ производства;
постиндустриальное общество.
| А5 | Верны ли следующие суждения о характеристиках отдельных типов обществ?
А. В традиционном обществе важная роль отводилась церкви и армии.
Б. В доиндустриальном обществе основными группами населения были предприниматели и наемные рабочие.
Верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
| А6 | В современных государствах — США, Япония, Франция, Великобритания — существует:
доиндустриальное общество;
индустриальное общество;
постиндустриальное общество;
традиционное общество.
| В1 | Найдите черты сходства и отличия индустриального и постиндустриального обществ.
Развитие промышленности;
информация является одной из основных ценностей и ресурсов;
наличие в обществе различных социальных групп;
преобладающее положение в экономике занимает сфера обслуживания;
наличие в обществе демократических ценностей.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
9 Черты сходства | Черты отличия |
| |
B2 Найдите в предложенном списке характерные черты до- индустриального общества.
Преобладающая роль сельского хозяйства;
большая роль религии и церкви;
развитие промышленности;
сословное деление общества;
высокий уровень развития науки;
преобладание городского населения над сельским.
Номера, под которыми указаны выбранные черты, выпишите в порядке возрастания.
Ответ.'. ВЗ
Установите соответствие между критериями различных типологий обществ и конкретным типом общества: К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
КРИТЕРИИ ТИП ОБЩЕСТВА
Число уровней управления 1) Земледельческое и степень социального расслоения. общество.
Б) Способ добывания средств к 2) Простое общество,
существованию.
Форма собственности, прису- 3) Дописьменное общая той или иной общественно- щество. экономической формации.
Г) Наличие письменности. 4) Рабовладельческое
общество.
Запишите в таблицу выбранные цифры.
В4 Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «общественно-экономическая формация».
Первобытное общество, сложное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда. Ответ: .
§ 4. Социальный прогресс и развитие общества
А1 Верны ли следующие суждения о законе ускорения истории?
А. Каждая последующая стадия в развитии человеческого общества длится дольше предыдущей, так как вмещает в себя большее количество изобретений.
Б. В современном мире скорость смены поколений техники выше скорости смены поколений людей.
Верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А2 Около 30 тыс. лет назад у людей появилась наскальная живопись. Это проявление:
экономического прогресса;
технического прогресса;
культурного прогресса;
промышленной революции.
А3 К началу XX в. некоторые народы Севера, входившие в состав Российской империи, не имели своей письменности, вели кочевой образ жизни, поклонялись языческим богам. Этот факт иллюстрирует:
действие закона ускорения истории;
действие закона неравномерности развития;
проявление регресса;
проявление технического прогресса.
А4 Верны ли следующие суждения о прогрессе и регрессе? А. Прогрессивное развитие общества идет равномерно и полностью исключает периоды ускорения или замедления, а также какие-либо возвратные движения. Б. Прогресс в одной сфере общества может сопровождаться регрессом в другой сфере.
Верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А5 В начале XVIII в. в России при Петре I происходил бурный рост мануфактурного производства. В этот период появилось около 200 новых мануфактур. Данный факт является примером:
промышленной революции;
политических реформ;
экономических реформ;
регресса.
| А6 | Итогом неолитической революции является:
переход от собирательства к земледелию;
переход от мануфактуры к фабричному производству;
появление социальных групп буржуазии и наемных рабочих;
появление массовой культуры.
| В1 Найдите черты сходства и отличия реформы и революции.
Изменение всех или большинства сторон общественной жизни;
проводится только органами государственной власти;
носит скачкообразный характер;
является видом социального прогресса;
представляет собой частичное усовершенствование какой-либо одной сферы жизни общества; изменяет основы существующего социального строя.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
Черты сходства | Черты отличия |
В2 | Найдите в предложенном списке проявления социального прогресса.
Начало книгопечатания;
появление экологических проблем;
переход от мануфактуры к фабрике;
изобретение компьютерных технологий;
5)установление тоталитарного режима в государстве
6)рост смертности населения.
Номера, под которыми указаны проявления социального прогресса, выпишите в порядке возрастания.
В3 Установите соответствие между видом реформ и их конкретным проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Виды реформ ПРОЯВЛЕНИЕ РЕФОРМ
А)Политические реформы 1)Проведение приватизации.
Б) Экономическая реформа 2)Введение всеобщего обязательного среднего образования.
3)Принятие конституции.
В) Социальные реформы.
Запишите в таблицу выбранные цифры.
В4 Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «виды прогресса». Революция, экономические реформы, воспитание, социальные реформы, политические реформы.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.
§ 5. Личность и социальная среда
[ А1 | Верны ли следующие суждения о роли общества в формировании личности?
А. Общество способно как развивать личность, так и подавлять ее.
Б. Чем выше общий культурный уровень общества, тем меньше человек в нем ценится как личность
1) Верно только А
2)верно только Б;
3)верны оба суждения;
4)оба суждения неверны.
А2 Талант и гениальность проявляются:
только в раннем детстве;
только в зрелом возрасте;
в любом возрасте;
всегда с рождения.
A3 Верны ли следующие суждения об одаренности и гениальности?
А. Одаренность и гениальность являются врожденными качествами.
Б. В развитии природной одаренности большую роль играет социальная среда.
Верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А4 На развитие таланта человека влияет:
трудолюбие;
сила воли;
окружение человека;
все вышеперечисленное.
А5 Каждый рождающийся в мире младенец является:
гениальным;
личностью;
великой личностью;
индивидом.
А6 Верны ли следующие суждения о личности?
А. Потребность стать личностью у всех индивидов развита в равной степени.
Б. Потребность стать личностью проявляется у индивида как в обществе, так и вне общества.
Верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
В1 Найдите черты сходства и отличия одаренного человека выдающейся (великой) личности.
Является врожденным биологическим качеством;
проявляется в обществе;
может оказывать большое влияние на общество;
не является характеристикой любого человека;
формируется под воздействием социальной среды.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.
Черты сходства | Черты отличия |
| |
В2
Найдите в предложенном списке утверждения, характерные для личности.
Человек с рождения является личностью;
формируется в течение длительного времени;
формируется в процессе социализации;
проявляется вне общества;
выражается в самостоятельных поступках.
Номера, под которыми указаны выбранные утверждения,
выпишите в порядке возрастания.
Ответ:
ВЗ
Установите соответствие между понятиями и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОНЯТИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Индивид. 1) Результат социализации человека
Б) Личность. 2) Биосоциальное существо.
Индивидуальность. 3) Сумма неповторимых черт
внешности и характера
Запишите в таблицу выбранные цифры.
| В4 | Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «социальная среда». Семья, школа, природа, СМИ, район проживания.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда. Ответ: .
§ 6. Потребности человека
А1 Верны ли следующие суждения о проявлении потребностей?
А. Всем людям в равной степени присущи все потребности.
Б. Высшие (вторичные) потребности оказывают большое влияние на формирование личности.
Верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А2 | Основными (базисными) потребностями согласно теории иерархии потребностей выступают:
физиологические;
социальные;
престижные;
духовные.
A3 | Автором иерархической теории потребностей является:
А.Н. Леонтьев;
К. Маркс;
А. Маслоу;
А. Тоффлер.
| А4 | Побудительной силой обладают только:
врожденные потребности;
духовные потребности;
удовлетворенные потребности;
неудовлетворенные потребности.
А5 | Певец К. целый год усиленно готовился к победе на международном конкурсе вокалистов. Жюри присудило К. первое место. Это пример удовлетворения:
физиологических потребностей;
социальных потребностей;
престижных потребностей;
потребностей в безопасности.
А6 | Верны ли следующие суждения о неудовлетворенных потребностях?
А. Подавление потребностей деформирует личность человека.
Б. Неудовлетворенные потребности больших групп населения могут привести к выступлениям против власти.
Верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
| В1 | Найдите черты сходства и отличия первичных и вторичных потребностей.
Присущи в одинаковой степени всем людям;
формируют личность;
являются побудительной силой;
влияют на поведение человека;
характеризуют человека как социальное существо.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт отличия.
Черты сходства | Черты отличия |
| |
| B2 Найдите в предложенном списке характеристики потребностей.
1)Возникают с момента рождения человека;
2)появляются в сознательном возрасте;
3)существуют у каждого индивида;
4)не влияют на поведение индивида;
5)остаются неизменными в течение жизни каждого человека.
Номера, под которыми указаны характеристики потребностей, выпишите в порядке возрастания. Ответ: .
| ВЗ | Установите соответствие между видом потребностей и их проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИД ПОТРЕБНОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЕ
А)Физиологические. 1) Участие в каких-либо общественных организациях
Б) Престижные. .2) Создание литературных произведений.
В)Духовные. 3) Защита от холода или жары.
Г) Социальные. 4) Карьерный рост.
Запишите в таблицу выбранные цифры.
| В4 | Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «приобретенные (вторичные) потребности».
Духовные потребности, социальные потребности, потребности в безопасности, престижные потребности.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда. Ответ: