СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тетрадь кейсовых практик по русскому языку 6-7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В жизни мы часто пользуемся научными методами, не всегда осознавая это. Мы наблюдаем, анализируем, сравниваем, проверяем свои предположения, устанавливаем связь одного с другим, а иногда и с третьим – в общем, ведём себя как разумные любопытные люди. Можно ли назвать это научным исследованием? Да, если наши методы изучения мира признаются другими учёными, а результаты помогают понять, как устроены мир и человек.

Просмотр содержимого документа
«Тетрадь кейсовых практик по русскому языку 6-7 класс»

Тетрадь кейсовых практик: опыт самостоятельных исследований в 6-7 классе

СОДЕРЖАНИЕ



Что такое «Тетрадь кейсовых практик» и зачем она нужна? .................................... 2

Кейс «Лингвистическая экспедиция инопланетян на Землю».......................................... 3

Кейс «Приключения на необитаемом острове» ...............................................................7

Кейс «Путешествие по Бобровскому району» ..................................................................10

Кейс «Буквенная цифирь» ..............................................................14

Кейс «Порядковые числительные в моей жизни» ......................................................................18

Кейс «Загадки русского языка» ..............................................................21

Кейс «Спор о причастии» .............................................24

Кейс «Званый ужин»…………………………..26

Кейс «Предложения на тарабарском языке» …………………….29

Кейс «Гнёзда» слов» ………………………………………………33

Анкета по результатам кейсов за 7-8 класс ...........................................................36

Примерное описание критерия оценки уровня решения кейса ............................38























Что такое «Тетрадь кейсовых практик» и зачем она нужна?

Можно ли в школе заниматься наукой? Не просто запоминать формулы и правила, а именно проводить своё исследование?

Мы уверены, что это не только возможно, но и очень интересно. В жизни мы часто пользуемся научными методами, не всегда осознавая это. Мы наблюдаем, анализируем, сравниваем, проверяем свои предположения, устанавливаем связь одного с другим, а иногда и с третьим – в общем, ведём себя как разумные любопытные люди. Можно ли назвать это научным исследованием? Да, если наши методы изучения мира признаются другими учёными, а результаты помогают понять, как устроены мир и человек.

Инновационное поведение характерно для человека, способного принимать решение в меняющихся условиях

Любознательный человек свободен в выборе интересных занятий, ему не скучно жить, и он постоянно чему-то учится. Он не всегда получает за это оценки, но им восхищаются и ему предлагают помощь. Он становится человеком с «инновационным поведением», человеком, который способен принимать решение в меняющихся условиях, человеком, который умеет видеть возможности для роста. Таким поведением всегда обладают успешные бизнесмены и учёные

Мы предлагаем тебе сотрудничество на два года.

В этой тетради собраны задания, выполняя которые, можно понять, как «работает» наука, почувствовать радость открытия, получить опыт поиска истины, используя ресурсы собственного интеллекта.

10 исследовательских кейсов; 10 неповторимых открытий; 10 интеллектуальных достижений; 10 возможностей показать свой результат; 10 поводов пошутить; 10 поводов для гордости.

В этой тетради собраны 10 исследовательских заданий (кейсов) — по 5 на каждый год. Это не те «проверочные» задания, к которым ты и твои одноклассники, возможно, привыкли за пять лет школьной жизни. В них нет «правильных» ответов, которые можно отыскать в справочнике, в сети или узнать у своего учителя (тьютора). Помочь тебе он сможет, но выполнить работу за тебя — нет.







Кейс «Лингвистическая экспедиция инопланетян на Землю» 6 класс (по теме «Устаревшая лексика»)

Контекст кейса









На Земле работала научная лингвистическая экспедиция инопланетян. Над территорией, где размещался палаточный лагерь экспедиции, пронесся ураган. Результаты исследований инопланетян, представленные в виде информационных моделей, были повреждены. Учёный из научно-исследовательского центра должен восстановить поврежденные модели.















Что нужно делать?















1.Используя устаревшую лексику, воссоздай уничтоженную ураганом  лингвистическую модель человека.

Слова для справок: перст, длань, десница, чело, выя, уста, очи, вежды, ланита































2. Восстанови модель системы “Музей старинной русской одежды .”

















Слова для справок: кичка, душегрея, лапти, понёва, завеска, онучи, порты

3.Займись восстановлением модели «Русская изба».

Слова для справок: горница, девичья, жило, кивот, полати, светлица, ставец



Что удалось пронаблюдать / Результат эксперимента ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

________________________________________________________________

Возможное объяснение наблюдаемого





Что посмотреть/почитать:

  • Пословицы, поговорки, русские народные сказки;

  • Варатьян Эд. Путешествие в слово. – 1982

  • Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – 1988

  • https://www.youtube.com Русский костюм – краше его нет

  • https://www.youtube.com Устройство древнерусской избы

Понравился ли тебе кейс?


Интересно

6

5

4

3

2

1

Неинтересно

Трудоёмко

6

5

4

3

2

1

Легко

Понятно

6

5

4

3

2

1

Сложно

Полезно

6

5

4

3

2

1

Бесполезно

Что более всего удивило тебя при выполнении кейса (факт, идея, процесс, мысль)?
































Кейс «Приключения на необитаемом острове» 6 класс (по теме «Корни с чередованием»)

Контекст кейса











Представь себе, что ты оказался на большом океанском корабле, совершающем рейс через Атлантику. Путешествие было приятным и интересным. Однако в тропических широтах корабль попал в шторм ужасающей силы. Положение было усугублено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему судну. Тебе пришлось вплавь добираться до острова, который оказался необитаемым. Это настоящий эксперимент на выживание!

Гипотеза: знания помогут выжить даже на необитаемом острове.











Что нужно делать?









Чтобы спастись, выполните несколько несложных экспериментов.

Эксперимент 1. На корабле пожар. Нужно найти выход. Спастись поможет правильное распределение слов с корнями гор/гар. Будь осторожен! Тонущий корабль полон опасностей!

Г..релки, приг..реть, заг..р, г..ревать, обг..реть, выг..реть, ог..рок, уг..р, подг..релый, г..рицвет, г..рилла.

Эксперимент 2. И вот ты в воде. До острова недалеко, но нужно еще постараться. Вспомните правописание «водных» корней плав/плов и мак/мок и заполните таблицу.

Напитаться влагой

Без ударения

Опускать в жидкость

Исключения







Обм..кнуть, подм..чил, пром..кательный, пл..вучий, пл..вец, выпл..вать, попл..вок, пром..кашка, обм..кнул, пром..кнуть, пл..вчиха.

Эксперимент 3. Тебе надо приготовить ужин. Используй, готовя пищу, только те слова, в корнях которых пишется буква А. Отбери эти слова.

Р..стения, нар..щение, пор..сль, зар..сли, р..сток, р..стительность, водор..сли, выр..сли, возр..ст, сл..жение, сл..гаемое, р..сточек, предпол..гать, отр..сль, выр..щивать, выр..сти, сл..жить, изл..гать.

Эксперимент 4. Теперь нужно выбрать место для ночлега. Для этого вспомни правило о корнях бер/бир, стел/стил и исправь ошибки.



Буква Е

Буква И

Соб..раться на экзамен

Заст..лить постель

Заб..раться на высокое дерево

Ст..лить прямо на земле

Расст..лается безбрежный океан


Расст..леить скатерть

Выб..рать место для ночлега

Выб..решь до полуночи

Соб..раю ветки для костра




Эксперимент 5. Тебе надо написать письмо с просьбой о спасении и отправить его по бутылочной почте. Вот образец письма. Вставь пропущенные слова.

На моём острове заканчиваются запасы пресной воды и еда. Я___________ __________, а поливать их нечем! У меня ______________ ____________ надежды, ведь я уже неделю здесь. Я ______________ от страха! _______________, что моё письмо скоро достигнет берега. Помогите!

Слова для справок: выр…щиваю,ум..рают, бл..снули, зам…раю, р…стки, предпол…гаю, р…стения.

Что удалось пронаблюдать / Результат эксперимента ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Гипотеза подтвердилась / не подтвердилась ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Возможное объяснение наблюдаемого ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________

Что посмотреть/почитать:

  • http://21vu.ru/publ/2007/25932 Все правила - Вектор успеха.рф

  • Секреты орфографии: Книга для учащихся/ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 1994

  • https://www.youtube.com/watch Мир в картинках (Русский язык. Чередование гласных Е-И в корне. ПРАВИЛА ОСЛИКА)


Понравился ли тебе кейс?


Интересно

6

5

4

3

2

1

Неинтересно

Трудоёмко

6

5

4

3

2

1

Легко

Понятно

6

5

4

3

2

1

Сложно

Полезно

6

5

4

3

2

1

Бесполезно

Что более всего удивило тебя при выполнении кейса (факт, идея, процесс, мысль)?


















Кейс «Путешествие по Бобровскому району» 6 класс

Контекст кейса









Теперь отправляемся в путешествие по Бобровскому району с целью отыскать достопримечательности и привлечь в наш край туристов. Садимся в лодку и отправляемся в даль по Битюгу. Что же необходимо сделать для достижения цели? Конечно же, ознакомиться с картой местности и наметить маршрут.

Гипотеза: Бобровский край – жемчужина Воронежской области и России – богат достопримечательностями.





































Что нужно делать?







Путём несложных исследований и экспериментов сделай вывод о том, пригоден ли Бобровский край для туристического движения.

Задание 1. Составь слоган с рифмами: район, он, трудиться, не лениться, получим, научим. Например.

В Воронежской области есть район.

Самый прекрасный на свете он.

Если будем вместе трудиться

И нигде, никогда не лениться,

То результат хороший получим

И защищать природу научим.

Задания:

- Выделить главные члены предложения

- определить части речи

- составить схему СПП

2. Напиши рекламу в стихотворной форме.



3.Подбери строки из стихотворений, посвященных нашему краю.

4.В судне оказалась течь. Ты спасёшься, если выполнишь задания:

- определить названия сёл, где ударение падает на 1-3 слоги

Ударение на первый слог

Ударение на второй слог

Ударение на третий слог






Липовка, Ясенки, Икорец, Тройн, Шестаково, Хреновое

- какое из названий имеет в своём составе только твёрдые согласные?

- в каком из названиё происходит оглушение согласного звука?

Что удалось пронаблюдать / Результат эксперимента ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Гипотеза подтвердилась / не подтвердилась ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Возможное объяснение наблюдаемого ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________

Что посмотреть/почитать:

  • Сказ о земле Бобровской. – 2009

  • Кобяков Ю. Долгая дорога на Битюг/ Ю.Кобяков//Звезда.- 2011.- март.

  • Степанова Е. Три века на карте России/ Е.Степанова//Звезда.-2011.- сентябрь.

  • https://www.youtube.com Музей г.Бобров. Фомин Сергей.

Понравился ли тебе кейс?


Интересно

6

5

4

3

2

1

Неинтересно

Трудоёмко

6

5

4

3

2

1

Легко

Понятно

6

5

4

3

2

1

Сложно

Полезно

6

5

4

3

2

1

Бесполезно

Что более всего удивило тебя при выполнении кейса (факт, идея, процесс, мысль)?












































Кейс «Буквенная цифирь» 6 класс (при изучении темы «Имя числительное»)

Контекст кейса













В Древней Руси числа записывались с помощью букв применявшегося тогда алфавита (поэтому такую систему называли буквенной цифирью). Чтобы отличить буквы, обозначавшие числа, от обычных слов, над числами ставился специальный знак в виде ломаной или искривленной линии (“~”) — так называемый титло.

Буквенная цифирь была неразрывно связана с языком и национальной культурой, потому что каждая буква, а значит, и цифра были глубоко осмыслены русским человеком. Числа приобретали образный смысл, несли определённую картинку, представление о мире, становились частью мира. Это и есть система создания образов. Овладение этими образами – это уже образование. Стала безобразной азбука, стало безобразным и число, стал безобразным мир, ремесло, труд, сама наша жизнь. Обезобразились и нравственные понятия: добро, красота, правда, мир, любовь, надежда, вера.

Гипотеза: буквенная цифирь была не просто средством передачи информации, но и определённым носителем нравственности и морали человека.

Что нужно делать?









Прочитайте данные старинные пословицы. Как вы думаете, при изучении каких цифр использовались данные образы? Чему «учила» каждая, буква, цифра?

Аще бы не Бог, кто бы нам помог

Аще хощеши работать Господеви, уготови душу твою во смирение

Число 1, аз, человек осознавал свою мизерность перед Богом, умение не зацикливаться на себе, а видеть дальше самого себя

В пире не обличай ближнего

Вера без дела мертва

Число 2

Господа чти от праведных трудов твоих

Число 3, буква глагол обозначала дело вообще

Друга заступать не стыдись

Господи, даждь нам дивный дар доброты и благодати

Число 4, смысл буквы – добро, благо

Елико высок есть, только смиряй себя

Единой глаголах, вторицею же приложеши

Число 5, учит тому, как надо существовать на земле

Житие наше, яко сень преходит

Буква живите числа не имеет, вероятно, потому, что сама жизнь не выражается числом

Злое и злых пиши зелом

Злословящий отца или матерь смертию да умрёт

Число 6, зело, с ним ассоциировалось зло

Знай себя, заступи в старости отца своего и не опечали его

Число 7, буква земля, опора, почва под ногами

Иже хранит своя уста, соблюдает от печали свою душу

Число 8, буква иже, она же союз И, символизирующий бесконечность



Запишите в славянской алфавитной системе (буквенной цифирью) следующие десятичные числа:

1) 15;

2) 83;

3) 516;

4) 557;

5) 4818;

6) 5642;

7) 70 241.

Подумайте, является ли римская система счисления алфавитной.



Что удалось пронаблюдать / Результат эксперимента ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Гипотеза подтвердилась / не подтвердилась ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Возможное объяснение наблюдаемого ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________

Что посмотреть/почитать:

  •  Моисеев А.И. Знаки и буквы, буквы и цифры… М.: Просвещение, 1987.

  • https://www.youtube.com/watch Буквенная цифирь.

  • http://healthy-feed.com/bukvennaya-tsifir-dubletnye-bukvy-chtenie-tserkovnoslavyanskogo-teksta/

Понравился ли тебе кейс?


Интересно

6

5

4

3

2

1

Неинтересно

Трудоёмко

6

5

4

3

2

1

Легко

Понятно

6

5

4

3

2

1

Сложно

Полезно

6

5

4

3

2

1

Бесполезно

Что более всего удивило тебя при выполнении кейса (факт, идея, процесс, мысль)?














































Кейс «Порядковые числительные в моей жизни» 6 класс

Контекст кейса

































Гипотеза: без порядковых числительных невозможно обычное ежедневное общение

Что нужно делать?









Ответьте на вопросы, используя порядковые или количественные числительные.

1.В каком году была основана наша школа?

2.Сколько учащихся и учителей было в школе на момент создания?

3. В каком году наша школа получила статус «вторая городская»?

4. В каком году учительница математики Ольга Владимировна Захарова окончила нашу школу с серебряной медалью?

5. В каком году директор Наталья Ивановна Гайворонская окончила нашу школу с серебряной медалью?

6. В каком году вы закончите 11 классов с золотой или серебряной медалью?



Слова для справок: 184 ученика, 5 учителей, 1980, 1998, 1902, 1991

Что удалось пронаблюдать / Результат эксперимента ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Гипотеза подтвердилась / не подтвердилась ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Возможное объяснение наблюдаемого ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________

Что посмотреть/почитать:

  • Т.Л. Служевская «Уроки русской словесности». – 1994

  • Арсирий  А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- 1994. 

  • Яковенко  Г.П., Яковенко  Н.Г. Энциклопедия – школьнику.- 1994

  • Г. Е. Крейдлин, А. Д. Шмелёв. Математика помогает лингвистике. - 1994

Понравился ли тебе кейс?


Интересно

6

5

4

3

2

1

Неинтересно

Трудоёмко

6

5

4

3

2

1

Легко

Понятно

6

5

4

3

2

1

Сложно

Полезно

6

5

4

3

2

1

Бесполезно

Что более всего удивило тебя при выполнении кейса (факт, идея, процесс, мысль)?














































Кейс «Загадки русского языка» 7 класс

Контекст кейса









Русский язык, как и все другие языки, устроен расчетливо и экономно. Каждое слово может иметь десятки значений. Каждый речевой оборот может обрастать ворохом смыслов. На каждом корне вырастает целый куст слов. А каждая приставка или суффикс дают десятки и сотни новых слов на этом самом корне. Но есть в русском один очень хитрый суффикс: - иссимус-. Конечно, это суффикс "приезжий", не коренной. Однако в русском языке много прижившихся суффиксов-эммигрантов. Все находят здесь пристанище, "женятся" на русских корнях, дружат с русскими приставками. А вот "- иссимус" не такой. Совсем не такой.

Гипотеза: В русском языке с ним создано только одно слово. Всего одно. Других нет.























Что нужно делать?











  1. Угадай, что это за слово.

  2. Дай определение этого суффикса, что за смысл он дает слову?

  3. Создай несколько новых еще не существующих в русском языке слов с этим интересным суффиксом. Можно даже сочинить мини-рассказик.

Что удалось пронаблюдать / Результат эксперимента ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Гипотеза подтвердилась / не подтвердилась ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Возможное объяснение наблюдаемого ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________

Что посмотреть/почитать:

  • http://www.slovorod.ru/russian-suffixes.html Словарь русских суффиксов

  • Энциклопедический словарь юного лингвиста.- 2006

  • С. В. Волков. Русский язык. Я познаю мир.- 2006.

Понравился ли тебе кейс?


Интересно

6

5

4

3

2

1

Неинтересно

Трудоёмко

6

5

4

3

2

1

Легко

Понятно

6

5

4

3

2

1

Сложно

Полезно

6

5

4

3

2

1

Бесполезно

Что более всего удивило тебя при выполнении кейса (факт, идея, процесс, мысль)?
















Кейс «Спор о причастии» 7 класс

Контекст кейса











Гипотеза: причастие- это форма глагола



Что нужно делать?











- Считаете ли вы важной затронутую проблему?

- Что зависит от решения этой проблемы, от той или иной точки зрения?

Задания:

• - Сформулировать проблему письменно;

• - Подобрать аргументы в пользу избранной точки зрения, исходя из характеристики причастия, проранжировать их;

• - подготовить контраргументы противоположной точке зрения;

Перспективное домашнее задание: отыскать единомышленников среди ученых-лингвистов

Что удалось пронаблюдать / Результат эксперимента ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Гипотеза подтвердилась / не подтвердилась ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Возможное объяснение наблюдаемого ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________

Что посмотреть/почитать:

  • http://interneturok.ru/russian/7-klass/bglava-2-prichastieb/ponyatie-o-prichastii

  • С. В. Волков. Русский язык. Я познаю мир. - 2006.

Понравился ли тебе кейс?


Интересно

6

5

4

3

2

1

Неинтересно

Трудоёмко

6

5

4

3

2

1

Легко

Понятно

6

5

4

3

2

1

Сложно

Полезно

6

5

4

3

2

1

Бесполезно

Что более всего удивило тебя при выполнении кейса (факт, идея, процесс, мысль)?
































Кейс «Званый ужин» 7 класс (при изучении темы «Наречие»)

Контекст кейса









Представь, что к тебе на ужин приедет английский лорд, тонкий знаток правил этикета. Ознакомься с текстом и выполни задания, чтобы подготовиться к его приезду.

Гипотеза: наречия, образованные от прилагательных, пишутся слитно

















Что нужно делать?







1.Прочитайте текст. Сформулируйте правила о правописании наречий. В чем заключается сложность в написании данной части речи?

2.Подчеркните наречия как члены предложения.

3.Сделайте морфологический и морфемный разбор одного наречия (на выбор).



Как сервировать стол.

(С)права лежат ножи, они обращены лезвием к тарелке; (с)лева – вилки, зубцами (к)низу. Суповую ложку кладут (в)право от внешнего ножа, а если десерта нет, то перед тарелкой. Тарелку для десерта ставят (с)лева – (на)искосок от основной тарелки. На другой стороне, (в)переди (с)права, расставляют бокалы. Суп, а также кофе и чай наливают и подают (с)права от гостя. Остальное, (на)против, подают (с)лева.

Что удалось пронаблюдать / Результат эксперимента ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Гипотеза подтвердилась / не подтвердилась ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Возможное объяснение наблюдаемого ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________

Что посмотреть/почитать:

  • http://fb.ru/article/149663/kak-pishetsya-poluchshe-kak-pravilno-pishetsya-slovo-poluchshe

  • https://www.youtube.com/watch?v=qbShXwXBhHI Видеоурок по русскому языку "Правописание наречий"

Понравился ли тебе кейс?


Интересно

6

5

4

3

2

1

Неинтересно

Трудоёмко

6

5

4

3

2

1

Легко

Понятно

6

5

4

3

2

1

Сложно

Полезно

6

5

4

3

2

1

Бесполезно

Что более всего удивило тебя при выполнении кейса (факт, идея, процесс, мысль)?










Кейс «Предложения на тарабарском языке» 7 класс

Контекст кейса





Академик Л. В. Щерба давал своим ученикам для анализа, казалось бы, заумную фразу: глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

Ни в каком словаре русского языка вы не отыщете всех этих слов, хотя грамматическое оформление фразы русское (Щербе принадлежит крылатый афоризм для изучающих иностранные языки: «Лексика — дура, грамматика — молодец!», перефраз суворовского афоризма о пуле и штыке).

Опираясь на грамматику русского языка, можно многое выяснить в этой фразе, дать ее расшифровку. Слово куздра — женского рода, единственного числа. С ним согласовано стоящее впереди слово глокая — в роде и числе. Отсюда вывод: слово куздра существительное, слово глокая — прилагательное к нему.

Обратимся к глаголам. Очевидно, что ими будут слова будланула и кудрячит. Слово будланула согласовано со словом куздра в роде (женский) и числе (единственное). Значит, оно будет сказуемым при подлежащем куздра. Глагол будланула образован, очевидно, от инфинитива будлануть и явно дан в прошедшем времени. Другой глагол кудрячит столь же явно обозначает настоящее время, единственное число и также согласован с глокой куздрой.

Бокр — существительное мужского рода, единственного числа, потому что этого бокра и будланула глокая куздра (слово бокр находится в винительном падеже). Но не просто будланула, а штеко. Отсюда вывод: слово штеко — наречие.

Остается слово бокренок. Вывод напрашивается сам собой: это существительное мужского рода, единственного числа, которое, как и бокр, стоит в винительном падеже…

Дадим формальный анализ всей фразы: (кто?) куздра (какая куздра?) глокая (что сделала?) будланула (кого будланула?) бокра (как будланула?) штеко и (что еще делает куздра?)кудрячит (кого кудрячит?) бокренка. Здесь легко найти, что во фразе является подлежащим, сказуемым, определением и т. д. Иными словами, не зная смысла фразы, мы выявляем ее грамматическую структуру.

Гипотеза: даже без лексического значения только с помощью грамматики можно определить, о чем говорится в тексте.













































Что нужно делать?









1.Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки препинания.

 

Кусодка нырво  подзикала мызянаясь отпакать мылюту.

2. «Пуськи бятые» — цикл «лингвистических сказок» Людмилы Петрушевской, написанных в разные годы её творчества. Первая из них, с таким же названием, была написана в 1984 году и впервые опубликована тогда же в «Литературной газете».

Сказки состоят целиком из несуществующих слов (кроме служебных). Петрушевская использует как традиционные для таких произведений системы словообразования из случайных слогов, называемые глоссолалия, так и более оригинальные и интересные, например, современные или устаревшие корни (а также несуществующие сочетания корневых основ русского языка, несуществующие замены корневых гласных или согласных), которые употребляются писательницей в рассказах с такими русскими аффиксами, с которыми в настоящем русском языке они обычно или не употребляются, или употребляться не могут ввиду полной бессмысленности образованных подобным образом слов.

Иногда в рассказах употребляются старославянские предлоги или междометия.

Из произвольно взятых корневых основ других современных языков индоевропейской или даже кавказской языковой семьи употребляются некоторые русские языковые аффиксы (суффиксы, приставки, окончания, соединительные гласные), подобранные к ним самой писательницей особым образом и поэтому не являющиеся традиционными лингвистическими заимствованиями, характерными для реального языка.

Тем не менее, подобные причудливые формы словообразования у писательницы созданы так, что составляют некий связный рассказ с интуитивно понятным сюжетом. Впоследствии цикл «Лингвистические сказочки» был автором продолжен с включением новых удивительных, а подчас и совершенно фантастических персонажей и соответствующим развитием как сюжетов, так и самих героев.

Прочитайте рассказ «Пуськи бятые» и попробуйте его «перевести» на русский язык.



ПУСЬКИ БЯТЫЕ

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!




































Что удалось пронаблюдать / Результат эксперимента ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Гипотеза подтвердилась / не подтвердилась ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Возможное объяснение наблюдаемого ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________

Что посмотреть/почитать:

  • «Пуськи бятые» — цикл «лингвистических сказок» Людмилы Петрушевской. – 1984.

  • https://sites.google.com/site/rusjasyk/issledovania/uceenye-lingvisty

  • https://www.youtube.com/watch?v=SjAnN3UgKdo Языкознание. Сведения из истории лингвистических учений

Понравился ли тебе кейс?


Интересно

6

5

4

3

2

1

Неинтересно

Трудоёмко

6

5

4

3

2

1

Легко

Понятно

6

5

4

3

2

1

Сложно

Полезно

6

5

4

3

2

1

Бесполезно

Что более всего удивило тебя при выполнении кейса (факт, идея, процесс, мысль)?














Кейс «Гнёзда» слов» 7 класс

Контекст кейса











Система словообразовательных отношений между однокоренными словами (или, иначе говоря, словообразовательное гнездо) может быть представлена графически. Ниже в качестве примера приведен фрагмент словообразовательного гнезда слова дом.

Гипотеза: словообразовательное гнездо — это совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.



Домик по-домашнему

дом домашний

бездомный одомашнить одомашнивать одомашнивание

бездомность



Что нужно делать?









Большинство приведенных ниже слов являются однокоренными. Изобрази словообразовательные отношения между ними графически. В каждом производном слове выдели морфему или морфемы, с помощью которой или которых это слово образовано (другие морфемы выделять не надо). Имей в виду, что некоторые промежуточные звенья в словообразовательном гнезде пропущены; восстанови их и подчерни.

Какие слова из приведенных ниже не относятся к этому словообразовательному гнезду?

Примирительный, помирить, микромир, мириться, примирительно, мирской, мир, мирно, мирить, примирение, замирать, помириться, непримиримо.

Ты уже понял, что в словообразовательной цепочке однокоренные слова выстраиваются в определенном порядке – от сложного к простому. Свой порядок (но совсем другой) есть и у слов в предложениях, и особый порядок у предложений в абзацах (иначе текст разрушится).

Перед тобой– «рассыпанные» предложения одного абзаца. Установи их нужную последовательность, и у тебя получится отрывок из повести-сказки «Волшебная книга», которую написали М.Фадеева и А.Смирнов.

1. Слева, недалеко от него, с пологого склона, шумя по крупной гальке, впадала в море небольшая речонка.
2. Кора на них была шершавая, очень похожая на войлок, а на самом верху чуть трепетали от ветра большие листья, похожие на широкие веера.
3. С моря раздался тонкий, пронзительный крик.
4. Петрушка вышел из лодки и обмотал цепь вокруг острого камня. 
5. Прямо перед ним, только чуть выше по берегу, стояли три высокие пальмы.
6. Волны с шумом выбросили лодку Петрушки прямо к большим камням, покрытым позеленевшими скользкими водорослями.
7. «Вот какая высокая пальма, – успел подумать мальчик, – нужно подойти поближе», – но сделать это он не успел.
8. Куда же это он попал?
9. «Все, теперь не унесет», – облегченно вздохнул он и огляделся вокруг.

Составь словообразовательную цепочку с исходным глаголом трепетать. У кого из ребят в классе она получилась длиннее?
Найди место в цепочке, которое должен занимать глагол выбросить среди данных однокоренных слов: выбрасыватель, бросить, выбрасывать.

Что удалось пронаблюдать / Результат эксперимента ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Гипотеза подтвердилась / не подтвердилась ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Возможное объяснение наблюдаемого ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________

Что посмотреть/почитать:

  • http://rus.1september.ru/article.php?id=200300512

  • http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=f0a11603-07dc-45b0-b1ea-c3014b0a1ac4

  • Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. — Глав. ред. М. Д. Аксёнова. 1999.



Понравился ли тебе кейс?


Интересно

6

5

4

3

2

1

Неинтересно

Трудоёмко

6

5

4

3

2

1

Легко

Понятно

6

5

4

3

2

1

Сложно

Полезно

6

5

4

3

2

1

Бесполезно

Что более всего удивило тебя при выполнении кейса (факт, идея, процесс, мысль)?


















Анкета по результатам кейсов за 7-8 класс

Сколько исследовательских кейсов ты выполнил(а) за этот учебный год?

Какое исследование оказалось самым трудным?

Какое исследование стало самым интересным?

Какое исследование показалось тебе самым полезным для твоей собственной жизни?

Человеку, который занят исследованиями, необходимы определённые качества, помогающие в работе. Оцени, пожалуйста, насколько ты обладаешь этими качествами в данный момент:

• внимательность;

• аккуратность;

• любознательность;

• научные знания;

• умение планировать работу;

• способность пережить неудачу;

• трудолюбие.

В каждом кейсе мы предлагали тебе расширить свой кругозор и почитать, посмотреть, узнать что- то дополнительно к школьной программе. Ты встречал(а) ссылки на книги, фильмы, дополнительные материалы по тому или иному кейсу. Получилось ли у тебя познакомиться с этой информацией?

• Да, я прочитал(а) и посмотрел(а) всё, что предлагалось.

• Я познакомился(ась) с бóльшей частью.

• Я посмотрел(а) / прочитал(а) некоторые материалы, которые меня заинтересовали.

• Ничего из дополнительных материалов я не читал(а) / не смотрел(а).

Что, по-твоему, обычно становится основной причиной того, что эксперимент не получается? Определи, пожалуйста, что мешало тебе в этом году:

• неверная идея эксперимента (ошибка замысла);

• недостаточная аккуратность исполнителя;

• «нелепая случайность»;

• слишком большая сложность эксперимента.

Что, по-твоему, необходимо для успешного проведения эксперимента? Расставь свои приоритеты от 1 (самое важное) до 5 (наименее важное):

• аккуратность и точность в выполнении всех действий;

• знание теоретической (научной) основы процессов эксперимента;

• удача, везение;

• оригинальная гипотеза эксперимент

























Примерное описание критерия оценки уровня решения кейса

КРИТЕРИЙ

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Базовый

«Продвинутый»

Самостоятельность в приобретении знаний и решении кейсов

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и / или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного.

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и / или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.

Познавательные универсальные учебные действия (знание предметов)

Продемонстрировано понимание содержания решённого кейса. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметными знаниями в ходе решения кейса. Логические или концептуальные ошибки отсутствуют. Демонстрация альтернативных путей решения кейса

Регулятивные (волевые) универсальные учебные действия

Продемонстрированы навыки определения областей знаний по проблематике и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена тьютору, защищена; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке учителя (тьютора). При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля школьника

Решение кейса тщательно спланировано и последовательно реализовано, своевременно пройдены все необходимые обсуждения и представление результата. Сформирована команда для решения кейса, продемонстрирована способность руководить её членами.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Продемонстрированы навыки оформления решения кейса, пояснительная за- писка и презентация решения. Автор(ы) отвечает(ют) на большинство вопросов

Кейс формулируется самостоятельно группой учащихся. Задача ясно определена и пояснена. Текст кейса и решения хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Автор(ы) свободно отвечает(ют) на вопросы по кейсу.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!