ОБЩ-7. (Конфликт и пути его разрешения, формальные и неформальные отношения, нормы права и морали, отличие человека и животного, монархии, малые группы и др.)
Анна узнала, что Ира рассказала одноклассникам про Анин секрет. Она не стала выяснять причины этого поступка, а просто перестала разговаривать с Ирой. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?
1) сотрудничество 2) уход от конфликта 3) посредничество 4) арбитраж
2. Инна узнала, что Зоя пригласила на пикник всех коллег по работе, кроме неё. Она не стала выяснять причину этого поступка, просто перестала разговаривать с Зоей. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?
1) уход от конфликтной ситуации 2) посредничество 3) компромисс 4) сотрудничество
3. Способ разрешения конфликта через взаимные уступки сторон называется
1) конфронтация 2) посредничество 3) компромисс 4) подавление
4. Обществоведы используют понятие «социальный конфликт» для обозначения
1) реакции общества на поведение человека 2) столкновения противоположных интересов
3) значимости социального статуса индивида 4) общественно опасного виновного деяния
5. Катерина поссорилась с подругой, они не общаются уже несколько дней. Это пример
1) социального конфликта 2) социальной роли
3) социального статуса 4) социальной стратификации
6. Установите соответствие между примерами и типами межличностных отношений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
А) собеседование при приёме на работу Б) ссора подруг В) разговор родителей с директором школы о поведении ученика Г) дружеская беседа соседей | | 1) формальные 2) неформальные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Кирилл и Николай узнали, что Михаил пригласил к себе в гости на празднование Нового года всех одноклассников, кроме них. Кирилл просто прекратил всякое общение с Михаилом, а Николай попытался через друзей узнать о причинах поступка Михаила.
Сравните два способа поведения в межличностном конфликте: уход от конфликтной ситуации и привлечение посредников.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) осознание противоречия интересов;
2) поиск пути выхода из конфликта;
3) выход без уступок и отстаивания своих интересов;
4) участие третьей стороны.
Черты сходства | Черты различия |
8. Ксения живёт с родителями и сестрой. Она учится в 5 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) наличие особых норм поведения;
2) личные контакты членов группы;
3) отношения родства;
4) общий быт.
Черты сходства | Черты различия |
9. Учитель, раскрывая сущность социального контроля, охарактеризовал моральные и правовые нормы. Сравните эти два вида социальных норм. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт отличия:
1) создаются государством;
2) предполагают юридическую ответственность;
3) определяют границы дозволенного;
4) регулируют общественные отношения.
Черты сходства | Черты различия |
10. В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) основывается на вере в сверхъестественное;
2) является областью духовной культуры;
3) влияет на нормы поведения людей;
4) использует культы и ритуалы.
Черты сходства | Черты различия |
11. В приведенном списке указаны черты сходства потребностей и способностей человека и отличия потребностей от способностей человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) открывают человеку новые возможности;
2) влияют на деятельность человека;
3) выражаются в ощущении нехватки чего-либо;
4) меняются с возрастом.
Черты сходства | Черты различия |
12. В приведенном списке указаны черты сходства норм права и морали и отличия норм права от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) принимаются государством;
2) регулируют жизнь общества;
3) опираются на представления о добре и зле;
4) устанавливают правила поведения.
Черты сходства | Черты различия |
13.В приведенном списке указаны черты сходства абсолютной и ограниченной монархии и черты отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) монарх передает свою власть по наследству;
2) монарх вынужден считаться с мнением парламента;
3) для принятия или отмены закона достаточно воли монарха;
4) является формой правления в государстве.
Черты сходства | Черты различия |
14. В приведённом списке указаны черты сходства человека и животного и черты различия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) прямохождение
2) первичные потребности
3) понятийное мышление
4) забота о потомстве
Черты сходства | Черты различия |
15. В приведённом списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных.
Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия.
1) умение планировать деятельность
2) потребность в пище и воде
4) способность к чувственному познанию
3) наличие сознания
Черты сходства | Черты различия |
Ответы ОБЩ-7. (Конфликт и пути его разрешения, формальные и неформальные отношения, нормы права и морали, отличие человека и животного, монархий,малых групп).
1.2
2.1
3.3
4.1
5.1
6. 1212
7. 1234
Сходства: 1) осознание противоречия интересов.
Отличия: 2) поиск пути выхода из конфликта (Только Николай);
3) выход без уступок и отстаивания своих интересов (Только Кирилл);
4) участие третьей стороны (Только Николай).
8. 1234
Сходства: 1) наличие особых норм поведения;
2) личные контакты членов группы.
Отличия: 3) отношения родства (есть только в семье);
4) общий быт (есть только в семье).
9. 3412
Сходства: 3) определяют границы дозволенного;
4) регулируют общественные отношения.
Отличия: 1) создаются государством;
2) предполагают юридическую ответственность. Обе черты характерны только для правовых норм.
10. 2314
Сходства: 2) является областью духовной культуры;
3) влияет на нормы поведения людей;
Отличия: 1) основывается на вере в сверхъестественное (только для религии);
4) использует культы и ритуалы (только для религии).
11. 2413
Сходства: 2) влияют на деятельность человека;
4) меняются с возрастом.
Отличия: 1) открывают человеку новые возможности (только для способностей);
3) выражаются в ощущении нехватки чего-либо (только для потребностей).
12. 2413
Сходства: 2) регулируют жизнь общества;
4) устанавливают правила поведения.
Отличия: 1) характерно только для права;
3) характерно только для морали.
13. 1423
Сходства: 1) монарх передает свою власть по наследству;
4) является формой правления в государстве.
Отличия: 2) характерно только для ограниченной монархии;
3) характерно только для абсолютной монархии.
14. 2413
Сходства: 2) потребность в пище и воде;
4) способность к чувственному познанию.
Отличия: 1) умение планировать деятельность;
3) наличие сознания.
ПОЯСНЕНИЯ.
Абсолютная монархия (от лат. absolutus — безусловный) — разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной).
Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями.
В любом цивилизованном обществе право выступает государственным регулятором общественных отношений, закрепляя и развивая их.
Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения.
Конфликт (лат. conflictus - столкнувшийся) — это столкновение разных интересов, целей, взглядов, возникающих в процессе социального взаимодействия. Это естественный процесс, которого не надо бояться. В современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:
1. Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.
2. Избегание — уход от конфликтной ситуации.
3. Компромисс — совместное решение, удовлетворяющее обе стороны, взаимные уступки сторон.
4. Соперничество — активное противостояние другой стороне.
5. Сотрудничество — попытка прихода к совместному решению.
Неформальные отношения - те, где присутствует личный момент